Ферония (мифология)


В этрусской и сабинской религии Ферония была богиней, связанной с дикой природой, плодородием, здоровьем и изобилием, также почиталась фалисканцами и позже была принята в древнеримскую религию . Как богиня, даровавшая свободу рабам или гражданские права самой скромной части общества, она пользовалась особым почетом среди плебеев и вольноотпущенников . [ 1 ] Ее фестиваль, Feroniae , проходил 13 ноября ( иды ноябрьские ) во время Ludi Plebeii (« Плебейские игры »), одновременно с Fortuna Primigenia ; обе были богинями Пренесте . [ 2 ] [ 3 ] (стр. 7)
- Обратите внимание, что схожая по звучанию Фералия 21 февраля — это праздник Юпитера Феретриуса , а не Феронии.
Этимология
[ редактировать ]Имя Феронии происходит от сабинского прилагательного, соответствующего латинскому fĕrus , но с долгой гласной, то есть Fērōn? a. Корень «fer» имеет родственные слова во всех индоевропейских языках (например, в греческом θήρ , θήριον , английском «feral »). Латинский fĕrus означает «невозделываемый, необузданный» ( Thesaurus Linguae Latinae ), «полевой, лесной», «неприрученный», «не смягченный никаким культивированием» (Forcellini Totius Latinitatis Lexicon ), который соответствует среде святилищ Феронии и очень близок к rudis (грубому).
Ферония — одна из римских и италийских богинь, имя которой образовано корнем, оканчивающимся суффиксом -она или -ония . Эта форма существительного обозначает трудное или опасное состояние или состояние: божество является владыкой этой опасности только для того, чтобы помочь человеку наилучшим образом избежать ущерба или получить величайшее преимущество, например, Анджерона , потому что ангусти умирает во время зимнего солнцестояния.
Мифы и функции
[ редактировать ]Феронии множество версий культа Предполагалось , и не совсем ясно, была ли она только одной богиней или в древние времена у нее была только одна функция. Некоторые латиняне считали Феронию богиней урожая и чтили ее первыми плодами урожая. [ 4 ] Чтобы обеспечить хороший урожай в следующем году.
Вход Феста на вершину Ферония. [ 7 ] Требула Мутуэска свидетельствует, что богиня обладала также пророческими качествами среди сабинян , как и picus martius Тиоры Матиены, приписываемый аборигенам . Ферония также служила богиней путешественников, огня, [ нужна ссылка ] и воды.
Вольноотпущенники и Либертас
[ редактировать ]Варрон отождествлял Феронию с Либертас , богиней, олицетворявшей Свободу. [ а ] Согласно Сервию , Ферония была покровительницей вольноотпущенников богиней - . [ 8 ] : 8.564 На камне в святилище Террачина была надпись: «Пусть достойные рабы сядут, чтобы они могли встать свободными». Ливи отмечает [ 9 ] что в 217 г. до н.э. освобожденные женщины собирали деньги в подарок Феронии. [ 3 ] (стр. 109) Некоторые источники утверждают, что рабы были освобождены в ее храме недалеко от Террачины. [ 10 ] [ нужна полная цитата ]
Сабинская племенная матрона
[ редактировать ]Она была среди божеств, которых сабинские финансисты помещали на свои монеты в знак уважения к своему наследию. [ 11 ] (стр. 82) Возможно, она была введена в римскую религиозную практику, когда Маний Курий Дентатус завоевал Сабинум в начале III века до нашей эры . [ 13 ]
Настойчивость в диких местах
[ редактировать ]Две истории о ее святилище в Террачине подчеркивают характер Феронии как богини дикой природы: Сервий пишет, что, когда пожар уничтожил ее древесину, а местные жители собирались переместить статуи в другое место, сгоревшее дерево внезапно стало зеленым. [ 14 ]
Плиний утверждает, что все попытки построить башни во время войны между Террачиной и святилищем Феронии были прекращены, поскольку все без исключения были разрушены молнией. [ 16 ] Таким образом, богиня отказалась от какой-либо преемственности и связи с близлежащим городом.
Роль в «Энеиде»
[ редактировать ]В Вергилия « Энеиде» войска из рощи Феронии сражаются на стороне Турна против Энея . [ 17 ] (7.800) Аркадский король Эвандер вспоминает, как в юности он убил сына Феронии Эрула , который, как и Герион, имел тройное тело и тройную душу; Таким образом, Эвандеру пришлось убить его трижды. [ 18 ] Вергилий идентифицирует Эрула как короля Пренесте , но в остальном он неизвестен в литературе. [ 19 ]
Интерпретация Дюмезиля
[ редактировать ]Дюмезиль считает Феронию богиней дикой природы, необузданной природы и ее жизненных сил, но ее уважают, потому что она предлагает возможность найти хорошее применение этим силам для получения питания, здоровья и плодородия. Она оплодотворяет и исцеляет, и поэтому, несмотря на то, что ей поклоняются только в дикой природе, она получает первые плоды урожая. Поскольку она позволяет людям приручать дикие силы растительности, ее можно рассматривать как сторонника превращения того, что неотесанно, в то, что культивируется. [ 6 ] (стр. 361–366)
Дюмезиль сравнивает ее с ведическим богом Рудрой : Он и Ферония похожи в том, что Рудра представляет то, что еще не было преобразовано цивилизацией – он бог грубости , джунглей; одновременно опасный и исключительно полезный: целитель, благодаря травам в своих владениях, защитник освобожденных рабов и изгоев. Ферония, однако, имеет только положительную или полезную функцию: поставить силы дикой природы на службу людям. [ 6 ] (стр. 361–366)
Культовые и культовые сайты
[ редактировать ]Надписи Феронии встречаются в основном в центральной Италии. [ 3 ] (стр. 109) Все святилища Феронии располагались в дикой природе, вдали от населенных пунктов. Однако Варрон помещает Феронию в свой список сабинских богов. [ 20 ] у которых были жертвенники в Риме.
Культы Феронии в Аквилее и Террацине находились рядом с источниками, которые использовались в ее обрядах. [ 11 ] (с. 286) Поэт Августа Гораций говорит о воде ( лимфе ) Феронии, в которой «мы омываем лицо и руки». [ 23 ]
Капена, Этрурия
[ редактировать ]Ее лукус в Капене был местом, куда всем было разрешено приходить для богослужений и торговли, привлекая людей из разных народов: сабинян, латинян, этрусков и других из еще более далеких стран. Роща предоставляла всем нейтральную территорию, на которой нельзя было нарушать мир. [ 25 ]
Храм Феронии у подножия горы Соракте , недалеко от Капены. [ 26 ] Lucus Feroniae , или «роща Феронии» ( Fiano Romano ), была местом ежегодного фестиваля в ее честь. [ 27 ] [ 12 ] которое носило характер торговой ярмарки. [ б ] Это место на территории Капены на юго-западе Этрурии было разграблено золотом и серебром г. отступающими войсками Ганнибала в 211 до н.э. , когда он свернул с Виа Салария , чтобы посетить святилище; [ 29 ] позже он стал Августа колонией . Его статус колонии зафиксирован в единственной надписи, скопированной в рукописи правления аббатства Фарфа. [ 30 ] как колония Юлия Феликс Люкофероненсис [ с ]
Анксур, Террачина
[ редактировать ]Еще одно важное место находилось недалеко от Анксура ( Террачина , южный Лацио ), в лесу в трех римских милях от города, где Сервий записал совместный культ «мальчика Юпитера» ( puer Iuppiter ) под именем Анксира и «Юноны-девственницы». ( Iuno virgo ), которую он идентифицирует как Феронию. [ 12 ] [ 8 ] : 7.799 Согласно другой традиции, только что освобожденные рабы могли пойти в храм в Террачине и получить на бритые головы пилеус — шляпу, символизирующую их свободу.

Марсово поле, Рим
[ редактировать ]Согласно надписи, найденной на этом месте, ее храм на Марсовом поле , на месте нынешнего Ларго ди Торре Аргентина , вероятно, также располагался в роще. [ 33 ] Он был основан до 217 г. до н.э. Возможно, он был посвящен Курцием Дентатом после его победы над сабинянами. Его программа строительства также включала Анио Ветус , новый крупный акведук и ряд фонтанов возле храма. [ 34 ]
Позднее продолжение
[ редактировать ]Чарльз Годфри Леланд сообщил о сохранившихся традициях «ведьмы» Феронии в Тоскане XIX века . [ 35 ]
Тезки
[ редактировать ]астероид В 72 Ферония ее честь назван .
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дейли, Кэтлин Н.; Ренгель, Мариан (1 января 2004 г.). Кэтлин Н. Дейли, Мэриан Ренгел . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-1992-2 .
- ^ Фаулер, WW (1908). Римские праздники периода республики . Лондон, Великобритания. стр. 252–254.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Дорси, Питер Ф. (1992). Культ Сильвана: исследование римской народной религии . Брилл.
- ^ Ливи . [название не указано] . xxvi.11.8.
- ^ Фестус . [название не указано] . п. 308 л².
- ^ Jump up to: а б с д и ж г
Дюмезиль, Г. (1977). Архаическая римская религия [ Arhaic Roman Religion ] (на итальянском языке). Милан, IT: Риццоли. стр. 361–366.С приложением о религии этрусков. Издание и перевод Фурио Джези.
- Итальянский перевод расширенной версии
- ^ Фестус [ 5 ] как цитирует Дюмезиль. [ 6 ] (стр. 363)
- ^ Jump up to: а б с д и
Мавр Сервий Хонорат Комментарий ( к «Энеиде» Вергилия на латыни). 7.799–800, 8.564. - ^ Ливи . [название не указано] . 22.1.18.
- ^ энциклопедия Британская Том. 9. 1966 г.
- ^ Jump up to: а б с Фарни, Гэри Д. (2007). Этническая идентичность и аристократическая конкуренция в республиканском Риме . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с
Коарелли, Филиппо (1987). Святилища Лацио в эпоху Римской республики [ Святилища Лацио в эпоху Римской республики ] (на итальянском языке). Рим, ИТ.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Коарелли [ 12 ] цитируется Фарни. [ 11 ] (с. 286)
- ^ Слуга [ 8 ] : 7.800 цитируется Дюмезилем. [ 6 ] (стр. 362)
- ^ Плиний Старший . Естественная история . II 146.
- ^ Плиний [ 15 ] как цитирует Дюмезиль. [ 6 ] (стр. 362)
- ^ Jump up to: а б Вергилий . Энеида .
- ^ Энеида [ 17 ] (8.564) и примечание Сервия к этому отрывку. [ 8 ]
- ^ Фратантуоно, Ли (2007). Безумие освобожденное: чтение «Энеиды» Вергилия . Лексингтонские книги. стр. 100-1 242, 248.
- ^ Варрон . De lingua latina [ Латинский язык ] (на латыни). 5.74 .
- ^ Гораций . Сатиры . 1.5.24.
- ^ Онианс, РБ (1951). Истоки европейских представлений о теле, разуме, душе, мире, времени и судьбе . Издательство Кембриджского университета. п. 480.
- ^ Гораций [ 21 ] по словам Онианса (1951). [ 22 ]
- ^ Дионисий Галикарнасский . Римские древности . III 32, 12.
- ^ Дионисий [ 24 ] цитируется Дюмезилем. [ 6 ] (с. 364)
- ^ StraboСтрабон [название не указано ] в.
Под горой Соракте находится город Ферония...
- ^ Страбон . [название не указано] . версия 2.9.
- ^ Мюллер, нокаут (1828 г.). Этруски [ Этруски ] (на немецком языке).
- ^ Ливи . [название не указано] . 26.11.
- ^ Кодекс Ватикана Латинуса 6808 Кодекс Ватиканус Латинус
- ^ Тейлор, Л.Р. (1920). «Место Лука Ферония» . Журнал римских исследований . 10 :29–36. дои : 10.2307/295785 . JSTOR 295785 . S2CID 163491953 .
- ^ Гатти, Г. (1905). Новости с раскопок . п. 15.
- ^ Кошки (1905) [ 32 ] цитируется Дюмезилем. [ 6 ] (стр. 362)
- ^ Стэмпер, Джон В. (2005). Архитектура римских храмов: от республики до Средней империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 44–45.
- ^ Лиланд, CG (1892). Этрусские римские остатки в народной традиции . глава III – Ферония.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Феронией (мифология) на Викискладе?
- энциклопедия Американская 1920 год »