Печень Пьяченцы

Печень Пьяченцы — этрусский артефакт, найденный в поле 26 сентября 1877 года недалеко от Госсоленго , в провинции Пьяченца , Италия, ныне хранящийся в Муниципальном музее Пьяченцы, в Палаццо Фарнезе . [ 1 ]
Это бронзовая модель овечьей печени в натуральную величину, покрытая этрусскими надписями ( TLE 719), размером 126 × 76 × 60 мм (5 × 3 × 2,4 дюйма) и датированная концом II века до нашей эры, то есть временем, когда В регионе Пьяченца уже доминировала латынь (Пьяченца была основана в 218 г. до н. э. как римский гарнизонный город в Цизальпийской Галлии ).
Описание и интерпретация
[ редактировать ]Печень подразделяют на отделы с целью проведения гаруспиции ( гепатоскопии ); на разделах написаны имена отдельных этрусских божеств .
Ближневосточные параллели; анатомическая модель
[ редактировать ]Печень Пьяченцы представляет собой поразительную концептуальную параллель с глиняными моделями печени овец, известными с Древнего Ближнего Востока , что подтверждает доказательства связи (будь то миграция или просто культурный контакт) между этрусками и анатолийской культурной сферой. вавилонская глиняная модель овечьей печени, датированная эпохой средней бронзы . В Британском музее хранится [ 2 ] Печень Пьяченцы аналогична вавилонскому артефакту, представляя основные анатомические особенности печени ( желчный пузырь , хвостатую долю и заднюю полую вену ) в виде скульптурных выступов.
Модель космоса; метод гадания
[ редактировать ]Внешний край печени Пьяченцы разделен на 16 отделов; поскольку по свидетельству Плиния и Цицерона , [ нужна ссылка ] Этруски , а ее части следует делили небеса на 16 астрологических домов , высказывалось предположение, что печень должна представлять собой модель космоса идентифицировать как созвездия или астрологические знаки. [ нужна ссылка ] В этой интерпретации каждый из 16 домов был «местом обитания» отдельного божества. Провидцы, например, делали выводы на основании того, в каком направлении была видна молния . Молния на востоке была благоприятной, а молния на западе — неблагоприятной (Плиний 2.143 и далее). Стивенс (2009) предполагает, что Тин , главный бог молний, располагал своим жилищем на севере, поскольку молния на северо-востоке была самой удачной, молния на северо-западе — самой неудачной, а молния в южной половине компаса была самой удачной. не такое сильное предзнаменование ( Сервий ад. Эн. 2.693).
Написанные имена божеств
[ редактировать ]Теонимы . сокращены, и во многих случаях даже прочтение аббревиатуры является спорным В результате лишь в небольшом числе случаев существует консенсус по интерпретации отдельных имен. Приведенное ниже прочтение соответствует Моранди (1991), если не указано иное:
окружность: [ 3 ]
- олово[ia] / cil/en
- олово[ia]/θvf[vlθas]
- олово/θ neθ[uns]
- uni /mae uni/ea ( Юнона ? Майя ?)
- tec/vm ( Cel ? Earth ?)
- lvsl ( Нуси )
- neθ[uns] ( Нептун )
- caθ[a] ( Луна ? [ 4 ] (Это имя также появляется на свинцовой мемориальной доске Мальяно .) [ нужна ссылка ]
- фуфлу/нс ( Вакх )
- сельва ( Сильванус )
- уроки
- толстый
- celsc ( Цельс )
- cvl alp ( Алпану )
- ветисл ( Вейовис ?)
- циленсл
интерьер:
- тур[ан] ( Венера )
- leθn (как № 11)
- la/sl ( Ларес ?)
- Tins/θvf[vlθas] (как № 2)
- θufl/θas
- олова/neθ (как № 3?)
- caθa (как № 8)
- фуф/лус (туз №9)
- θvnθ(?)
- марисл/латр
- годы ( Леда )
- neθ (как № 7)
- herc[the] ( Геркулес )
- mar[is] (Это имя также появляется на свинцовой мемориальной доске Мальяно .)
- джунгли (туз № 10)
- leθa[m] (вероятно, божество подземного мира. Встречается также в Tabula Capuana , строки 3, 6–7, 8 и 12. Возможно, то же самое, что leθn(s) в № 11 и 18.)
- tlusc (как № 12)
- лвсл/велч
- сатр/ес ( Сатурн )
- который (как № 16)
- leθam (как п. 32)
- meθlvmθ
- мар[ис] (как № 30)
- tlusc (как № 12)
На нижней стороне артефакта есть два слова:
- тивс (или тивр «Луна» или «Месяц»?) [1] )
- усилс («солнца» или «дня»)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эпиктет (06.10.2022). Полное собрание сочинений: справочник, беседы и фрагменты . Издательство Чикагского университета. п. 154. ИСБН 978-0-226-76950-9 .
- ^ Таблетка для печени , ME 92668
- ^ начиная с «севера» (левая сторона на изображении, показанном выше) и двигаясь по часовой стрелке, см. Нэнси Томсон Де Граммонд, Этрусский миф, Священная история и легенда (2006), стр. 50 .
- ^ Нэнси Т. де Граммонд, Луна над Пирги: Ката, этрусская лунная богиня? , Американский журнал археологии 112.3 (июль 2008 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- К. Тулин (1906) Боги марсианской капеллы и бронзовой печени из Пьяченцы , Гиссена, Тёпельмана.
- Л. Б. Ван дер Меер (1987) Бронзовая печень Пьяченцы: анализ политеистической структуры, Амстердам: Дж. К. Гибен.
- Алессандро Моранди (1991) Новые черты этрусского языка , Массари. [2]
- Натали Л. К. Стивенс (апрель 2009 г.) Новая реконструкция этрусских небес Американский журнал археологии 113.22, 153-164.
- Антонио Готтарелли (2017) Космогоника. Печень Тиамат и таинственный порог Времени. От космологических мифов древнего Ближнего Востока к новой интерпретации этрусской печени Пьяченцы , серия «Археология дель Рито», №2, Темпла, Болонья. [3]
- Антонио Готтарелли (2018) Падану. Тень в руках времени. Функциональная расшифровка этрусской печени Пьяченцы , серия «Археология дель Рито», №3, Темпла, Болонья. [4]