Этрусская история
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2008 г. ) |

Этрусская история — это письменные свидетельства этрусской цивилизации, составленные в основном греческими и римскими авторами. Помимо их надписей, из которых можно извлечь информацию главным образом социологического характера, мы не имеем никаких исторических сочинений, написанных самими этрусками, равно как и нет никаких упоминаний у римских авторов о том, что они когда-либо были написаны. Остатки этрусских сочинений почти исключительно посвящены религии.
Источник
[ редактировать ]

Существовали три гипотезы относительно происхождения этрусской цивилизации в раннем железном веке : либо путем автохтонного развития in situ из виллановской культуры Этрурии , в северной и центральной Италии либо через восточную ( анатолийскую или фессалийскую ) колонизацию Италии. . Третья гипотеза была выдвинута Ливием и Плинием Старшим и ставит этрусков в контекст рэтийского народа на севере и других популяций, живущих в Альпах . [1] Первым греческим автором, упомянувшим этрусков, которых древние греки называли тирренцами , был поэт VIII века до нашей эры Гесиод в своем произведении « Теогония» . Он упомянул их как проживающих в центральной Италии вместе с латинянами. [2] VII века до нашей эры. Гомеровский гимн Дионису [3] называли их пиратами. [4] В отличие от более поздних греческих авторов, таких как Геродот и Гелланик, эти ранние греческие авторы не предполагали, что этруски мигрировали в Италию из других мест.
По мнению доисторических и протоисторических археологов, антропологов, этрускологов, генетиков, лингвистов, все собранные к настоящему времени доказательства соответствуют автохтонному происхождению этрусков. [5] [6] [7] [8] Более того, нет никаких археологических свидетельств миграции лидийцев или пеласгов в Этрурию. [9] [6] [7] [8] И только в V веке до нашей эры, когда этрусская цивилизация утвердилась на несколько столетий, греческие писатели начали ассоциировать название «тирренцы» с «пеласгами» или «лидийцами». Современные учёные сходятся во мнении, что эти греческие сказки не основаны на реальных событиях. [10] Самые ранние свидетельства существования явно этрусской культуры датируются примерно 900 годом до нашей эры: это период железного века виллановской культуры , который считается самой ранней фазой этрусской цивилизации. [11] [12] [13] [14] [15] которая сама развилась из предыдущей позднего бронзового века прото-вилланованской культуры в том же регионе, являясь частью центральноевропейской культурной системы полей урн. [16]
Гельмутом Риксом Классификация этрусского языка в предложенной тирсенской языковой семье отражает эту двусмысленность. Он находит, что этрусский язык, с одной стороны, генетически связан с реэтическим языком, на котором говорят в Альпах к северу от Этрурии, что предполагает автохтонные связи, но, с другой стороны, лемнийский язык, обнаруженный на «лемносской стеле», тесно связан с этрусским, что влечет за собой либо присутствие этрусков в « Тирсенский » Лемнос, или «тирсенская» экспансия на запад, в Этрурию. [17] Этрусский язык принадлежал к другой семье, чем язык соседних италийских и кельтских народов, говоривших на индоевропейских языках . [18] Тирсенские языки обычно считаются доиндоевропейскими. [19] и палеоевропейский . [20] [21]
История
[ редактировать ]Этрусская экспансия была сосредоточена как на север за Апеннинами , так и на юг, в Кампанию . Некоторые небольшие города исчезли в VI веке до нашей эры, якобы поглощенные более крупными и могущественными соседями. Однако нет сомнения, что политическая структура этрусской культуры была похожа, хотя и более аристократична, на Великую Грецию на юге.
Добыча и торговля металлами, особенно медью и железом , привели к обогащению этрусков и расширению их влияния на Итальянском полуострове и в западной части Средиземного моря. Здесь их интересы столкнулись с интересами греков, особенно в VI веке до нашей эры, когда фокейцы Италии основали колонии вдоль побережья Франции , Каталонии и Корсики . Это привело этрусков к союзу с карфагенянами , интересы которых также столкнулись с греками.
Военная история
[ редактировать ]Около 540 г. до н.э. битва при Алалии привела к новому распределению власти в западной части Средиземного моря. Хотя в битве не было явного победителя, Карфагену удалось расширить сферу своего влияния за счет как этрусков, так и греков. Этрурия оказалась в северной части Тирренского моря .
С первой половины V века до нашей эры Кампанская Этрурия утратила свой этрусский характер, а новая международная политическая ситуация означала начало упадка этрусков. В 480 году до нашей эры союзник Этрурии Карфаген потерпел поражение от коалиции Великой Греции городов во главе с Сиракузами . Несколько лет спустя, в 474 году, тиран Сиракуз Гиерон разгромил этрусков в битве при Кумах . Влияние Этрурии на города Лациум и Кампания ослабло, и ее захватили римляне и самниты .
В IV веке до нашей эры Паданской Этрурии в галльское вторжение положило конец ее влиянию на долину реки По и побережье Адриатического моря.
Римско-этрусские войны
[ редактировать ]В IV веке до нашей эры Рим начал аннексировать этрусские города. К началу I века до нашей эры Рим присоединил всю оставшуюся этрусскую территорию.
Правители
[ редактировать ]
Институт королевской власти был общим. Записано множество имен отдельных этрусских царей, большинство из них находятся в историческом вакууме, но имеется достаточно хронологических свидетельств, чтобы показать, что королевская власть сохранялась в этрусской городской культуре еще долгое время после того, как она была свергнута греками и в Риме. [22] где этрусских королей долго вспоминали с подозрением и презрением. был назначен последний король Когда в Вейях , другие этрусские города были отчуждены, что позволило римлянам разрушить Вейи. [23] Предполагается, что этрусские цари были военными и религиозными лидерами. Принадлежности этрусского царствования известны, поскольку они были унаследованы Римом; они переняли символы республиканской власти, которыми обладали консулы : пурпурное одеяние, посох или скипетр, увенчанный орлом, складное крестообразное «курульное сиденье», курульное седло и, что наиболее заметно, фасции, которые несли мировой судья, который предшествовал королю в публичных выступлениях. [24]
Этрусские города собирались вместе под единым лидером на традиционном ежегодном совете, проводимом в священной роще Fanum Voltumnae . Точное место этой встречи неизвестно, но поисками занимались ученые со времен Возрождения. В отсутствие чрезвычайных ситуаций должность претора Этрурии , как выражается в римских надписях, несомненно, была в основном церемониальной и связана с культом .
Правители Клевсина
[ редактировать ]- Осиню эт. вероятно, начало 11 века до н.э.
- Ларс Порсена эт. конец VI века до н.э.
- Арунс эт. в. 500 г. до н.э.
Правители Кайсры
[ редактировать ]- В предложении
- Лартия
- Тефари Велианас эт. в. конец VI - начало IV века до нашей эры, известен по посвящению храма, записанному на табличках Пирги.
Правители Вейи
[ редактировать ]- Волунциус эт. середина V века – 437 г. до н.э.
- Ларс Толумниус эт. конец V века – 428 г. до н.э.
Правители Аримна
[ редактировать ]- Аримнестос
Этрусские цари Рима
[ редактировать ]- Луций Тарквиний Приск (616–579)
- Сервий Туллий (578–535)
- Луций Тарквиний Гордый (535–510/509) до н.э.
Другие этрусские правители
[ редактировать ]- Мезенций эт. в. 1100 г. до н.э.
- Тирсенос
- Велсу эт. 8 век до н.э.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тит Ливий (Ливий), История Рима (Ab Urbe Condita), Книга 5
- ^ Гесиод, Теогония 1015.
- ↑ Гомеровский гимн Дионису, 7.7–8.
- ^ Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , Том. 2 (2000) с. 211
- ^ Баркер, Грэм ; Расмуссен, Том (2000). Этруски . Народы Европы. Оксфорд: Издательство Блэквелл. п. 44. ИСБН 978-0-631-22038-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Де Граммонд, Нэнси Т. (2014). «Этническая принадлежность и этруски». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Inc., стр. 405–422. дои : 10.1002/9781118834312 . ISBN 9781444337341 .
- ^ Перейти обратно: а б Турфа, Джин Макинтош (2017). «Этруски». В Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гэри (ред.). Народы Древней Италии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 637–672. дои : 10.1515/9781614513001 . ISBN 978-1-61451-520-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Шипли, Люси (2017). «Где дом?». Этруски: утраченные цивилизации . Лондон: Книги реакции. стр. 28–46. ISBN 9781780238623 .
- ^ Уоллес, Рекс Э. (2010). «Италия, Языки». Гагарин, Михаил (ред.). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 97–102. doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 . ISBN 9780195170726 .
Этрусское происхождение лежит в далеком прошлом. Несмотря на утверждение Геродота, который писал, что этруски мигрировали в Италию из Лидии в восточном Средиземноморье, нет никаких материальных или лингвистических доказательств, подтверждающих это. Этрусская материальная культура развивалась в непрерывной цепочке от предшественников бронзового века. Что касается языковых взаимоотношений, то лидийский язык является индоевропейским. Лемнианский язык, о котором свидетельствуют несколько надписей, обнаруженных недалеко от Камании на острове Лемнос, представлял собой диалект этрусского языка, завезенный на остров коммерческими авантюристами. Лингвистические сходства, связывающие этрусский язык с раэтическим языком, на котором говорят в субальпийских регионах северо-восточной Италии, еще больше противоречат идее восточного происхождения.
- ^ Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер, ред. (2014). Оксфордский спутник классической цивилизации . Oxford Companions (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–292. ISBN 9780191016752 .
Убедительная демонстрация Брикеля того, что знаменитая история об исходе Тиррена из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века. до нашей эры.
- ^ Диана Нери (2012). «1.1 Вилланованский период в западной Эмилии». Этруски между 8 и 7 веками до нашей эры на территории Кастельфранко Эмилия (Миссури) (на итальянском языке). Флоренция: В знаке Лилии. п. 9. ISBN 978-8878145337 .
Термин «виллановский» вошел в археологическую литературу, когда в середине 19 века граф Гоццадини обнаружил первые кремационные гробницы на своей территории в Вилланова-ди-Кастеназо, в районе Казелле (БО). Культура Вилланована совпадает с самым древним периодом этрусской цивилизации, в частности, с 9-м и 8-м веками до нашей эры, а термины Вилланован I, II и III, используемые археологами для обозначения эволюционных фаз, представляют собой условные разделы ранней Железной культуры. Возраст
- ^ Джильда Бартолони (2012) [2002]. Культура Вилланова. В начале этрусской истории (на итальянском языке) (III изд.). Рим: издательство Кароччи. ISBN 9788843022618 .
- ^ Джованни Колонна (2000). «Первоначальные персонажи этрусской цивилизации». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 25–41.
- ^ Доминик Брикель (2000). «Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древних времен». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 43–51.
- ^ Джильда Бартолони (2000). «Происхождение и распространение вилланованской культуры». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 53–71.
- ^ Мозер, Мэри Э. (1996). «Происхождение этрусков: новые доказательства старого вопроса» . В Холле, Джон Франклин (ред.). Этрусская Италия: этрусское влияние на цивилизации Италии от античности до современности . Прово, Юта: Художественный музей Университета Бригама Янга. стр. 29–43 . ISBN 0842523340 .
- ^ Rix 1998. Ретский и этрусский (Инсбрук).
- ^ Ларисса Бонфанте (2002). Этрусский язык . ISBN 978-0-7190-5540-9 .
- ^ Беллелли, Винченцо; Бенелли, Энрико (2018). Этруски. Написание. Язык. Общество [ Этруски. Письмо. Язык. Общество. ] (на итальянском языке). Рим: Carocci Editore. ISBN 978-88-430-9309-0 .
- ^ Хаарманн, Харальд (2014). «Этническая принадлежность и язык в Древнем Средиземноморье». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons , Inc., стр. 17–33. дои : 10.1002/9781118834312.ch2 . ISBN 9781444337341 .
- ^ Хардинг, Энтони Х. (2014). «Поздняя предыстория Центральной и Северной Европы». В Ренфрю, Колин; Бан, Пол (ред.). Кембриджская мировая предыстория . Том. 3. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . п. 1912. ISBN 978-1-107-02379-6 .
В железном веке Италия была домом для ряда языков, некоторые из которых были явно индоевропейскими (наиболее очевидным из них является латынь, хотя это был всего лишь язык, на котором говорили в сердце Рима, то есть в Лациуме, и другие языки, такие как курсив. (также присутствовали венецианцы или лигурийцы), в то время как центрально-западный и северо-западный регион были заняты людьми, которых мы называем этрусками, которые говорили на языке, который не был индоевропейским и предположительно представлял собой этнический и языковой слой, восходящий к далекому прошлому. время, возможно, даже оккупантам Италии до распространения земледелия.
- ^ Грэм Баркер и Том Расмуссен, Этруски , 1998:87 и далее.
- ^ Это интерпретация, данная Ливием (т.1.3).
- ^ Баркер и Расмуссен 1998:89.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бартолони, Джильда. «Культура Вилланова: в начале этрусской истории». В «Этрусском мире » под редакцией Джин Макинтош Турфа , 79–98. Абингдон: Рутледж, 2013.
- Брикель, Доминик. «Этрусское происхождение и античные авторы». В «Этрусском мире » под редакцией Джин Макинтош Турфа, 36–55. Абингдон: Рутледж, 2013.
- Де Граммонд, Нэнси Томсон. Этрусский миф, священная история и легенда . Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, 2006.
- Хейнс, Сибилла. Этрусская цивилизация: история культуры . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти, 2000.
- Жоливе, Винсент. «Долгие сумерки: «латинизация» Этрурии». В «Этрусском мире » под редакцией Джин Макинтош Турфа, 151–79. Абингдон: Рутледж, 2013.
- Лейтон, Роберт. «Урбанизация в южной Этрурии с десятого по шестой век до нашей эры: истоки и рост крупных центров». В «Этрусском мире » под редакцией Джин Макинтош Турфа, 134–50. Абингдон: Рутледж, 2013.
- Нильсен, Марьятта. «Последние этруски: семейные гробницы в северной Этрурии». В «Этрусском мире » под редакцией Джина Макинтоша Турфа, 180–93. Абингдон: Рутледж, 2013.
- Поттер, TW Римская Италия . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1987.
- Саннибале, Маурицио. «Ориентализация Этрурии». В «Этрусском мире » под редакцией Джин Макинтош Турфа, 99–133. Абингдон: Рутледж, 2013.