Керченский пролив
Керченский пролив | |
---|---|
Координаты | 45 ° 15' с.ш. 36 ° 30' в.д. / 45,250 ° с.ш. 36,500 ° в.д. |
Макс. длина | 35 км (22 мили) |
Макс. ширина | 15 км (9,3 мили) |
Мин. ширина | 3,1 км (1,9 миль) |
Средняя глубина | 18 м (59 футов) |
Острова | Остров Тузла |
Керченский пролив [а] — пролив в Восточной Европе . Он соединяет Черное и Азовское моря , отделяя Керченский полуостров Крыма Краснодарского западе от Таманского полуострова края на России на востоке. Пролив имеет ширину от 3,1 км (1,9 мили) до 15 км (9,3 мили) и глубину до 18 метров (59 футов). Важнейшая гавань, крымский город Керчь , дала название проливу, ранее известному как Киммерийский Босфор . Его еще называли проливом Еникале в честь крепости Ени-Кале в Керчи.
Тамань , самый важный населенный пункт на стороне пролива со стороны Таманского полуострова, расположен в Таманском заливе , который отделен от главного Керченского пролива косой Чушка на севере и бывшей косой Тузла на юге; Коса Тузла теперь является островом Тузла , соединенным с Таманским полуостровом построенной Россией в 2003 году плотиной длиной 3,8 километра (2,4 мили) и с материковым Крымом Крымским мостом, открытым в 2018 году. Рядом строится крупный грузовой порт. Тамань.
История
[ редактировать ]Греческие и римские записи
[ редактировать ]Проливы имеют длину около 35 километров (22 мили) и ширину 3,1 километра (1,9 мили) в самом узком месте и отделяют восточную часть Крыма от Тамани , самого западного продолжения Кавказских гор . В древности здесь, по-видимому, существовала группа островов, пересеченных рукавами реки Кубань ( Гипанис ) и различными проливами , которые с тех пор заилились. [1] Римлянам этот пролив был известен как Киммерийский Боспор ( Cimmerius Bosporus) . [2] ) от его греческого названия, Киммерийского пролива Kimmerios ( степных Bosporos , в честь киммерийцев , близлежащих ) кочевников . [3] В древние времена низменность вблизи пролива была известна как Меотское болото . [4] [5]
Боспор Киммерийский в древности считался отделяющим Европу от Азии, так же, как и Боспор Фракийский. [6] Большинство географов, например Посидоний , Страбон ( География 11.7.4) и Птолемей , считали границей между Европой и Азией реку Танаис ( Дон ), впадающую в Азовское море с севера; Альтернативная точка зрения, встречающаяся у поэта Корнелия Галла , заключалась в том, что это была река Гипанис ( Кубань ), впадающая в Азовское море с востока, недалеко от Киммерийского Босфора. [7]
Ранний современный период
[ редактировать ]Керченский пролив был близлежащим местом крупного морского сражения (которое стало известно как битва при Керченском проливе ) во время русско-турецкой войны (1787–1792) . Оно произошло в 1790 году и закончилось победой русских.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Керченский полуостров стал ареной отчаянных боев между силами Советской Красной Армии и нацистской Германии . Частота боевых действий усиливалась в самые холодные месяцы года, когда пролив замерзал, что позволяло передвигаться войскам по льду. [8]
После того, как Восточный фронт стабилизировался в начале 1943 года, Гитлер весной 1943 года канатная дорога ( канатная дорога приказал построить автомобильно-железнодорожный мост длиной 4,8 км (3,0 мили) через Керченский пролив, чтобы поддержать свое желание возобновить наступление на Кавказ. Вступившая в строй 14 июня 1943 года ) с пропускной способностью тысяча тонн в сутки была достаточна лишь для оборонительных нужд 17-й армии на Кубанском плацдарме . Из-за частых подземных толчков для этого моста потребовалось бы огромное количество сверхпрочных стальных балок , а их транспортировка сократила бы поставки военной техники в Крым. Мост так и не был достроен, и в сентябре 1943 года Вермахт завершил эвакуацию Кубанского плацдарма. [9]
В 1944 году Советский Союз построил «временный» железнодорожный мост ( Керченский железнодорожный мост ) через пролив. При строительстве использовались материалы, захваченные у немцев. Мост вступил в строй в ноябре 1944 года, но в феврале 1945 года его разрушили движущиеся льдины; реконструкция не предпринималась. [10]
Послевоенное паромное сообщение
[ редактировать ]После войны в 1954 году было налажено паромное сообщение через пролив, соединивший Крым и Краснодарский край ( Порт Крым — Порт Кавказ линия ). Первоначально было четыре железнодорожных парома ; позже были добавлены три автомобильных парома. Железнодорожные перевозки продолжались почти 40 лет. Стареющие железнодорожные паромы устарели в конце 1980-х годов и были выведены из эксплуатации. Осенью 2004 года взамен были поставлены новые суда и восстановлено железнодорожное сообщение. Паромная линия прекратила работу в конце 2020 года.
Спор и военно-морской договор 2003 г.
[ редактировать ]Территориальный спор между Россией и Украиной в 2003 году разгорелся вокруг острова Тузла в Керченском проливе. Украина и Россия договорились рассматривать пролив и Азовское море как общие внутренние воды. [11] [12]
Шторм ноября 2007 г.
[ редактировать ]В воскресенье 11 ноября 2007 года информационные агентства сообщили об очень сильном шторме на Черном море . Четыре корабля затонули, шесть сели на мель на песчаной отмели, два танкера получили повреждения, что привело к крупному разливу нефти и гибели 23 моряков. [13]
под российским флагом Нефтяной танкер «Волгонефть-139» столкнулся с проблемой в Керченском проливе, где он пытался укрыться от вышеупомянутого шторма. [14] Во время шторма танкер раскололся пополам, вылив более 2000 тонн мазута. Еще четыре лодки затонули во время шторма, в результате чего произошел выброс серного груза. Шторм помешал усилиям по спасению членов экипажа. [15] [16] Еще одна жертва шторма — российское грузовое судно «Вольногорск» , груженное серой, затонуло в порту Кавказ . в тот же день [17]
Русско-украинская война с 2014 года.
[ редактировать ]Россия и Украина согласились гарантировать друг другу свободу судоходства для кораблей обеих стран в военно-морском договоре 2003 года . Однако с начала российско-украинской войны и аннексии Крыма в 2014 году российские войска насильственно установили новый статус-кво, будучи теперь единственной контролирующей силой в проливах.
Новый мост и морская блокада
[ редактировать ]Мэр Москвы Юрий Лужков выступил за строительство автомобильного моста через пролив. С 1944 года предлагались или предпринимались различные проекты мостов через пролив, которым всегда препятствовала сложная геологическая и географическая конфигурация местности. Строительство подхода было фактически начато в 2003 году с плотины длиной 3,8 километра (2,4 мили), что спровоцировало конфликт на острове Тузла в 2003 году . [18]
После аннексии Крыма Россией в 2014 году правительство России решило построить мост через Керченский пролив. 19-километровый Крымский мост открылся для автомобильного движения в 2018 году, а железнодорожный участок открылся в 2019 году. [19]
Российские государственные СМИ утверждают, что строительство моста привело к увеличению содержания питательных веществ и планктона в водах, что привлекло большое количество рыбы и более 1000 находящихся под угрозой исчезновения черноморских афалин . [20] Однако Украина утверждает, что акустический шум и загрязнение от строительства моста и военных учений на самом деле могут быть причиной гибели черноморских дельфинов. [21]
Инцидент в Керченском проливе (2018 г.)
[ редактировать ]Когда в ноябре 2018 года два корабля ВМС Украины попытались пройти под мостом, чтобы достичь Мариуполя, российские войска в ответ заблокировали проливы большим контейнеровозом. На обратном пути украинские корабли и экипажи были обстреляны и захвачены российской береговой охраной. [22] [23] [24]
Катастрофа газового танкера в 2019 году
[ редактировать ]В 2019 году два газовоза столкнулись и взорвались, в результате чего погибли 14 человек.
Закрытие Россией в 2021 году
[ редактировать ]15 апреля 2021 года Россия приняла решение закрыть район Керченского пролива для «военных кораблей и других государственных судов» с 24 апреля по 31 октября. Заявленной причиной закрытия являются военные учения . [25] Закрытие частично отрезало украинские порты Бердянск и Мариуполь от Черного моря. [26] В МИД Украины выразили протест против этого решения, заявив, что "подобные действия Российской Федерации являются очередной попыткой нарушения норм и принципов международного права с целью узурпировать суверенные права Украины как прибрежного государства, поскольку Украина имеет право регулировать судоходство". в этих районах Черного моря». [25] По мнению МИД Украины, это решение является нарушением свободы судоходства согласно Конвенции ООН по морскому праву . [25]
Решению о закрытии пролива предшествовало предупреждение России США после плана администрации Байдена послать два эсминца ( USS Roosevelt и USS Donald Cook [27] ) в Черное море на фоне растущего военного присутствия России вблизи Украины. [28] Администрация Байдена приостановила поставки эсминцев после того, как усилились боевые действия между украинскими и поддерживаемыми Россией сепаратистскими силами, пытаясь ослабить напряженность. [27] Путин пригрозил безопасности кораблей ВМС США, заявив, что им следует держаться подальше от этого района «ради их же блага». После того, как эсминцы были задержаны, Россия воспользовалась открытием и закрыла Керченский пролив. [29]
2021 Корабль Донбасс
[ редактировать ]9 декабря 2021 года украинский командный корабль «Донбасс» вышел из Мариуполя и подошел к Керченскому проливу. Оно не предупредило заранее о проходе пролива и было предупреждено российской береговой охраной, что такое уведомление должно быть дано в целях безопасности морского судоходства. На данный момент прохода через пролив ожидают около 80 гражданских судов. [30]
Взрывы на Крымском мосту
[ редактировать ]Утром 8 октября 2022 года в 06:07 (мск) на проезжей части Крымского моста произошел взрыв, причинивший крупный ущерб. Также загорелись семь вагонов с топливом проходящего железнодорожного поезда, в результате чего возник обширный пожар на параллельном железнодорожном мосту, а две половины автодорожного моста обрушились. [31] 17 июля 2023 г. взрывы под мостом двух морских дронов-смертников повредили пролет автодорожного моста.
Крымский тоннель
[ редактировать ]В конце 2023 года газета Washington Post сообщила, что Россия с помощью китайских компаний рассматривает возможность строительства крымского туннеля. [32]
Канал Керчь-Еникале
[ редактировать ]Для улучшения навигационных возможностей Керченского пролива, весьма мелкого в самом узком месте, Керченско-Еникальский канал через пролив был проложен . Главный канал может принимать суда длиной до 215 метров с осадкой до 8 метров с обязательным лоцманским сопровождением. Канал непрямой, а его геометрия еще больше усложняет безопасное судоходство. Узость, ограниченная глубина и повороты основного канала вместе с зачастую непредсказуемым воздействием ветра и видимости (туман) означают, что существуют строгие процедуры, регулирующие транзит по проливу. Транзит крупнотоннажных судов происходит в порядке одностороннего (попеременного) группового сопровождения. Процедуры транзита остались неизменными, будь то под советской, украинской или российской юрисдикцией. Пост управления движением судов в Керчи контролирует и контролирует все движение судов.
Рыбалка
[ редактировать ]На крымском побережье пролива расположено несколько рыбоперерабатывающих предприятий. Рыболовный сезон начинается поздней осенью и длится 2–3 месяца, когда множество сейнеров в пролив выходит на промысел . Таманский залив — крупный рыболовный район, вдоль побережья разбросано множество рыбацких поселков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский: Керченский пролив ; Украинский : Керченский пролив ; Крымско-турецкий : Keriç boğazı ; Адыгейский : Хы Туале
Ссылки
[ редактировать ]- ^ свободном доступе : Миннс, Эллис (1911). « Босфор Киммерий ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 286–287. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Плиний I, Нат. 4,28; Аммиан 31.2.21
- ^ Антон, Чарльз (1872) «Киммерии» Классический словарь: содержащий отчет об основных именах собственных, упомянутых у древних авторов (4-е изд.), стр. 349–350 .
- ^ «Хун» . Все2.com . Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «Этрусские_фразы, исследование, дающее новое представление об индоевропейских языках» . Maravot.com . 13 февраля 2009 года . Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ Гурова, Н. (2014). [ https://www.academia.edu/10185170/What_did_Ancient_Greeks_mean_by_the_Cimmerian_Bosporus_ «Что древние греки подразумевали под «Киммерийским Боспором»?». АВЕ, 13, 29–48; страница 31.
- ^ Дэн, Анка. (2016). «Реки, называемые Фасис» . Древний Запад и Восток , 15, 245–277; страницы 263–4).
- ^ Журнал Command, Армия Гитлера: эволюция и структура немецких вооруженных сил , Da Capo Press (2003), ISBN 0-306-81260-6 , ISBN 978-0-306-81260-6 , с. 264
- ↑ Внутри Третьего Рейха , Альберт Шпеер , глава 19, стр. 270 (1969, английский перевод 1970 г.)
- ^ Мост через пролив [Мост через пролив]. КЕРЧ.COM.UA (на русском языке). КЕРЧЬ.COM.UA. Архивировано из оригинала 10 мая 2012 года . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ «Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» . www.ecolex.org . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ Макьюэн, Алек. «Граница России и Украины в Азовском море и Керченском проливе» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2014 года.
- ^ «Разлив нефти: более 33 000 т нефтяных отходов собрано на пляжах Керченского пролива» (на французском языке). 28 ноября 2007 г.
- ^ Крис Болдуин (12 ноября 2007 г.). «Россия пытается сдержать разлив нефти и спасти моряков» . Рейтер . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ «В водах вблизи России зафиксирован разлив топлива» . CNN . 11 ноября 2007 года . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ Аркадий Ирщенко (11 ноября 2007 г.). «Российский нефтяной танкер разваливается пополам» . Новости Би-би-си . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ "В порту "Кавказ" затонул сухогруз c серой" [In the port "Kavkaz" a dry cargo with ash sank]. lenta.ru . 11 November 2007.
- ^ Энциклопедия Колумбии, шестое издание
- ^ «Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 74/17 «Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополя, Украина, а также частей Черного и Азовского морей» » . Документы ООН . 13 декабря 2019 г.
- ^ Goldman E.. 2017. Строительство Крымского моста увеличивает популяцию дельфинов в Керченском проливе . Россия за пределами новостей . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ "Украинский учёный: Дельфины в Чёрном море гибнут из-за строительства Керченского моста и военных учений" . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Объяснение морского столкновения России и Украины» . Экономист . 1 декабря 2018 года . Проверено 19 января 2019 г.
- ^ «Столкновение Украины и России: депутаты поддерживают военное положение» . Новости Би-би-си . 27 ноября 2018 года . Проверено 27 ноября 2018 г.
- ^ «Украина обвиняет Россию в обстреле ее кораблей вблизи Крыма» , The Irish Times , 25 ноября 2018 г. , дата обращения 6 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Украина протестует против ограничений России на свободу судоходства в Черном море» . Укринформ . 15 апреля 2021 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Русские закручивают гайки, а мир наблюдает за [АНАЛИЗОМ ]] (на польском языке). Онет . 18 апреля 2021 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Путин закрывает доступ к Черному морю после разворота Байдена по Украине» . Нью-Йорк Пост . 15 апреля 2021 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Королевский флот: сообщает, что Россия закрывает Керченский пролив в Черном море, поскольку напряженность на Украине возрастает» . Плимут Геральд . 15 апреля 2021 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Путин закрывает доступ к Черному морю после разворота Байдена по Украине» . 15 апреля 2021 г.
- ^ "Корабль ВМС Украины движется в сторону Керченского пролива, сообщили в ФСБ" [The ship of the Ukrainian Navy is moving towards the Kerch Strait, the FSB reported] (in Russian). 9 December 2021.
- ^ «Пожар на мосту в Крыму: пламя вспыхнуло на единственном мосту, соединяющем полуостров с Россией» . 8 октября 2022 г.
- ^ Миллер, Грег; Илюшина, Мария (25 ноября 2023 г.). "Российские и китайские руководители обсуждают проект тоннеля Россия-Крым" . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 25 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Керченским проливом, на Викискладе?