Евразийские кочевники
Евразийские кочевники представляли собой группы кочевых народов, населявших Евразийскую степь и широко известных из приграничных исторических источников из Европы и Азии . [ 1 ]
Кочевник – это не имеющий постоянного места жительства народ, который путешествует с места на место в поисках свежих пастбищ для своего скота. Родовое название охватывает различные этнические группы, которые время от времени степи Казахстана , , Кыргызстана , Таджикистана , Туркменистана , Узбекистана , Монголии населяли России и Украины . Они одомашнили лошадь около 3500 г. до н.э., значительно расширив возможности кочевой жизни. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] и впоследствии их экономика и культура сделали упор на коневодство , верховую езду и кочевое скотоводство ; обычно это включало торговлю с оседлыми народами по краям степи. Они разработали колесницы , повозки , кавалерию и конную стрельбу из лука и ввели такие инновации, как уздечка , удила , стремя и седло , и очень быстрая скорость, с которой инновации пересекали степные земли, широко распространилась, чтобы их могли копировать оседлые народы, граничащие со степями. . В эпоху железного века среди евразийских кочевников возникли скифские культуры , для которых было характерно отчетливое скифское искусство .
История
[ редактировать ]Скифия была свободным государством или федерацией, охватывающей большую часть степи, возникшей еще в 8 веке до нашей эры, состоящей в основном из людей, говорящих на скифских языках , и обычно считавшейся первой из империй кочевников . [ 5 ] Скифы скотоводческими племенами , были иранскими населявшими евразийские степи от Таримской котловины и Западной Монголии в Азии до Сарматии на территории современной Украины и России . Римская армия нанимала сарматов в качестве элитных кавалеристов. Европа подверглась нескольким волнам вторжений конных людей, в том числе киммерийцев . Скифы . и сарматы долгое время правили в I тысячелетии до нашей эры, но в начале I тысячелетия нашей эры они были вытеснены волнами иммиграции других народов на восток, в степи к востоку от моря Каспийского Они были вытеснены народом юэчжи и были вынуждены ассимилироваться с ним, и многие из этих восточных скифов ( саков ) переселились и поселились в Парфянской империи в регионе, позже названном Сакастаном .
Западные иранцы, аланы и сарматы, осели и стали правящей элитой нескольких восточнославянских племен . [ 6 ] и некоторые из этих иранцев также ассимилировались со славянскими культурами, [ 7 ] в то время как другие сохранили свою иранскую идентичность, и на их языках сегодня говорит современный осетинский народ . [ 8 ] Различные народы также расширялись и сокращались позже в истории, в том числе мадьяры в раннем средневековье , монголы и сельджуки в высоком средневековье , калмыки и кыргызы , а затем и казахи до наших дней. Самый ранний пример вторжения конных людей, возможно, произошел со стороны самих протоиндоевропейцев после одомашнивания лошади в 4-м тысячелетии до нашей эры (см. Курганскую гипотезу ). Киммерийцы были первыми вторгшимися конными степными кочевниками, известными из восточноевропейских источников. Их военная сила всегда основывалась на кавалерии , и они были одними из первых, кто развил настоящую кавалерию. [ 9 ]
Исторически территории к северу от Китая, включая Маньчжурию , Монголию и Синьцзян, были населены кочевыми племенами. Ранние периоды китайской истории включали конфликты с кочевым народом к западу от долины Вэй . В текстах династии Чжоу (ок. 1050–256 гг. до н. э.) династии Жун , Ди и Цинь сравниваются с волками , описывая их как жестоких и жадных. [ 10 ] Железо и бронза поставлялись из Китая. [ 11 ] Ранняя теория, предложенная Оуэном Латтимором, предполагающая, что кочевые племена могли быть самодостаточными, подверглась критике со стороны более поздних ученых, которые задавались вопросом, могли ли их набеги быть мотивированы необходимостью, а не жадностью. Последующие исследования показали, что спрос кочевников на зерно , текстиль и скобяные изделия превышал спрос Китая на степные товары. Анатолий Хазанов назвал этот дисбаланс в производстве причиной нестабильности степных кочевнических культур. Более поздние ученые утверждали, что мир вдоль северной границы Китая во многом зависел от того, смогут ли кочевники получить необходимое им зерно и текстиль мирными средствами, такими как торговля или смешанные браки. Несколько племен объединились, чтобы сформировать хунну , племенную конфедерацию, которая давала кочевым племенам преимущество в их отношениях с оседлым земледельческим китайским народом. [ 10 ]
Во времена династии Тан , турки пересекали Желтую реку когда она замерзла, чтобы совершить набег на Китай. Современные танские источники отмечают превосходство тюркских лошадей. Император Тайцзун писал, что лошади «исключительно превосходили обычных [лошадей]». Сяцзяси как (киргизы) были племенем- данником , контролировавшим территорию, богатую такими ресурсами, золото , олово и железо . Железную дань, которую платили кыргызы, турки использовали для изготовления оружия, доспехов и деталей седел. Турки были кочующими охотниками и иногда скрывали военную деятельность под предлогом охоты. Их набеги на Китай организовывал хаган , и успех в этих походах существенно влиял на престиж вождя племени. В VI веке Гектюркский каганат укрепил свое господство над северным степным регионом посредством ряда военных побед над Шивэй , Киданем , Жужань , Туюхуном , Караходжей и Яда . К концу VI века, после гражданской войны в Гёктюрке , недолговечная империя распалась на Восточный и Западный тюркские каганаты до завоевания Тан в 630 и 657 годах соответственно. [ 12 ]
Кочевничество сохраняется в степных землях, хотя оно в целом не одобряется современными режимами, которые часто препятствуют ему с различной степенью принуждения.
Культура
[ редактировать ]Социальные сети были важнейшей частью жизни кочевников в евразийской степи. [ 13 ] Хотя евразийские кочевники обычно считали себя потомками одного предка, они также приветствовали присоединение к своему племени чужаков. [ 14 ] Это можно было сделать, став «заклятым братом» могущественного деятеля племени или отказавшись от своей родословной и став нокером . [ 14 ]
Союзы также могли быть созданы посредством смешанных браков. Евразийские степные кочевники практиковали экзогамию , выдавая замуж женщин из своего племени за чужие группы. [ 14 ] Мужчины-кочевники также часто женились на иностранных принцессах. [ 14 ] Эти браки были важной частью процесса строительства империи. [ 13 ]
Евразийские степные кочевники разделяли общие земные космологические верования, основанные на темах поклонения небу. [ 15 ] В мифах о древнетюркском происхождении часто упоминаются пещеры или шахты как источник их предков, что отражает важность производства железа среди их предков. [ 15 ]
Эйджизм был особенностью древней евразийской кочевой культуры. [ 16 ] Степные общества придавали большое значение ценности молодых мужчин, о чем свидетельствует их жестокое обращение с пожилыми людьми. [ 17 ] Аланы обычно казнили людей , мало уважали своих стариков, а саки когда они становились слишком старыми, чтобы работать. [ 17 ] Сюнну пожилым часто отказывали в еде людям во время нужды или конфликтов. [ 17 ] Сюй утверждает, что эти явления лучше всего можно объяснить воинственной природой степного общества. [ 17 ]
Среди скифов существовал третий род , известный как энарии . Греческий историк описал энариев как мужчин с женскими чертами, носивших женскую одежду и перенимавших женские манеры. [ 18 ] Эти трансгендерные люди принадлежали к наиболее уважаемым элементам скифского общества и, как полагали, обладали превосходными шаманскими способностями. [ 18 ] Трансгендерные черты энари могли возникнуть случайно из-за чрезмерной верховой езды или употребления ферментированной кобыльей мочи, что могло изменить их гормональный профиль и облегчить переход к женскому полу. [ 19 ] [ 20 ] Скифы, возможно, переняли эту гендерную традицию у других среднеазиатских степных или сибирских обществ. [ 21 ] Подобные трансгендерные явления также были зафиксированы среди тюркских народов Центральной Азии, а также среди других кочевников из Сибири. [ 22 ] [ 23 ]
В материальной культуре евразийских кочевников наблюдается поразительное единообразие. [ 24 ]
Хронологическое деление
[ редактировать ]Хронологически было несколько «волн» вторжений из степи в Европу, на Ближний Восток, в Индию и Китай.
- Бронзовый век
- Протоиндоевропейцы (см. Индоевропейские миграции ), курганная теория и более поздняя индоарийская миграция.
- От высокого средневековья до раннего Нового времени
- Монгольская империя и продолжающаяся тюркская экспансия ;
См. также
[ редактировать ]По регионам
[ редактировать ]- Кочевые народы Европы
- Кочевники Индии
- Уральские языки
- Монгольские языки
- Тюркские языки
- Урало-алтайские языки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Степь в Британской энциклопедии
- ^ Матосян Формируя всемирную историю с. 43
- ^ «Что мы теоретизируем – когда и где произошло одомашнивание» . Международный музей лошади . Архивировано из оригинала 19 июля 2016 г. Проверено 27 января 2015 г.
- ^ «Лошадиная эология, бинарные черные дыры, отслеживание красных приливов, реэволюция рыб, ходьба как человек, факт или вымысел» . Подкаст Quirks and Quarks с Бобом Макдональдом . Радио Си-Би-Си . 07.03.2009 . Проверено 18 сентября 2010 г.
- ^ Аннамораднежад, Рахимберди; Лотфи, Седиге (2010). «Демографические изменения кочевых сообществ Ирана (1956–2008 гг.)». Азиатские демографические исследования . 6 (3): 335–345. дои : 10.1080/17441730.2010.512764 . S2CID 154140533 .
- ^ Вернадский, Георгий (1 января 1969 г.). История России . Издательство Йельского университета. п. 22. ISBN 978-0-300-00247-8 . «Хотя аланы изначально были типичными кочевниками, со временем некоторые из их родов осели и, смешавшись с коренным земледельческим населением, постепенно стали доминировать над некоторыми восточнославянскими племенами,
- ^ Ашерсон, Нил (30 сентября 1996 г.). Черное море . Макмиллан. п. 242. ИСБН 978-0-8090-1593-1 . «Так же, как сарматские «хорваты», они доминировали, а затем растворились в окружающем их славянском населении».
- ^ Грант, Энтони П. (10 января 2020 г.). Оксфордский справочник по языковому контакту . Издательство Оксфордского университета. п. 488. ИСБН 978-0-19-087690-6 . «По языку осетины произошли от средневекового народа, называемого аланами», —
- ^ Мейерс, Эрик М. (1997). Оксфордская энциклопедия археологии Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета. п. 11. ISBN 978-0-19-511216-0 . "Киммерийцы были одними из первых конных кочевников, использовавших настоящую конницу; предметы из их могил включают личные украшения, оружие, конскую сбрую, главное - конские удилы северокавказского типа..."
- ^ Перейти обратно: а б Ди Космо, Никола. «Древние кочевники Внутренней Азии: их экономическая основа и ее значение в истории Китая». Журнал азиатских исследований 53, вып. 9 (1994): 1092–126.
- ^ Сьюзан Э. Алкок (2001). Империи: перспективы археологии и прошлого . Издательство Кембриджского университета. стр. 19–. ISBN 978-0-521-77020-0 .
- ^ Ван, Чжэньпин и Джошуа А. Фогель (ред.). 2017. Танцы со всадниками: Тан, турки и уйгуры. В Танском Китае в Многополярной Азии , 11–54. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. Проверено 12 февраля 2018 г. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Бербанк, Джейн (11 мая 2021 г.). Империи в мировой истории: власть и политика различий . Издательство Принстонского университета. стр. 95–97. ISBN 978-1-4008-3470-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бербанк 2021 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Кроссли, Памела Кайл (28 февраля 2019 г.). Молот и наковальня: правители-кочевники в кузнице современного мира . Роуман и Литтлфилд. п. 34. ISBN 978-1-4422-1445-3 .
- ^ Сюй, Ю-Кан (2010). Археологические исследования культурных связей хунну и гуннов (Диссертация).
- ^ Перейти обратно: а б с д Сюй 2010 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Миддлтон, Гай Д. (9 февраля 2023 г.). Женщины в древнем средиземноморском мире: от палеолита до византийцев . Издательство Кембриджского университета. п. 140. ИСБН 978-1-108-57486-0 .
- ^ Сёртиз 2020 , с. 40.
- ^ Каут, Майкл Р. (11 января 2013 г.). Справочник по эволюции человеческой сексуальности . Рутледж. п. 84. ИСБН 978-1-136-45519-3 .
- ^ Коннер, Рэнди П. (1997). «Энария» . Энциклопедия квир-мифов, символов и духа Касселла: знания геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров . Лондон , Великобритания : Касселл . стр. 129–131. ISBN 978-0-304-33760-6 .
- ^ Болдик, Джулиан (22 октября 2012 г.). Животное и шаман: древние религии Центральной Азии . Нью-Йорк Пресс. п. 82. ИСБН 978-0-8147-7165-5 .
- ^ Сёртиз, Эллисон (3 февраля 2020 г.). Исследование гендерного разнообразия в древнем мире . Издательство Эдинбургского университета. п. 38. ISBN 978-1-4744-4706-5 .
- ^ Аруз, Джоан (2006). Золотой олень Евразии: взгляд на степных кочевников древнего мира . Метрополитен-музей. п. 14. ISBN 978-1-58839-205-3 .
- ^ «Степные бандиты-мигранты, усмиренные крестьянками каменного века» . ScienceDaily . Факультет естественных наук Копенгагенского университета. 4 апреля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Амитай, Реувен ; Биран, Михал (редакторы). Монголы, тюрки и другие: евразийские кочевники и оседлый мир (Библиотека Внутренней Азии Брилла, 11) . Лейден: Брилл , 2005 ( ISBN 90-04-14096-4 ).
- Дрюс, Роберт . Первые всадники: начало конной войны в Азии и Европе . Нью-Йорк: Рутледж, 2004 ( ISBN 0-415-32624-9 ).
- Голден, Питер Б. Кочевники и их соседи в русской степи: тюрки, хазары и кыпчаки (Сборник исследований Variorum) . Олдершот: Эшгейт, 2003 ( ISBN 0-86078-885-7 ).
- Хильдингер, Эрик . Воины степи: Военная история Центральной Азии, 500 г. до н.э. - 1700 г. н.э. Нью-Йорк: Sarpedon Publishers, 1997 (твердый переплет, ISBN 1-885119-43-7 ); Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press, 2001 (мягкая обложка, ISBN 0-306-81065-4 ).
- Крадин, Николай . 2004. Кочевые империи в эволюционной перспективе. В Альтернативах социальной эволюции . Эд. Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев , Дмитрий Бондаренко , В. де Мунк, П. К. Уэйсон (с. 274–288). Владивосток : Дальневосточное отделение РАН; перепечатано в: Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Эд. Леонид Гринин и др. (стр. 501–524). Волгоград: Учитель.
- Крадин, Николай Н. 2002. Кочевничество, эволюция и мировые системы: пастырские общества в теориях исторического развития. Журнал исследований мировой системы 8: 368–388 .
- * Крадин, Николай . 2003. Кочевые империи: истоки, расцвет, упадок. В «Пути кочевников в социальной эволюции» . Эд. Н. Н. Крадин, Дмитрий Бондаренко и Т. Барфилд (с. 73–87). Москва: Центр цивилизационных исследований РАН .
- * Крадин, Николай . 2006. Культурная сложность кочевников-скотоводов. Мировые культуры 15: 171–189 .
- Крадин, Николай . Кочевники Внутренней Азии в переходный период. Москва: УРСС, 2014 ( ISBN 978-5-396-00632-4 ).
- Литтауэр, Мэри А .; Краувель, Йост Х .; Раульвинг, Питер (редактор). Избранные сочинения о колесницах и других ранних транспортных средствах, верховой езде и упряжи («Культура и история древнего Ближнего Востока», 6) . Лейден: Брилл , 2002 ( ISBN 90-04-11799-7 ).
- Шиппи, Томас «Том» А. Готы и гунны: повторное открытие северной культуры в девятнадцатом веке , в «Средневековое наследие: симпозиум» . Оденсе: Университетское издательство Южной Дании, 1981 ( ISBN 87-7492-393-5 ), стр. 51–69.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кочевое искусство восточно-евразийских степей , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о евразийских кочевниках.
- Центр изучения евразийских кочевников