Иранские гунны
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2018 г. ) |
Термин «иранские гунны» иногда используется для обозначения группы различных племен, живших в Центральной Азии , в исторических регионах Трансоксианы , Бактрии , Тохаристана , Кабульской долины и Гандхары , пересекающихся с современными Афганистаном , Таджикистаном , Узбекистаном , Восточным Ираном. , Пакистан и Северо-Западная Индия , между четвертым и седьмым веками. [1] Они также угрожали северо-восточным границам Сасанидского Ирана и вынудили шаха провести против них множество плохо документированных кампаний.
Термин был введен Робертом Геблем. [2] в 1960-х годах и основан на его исследовании монет. Термин «иранские гунны», придуманный Гёблом, иногда принимался в исследованиях, особенно в немецких академических кругах, и отражает то, как некоторые имена и надписи кидаритов и эфталитов использовали иранский язык . [3] и основная часть населения, которым они правили, была иранцами. [4] Их происхождение дискуссионно обсуждается. [5] Гёбль описывает четыре группы: кидариты , алхоны , незаки и эфталиты как иранских гуннов на основании нумизматических данных, доступных в его время. Но недавние описания также относят ксионитов к пятой группе. В недавних исследованиях обсуждается, пришли ли новоприбывшие одной волной или несколькими волнами разных народов. [6] [5]
Они примерно эквивалентны Хунам . [ нужна ссылка ] . С иранскими гуннами связаны уар , хуна и неопределенные термины из разных языков, такие как «Белый гунн», «Красный гунн» и другие.
Проблемы с источниками и названиями
[ редактировать ]Иранских гуннов не следует путать с европейскими гуннами во главе с Аттилой . Существует несколько сообщений поздней античности , пришедших из Китая и Индии, где их называют хунами . Большая часть информации получена в результате изучения монет, которых было найдено немало. Эти монеты поднимают множество проблем хронологии и интерпретации. Кроме того, монеты иранских гуннов не всегда могут быть отнесены к определенному правителю. [ нужна ссылка ]
В четвертом веке различные центральноазиатские племена начали нападать на Персидскую Сасанидскую империю . Источники иногда называют этих людей «гуннами», но их происхождение неясно. Вероятно, они не имели отношения к гуннам, появившимся в южнорусской степи около 375 г. и напавшим на Римскую империю. Эти два термина должны быть четко разделены. Как и слово «скифы», слово «гунны» в различных формах широко использовалось древними историками для обозначения различных степных племен, о которых они мало что знали. [5] В современных исследованиях часто признается, что термин «хунны» из-за своей известности часто использовался для обозначения различных смешанных групп и не следует понимать его как название конкретной этнической группы. [ нужна ссылка ]
Ксиониты
[ редактировать ]Ксиониты не были включены в классификацию Роберта Гёбля, поскольку не оставили монет. Более поздние исследования обнаружили связь между ксионитами и первой волной иранских гуннов Гёбля.
Что. 350 [7] группа под названием ксиониты начала нападать на империю Сасанидов. Они завоевали Бактрию, но Шапур II в конце концов их примирил. Позже они объединились с персами, участвовали в римско-персидской войне и участвовали в осаде Амиды (359 г.) под предводительством своего царя Грумбата . Письменные отчеты исходят от Аммиана Марцеллина , в частности, . Среднеперсидский термин «ксион», по-видимому, связан как с «ксионитами», так и с «гуннами», но не подразумевает, что все группы с этим именем были родственными или этнически однородными. Среди иранских гуннов, за исключением, возможно, ксионитов, мы можем распознать определенные иранские элементы, в частности, бактрийский язык как административный язык и надписи на монетах.
Кидариты
[ редактировать ]Первой группой Гёбля были кидариты , которые ближе к концу четвертого века были вовлечены в последствия падения Кушанской империи (после 225 г., см. Кушано-Сасанидское царство ). Недавние исследования показали, что кидариты являются кланом ксионитов или каким-то образом произошли от них, так что эти две группы нельзя строго разделить. [11] Обе группы выступают серьезными противниками персов. Приск сказал, что Сасаниды сражались с «кидаритскими гуннами». Вероятно, это было во времена Бахрама V (420–438 гг.) и, конечно же, во времена Йездигерда II (438–457 гг.). [12] Известно, что персы платили дань кидаритам.
Название «кидариты» происходит от имени их первого известного правителя Кидары (около 350–385 гг.). Они чеканили монеты в подражание Кушано -Сасанидам, ранее правившим этой территорией. В районе Кабула было найдено множество кладов монет, что позволяет нам датировать начало их правления примерно 380 годом. Кидаритовые монеты, найденные в Гандхаре, позволяют предположить, что их правление иногда распространялось на север Индии. На их монетах написаны надписи на бактрийском, согдийском и среднеперсидском языках, а также шрифтом брахми .
Их власть упала в конце пятого века. Их столица Балх пала в 467 году, вероятно, после великой победы Пероза I над их королем Кункасом. Их правление в Гандхаре продолжалось как минимум до 477 года, ибо в этом году они отправили посольство к династии Северная Вэй . Кажется, они еще немного продержались в Кашмире, а потом все следы исчезли. К этому времени эфталиты обосновались в Бактрии, а алхоны вытеснили кидаритов из земель к югу от Гиндукуша.
Алхонс
[ редактировать ]Второй волной были алхоны , обосновавшиеся в районе Кабула около 400 г. Их историю необходимо реконструировать почти исключительно по кладам монет. Их монеты основаны на сасанидских моделях, вероятно, потому, что они захватили персидский монетный двор в Кабуле. На их монетах отчеканено бактрийское слово «Алханно», от которого мы и получили название «Алхон». Неясно, означает ли это слово племя, или правителя, или является царским титулом. [13]
При своем царе Хингиле (умер около 490 г.) они напали на Гандхару и изгнали кидаритов. Их последующие нападения на индийских принцев, похоже, не увенчались успехом. В начале шестого века они распространились из Гандхары на северо-запад Индии и практически уничтожили правление Гуптов , монетам которых они подражали. Это утверждение о вторжении алхонов полностью основано на находках монет, поскольку индийские источники называют всех северных захватчиков «гунами», включая, возможно, эфталитов. [14] При Торамане и его сыне Михиракуле (515-540/50?) они действовали особенно агрессивно. Михиракулу изображают негативно и обвиняют в преследовании буддистов. Примерно в середине шестого века их власть на севере Индии ослабла. Михиракула потерпел серьёзное поражение в 528 году, после чего его власть была ограничена. Его столицей была Сакала в Пенджабе, который когда-то был важным индо-греческим центром. После его смерти (550?) они прекратили наступление. Несмотря на свою непродолжительность, вторжение Хуна было политически и культурно разрушительным для Индии. Позже часть алхонов, по-видимому, вернулась в Бактрию.
Незак
[ редактировать ]Третьей волной Гёбля были гунны Незак, поселившиеся вокруг Кабула. Ранние ученые называли их «Напки». Точная хронология неясна. Первые письменные отчеты относятся к началу седьмого века. Некоторые относят их основание к концу шестого века, после падения эфталитов. Монеты предполагают основание в конце пятого века. [15] Если принять ранние датировки, они находились под давлением эфталитов, но согласно более поздним датировкам они извлекли выгоду из распада эфталитов. [16]
Их монеты во многом основаны на сасанидских моделях, но их легко узнать по характерным коронам в виде бычьей головы, которые позволяют разделить монеты на типы. Похоже, что вернувшиеся группы алхонов встретились с низаками и создали смешанный алхон-низакский язык.
Несомненно, они распространились на Гандхару и чеканили там монеты. Китайские источники начала VII века доказывают, что их столицей была Каписа . Их остатки к югу от Гиндукуша, похоже, были уничтожены арабским завоеванием в конце седьмого века.
Эфталиты
[ редактировать ]Четвертой и самой важной волной были эфталиты , прибывшие в середине пятого века. Как и в случае с другими группами, точную хронологию установить сложно. Из более поздних персидско-арабских источников, таких как Ат-Табари, следует, что они были противниками персов уже в первой половине пятого века, хотя в источниках используется расплывчатый термин «тюрк». В немногочисленных сообщениях греко-римских авторов, которые часто мало знали о событиях на Дальнем Востоке, не проводилось различий между различными группами, и кажется более вероятным, что они относились к другим иранским гуннам, прибывшим до собственно эфталитов. назвал их «белыми гуннами», Прокопий который дает некоторую информацию. Их монеты основаны на современных персидских моделях.
К концу пятого века они распространились из восточного Тохаристана (Бактрии) и взяли под контроль несколько соседних территорий. Они распространились не на Индию, а на Трансоксану. Хуны, о которых сообщается из индийских источников, вероятно, были алхонами (см. выше). К началу VI века они контролировали значительную территорию в Бактрии и Согдиане.
У эфталитов было много конфликтов с персами. В 484 году Пероз I пал в битве с эфталитами, победившими его ранее. В 498/99 году они восстановили Кавада I. на троне Персы, похоже, платили дань, по крайней мере, некоторое время. Среди иранских гуннов самую серьезную угрозу для персов представляли эфталиты. Сирийские и армянские источники сообщают о неоднократных попытках Сасанидов обеспечить безопасность своей северо-восточной границы, что привело к катастрофе для Пероза I, который ранее победил кидаритов. По словам Прокопия, у них была эффективная система правления с царем во главе, и, по крайней мере, после завоевания Бактрии и Согдианы, они больше не были кочевниками. Они использовали бактрийский язык в качестве административного языка и использовали городские центры своего царства, особенно Горго (местоположение?) и Балх.Около 560 г. их царство было разрушено союзом персов и гоктюрков. Остатки эфталитов просуществовали до арабского завоевания в конце седьмого и начале восьмого веков.
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- Роберт Гёбл: Документы по истории иранских гуннов в Бактрии и Индии. 4 тома. Харрасовиц, Висбаден, 1967 г.
- Кристоф Баумер , История Центральной Азии, том 2
- ЮНЕСКО, История цивилизаций в Центральной Азии, Том III, страницы 119-184, посвященные кидаритам и эфталитам.
- Другие источники и примечания в книге «Иранские гунны».
- примечания:
- ^ Резахани, Ходадад (2017). «Иранские гунны и кидариты». Написано в Эдинбурге, Шотландия. Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Эдинбургские исследования в Древней Персии. Эдинбургский университет: Издательство Эдинбургского университета, ДеГруйтер. п. 88. ИСБН 978-1-4744-0030-5 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 .
Судя по китайским источникам, разные волны захватчиков проходили по одному и тому же маршруту: переправились через Сырдарью в Трансоксиану, затем вторглись в Бактрию/Тохаристан и, в конечном итоге, пересекли Гиндукуш в Кабулскую долину и, в конечном итоге, в Гандхару.
- ^ «ГЁБЛ, РОБЕРТ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Справочник классических исследований: Древний Ближний Восток-греческая история-римская история. Том III,7: История Древнего Ирана, Ричард Нельсон Фрай, CHBeck, 1984, стр.346.
- ^ Турко-Персия в исторической перспективе, Роберт Л. Кэнфилд, Cambridge University Press, 2002 , стр. 49.
- ^ Jump up to: а б с Гунны в Энциклопедии Ираника .
- ^ Баумер, т.2, стр.94, примечание 75.
- ^ См. например, Борис А. Литвинский (ред.): Перекресток цивилизаций. 250–750 гг. н. э. (= История цивилизаций Средней Азии, корп. 3). Париж 1996, с. 120.
- ^ «CNG: eAuction 208. Гуннские племена, кидариты. Кидара. Около 350–385 гг. н.э. Драхма АР (28 мм, 3,97 г, 3 часа)» . СПГ монеты . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ Кембриджский спутник эпохи Аттилы, Майкл Маас, Cambridge University Press, 2014, стр.284sq.
- ^ Энциклопедия Ираника, статья Кидариты: «На гандхарских монетах, носящих их имя, правитель всегда чисто выбрит, что более характерно для алтайцев, чем для иранцев» в «КИДАРИТЫ – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org .
- ^ Дэниел Т. Поттс: Кочевничество в Иране. От античности до современности. 2014, с. 129.
- ^ Дэниел Т. Поттс: Кочевничество в Иране. От античности до современности. Oxford 2014, стр. 136 и 138. См. также Николаус Шиндель: Сасанидские восточные войны в V веке. Нумизматические свидетельства. В: А. Панайно, А. Пирас (Hrsg.): Материалы 5-й конференции Societas Iranologica Europaea. Том I. Mailand 2006, стр. 675–689, здесь стр. 678–680. Связанные статьи в Википедии также называют их «эфталитами» или «гуннами».
- ^ Интерпретацию монет см. Майкл Альрам: Гуннская чеканка . В: Энциклопедия Ираника.
- ^ Среди других Борис А. Литвинский: Империя эфталитов. В: Борис А. Литвинский (Hrsg.): Перекресток цивилизаций. 250–750 гг. н.э. =ЮНЕСКО, том III, Париж, 1996, с. 141–143. Сравните с AD Bivar: Эфталиты . В: Энциклопедия Ираника , которая подчеркивает сложность четкого различия.
- ^ См. Клаус Вондровец: Чеканка Незака. В: М. Альрам, Д. Климбург-Салтер, М. Инаба, М. Пфистерер (издатель): Монеты, искусство и хронология II. Первое тысячелетие нашей эры на индо-иранском пограничье. Вена, 2010 г., стр. 169–190, здесь стр. 169 и 173f.
- ↑ Поздняя дата, предложенная Францем Гренетом: Незак . В: Энциклопедия Ираника.
- ^ КУРБАНОВ, АЙДОГДЫ (2010). ЭФТАЛИТЫ: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (PDF) . Берлин: Берлинский свободный университет. стр. 135–136.
- ^ «ДЕЛЬБАРЖЕН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org .
- ^ Ильясов, Джангар. «Эфталитовая терракота // Искусство и археология Шелкового пути. Том 7. Камакура, 2001, 187–200» : 187–197.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (январь 1996 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. п. 183. ИСБН 978-92-3-103211-0 .