осетины
Ир, Иратта, Дигоре, Дигорентта / Ир, Иратта, Дигоре, Дигорентта | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 700 000 [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 558,515 [1] |
( Северная Осетия-Алания ) | 480,310 [2] |
Южная Осетия | 51,000 [3] [4] |
Грузия (без учета Южной Осетии ПА ) | 14,385 [5] |
Сирия | 58,700 [6] |
Турция | 20,000–50,000 [7] [8] [9] [10] |
Таджикистан | 7,861 [11] |
Узбекистан | 5,823 [12] |
Украина | 4,830 [13] |
Казахстан | 4,308 [14] |
Туркменистан | 2,066 [15] |
Азербайджан | 1,170 [16] |
Кыргызстан | 758 [17] |
Беларусь | 554 [18] |
Молдавия | 403 [19] |
Армения | 331 [20] |
Латвия | 285 [21] |
Литва | 119 [22] |
Эстония | 116 [23] |
Языки | |
осетинские языки ( Айрон и Дигор ) Русский , Турецкий , Арабский ( L2 ) | |
Религия | |
Большинство: Восточное православие (70–85%) [24] Меньшинство: Ислам (15–30%) [25] Уацдин | |
Родственные этнические группы | |
Яс , другие иранские народы | |
а. ^ Общая цифра является лишь приблизительной; сумма всех упомянутых популяций. |
Осетины EE ( / ɒ ˈ s iː ʃ ə n z / oss - - shənz или / ɒ ˈ s ɛ t i ən z / oss- ET -ee -ənz ; [26] Осетинский : ирландский, ирландский / Digora, Digoræntæ , латинизированный: ирландский, ирландский / Digoræ, Digorænttæ ), [27] также известные как осетины ( / ˈ ɒ s iː t s / OSS -eets ), [28] Осетины ( / ˈ ɒ s ɪ t s / OSS -its ), [29] и аланы ( / ˈ æ l ə z n / AL -ənz ) — иранцы. [30] [31] [32] [33] этническая группа, коренная жительница Осетии , региона, расположенного на северной и южной сторонах Кавказских гор . [34] [35] [36] Они по-родному говорят на осетинском языке , восточно-иранском языке индоевропейской языковой семьи , причем большинство из них также свободно владеют русским языком как вторым языком.
В настоящее время осетинская родина Осетия политически разделена между Северной Осетией-Аланией в России и де-факто страной Южная Осетия (признанная Организацией Объединенных Наций оккупированной Россией территорией, которая де-юре является частью Грузии ). Их ближайшие исторические и языковые родственники, народ Яс , живут в регионе Яшаг в северо-западной части округа Яс-Надькун-Сольнок в Венгрии . Третья группа, произошедшая от средневековых алан, это асуды Монголии — . И яс, и асуд уже давно ассимилировались; только осетины сохранили форму аланского языка и аланскую идентичность. [37]
Большинство осетин являются православными христианами . [38] значительные меньшинства исповедуют осетинскую этническую религию Уацдин , а также ислам .
Этимология
[ редактировать ]Осетины и Осетия получили свое название от русских, принявших грузинское название Осети ( ოსეთი – обратите внимание на личное местоимение), что означает «земля Оси». Оси ( ოსი , мн. Осеби , ოსები ) использовался в грузинском языке со времен средневековья для обозначения единственного ираноязычного населения Центрального Кавказа и, вероятно, основан на старом сарматском самоназвании Ас (произносится как Аз ) или Яссы. (произносится «Язи» ), родственный венгерскому «Jasz» , оба произошли от латинского «Iazyges» , которое является латинизацией сарматского племенного имени алан , называемого * Yazig , от протоиранского * Yaz , что означает «те, кто приносит жертву», возможно, относящееся к племя, связанное с ритуальным жертвоприношением, хотя более широкие сарматы, по-видимому, называли себя «ариитаями» или «арийцами», сохранившимися в современных осетинских ирэттах . [39] [40] [ нужна страница ] [41]
Поскольку у осетинских носителей не было какого-либо единого инклюзивного имени на своем родном языке, кроме традиционного подразделения «Ирон - Дигорон» , эти термины стали восприниматься осетинами как эндонимы еще до их интеграции в состав Российской империи . [42]
Эта практика была поставлена под сомнение новым осетинским национализмом в начале 1990-х годов, когда спор между осетинскими подгруппами дигорон и ирон по поводу статуса дигорского диалекта заставил осетинских интеллектуалов искать новое инклюзивное этническое название. Это, в сочетании с последствиями грузино-осетинского конфликта , привело к популяризации Алании , названия средневековой сарматской конфедерации, от которой осетины вели свое происхождение, и к включению этого названия в официальное республиканское название Северной Осетии. в 1994 году. [42]
Корень os/as -, вероятно, происходит от более раннего * ows / aws -. На это указывает архаичный грузинский корень овс — (ср. Овси , Овсети ), зафиксированный в Грузинских летописях ; большая длина начальной гласной или геминация согласной s в некоторых формах ( NPers . Ās , Āṣ ; лат . Aas , Assi ); и армянским этническим именем * Аусоврк ( Ōsur - ), вероятно, происходящим от родственного сохранившегося в яссском термине *Jaszok , относящегося к ветви аланского племени языгов, обитавшего недалеко от современной Грузии ко времени Анании Ширакаци (7 век нашей эры). ). [43]
Подгруппы
[ редактировать ]- Железные на востоке и юге образуют более крупную группу осетин. Они говорят на железном диалекте . Ироны делятся на несколько подгрупп: алагиры, куртацы, тагауры, кудары , туалы, урстуалы и чсаны.
- Дигорцы на западе. Дигоры проживают в Дигорском районе , Ирафском районе и некоторых населенных пунктах Кабардино-Балкарии и Моздокского района . Они говорят на дигорском диалекте .
- Яссы , поселившиеся в регионе Яшаг в Венгрии в 13 веке. Они говорили на вымершем ясском диалекте .
- Асуд — кочевой род из Монголии алано-осетинского происхождения. Они, как и яссы, основательно ассимилировались, и неясно, на каком осетинском диалекте они говорили до принятия монгольского языка .
Культура
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Южной Осетии |
---|
История |
Люди |
Языки |
Мифология |
Кухня |
Религия |
Литература |
Музыка |
Мифология
[ редактировать ]Коренные верования осетинского народа уходят корнями в их сарматское происхождение, которое было синкретизировано с местным вариантом народного православия , в котором некоторые языческие боги были обращены в христианских святых. [46] Нарты , Даредзант и Царциат служат основной литературой народной мифологии региона. [47]
Музыка
[ редактировать ]Жанры
[ редактировать ]Осетинские народные песни разделены на 10 уникальных жанров :
- Исторические песни
- Военные песни
- Героические песни
- Рабочие песни
- Свадебные песни
- Застольные песни
- Юмористические песни
- Танцевальные песни
- Романтические песни
- Лирические песни
Инструменты
[ редактировать ]Осетины используют в своей музыке следующие инструменты:
- Струнные инструменты:
- Натянутые струны:
- Дюуадаэстенон – двенадцатиструнная арфа.
- Фендир – арфа с двумя или тремя щипковыми струнами.
- Смычковые струны
- Хайсин – двух- или трехструнная скрипка .
- Хюрнэг – двухмостовой инструмент, разновидность виолончели.
- Натянутые струны:
- Духовые инструменты
- Уадындз – Флейта
- Хёзин – Тростниковая флейта
- Лалим – Волынка
- Удаевдз – Двойные трости
- Фидиуэг - какой-то инструмент из бычьего рога.
- Ударные инструменты
- Яйцо для картинга – Погремушки
- Гимнастическое яйцо – Барабан
- Дала – Бубен
История
[ редактировать ]Предыстория (Ранние аланы )
[ редактировать ]Осетины происходят от племени языгов сарматов состава , аланского подплемени, которое, в свою очередь, отделилось от более широкого скифов . [38] Сарматы были единственной ветвью аланов, которая сохранила свою культуру перед лицом готского вторжения (ок. 200 г. н. э.), а те, кто остался, построили великое царство между реками Дон и Волга, согласно Куну , «Расы Европы» . Между 350 и 374 годами нашей эры гунны разрушили Аланское царство, и аланы разделились пополам. Некоторые бежали на запад, где они участвовали в варварских вторжениях в Рим, основали недолговечные королевства в Испании и Северной Африке и поселились во многих других местах, таких как Орлеан, Франция , Яссы, Румыния , Аленкер, Португалия и Ясберень, Венгрия. . Остальные аланы бежали на юг и поселились на Кавказе, где основали свое средневековое царство Алания. [ нужна ссылка ]
Средний возраст
[ редактировать ]возникло объединенное Аланское царство, именуемое в источниках того периода Аланией В VIII веке в горах Северного Кавказа, примерно на месте современной Черкесии и современной Северной Осетии-Алании, . На пике своего развития Алания была централизованной монархией с сильной военной силой и сильной экономикой, извлекавшей выгоду из Шелкового пути .
После монгольского нашествия 1200-х годов аланы мигрировали дальше в Кавказские горы, где образовали три этнографические группы; Железо, Дигорон и Кудар. являются яссы Считается, что потенциально четвертой группой, мигрировавшей в 13 веке в Венгрию .
Современная история
[ редактировать ]В более недавней истории осетины участвовали в осетино-ингушском конфликте (1991–1992 гг.), грузино-осетинском конфликте ( 1918–1920 гг ., начало 1990-х гг. ), а также в войне в Южной Осетии 2008 г. между Грузией и Россией.
Ключевые события:
- 1774 г. — Расширение Российской империи на территорию Осетии. [48]
- 1801 — После аннексии Россией восточно-грузинского царства Картли-Кахети современная территория Южной Осетии становится частью Российской империи . [49]
- 1922 — Создание Юго-Осетинской автономной области . [50] Северная Осетия остаётся в составе Российской СФСР , а Южная Осетия остаётся в составе Грузинской ССР .
- 20 сентября 1990 г. – Образована независимая Республика Южная Осетия. отделилось от Грузии Хотя оно и осталось непризнанным, оно де-факто . В последние годы существования Союза Советского этническая напряженность между осетинами и грузинами Грузии в бывшей Южно-Осетинской автономной области (упраздненной в 1990 году) и между осетинами и ингушами в Северной Осетии переросла в ожесточенные столкновения, в результате которых несколько сотен человек были убиты и ранены, а также созданы большой поток беженцев по обе стороны границы. [51] [52]
С момента фактической независимости в Южной Осетии звучали предложения о присоединении к России и объединении с Северной Осетией.
Язык
[ редактировать ]Осетинский язык относится к восточно-иранской ( аланской ) ветви индоевропейской языковой семьи . [38]
Осетинский язык делится на две основные диалектные группы: иронийский [38] ( ос . – Ирон) в Северной и Южной Осетии и Дигории [38] ( ос . – Дыгурон) на западе Северной Осетии. В эти две группы входят некоторые поддиалекты, такие как туалийский, алагирский и ксанийский. Иронийский диалект является наиболее распространенным.
Осетинский язык относится к остаткам скифо-сарматской диалектной группы, на которой когда-то говорили в Понтийско-Каспийской степи. Осетинский язык не является взаимопонятным ни с одним другим иранским языком.
Религия
[ редактировать ]До X века осетины были строго язычниками, хотя частично христианизированы византийскими миссионерами. они были в начале X века [55] К 13 веку большая часть городского населения Осетии постепенно стала православными христианами в результате грузинской миссионерской деятельности. [38] [56] [57]
Ислам был введен вскоре после этого, в 1500-1600-х годах, когда члены Дигора впервые столкнулись с черкесами племени кабардай в Западной Осетии, которые сами были приобщены к этой религии татарами в 1400-х годах. [58]
По оценкам 2013 года, до 15% населения Северной Осетии исповедуют ислам. [59]
В 1774 году Осетия стала частью Российской империи , которая лишь значительно укрепила православие , отправив туда русских православных миссионеров. Однако большинство выбранных миссионеров были церковниками из восточно-православных общин, проживающих в Грузии, включая армян и греков , а также этнических грузин . Сами русские миссионеры не были отправлены, так как осетины посчитали бы это слишком навязчивым.
Сегодня большинство осетин как Северной, так и Южной Осетии исповедуют восточное православие . [38] [60]
Ассианизм ( Уацдин или Аэсдин по-осетински), осетинская народная религия, также широко распространена среди осетин с ритуальными традициями, такими как жертвоприношения животных, святыни, ежегодные праздники и т. д. есть храмы, известные как кувандон . В большинстве сел [61] По данным исследовательской службы «Среда» , Северная Осетия является основным центром осетинской народной религии, и в опросе 2012 года 29% населения сообщили, что исповедуют народную религию. [62] Популярность ассианизма неуклонно растет с 1980-х годов. [63]
- сторона 1
Демография
[ редактировать ]За пределами Южной Осетии значительное количество осетин проживает также в Триалети , в Северо-Центральной Грузии . Большая осетинская диаспора проживает в Турции и Сирии . Около 5 000–10 000 осетин эмигрировали в Османскую империю, пик их миграции пришелся на 1860–61 и 1865 годы. [64] В Турции осетины поселились в центральной Анатолии и основали группы деревень вокруг Сарыкамыша и возле озера Ван в восточной Анатолии. [65] Осетины также поселились в Бельгии , Франции , Швеции , США (в первую очередь в Нью-Йорке , Флориде и Калифорнии ), Канаде ( Торонто ), Австралии ( Сидней ) и других странах мира.
Российская перепись 2002 года.
[ редактировать ]Подавляющее большинство осетин проживает в России (по данным Всероссийской переписи населения (2002 г.) ):
- Северная Осетия – Алания — 445,3 тыс.
- Москва — 10 500
- Кабардино-Балкария — 9800
- Ставропольский край — 7700
- Краснодарский край — 4100
- Карачаево-Черкесия — 3200.
- Санкт-Петербург — 2800
- Rostov Oblast — 2,600
- Московская область — 2400
Генетика
[ редактировать ]Осетины — уникальная этническая группа Кавказа, говорящая на индоиранском языке, окруженная преимущественно вайнахско-дагестанскими и абхазо-черкесскими этнолингвистическими группами, а также тюркскими племенами, такими как карачаевцы и балкарцы .
Осетины (аланы) сформировались как народ в Кавказском регионе и являются результатом смешения сарматов с коренным северокавказским (осетинским) населением. По Y-гаплогруппе аланы являются потомками коренного осетино-кавказского населения, а по МтДНК алано-осетины являются потомками сарматов. Об этом говорит и их язык, имеющий как северокавказское, так и иранское влияние, поэтому осетины-аланы являются ираноязычным кавказским народом и формирование их как этноса произошло между I-IV веками.
Согласно этому исследованию, осетины больше связаны с грузинами (60–70%), чем с большинством других кавказских этносов.
Галерея
[ редактировать ]Этот раздел содержит неэнциклопедическую или чрезмерную галерею изображений . |
- Осетинка в традиционной одежде, первые годы 20 века.
- Осетинские женщины за работой (19 век)
- Осетинское северокавказское платье XVIII века Рамонов Вано (19 век)
- Три осетинских учителя (19 век)
- Осетинская девушка в 1883 году.
- Гайто Газданов , писатель
- Сергей Гуриев , экономист
- Николай Баграев , политик
- Южноосетинские исполнители
- Осетин в 1881 году.
- Soslan Ramonov , wrestler
- Шота Бибилов , профессиональный футболист.
- Руслан Караев , профессиональный кикбоксер.
- Владимир Габулов , осетинский вратарь.
- Валерий Гергиев , дирижер
См. также
[ редактировать ]- Алан
- Локации
- Дигор (народ)
- Языг
- Железо (люди)
- Ясские люди
- Александр Кубалов
- Осетины в Триалети
- Осетины в Турции
- Народы Кавказа
- Сарматы
- Скифы
- Терские казаки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Российская перепись 2010: Население по национальностям» . Перепись-2010.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала (XLS) 4 декабря 2013 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ "Всероссийская перепись населения 2002 года" . Perepis2002.ru . Archived from the original on 2 February 2008 . Retrieved 21 August 2017 .
- ^ Статус Южной Осетии оспаривается. Она считает себя независимым государством, но это признают лишь несколько других стран . Правительство Грузии и большинство других государств мира считают Южную Осетию де-юре частью территории Грузии.
- ^ «Отчет PCGN «Грузия: топонимическая заметка о Южной Осетии» » (PDF) . Pcgn.org.uk. 2007. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2007 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Этнический состав Грузии» (PDF) . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «Осетинский» . Этнолог . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ "Lib.ru/Современная литература: Емельянова Надежда Михайловна. Мусульмане Осетии: На перекрестке цивилизаций. Часть 2. Ислам в Осетии. Историческая ретроспектива" . Lit.lib.ru . Retrieved 21 August 2017 .
- ^ "Официальный сайт Постоянного представительства Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ. Осетины в Москве" . Noar.ru . Archived from the original on 1 May 2009 . Retrieved 21 August 2017 .
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld – Северокавказская диаспора в Турции» . Unhcr.org . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Прошло 100 лет с тех пор, как они мигрировали, но они не забыли Асетинце» . 17 августа 2008 г.
- ^ Национальный состав, владение языками и гражданство населения республики таджикистан (PDF) . Статистика Таджикистана (на русском и таджикском языках). п. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2013 года . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ "Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР" . Archived from the original on 6 January 2012 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ «Украинская перепись 2001 года» . Ukrcensus.gov.ua . Проверено 21 августа 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР" . Archived from the original on 3 January 2012 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ "Итоги всеобщей переписи населения Туркменистана по национальному составу в 1995 году" . Archived from the original on 13 March 2013 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ "Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР" . Archived from the original on 4 January 2012 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ "Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР" . Archived from the original on 7 January 2012 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ Национальный статистический комитет Республики Беларусь (PDF) . Национальный статистический комитет Республики Беларусь (in Russian). Archived from the original (PDF) on 18 October 2013 . Retrieved 1 August 2012 .
- ^ "Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР" . Archived from the original on 25 January 2016 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ "Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР" . Archived from the original on 4 January 2012 . Retrieved 3 January 2018 .
- ^ «Распределение населения Латвии по национальному составу и национальности (Дата=07.01.2017)» (PDF) (на латышском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2017 года . Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ «Итоги всеобщей переписи населения и жилищного фонда Литовской Республики 2011 года» . Мистер. 8 . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «Перепись Эстонии 2000 года» . Pub.stat.ee. Проверено 21 августа 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Осетины» . 19 июня 2015 г.
- ^ «Осетины» . 19 июня 2015 г.
- ^ «Осетинский» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Мерриам-Вебстер (2021), св «Осетины» .
- ^ Мерриам-Вебстер (2021), св «Осетины» .
- ^ Мерриам-Вебстер (2021), св «Осетины» .
- ^ Акинер, Ширин (2016) [1987]. Исламские народы Советского Союза . Рутледж. п. 182. ИСБН 978-0710301888 .
Осетины — иранский народ Кавказа.
- ^ Галиев, Ануар (2016). «Мифологизация истории и изобретение традиций в Казахстане». Ориенте Модерно . 96 (1): 61. дои : 10.1163/22138617-12340094 .
Осетины — восточноиранский народ, калмыки и буряты — монгольские, а башкиры — тюркский народ.
- ^ Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй: История Грузии . Книги реакции. п. 8. ISBN 978-1780230702 .
На протяжении большей части грузинской истории те осетины (ранее аланы, иранский народ, остатки скифов)...
- ^ Сол, Норман Э. (2015). «Русско-грузинская война (2008)». Исторический словарь внешней политики России и СССР . Роуман и Литтлфилд. п. 317. ИСБН 978-1442244375 .
Осетины — это народ иранского происхождения на Кавказе, который занимает уникальные территории по обе стороны Кавказской горной цепи.
- ^ Белл, Имоджен (2003). Восточная Европа, Россия и Центральная Азия . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. п. 200.
- ^ Мирский, Георгий И. (1997). На руинах империи: этническая принадлежность и национализм в бывшем Советском Союзе . п. 28.
- ^ Мастюгина, Татьяна. Этническая история России: от дореволюционных времен до наших дней . п. 80.
- ^ Фольц, Ричард (2022). Осетины: современные скифы Кавказа . Лондон: Блумсбери. стр. 50–52. ISBN 9780755618453 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Осетины». Энкарта . Корпорация Майкрософт. 2008.
- ^ Лебединский, Ярослав (2014). Сарматские амазонки и копейщики в доспехах между Уралом и Дунаем (7 в. до н. э. – 6 в. н. э.) . Эд. Блуждание.
- ^ Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . Брилл.
- ^ Крисмару, Валентин (декабрь 2019 г.). «Аспекты природного и антропогенного воздействия на почвы и продуктивность сельскохозяйственных культур в центральном регионе освоения» . Текущее состояние компонентов окружающей среды . Институт экологии и географии, Республика Молдова: 264–267. два : 10.53380/9789975315593.30 . ISBN 9789975315593 . S2CID 242518750 .
- ^ Jump up to: а б Шнирельман, Виктор (2006). «Политика имени: между консолидацией и разделением на Северном Кавказе» (PDF) . Акта Славика Японика . 23 : 37–49.
- ^ Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . Брилл. стр. 5–7. ISBN 978-90-04-11442-5 .
- ^ «Изображение карты» . S23.postimg.org . Архивировано из оригинала (JPG) 5 февраля 2017 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Изображение карты» . S50.radikal.ru . Архивировано из оригинала (JPG) 8 июня 2020 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Фольц, Ричард (2022). Осетины: современные скифы Кавказа . Лондон: Блумсбери. стр. 107–108. ISBN 9780755618453 .
- ^ Лора Арысь-Джанаева "Парлонс оссете" (Харматтан, 2004).
- ^ «Возвращение домой? К устойчивому возвращению ингушских вынужденных мигрантов и прочному миру в Пригородном районе Северной Осетии» (PDF) . Pdc.ceu.hu. Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Ca-c.org» . Ca-c.org . Архивировано из оригинала 25 августа 2017 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Профиль Южной Осетии» . Новости Би-би-си . 21 апреля 2016 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ [2] [ мертвая ссылка ]
- ^ "Арена: Атлас религий и национальностей России" . Среда, 2012.
- ^ Религиозные карты Атласа Арены 2012 года . «Огонек», № 34 (5243), 27 августа 2012. Проверено 21 апреля 2017. Архивировано .
- ^ Кузнецов Владимир Александрович. «Алания и Византия» . История Алании .
- ^ Джеймс Стюарт Олсон, Николас Чарльз Паппас. Этноисторический словарь Российской и Советской империй. Издательская группа Greenwood, 1994. стр. 522.
- ^ Рональд Виксман. Народы СССР: Этнографический справочник. М. Е. Шарп, 1984. стр. 151.
- ^ Беннингсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советского Союза . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 206. ИСБН 0-253-33958-8 .
- ^ «Осетины в Грузии, спиной к горам» .
- ^ «Профиль Южной Осетии» . Би-би-си . 30 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 18 февраля 2014 г.
- ^ "Михаил Рощин : Религиозная жизнь Южной Осетии: в поисках национально-культурной идентификации" . Keston.org.uk . Archived from the original on 3 March 2016 . Retrieved 21 August 2017 .
- ^ Арена — Атлас религий и национальностей в России . Среда.орг
- ^ "DataLife Engine > Версия для печати > Местная религиозная организация традиционных верований осетин "Ǽцǽг Дин" г. Владикавказ" . Osetins.com . Archived from the original on 4 March 2016 . Retrieved 21 August 2017 .
- ^ Хамед-Троянский 2024 , с. 49.
- ^ Хамед-Троянский 2024 , с. 74.
Библиография
[ редактировать ]- Фольц, Ричард (2022). Осетины: современные скифы Кавказа . Лондон: Блумсбери. ISBN 9780755618453 .
- Хамед-Троянский, Владимир (2024). Империя беженцев: мусульмане Северного Кавказа и позднеосманское государство . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-5036-3696-5 .
- Насидзе; и др. (май 2004 г.). «Митохондриальная ДНК и вариации Y-хромосомы на Кавказе» . Анналы генетики человека . 68 (3): 205–21. дои : 10.1046/j.1529-8817.2004.00092.x . ПМИД 15180701 . S2CID 27204150 .
- Насидзе; и др. (2004). «Генетические данные о происхождении южных и северных осетин» (PDF) . Анналы генетики человека . 68 (Часть 6): 588–99. дои : 10.1046/j.1529-8817.2004.00131.x . ПМИД 15598217 . S2CID 1717933 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2012 года . Проверено 1 ноября 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чаудри, Анна (2003). «Осетинская устная повествовательная традиция: сказки в контексте других форм устной литературы». В Дэвидсоне Хильда Эллис; Чаудри, Анна (ред.). Соратник сказки . Рочестер, Нью-Йорк: DS Брюэр. стр. 202–216.
- Сказочные сборники
- Мункачи, Бернхард. Цветы осетинской народной поэзии . Отто Харрасовиц, 1932 г. (на немецком языке)
- Осетинские народные сказки [Ossetian Folk Tales]. Запись текстов, перевод, предисловие и примечания Г. А. Дзагурова [ Grigory A. Dzagurov ]. Мoskva: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973. (in Russian)
- Byazyrov, A. (1978) [1960]. Осетинские народные сказки [ Ossetian Folk Tales ]. Tskhinvali : Ирыстон.
- Арысь-Джанаева, Лора; Лебединский, Ярослав. Осетинские народные сказки (Центральный Кавказ) . Париж: Л'Харматтан, 2010. ISBN 978-2-296-13332-7 (на французском языке)