Протоиндоиранское язычество
Протоиндоиранское язычество (или протоарийское язычество ) было верованиями носителей протоиндоиранского языка и включает в себя такие темы, как мифология, легенды , народные сказки и народные верования ранней индоиранской культуры. , с помощью сравнительного метода Индоиранские филологи , различные лингвисты-историки предложили реконструкции сущностей, мест и понятий с разной степенью достоверности в раннем индоиранском фольклоре и мифологии (на реконструкции указывает наличие звездочка ). В настоящую статью включены как реконструированные формы, так и предложенные мотивы протоиндоиранского периода, обычно связанные с синташтинской культурой (2050–1900 гг. до н.э.). [1]
Божественные существа
[ редактировать ]Протоиндоиранская реконструкция | Индоарийский | Иранский | Митанни | Этимология | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
* Хайиш | Ах | Сегодня | – | – | |
* Арьяма | Скт Арьяман | Средний. Айрияман | – | – | |
* Багас | Скт Бхага | ОПеры. *Бага [2] [а] | – | ОПеры. *Бага происходит от Bāgayādi , месяца праздника. * Bagayada - («поклонение Баге = Митре»). [2] Этимология указывает на общественное божество, распределяющее богатство и процветание. [5] [6] Славянские слова «бог» («бог») и «богатый» («богатый») обычно считаются заимствованными из иранского языка. [7] | |
* Карва [8] | Скт Шарва [8] | Яв. Сауруа [8] | – | Возможно, связано с ToB śer(u)we , ToA śaru 'охотник'. [8] | Вероятно, означает «охотник» (ср . хот. hasirä «добыча, преследуемый зверь», oss. suryn «преследовать, охотиться», syrd «дикий зверь»). Эпитет Рудры или Шивы на санскрите. Имя одного даэууа (демона) в младоавестийском языке. [8] |
*Дьяуш [9] | Скт Дьяуш [9] | ОАв. Дияош [9] | – | От PIE *dyēus, бога дневного неба. [9] | Значение «небеса, дневное небо». Имя унаследованного протоиндоевропейского бога неба (ср. хетт. šīuš , грк Зевс , лат. Юпитер ) [9] см. в Dyēus Дополнительную информацию . |
*Ты шутишь [10] | Скт Агни [10] | Яв. Дашт-Агни [10] | От PIE * h₁n̥gʷnis , огонь как активная сила. [10] | Имя унаследованного протоиндоевропейского бога огня (ср. лит. Ugnis , алб. enjte ). [10] см . в H 1 n̥gʷnis Дополнительную информацию . | |
* Хапам - напатс [11] | Скт Апам напат [11] | Яв. апм напат [11] | – | От ПИРОГ * h 2 еп — («вода») и * h 2 непот — («внук, потомок»). [11] | Что означает «Внуки Вод». [11] См. Апам Напат для получения дополнительной информации. |
* Харамати [12] | Скт Арамати [12] | Из. Армаити [12] | – | Нет известного родственника IE. [12] | Богиня послушания и благочестия. См. Санскр arámanas («послушный») и Av. армаити («благочестие, преданность»). [12] |
* Шляпа Харван [13] | Скт Атхарван [13] | Яв . Атраууан [13] | – | Возможно, заимствование из среднеазиатского языка (ср. ToA atär , ToB etre 'герой'). [13] | Имя первосвященника. Родственное ему на санскрите имя — имя первосвященника, тогда как младоавестийская форма обозначает первый социальный класс (т. е. жрецов). Ученые определили основу * ХатХар - как «религиозно-магическую жидкость» или «магическую силу». [13] |
* Hwi(H)хотел [14] | Скт Вивасвант [14] | Яв. Виууанхвант [14] | – | От PIE * h 2 ues – 'заря'. [14] | Значение «утренняя заря». Отец *ЯмХа (см. ниже). См. Скт вайвасвата и Ав. виууахуша- («нисходящий от Вивасванта»). [14] |
(?) *Вратрас [15] | Скт Вритра [15] | Яв. Воругана [15] | – | Нет известного родственника IE. [15] | *wr̥trás означает «защита» (первоначальное значение, возможно, было «прикрытие»). Скт Вритра — это имя демона, убитого Индрой, которого часто изображают в виде кобры. Яв. Vٝrٝθraɣna , что означает «пролом защиты, победа», — это имя бога. См. также среднеперсидский Вахрам («бог войны, бог победы»). Рука . бог Ваагн — заимствованное слово из иранского языка. [15] |
*Хушас [16] | Скт Ушас [16] | ОАв. США [16] | – | От PIE *h₂éws-ōs , богини зари. [16] | Имя богини зари. [16] см . в H₂éwsōs Дополнительную информацию . |
* Индрас [17] | Скт Индра [17] | Яв. Индра [17] | С. Индара [18] | Нет известного родственника IE. [17] | – |
* Крчану ~ *Крчани [19] | Скт Кришану [19] | Яв. Карэсани [19] | – | Нет известного родственника IE. [19] | Божественное существо, связанное с Сомой . На санскрите — божественный лучник, охраняющий небесную Сому ; на младоавестийском языке имя враждебного царя, изгнанного Хаомой . [19] |
* Мануш | Скт Ману [20] | Из. *Скрипт [20] | – | От PIE *Manu- (« Человек », «предок человечества»; ср. нем. Mannus ). [20] | Средний. * Manūš.čiθra («образ Мануша») происходит от древнеперсидского Manūšchihr , имени первосвященника. [20] |
* Митраш | Святой Митра | Из. Митра | Мит. Партнер [18] | См . Митру . | |
Скт Насатья [21] | Из. Нахайя [21] | С. Насаттия [18] | Вероятно, от PIE * nes — («спасти, исцелить»; ср. гот. nasjan ). [21] | Скт Насатья — другое название Ашвины ( «владельцев лошадей»); Нахайя — имя демона в зороастрийской религиозной системе. По словам ученого Дугласа Фрейма, «иранское единственное число предполагает, что в общеиндоиранском языке двойное имя близнецов также встречается в единственном числе, чтобы назвать одного близнеца в противоположность другому». [21] См. «Божественные близнецы ». | |
* Пр̥тХвиХ [22] | Скт Притх(и)ви́ [22] | Яв. ząm pərəθβīm [22] | – | От PIE *pleth₂wih₁ «широкий». [22] | Имя обожествленной земли. Санскритская поэтическая формула кшам ... притхивим («широкая земля») идентична Яв. ząm pərəθβīm (ид.) [22] см. в Dʰéǵʰōm Дополнительную информацию . |
* ПуХша́ [23] | Сен- Пизан [23] | – | – | От PIE * p(e)h 2 uson (ср. Grk Πάων < * pausōn ). [23] | Имя бога-пастуха, защитника дорог, инспектора существ. [23] |
*Сухой [24] | Скт Сусна [24] | Ш. саɣ (д) [24] | – | От PIE ḱues -. [24] | Имя злобного существа. Протоиранское * сушна- выведено из Ш. sāɣ̌(d) («большая змея, дракон»). [24] |
*Три [25] | Св. Трита [25] | Яв. трита [25] | – | От PIE трито «третий». [25] | Мифический герой; один из первых производителей сомы. [25] |
Скт Варуна | Из. *Воруна (?) [26] | С. Аруна [18] | Индо-иранское происхождение подтверждает Митанни Аруна. [18] Авестийский *Вуруна постулируется как форма, которую бог принял бы в Иране, возможно, позже замененная Ахура Маздой или Апамом Напатом . [26] | ||
*Укан [27] | В Скт Ушане [27] | Яв. Использовать [27] | – | Вероятно, имя, отличное от IE, основанное на том же корне, что и * ućig- («жертвенный»). [27] | Имя мудреца. [27] |
*ХваХюш и * ХваХатас [28] | Скт Ваю и Вата [28] | ОАв. Вайу и Вата [28] | – | Из PIE *h 2 уэх 1 ию и *h 2 уэх 1 нто. [28] | Боги ветров. [28] |
*ЯмХас [29] | Скт Яма [29] | Из. Йима [29] | – | От PIE * imH-o 'близнец'. [29] | Значение «близнец»; унаследовано от протоиндоевропейцев (ср. древнескандинавский Имир , первобытный великан). На индоиранском языке имя мифического первобытного человека, первого носителя Сомы и сына бога * Хуэй(Х)уасуант . [29] Родственник индийской богини Ямуны , обожествленной реки . Для получения дополнительной информации см. Индоевропейскую космогонию . |
Расположение
[ редактировать ]Протоиндоиранская реконструкция | Индоарийский | Иранский | Этимология | Примечания |
---|---|---|---|---|
*Хачма [30] | Скт Ашман [30] | Яв. Асман [30] | От PIE * h₂éḱmōn, 'камень, оружие, сделанное из камня; небесный каменный свод». [31] [32] | Санскр ашман означает «камень, скала, праща, молния», Яв. асман 'камень, камень-праща, небо'. [30] Первоначальное значение PIE , по-видимому, было «камень (сделанное оружие)» > «небесный каменный свод» (ср . греч. ákmōn «наковальня, метеоритный камень, удар молнии, небеса», гот. hisins «небеса», лит. akmuõ ' камень'). [31] [32] см. в Перквунос (Небесный каменный свод) Дополнительную информацию . |
Сущности
[ редактировать ]Протоиндоиранская реконструкция | Значение | Индоарийский | Иранский | Этимология | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
*день был [33] | бог, божество | Скт дева [33] | ОАв . да [33] | От PIE * deywós 'небесный > бог'. [33] | Иранское слово лежит в основе слова «див» , существа из персидской мифологии, позднее распространившегося в тюркскую и исламскую мифологии. [34] |
* день [35] | богиня | Скт Деви [35] | Яв . даэууи [35] | Из PIE * deywih 2 'богиня'. [35] | |
* г (час) и час (а)rwas - ~ г (час) и час (а) рб час как - [36] | Санкт- гандхарва [36] | Яв. гандəрəба [36] | Нет известного родственника IE. [36] | Группа мифических существ. | |
*Хасуры [37] | боже, господин | Скт Асура [37] | Средний. Ахура [37] | От PIE * h₂ems-u- < * h₂ems- («родить»). [37] | По мнению Аско Парполы и Вацлава Блажека , это слово было заимствовано в финно-угорские / уральские языки как *asera- (Парпола) или *asɤrɜ- (Блазек), оба означают «господин, князь, лидер». [38] [39] |
Другой
[ редактировать ]Протоиндоиранская реконструкция | Значение | Индоарийский | Иранский | Этимология | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
*б час ишай [40] | 'целитель' | Скт бхишаи- [40] | ОАв. бис- [40] | Нет известного родственника IE. [40] | |
*дать- [41] | 'предлагать, поклоняться' | Скт даш- [41] | ОАв . дасама [41] | От ПИРОГ * деḱ -. [41] | |
* диуиХа [42] | 'небесный, божественный' | Скт дивья [42] | – | От PIE *diwyós 'небесный, божественный'. [42] | |
* гау(H)- [43] | 'звони, вызывай' | Скт дал (я) [43] | – | Из PIE ну 2 -. [43] | ср. также Осет. argawyn < * agraw - («совершать церковную службу»). [43] |
*грХ - [44] | 'хвалебная песня, призыв' | Скт передач [44] | ОАв. нога - [44] | Из ПИРОГ г В эээ -. [44] | |
*(H)анчу [45] | «Завод Сома» | Скт amśú- [45] | Яв . ᶏсу - [45] | Предположительно заимствованное слово. [45] | |
* ХаХприХ [46] | 'желание, благословение, призыв' | Скт апри́ [46] | Яв. афри [46] | Нет известного родственника IE. [46] | |
*Пустой [2] | 'поклоняться, жертвовать' | Скт ядж [2] | Из. яз- [2] | От ПИРОГ * хиэх 2 ϵ-. [2] | |
*Его отсутствие [47] | 'достойный поклонения, жертвы' | Скт Яджата [47] | Из. язата - [47] | От ПИРОГ * хиэх 2 ϵ-. [47] | |
*Я буду скучать по тебе [48] | 'поклонение, жертвоприношение' | Скт яджна [48] | Средний. ясна- [48] | От ПИРОГ * хиэх 2 ϵ-. [48] | |
* Дом [49] | 'освежающее возлияние' | Skt Скт [49] | ОАв. иза [49] | Нет известного родственника IE. [49] | |
* Ягодица- [50] | 'призывать, поклоняться' [50] | Скт иде- [50] | ОАв. маленький- [50] | Из PIE *h 2 eisd -. [50] | |
* (Х)рши [51] | 'провидец' [51] | Скт риши [51] | ОАв. ты хочешь [51] | Нет известного родственника IE. [51] | |
* Грейхаунд [52] | 'истина, (мировой) порядок' | Сктрта [52] | ОАв. аша , арета [52] | От ПИРОГ * ч 2 рто. [52] | |
*Поздравления [53] | 'принадлежащий Истине' | санскр рта́ван [53] | ОАв. ашаууан [53] | От ПИРОГ * ч 2 рто. [53] | |
*только час В- [54] | 'налить, пожертвовать, предложить' [54] | Скт Хав [54] | Средний. ах-зуити [54] | Из ПИРОГА * ϵ час Евросоюз -. [54] | |
*только час au-tar [55] | 'священник' | Скт угрожает [55] | Из. испортить [55] | Из ПИРОГА * ϵ час Евросоюз -. [55] | |
*только час au-traH [56] | «жертвенное изливание» | Скт хотра [56] | Яв. заотра [56] | Из ПИРОГА * ϵ час Евросоюз -. [56] | |
* дом [57] | 'поклоняться, чтить' | Скт намас [57] | Из. Нема [57] | От PIE * némos. [57] | |
* шить [58] | « Сома -растение», обожествленный напиток | Скт сома [58] | Яв. хм [58] | Нет известного родственника IE. [58] | Вероятно, имеется в виду эфедра . [58] |
*снова [59] | Мифическое оружие | Скт ваджра [59] | Яв. вазра [59] | От ПИРОГ * уэх 2 Ƶ-. [59] | Мифическое оружие, связанное с Индрой в Индии и Митрой в Иране. См. Рука. варз («палка»), заимствованное из иранского языка. [59] |
* ии(Н) [60] | 'хвалить, честь' | Святая вода я [60] | Яв. вандаэта [60] | Нет известного родственника IE. [60] | |
* интерес [61] | 'жертва' | Скт ухо [61] | ОАв. усий [61] | Вероятно, заимствование из среднеазиатского языка. [61] | Скт uśíj — эпитет жертвователей и Агни. ОАв. usij обозначает «жертвователя, враждебного зороастрийской религии». [61] |
* уипра [62] | 'экстатический, вдохновленный' | Скт Випра [62] | Яв. Вифра [62] | Нет известного родственника IE. [62] | См. Випрату для получения дополнительной информации. |
* уродливый [63] | 'правило, порядок, религиозная заповедь, соблюдение' | Скт возвращается [63] | ОАв. урууата [63] | Нет известного родственника IE. [63] |
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Слово бага однажды встречается в Старом Авесте (возможно, но его интерпретация остается неясной) и около десяти раз в Молодой Авесте : baɣa- появляется как эпитет Ахура Мазды, Луны и Миθры, а составное hu-baɣa - относится к женским божествам. [3] [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лубоцкий, Александр (2023). «Индоевропейская и индоиранская терминология повозок и дата индоиранского раскола» . В Виллерслеве, Эске; Кроонен, Гус; Кристиансен, Кристиан (ред.). Возвращение к индоевропейской головоломке: интеграция археологии, генетики и лингвистики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 257–262. ISBN 978-1-009-26175-3 . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Lubotsky 2011 , sv yaj-.
- ^ Циммер, Стефан (2010). «О сравнении славянских и кельтских теонимов с учетом их индоевропейского происхождения» . Студия Celto-Slavica . 3 : 8–9. дои : 10.54586/OMVE4451 . S2CID 244036366 .
- ^ Кениг, Гетц (2016). «Нияишн и багас (Краткие комментарии к так называемой Хорде Авесте, 2)» (PDF) . ДАБИР . 2 (1): 18–22. дои : 10.1163/29497833-00201005 .
- ^ Тиме, Пол . «Классическая литература». В: Индия, Пакистан, Цейлон . Под редакцией У. Нормана Брауна, Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1960, стр. 75. https://doi.org/10.9783/9781512814866-014 .
- ^ Бойс, Мэри (1996). «БОГИ ЯЗЫЧЕСКОГО ИРАНА». В: История зороастризма, ранний период . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 57-58. дои: https://doi.org/10.1163/9789004294004_003
- ^ Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Брилл. п. 50. ISBN 978-90-04-15504-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св шарва-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 , св дьяв-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св агни-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 г. , ст .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкого 2011 г. , ул. Арамати-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 , стартхарван-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкого 2011 г. , ул. Вивасвант-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св вртра-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 г. , ул. Ушас-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , свиндра- .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фурне 2010 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св криша́ну-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Линкольн 1975 , стр. 134–136.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фрейм, Дуглас (2009). «Гиппопотам Нестор – 3. Ведический» . Центр эллинистических исследований . Архивировано из оригинала 20 сентября 2019 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св притви́-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , св писан-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 , св Сусна-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 , св трита-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенвенист, Эмиль (1975). Лингвистические смеси, предложенные Эмилю Бенвенисту . Издательство Питерс. п. 61. ИСБН 978-2-8017-0012-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св ушана-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св вата- и вайю-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 , св яма
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , св ашман-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Orel 2003 , p. 169.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кроонен 2013 , с. 220.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , св дева-.
- ^ Чачава, Мсия. «Дев» [Див]. В: Онлайн- энциклопедия сказок под редакцией Рольфа Вильгельма Бредниха, Хайдрун Альцгеймер, Германа Баузингера, Вольфганга Брюкнера, Даниэля Драшека, Хельге Герндта, Инес Кёлер-Цюльх, Клауса Рота и Ханса-Йорга Утера. Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2016 [1981]. п. 569. https://www-degruyter-com.wikipedialibrary.idm.oclc.org/database/EMO/entry/emo.3.099/html . Доступ 16 января 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкого 2011 г. , ул. Дэви-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 г. , ул. Гандхарва-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лубоцкий 2011 , св Асура-.
- ^ Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета . п. 114. ИСБН 978-0190226923 .
- ^ Блажек, Вацлав (2005). «Индоиранские элементы в финно-угорской мифологической лексике». Индоевропейское исследование . 110 (1): 162. дои : 10.1515/9783110185164.162 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 г. , ул. Бхишай-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , св дась-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Любоцкий 2011 , св дивья-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Lubotsky 2011 , s.v. gav (я) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 г. , ул .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лубоцкий 2011 , св амшу-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкого 2011 г. , ул. Апреля.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , св яята-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкого 2011 г. , ул. Ягня-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , свид- .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , свид- .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св Рси-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкого 2011 г. , ул. Рта-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лубоцкий 2011 , Св Ратаван-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лубоцкий 2011 , св грозит-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 г. , День Святого Петра.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , ул .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 . и др
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Любоцкий 2011 г. , ул. Вайра.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , св ванд я -.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Лубоцкий 2011 , св уший-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 г. , ул. Змеиный-.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Любоцкий 2011 , св врата-.
Библиография
[ редактировать ]- Фурне, Арно (2010). «О митаннийских арийских богах». Журнал индоевропейских исследований . 38 (1–2): 26–40.
- Лубоцкий, Александр (2011), «Индоарийский унаследованный лексикон», Проект Индоевропейского этимологического словаря , Brill.
- Майрхофер, Манфред (1992). Этимологический словарь древнеиндоарийского языка . Карл Винтер. ISBN 3-533-03826-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оберлис, Томас (2024). «Индоиранская религия». Религия Ригведа . Оксфорд: Оксфордский академический. стр. 47–71. дои : 10.1093/oso/9780192868213.003.0004 . ISBN 978-0-19-286821-3 . По состоянию на 23 марта 2024 г.
- Садовский, Велизар (2023). «Шаг вперед на пути к индоиранскому происхождению авестийских и ведических литургий: по случаю выхода тома Aux Sources des Liturgies indo-iraniennes », под ред. Селин Редард, Хуанхо Феррер-Лосилья, Хамида Моэна и Филиппа Свеннена» . Индо-иранский журнал . 66 (2). Брилл: 149–183. дои : 10.1163/15728536-06602005 . S2CID 259547451 . Доступ 02 декабря 2023 г.