Вритра
Вритра | |
---|---|
Олицетворение засухи [ 1 ] | |
Принадлежность | Асура |
Генеалогия | |
Родители | |
Эквиваленты | |
Индоевропейский эквивалент | H₂n̥gʷʰis |
Японский эквивалент | Ямата-но-Ороти |
Окинавский эквивалент | Яра Муручи |
Вритра ( санскрит : वृत्र , букв. «конверт», IAST : Vṛtrá , Санскритское произношение: [ʋr̩.ˈtrɐ] ) — данава в индуизме . служит олицетворением засухи и противником царя дэвов Индры . Он Как данава, он принадлежит к расе асуров . [ анахронизм ] Вритра также известна в Ведах как Ахи ( санскрит : अही , букв. «змея», IAST : ахи) . Санскритское произношение: [ɐ.hi] ). Он появляется как человекоподобный змей, блокирующий течение рек убивает его Ригведы, и Индра своей недавно выкованной ваджрой . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Вритра буквально означает «укрытие, препятствие», имея в виду, что он сдерживает воду. Оно происходит от протоиндоиранского *wr̥trás , от протоиндоевропейского корня *wer- «покрывать, препятствовать». Индо-иранское слово также встречается в авестийском языке как vərəθraγna (ведическое vṛtraghná ), буквально «(тот, кто) уничтожает препятствия». Функционально он связан с Ёрмунгандром из скандинавского мифа, Тифоном из греческого мифа и Велесом из славянского мифа.
Литература
[ редактировать ]Веды
[ редактировать ]Согласно « Ригведе» , Вритра держал в плену воды мира, пока не был убит Индрой, разрушившим все 99 крепостей Вритры (хотя крепости иногда приписывают Самбаре ) [ кем? ] перед освобождением пленных рек. Битва началась вскоре после рождения Индры , и он выпил большое количество сомы в . доме Тваштри, чтобы наделить его силой, прежде чем встретиться с Вритрой Тваштри изготовил для Индры молнию ( Ваджраюдху ), и Вишну, когда Индра попросил об этом сделать, освободил место для битвы, сделав три великих шага, благодаря которым Вишну прославился и позже был адаптирован в его легенде о Вамане . [ 3 ]
Вритра сломал Индре две челюсти во время битвы, но затем был сброшен Индрой и, падая, сокрушил уже разрушенные крепости. [ 4 ] [ 5 ] За этот подвиг Индра стал известен как «Вритрахан» (букв. «Убийца Вритры», а также «убийца первенцев драконов»). Мать Вритры, Дану , которая также была матерью данавов из расы асуров , была затем атакована и побеждена Индрой с помощью своей молнии. [ 4 ] [ 5 ] В одной из версий истории трое дэвов — Варуна , Сома и Агни — были уговорены Индрой помочь ему в борьбе с Вритрой, тогда как раньше они были на стороне Вритры (которого они называли « Отцом »). . [ 6 ] [ 7 ]
Гимн 18 Мандалы IV представляет собой наиболее подробное изложение ведической версии. В стихах описываются события и обстоятельства, приведшие к битве между Индрой и Вритрой, сама битва и ее исход. [ 8 ]
Пураны
[ редактировать ]Как сказано в повествовании, данном царю Юдхиштхире в Махабхарате , Вритра был асурой, созданным богом-ремесленником Тваштри, чтобы отомстить за убийство своего сына Индрой, известного как Триширас или Вишварупа . Вритра выиграл битву и проглотил Индру, но другие божества заставили его извергнуть Индру. Битва продолжалась, и в конце концов Индра был вынужден бежать. Вишну и риши (мудрецы) заключили перемирие, при этом Индра поклялся, что не будет атаковать Вритру с помощью чего-либо из металла, дерева или камня, а также чего-либо сухого или влажного, ни днем, ни ночью. Индра использовал пену океанских волн (в которую вошел Вишну, чтобы обеспечить победу), чтобы убить себя в сумерках.
Шримад Бхагаватам признает Вритру бхактой ( преданным) Вишну. [ 9 ] который был убит только из-за своей неспособности жить благочестиво и без агрессии. [ 10 ] Эта история звучит так:
ШБ 6.9.11 — После того как Вишварупа был убит, его отец, Твашта, совершил ритуальные церемонии, чтобы убить Индру. Он предложил подношения жертвенному огню, сказав: «О враг Индры, постарайся без промедления убить своего врага».
ШБ 6.9.12 — После этого с южной стороны жертвенного огня, известного как Анвахарья, появилась устрашающая личность, похожая на разрушителя всего творения в конце тысячелетия.
ШБ 6.9.13-17 — Подобно стрелам, выпущенным в четырех направлениях, тело демона росло день за днем. Высокий и черноватый, он выглядел как обгоревший холм и сиял, как яркий массив вечерних облаков. Волосы на теле демона, его борода и усы были цвета расплавленной меди, а глаза пронзили, как полуденное солнце. Он казался непобедимым, словно держал три мира на кончиках своего пылающего трезубца. Танцуя и крича громким голосом, он заставил всю поверхность земли дрожать, как от землетрясения. Зевая снова и снова, он, казалось, пытался проглотить все небо своим ртом, глубоким, как пещера. Казалось, он слизывал языком все звезды на небе и поедал всю вселенную своими длинными острыми зубами. Увидев этого гигантского демона, все в сильном страхе разбежались туда и сюда во все стороны.
ШБ 6.9.18 — Этот ужасный демон, который на самом деле был сыном Твашты, посредством аскезы охватил все планетные системы. Поэтому его назвали Вритра, или тот, кто покрывает всё. [ 11 ]
Вритра стал главой асуров (здесь они изображаются злонамеренными по своей сути, в отличие от ведической версии, в которой они могут быть доброжелательными или злонамеренными). Он отказался от своей дхармы – обязанности – делать добро другим и обратился к насилию, сражаясь с дэвами. В конце концов он одержал верх, и дэвы испугались его злой мощи. Под предводительством Индры они обратились за помощью к Вишну . Он сказал им, что Вритру невозможно уничтожить обычными средствами, показав, что только оружие, сделанное из костей мудреца, может убить его. Когда божества раскрыли свои сомнения относительно вероятности того, что какой-либо аскет пожертвует свое тело, Вишну посоветовал им подойти к риши Дадхичи . Когда к нему обратились божества, Дадхичи с радостью отдал свои кости ради добра, заявив, что лучше, чтобы его кости помогли им достичь победы, чем гнили в земле. Дэвы собрали кости, и Индра создал из них Ваджраюдху . Когда они снова вступили в бой с Вритрой, битва длилась 360 дней, прежде чем Вритра испустил последний вздох.
В вайшнавизме Вритра изображается преданным Вишну. В «Шримад-Бхагаватам», когда вооруженный ваджрой Индра и дэвы сражаются против Вритры и его асуров, Вритра заявляет, что, если он падет в битве, он будет благословлен, поскольку ваджра была наделена силой Вишну и Дадхичи. Во время единоборства Индры и Вритры первый роняет свою ваджру, когда его ударяют по щеке. Даже когда дэвы задыхаются, Вритра просто советует ему взять в руки свое оружие, поскольку жизнь и смерть для него одинаковы, поскольку он считает, что все они являются инструментами Вишну. Индра восхищается преданностью асура божеству-хранителю. Когда царю дэвов удается разрезать обе руки своего противника, последний проглатывает его целиком вместе с Айраватой . Под защитой Вишну Индра вспарывает живот Вритры и убегает, наконец обезглавив его ваджрой. Вритра возносится на Вайкунтху . После своей смерти [ 12 ]
Согласно Пуранам, ужасное антропоморфное олицетворение Брахманахатьи (Брахманицида) преследовало Индру и заставило его скрываться за свой грех. [ 13 ] [ 14 ] и Нахушу пригласили занять его место. [ 15 ] [ 16 ]
буддизм
[ редактировать ]В Палийском каноне Вритра упоминается, когда Будда обращается к Шакре с титулом «Ватрабху». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Ёрмунганд
- Сусна
- Тифон
- Вала (брат Вритры)
- Ведическая мифология
- Велес
- Веретрагна
- Ямата-но Ороти
- Ято-но-ками
- Ну давай же
- Махаре
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индуистский мир: энциклопедический обзор индуизма. В двух томах. Том I АЛ . Рутледж. 9 апреля 2019 г. ISBN 9780429624650 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 63 .
- ^ Ригведа 1.154 (санскрит)
- ^ Jump up to: а б Ригведа 1.32 (английский)
- ^ Jump up to: а б Ригведа 1.32 (санскрит)
- ^ Риг-Веда 1.124 (английский)
- ^ Ригведа 1.124 (санскрит)
- ^ Рождение Индры и убийство Вритры согласно мандале Вамадевы - RV 4.018.
- ^ «Истинная благодать» . Индус . 15 октября 2019 г. ISSN 0971-751X . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ «Шримад Бхагаватам Песнь 6, Глава 9» . vedabase.net . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Шримад Бхагаватам 6:9.
- ^ Свами, Бодхасарананда (2 марта 2016 г.). Истории из Бхагаватам . Адвайта Ашрам. ISBN 978-81-7505-814-9 .
- ^ Махабхарата 5.9 и Махабхарата 5.10 (английский).
- ^ Махабхарата 5.9 и Махабхарата 5.10 (санскрит)
- ^ Махабхарата 5.11 (английский).
- ^ Махабхарата 5.11 (санскрит)
- ^ «СН 2.3» .
- Радхакришна, Б.П. (1999). Ведическая Сарасвати и заря индийской цивилизации (42-е изд.). Мемуары геологического общества Индии.
- Гриффит, Ральф (1896). Гимны Ригведы . Лоуренс Верри Инкорпорейтед. ISBN 0-8426-0592-4 .
- Гангули, Кисари (1883–96, переиздано в 1975 г.). Махабхарата . ISBN 0-89684-429-3 .