Божественные близнецы
Божественные близнецы служат спасателями и целителями — юные всадники, боги или полубоги, которые в протоиндоевропейской мифологии . [ 1 ]
Как и другие протоиндоевропейские божества, Божественные близнецы напрямую не засвидетельствованы археологическими или письменными материалами, но исследователи сравнительной мифологии и индоевропейских исследований в целом согласны с мотивами, которые они реконструировали с помощью сравнительного метода . [ 2 ] [ 3 ]
Общие черты
[ редактировать ]Ученый Дональд Уорд предложил набор общих черт, присущих парам божественных близнецов в индоевропейской мифологии: [ 4 ] [ 5 ]
- двойное отцовство;
- упоминание женской фигуры (матери или сестры);
- божества плодородия;
- известны под одним двойным именем или имеют рифмованные/аллитеративные имена;
- связанный с лошадьми;
- спасители на море;
- астральной природы;
- защитники клятв;
- поставщики божественной помощи в бою; и
- магические целители.
Имя
[ редактировать ]Хотя протоиндоевропейское (ПИЕ) имя Божественных Близнецов не может быть с уверенностью реконструировано на основе имеющихся лингвистических данных, наиболее частыми эпитетами, связанными с двумя братьями в литургических и поэтических традициях, являются «Юный» и «Потомки». «(сыновья или внуки) Бога-Неба ( Дьеуса ). [ 6 ] [ 7 ] [ 3 ]
Два общепризнанных рефлекса Божественных Близнецов, ведические Aśvins и литовские Ašvieniai , являются лингвистическими родственниками , в конечном итоге происходящими от протоиндоевропейского слова, обозначающего лошадь , *h 1 éḱwos . Они родственны санскритскому áśva и авестийскому aspā (оба от индоиранского *Haćwa ), а также древнелитовскому ašva , которые имеют общее значение « кобыла ». Это может указывать на оригинальное божественное имя PIE *h 1 éḱw-n- , хотя эта форма также могла возникнуть в результате более поздних контактов между протоиндоиранскими и протобалтославянскими носителями, которые, как известно, имели место в доисторические времена. . [ 8 ] [ 9 ]
Роль
[ редактировать ]Божественные близнецы, представленные в виде молодых людей, спасающих смертных от опасности в бою или на море, ездили на конях, которые тянут солнце по небу, а иногда сами изображались в виде лошадей. [ 10 ] У них была общая сестра, Заря (* H 2 éwsōs ), которая также изображается как дочь Небесного Бога (* Dyēus ) в индоевропейских мифах. [ 11 ] Двух братьев обычно изображают целителями и помощниками, путешествующими на чудесных транспортных средствах, чтобы спасти смертных, потерпевших кораблекрушение. [ 1 ] Их часто дифференцируют: один представлен как физически сильный и агрессивный воин, а другой — как целитель, который больше уделяет внимание домашним обязанностям, аграрным занятиям или романтическим приключениям. [ 3 ]
В ведической, греческой и балтийской традициях Божественные Близнецы также выступают как олицетворения утренней и вечерней звезды. [ 1 ] Их изображают как возлюбленных или спутниц солнечного женского божества, предпочтительно дочери Солнца, но иногда и Зари. В большинстве историй, где они появляются, Божественные Близнецы спасают Рассвет от водной опасности, и эта тема возникла из-за их роли солнечных коней. [ 12 ] [ 3 ]
Говорят, что ночью Божественные Близнецы вернулись на восток в золотой лодке и пересекли море. [ а ] каждое утро возвращать восходящее солнце. Днем они пересекали ночное небо в поисках своей супруги, утренней звезды. Говорят, что в более позднем дополнении, ограниченном Европой, они отдыхали в конце дня на «Островах Блаженных», земле, расположенной в западном море, где располагались волшебные яблоневые сады. [ 3 ] К бронзовому веку Божественные Близнецы также были представлены как кучера солнечных колесниц, управляемых лошадьми. [ 11 ]
Доказательство
[ редактировать ]Лингвистические родственные слова
[ редактировать ]Три индоевропейские традиции (греческая, индийская и балтийская) подтверждают миф о конных близнецах, связанных с рассветом или дочерью солнца. Хотя их имена не образуют полную группу родственников , они, тем не менее, имеют схожий эпитет, ведущий к возможному наследственному имени или эпитету: «сыновья или потомки Диеуса », бога неба. [ 7 ] [ 3 ] [ 6 ]
- (?) ПИРОГ : *diwós suHnū́ («сыновья Диеуса») или *diwós népoth 1 e («потомки Диеуса»), [ 6 ]
- Ведические : Divó napātā ( Ашвины ), «сыновья Дьяуса всегда упоминаются двойственно », бога неба, в Ригведе , без отдельных имен. [ 2 ] [ 14 ] [ 15 ]
- По-литовски : Dievo sūneliai ( Ашвеняй ), «сыновья Диеваса », тянущие по небу карету Сауле (Солнца), [ 12 ] [ 15 ]
- По-латышски : Dieva dēli , «сыновья Диева», бог неба, [ 12 ] [ 15 ]
- По-гречески : Диос-курои ( Кастор и Поллукс ), «мальчики Зевса », бога неба. [ 2 ] [ 15 ]
- Курсив : как пелигнийский Ioviois Pvclois , так и марсианский Ioviois Pvcles интерпретируются как калька греческого теонима Diós-kouroi . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Возможные рефлексы
[ редактировать ]Поскольку их нельзя связать вместе с общим языковым происхождением, другие рефлексы, встречающиеся в индоевропейских мифах, менее устойчивы, хотя их мотивы можно сравнить с мотивами Божественных Близнецов. [ 19 ]
Селтик
[ редактировать ]Диванно Говорят , что галльские [ Диномогетимар являются божествами-защитниками и «галльскими эквивалентами» греческого Диоскуроя. [ 20 ] Кажется, они изображены на памятниках и рельефах во Франции в окружении лошадей. [ 21 ] что сделало бы их сравнимыми с галльским Мартом и германским Алкисом . [ 22 ] Ученые предполагают, что многочисленные галло-римские эпиграфы-посвящения Кастору и Поллуксу больше, чем любому другому региону Римской империи, свидетельствуют о культе Диоскороев. [ 23 ]
Греческий историк Тимей упоминает, что атлантические кельты почитали «Диоскуроев» превыше всех других богов и что они [Диоскурои] посещали их из-за океана. [ 19 ] Историк Диодор Сицилийский в четвертой книге «Исторической библиотеки » пишет, что кельты, жившие вдоль океана, поклонялись Диоскурою «больше, чем другим богам». [ 24 ] Гипотеза о том, что это относится к галльским богам Диванно и Диномогетимару, не имеет твердого подтверждения. [ 25 ]
В одном из ирландских мифов о Маха ( Диндсенчасы Ард Маха) она вынуждена участвовать в гонках против лошадей короля Ольстера , находясь на поздних сроках беременности. Как талантливая гонщица, она выигрывает гонку, но сразу после пересечения финишной черты начинает рожать Фира и Фиала. [ 26 ] Архетипу также частично соответствуют такие фигуры, как галльский бог солнца Белен , чей эпитет Атепомарус означал «имеющий хороших лошадей»; Гранн , который связан с богиней-целительницей Сироной (ее имя означает «звезда»); Мапонос («Сын Божий»), рассматриваемый в ирландской мифологии как сын Дагды , связанный с целительством, [ 27 ] [ 28 ]
Валлийский также Бран и Манавидан могут быть рефлексами Божественных Близнецов. [ 11 ]
Сравнительный мифолог Александр Хаггерти Краппе предположил, что два героя, Ферадах и Фольтлебар, братья и сыновья короля Иннии, являются выражениями мифологической темы. Эти герои помогают экспедиции Фианны в Тир фа Туинн (царство на другой стороне моря) в орфейской миссии по спасению некоторых из их членов в сказке « Погоня за Джиллой Декаир и его лошадью» . Оба — опытные мореплаватели: один может построить корабль, а другой — следовать за дикими птицами. [ 29 ]
Другими возможными кандидатами являются члены Атепомарус свиты Луга и Моморус ( фр . ). [ 30 ] Предполагается, что Atepomarus означает «Великий всадник» или «имеющий великих лошадей». [ 31 ] на основании возможного присутствия в его имени кельтской основы -epo- «лошадь». [ 32 ] Оба появляются как пара кельтских королей и основателей Лугдунума . Они убегают от Сереронеуса и достигают холма. Моморус, обладавший навыками предсказания , видит убийство ворон и называет холм Лугодунум в честь ворон. Об этом мифе сообщается в трудах Клитофонта Родосского и в » Псевдо- Плутарха «De fluviis . [ 33 ] [ 32 ] [ 34 ] [ 31 ]
германский
[ редактировать ]Тацит упоминает божественную пару близнецов, называемых Алкисами, которым поклонялись Нахарвали , которых он сравнивает с римскими всадниками-близнецами Кастором и Поллуксом . [ 35 ] [ 19 ] Эти близнецы могут быть связаны с индоевропейским мифом о божественных всадниках-близнецах (Диоскурах), засвидетельствованном в различных индоевропейских культурах. [ 36 ] У более поздних германских народов такие фигуры-основатели-близнецы, как Хенгист и Хорса, отсылают к мотиву божественных близнецов. герои Говорят , что англосаксонские прибыли по морю в ответ на просьбу осажденного британского короля Вортигерна . Потомки Одина , их имена означают соответственно «Жеребец» и «Лошадь». [ 19 ] укрепление связи. [ 37 ] [ 38 ]
В Скандинавии изображения божественных близнецов засвидетельствованы с 15 века до нашей эры до 8 века нашей эры, после чего они исчезают, по-видимому, в результате религиозных изменений. В скандинавских текстах нет опознаваемых божественных близнецов, хотя ученые искали параллели между богами и героями. [ 39 ]
Миф об исландских поселенцах Ингольфре Арнарсоне и Хьёрлейфре Хродмарссоне , фигурирующий в легендарном рассказе о заселении Исландии , может содержать несколько мотивов индоевропейской мифологии-близнеца (основателей и братьев), также параллельных Хенгисту и Хорсе. [ 40 ] [ 41 ]
Другая пара близнецов-основателей германской традиции — братья Дан и Ангул (Ангел), описанные в Gesta Danorum ученым Саксоном Грамматиком . [ 41 ]
Хаддингьяры были двумя братьями , которые фигурируют во многих версиях германских легенд.
Греко-римский
[ редактировать ]Амфион и Зет , еще одна пара близнецов, рожденных Зевсом и Антиопой , изображаются как легендарные основатели Фив . Их называет Еврипид в пьесе «Финикийки» «Диоскурами, всадниками на белых конях» (λευκόπωλοι) (тот же эпитет используется у Геракла и в утраченной пьесе « Антиопа »). В соответствии с темой различия между близнецами, Амфион считался более созерцательным и чувствительным, тогда как Зет был более мужественным и привязанным к физическим занятиям, таким как охота и скотоводство. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Мать Ромула и Рема , Рея Сильвия, перед смертью поместила их в корзину, которую она поставила в реку, чтобы защитить их от убийства, прежде чем их нашла воспитавшая их волчица. [ 45 ] Паличи божеств-близнецов , , пара сицилийских рожденных Зевсом в одном из рассказов, также могут быть отражением оригинальной мифемы. [ 46 ]
Греческий ритор и грамматик Афиней Навкратисский в своем труде «Deipnosophistae », «Книга II», цитировал, что поэт Ибик в своих «Мелодиях » описал близнецов Эврита и Ктеата как «λευκίππους κόρους» («юношей на белых лошадях») и сказал, что они родились от серебряное яйцо, [ 47 ] [ 48 ] история, напоминающая миф о греческих божественных близнецах Касторе и Поллуксе и их матери Леде . Говорят, что эта пара близнецов была рождена морским богом Посейдоном и человеческой матерью Молионе. [ 49 ] [ б ]
Балтика
[ редактировать ]Есть вероятность, что Усиньш (альтернативно Усинис ), балтийский бог, упоминаемый в дайнах , является отражением мифемы в латышской традиции . Он связан с лошадьми, [ 51 ] [ 52 ] свет и солнце, [ 53 ] и, возможно, один из сыновей Диева. [ 54 ] [ 55 ] Исторический лингвист Вацлав Блажек утверждает, что он является «функциональным и этимологическим аналогом» второстепенного ведического персонажа Аушии (слуги ведических близнецов и родственника пчел) и самих Ашвинов . [ 51 ] Также, по словам Дэвида Лиминга , Усинс предстает в роли возничего, ведущего по небу колесницу, запряженную двумя лошадьми. [ 56 ]
Также утверждалось, что Аусеклис является еще одним отражением мифемы в латышском языке. [ 57 ] Аусеклис упоминается как мужчина в контексте дайны ( народной песни) и рассматривается как жених Саулес Мейта («дочь солнца»), который проделал весь путь в Германию, чтобы ухаживать за ней. [ 58 ] Кроме того, по мнению ученого Эльзы Кокаре, Аусеклис принадлежит к группе небесных божеств, принимающих участие в мифологической драме о «небесной свадьбе». Аусеклис рассматривается как жених Саулеса Мейты , дочери Сауле, женщины балтийского солнца. Иногда его лишают невесты ( Ausekļa līgaviņa и вариации) из-за ссоры Менесса. По другим сведениям, он гость или член свадебного кортежа. [ 59 ] на свадьбе Саулеса Мейты с другим персонажем. [ 60 ] Говорят также, что у него есть лошадь, купленная им или для него. [ 61 ] Согласно анализу Марии Гимбутас , Аусеклис - это «диевайтис» («маленький бог»), который появляется с лошадью, которую ему подарило Солнце, и влюбляется в дочь (женщины) Солнца («Saules dukterims»). [ 62 ]
славянский
[ редактировать ]Польские божества Лель и Полель , впервые упомянутые Мацеем Меховитой в 1519 году, представлены как эквиваленты Кастора и Поллукса, сыновей богини Лады (аналог греческой Леды) и неизвестного бога-мужчины. , был найден идол В 1969 году на острове Фишеринзель , где располагались культовые центры славянского племени Велети , изображавший две соединенные головами мужские фигуры. Ученые полагают, что это может представлять Леля и Полеля. Лелек на русском диалекте означает «сильный юноша». [ 63 ] Считается, что самые яркие звезды созвездия Близнецов, α Gem и β Gem, в белорусской традиции первоначально назывались Леле и Полеле в честь персонажей-близнецов. [ 64 ]
По мнению польского профессора средневековой истории Яцека Банашкевича , два полабских бога, Поревит и Поренут , проявляют диоскурические характеристики. По его словам, первая часть их имен происходит от праславянского корня -пор, означающего «сила», причем первый — «Владыка силы» — более сильный, а второй — «Господин, нуждающийся в поддержке (силе)». – тот, кто слабее. У них обоих по пять лиц, и они появляются рядом с Ругиаевитом , главным богом. [ 65 ]
Во время родов в лесу умерла мать близнецов польского героя Валигуры («Горная колотушка») и Вырвидомба («Дуб-рвать»), где о них заботились дикие животные. [ 66 ] Валигуру вырастила волчица, а Вирвидомба - медведица, которая вскормила их собственным молоком. Вместе они победили терзавшего королевство дракона, за что благодарный король подарил каждому из них половину королевства и одну из двух своих дочерей в жены. Сыновья Крака : Крак II и Лех II также фигурируют в польских легендах как убийцы Вавельского дракона . [ 67 ]
Индо-иранский
[ редактировать ]Другой возможный рефлекс можно обнаружить у Накулы и Сахадевы . Мать принцессы Мадри, которая призвала самих Ашвинов в молитве, чтобы зачать своих сыновей (поэтому их называли Ашвинеей (आश्विनेय)), близнецы - двое из пяти братьев Пандавов , женатых на одной и той же женщине, Драупади . В эпосе Махабхарата Накула описывается с точки зрения его исключительной красоты, воинственности и боевого мастерства, а Сахадева изображается как терпеливый, мудрый, умный и «ученый человек». Накула проявляет большой интерес к лошадям Вираты, а его брат Сахадева становится пастухом Вираты. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Стипендиат также указывает, что у ведических ашвинов был авестический аналог по имени Аспинас . [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]
Армянский
[ редактировать ]Армянские « герои Санасар и Балдасар в эпической традиции предстают как близнецы, рожденные от принцессы Цовинар (как это изображено в Сорвиголовах Сасуна» ); [ 75 ] Санасар находит «огненного коня», становится более воинственным, чем его брат, и становится прародителем династии героев. [ 76 ] [ 77 ] В другом рассказе их мать зовут принцесса Саран, которая пьет воду из следа лошади и рождает обоих героев. [ 78 ]
Ученый Армен Петросян также видит возможные рефлексы божественных близнецов в других парах героев-братьев армянской эпической традиции, например, Ар(а)манеак и Ар(а)майис; Эруанд (Ервант) и Эруаз (Ерваз). [ 79 ] В том же духе Саргис Арутюнян утверждает, что армянские герои, а также близнецы Иззадин (или Изаддин) и Зяддин (упомянутые в курдском « Шарафнаме ») лежат в основе мифа о божественных близнецах: парах братьев-основателей божественного происхождения. [ 80 ]
албанский
[ редактировать ]Пара героев-братьев и главные герои албанского легендарного эпического цикла « Канге Крешникеш» – Муджи и Халили – считаются несущими общие черты индоевропейских божественных близнецов. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]
Наследие
[ редактировать ]В мифологии и религии
[ редактировать ]Миф о божественных близнецах был широко популярен в индоевропейской традиции; свидетельства их поклонения можно найти от Скандинавии до Ближнего Востока еще в бронзовом веке . Мотив был также принят в неиндоевропейских культурах, о чем свидетельствуют этрусские Тины Кленар , «сыны Юпитера». [ 84 ] В микенские времена также могло существовать поклонение божествам-близнецам, основанное на наличии мифов и историй о парах братьев или близнецах мужского пола в Аттике и Беотии . [ 85 ]
Наиболее распространенными функциями, связанными с близнецами в более поздних мифах, являются магические целители и врачи, моряки и спасители на море, воины и поставщики божественной помощи в бою, управляющие погодой и хранители ветра, помощники при рождении, связанные с плодородием. божества танца, защитники клятвы и основатели городов, иногда связанные с лебедями. [ 3 ] [ 86 ] Ученые предполагают, что миф о близнецах имеет отголоски в средневековой легенде об Амике и Амелиусе . [ 4 ] В белорусском фольклоре святые Георгий и Николай составляют пару, связаны с лошадьми и обладают двойственной природой целителей. [ 42 ] С этим может быть связано и почитание славянских святых братьев Бориса и Глеба . [ 87 ] [ 88 ]
В литературе
[ редактировать ]Литературные подходы к мифу об индоевропейских божественных близнецах можно найти в «Зевсе, исследовании древней религии» (1925) Артура Бернарда Кука . Британский ученый утверждал, что некоторые версии «Танцующей воды», «Поющего яблока» и «Говорящей птицы» , собранные из греческих и итальянских источников, содержат некоторые остатки Елены и ее братьев Диоскуров в образах чудо-детей (тройняшек). или двое братьев и сестер мужского пола/одна женщина) с астрономическими мотивами на телах. [ 89 ] Эта идея повторяется в Анджело де Губернатиса » «Зоологической мифологии , т. 1. [ 90 ] Итальянский ученый проанализировал близнецов в варианте формата «Мальчики с золотыми звездами» как «Ачвинау» (Ашвины) ведических знаний. [ 91 ]
В архитектуре
[ редактировать ]Ашвеняй, изображенный в виде Жиргеляй или маленьких лошадок, является распространенным мотивом на литовских крышах. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] поставили для защиты дома. [ 95 ] Подобные мотивы можно встретить и на ульях, шлейках, каркасах кроватей и других предметах домашнего обихода. [ 96 ]
Похожий образ появляется и в убранстве Fachhallenhaus , типа нижненемецкого дома : острие фронтонов состоит из резных деревянных досок в форме (стилизованных) голов лошадей, часто служащих для защиты краев крыши от ветра. . Головам лошадей приписывают символ саксов — саксонского коня . Его распространение в качестве украшения на коньках крыш также отражено в гербах нескольких городов и деревень Северной Германии. Говорят, что эти скрещенные лошадиные головы являются «старым языческим символом». [ 97 ] Этот символ, также называемый «щипцовый крест» ( де ), возможно, был связан с легендарными основателями Хенгистом и Хорсой, поскольку назывался Hengst und Hors . [ 98 ]
-
Рисунок фронтона 1901 г.
-
Отделка фронтона 2006 г.
-
Головы лошадей на гербе Бухгольца в Нордхайде
-
Герб города Шпорниц в земле Мекленбург-Передняя Померания.
См. также
[ редактировать ]- Жертвоприношение лошади
- Корейские рассказы о творении
- Место-овер и Месламта-еа
- Близнецы-герои майя ( мифология майя )
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Северное Причерноморье или Азовское море . [ 13 ]
- ↑ Клэр Луиза Уилкинсон, похоже, согласна с теорией о том, что пары близнецов в греческой мифологии восходят к «общему корню». [ 50 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джексон 2002 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с Запад 2007 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэллори и Адамс 1997 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Шапиро, Марианна (1990). « Ami et Amile» и мифы о божественном близнецстве». Романские исследования . 102 (2/3): 131–148. JSTOR 27940080 .
- ^ Уорд, Дональд Дж. «Индоевропейская мифологическая тема в германской традиции». В: Индоевропейцы и индоевропейцы: доклады, представленные на Третьей индоевропейской конференции в Пенсильванском университете . Под редакцией Джорджа Кардоны, Генри М. Хёнигсвальда и Альфреда Сенна. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2016 [1971]. п. 416. https://doi.org/10.9783/9781512801200-021 .
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2002 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Запад 2007 , с. 187–191.
- ^ Дерксен 2015 , с. 65.
- ^ Лубоцкий, Александр . « Индоарийский унаследованный лексикон ». Проект Индоевропейского этимологического словаря . Лейденский университет . св ашва- .
- ^ Запад 2007 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б с Мэллори и Адамс 2006 , с. 432.
- ^ Jump up to: а б с Запад 2007 , с. 189.
- ^ Запад 2007 , с. 191.
- ^ Бикс 2011 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Парпола 2015 , с. 109.
- ^ Проспер, Бланка Мария (2011). «Творительный падеж в склонении тематического существительного континентального кельтского языка». Historische Sprachforschung/Историческая лингвистика . 124 : 250–267. дои : 10.13109/hisp.2011.124.1.250 . JSTOR 41553575 .
- ^ Вайншток, Стефан (1960). «Две архаические надписи из Лациума». Журнал римских исследований . 50 : 112–118. дои : 10.2307/298293 . JSTOR 298293 . S2CID 161694789 .
- ^ Адамс, Дж. Н. Региональная диверсификация латыни 200 г. до н.э. - 600 г. н.э. Издательство Кембриджского университета, 2007. стр. 55–56. ISBN 9781139468817 .
- ^ Jump up to: а б с д Запад 2007 , с. 190.
- ^ Кляйнер, Фред С.; Кляйнер, Диана Э. (1976). «Два римлянина в провансальском портретном рельефе». Смеси Французской Римской школы. Античность . 88 (1): 243–257. дои : 10.3406/mefr.1976.1057 .
- ^ Пикард, Чарльз (1943). «Погребальный барельеф Сен-Жюльен-ле-Мартиг». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 87 (3): 439–458. дои : 10.3406/crai.1943.77671 .
- ^ Хатт, Жан-Жак (1965). «Очерк эволюции галльской религии». Обзор древних исследований . 67 (1): 80–125. дои : 10.3406/rea.1965.3739 .
- ^ Дюваль, Поль-Мари (1989). «Галльский и галло-римский культы. 3. Боги галло-римского периода» . Публикации Французской школы Рима . 116 (1): 259–273.
- ^ Диодор, Сицилия. Диодор Сицилийский, с английским переводом CH Oldfather . Том. II. Лондон: Хайнеманн. 1933. С. 522–523.
- ^ Майер, Бернхард, 1963- (1997). Словарь кельтской религии и культуры . Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. п. 96. ИСБН 0-85115-698-3 . OCLC 36074567 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Маклауд, Шэрон Пейс. «Слияние мудрости: символика колодцев, водоворотов, водопадов и рек в ранних кельтских источниках». В: Материалы Гарвардского кельтского коллоквиума 26/27 (2006): 348-349. http://www.jstor.org/stable/40732065 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 161-162.
- ^ Декстер, Мириам Роббинс. «Гиппоморфная богиня и ее потомство». В: JIES 18/3-4 (осень/зима, 1990 г.). стр. 285–307.
- ^ Краппе, Александр Хаггерти, «Погоня за Гиллой Дакер и кельтскими Диоскурами». В: Revue Celtique 49 (1932): 96–108. [1]
- ^ Персигу, Жан-Поль. Словарь кельтской мифологии . Боги и герои. Издания дю Роше. 1996. с. 103. ISBN 2 268 00968 8 .
- ^ Jump up to: а б Грикур, Дэниел; Холлард, Доминик (2002). «Лугус и лошадь». Диалоги древней истории . 28 (2): 121–166. дои : 10.3406/dha.2002.2475 .
- ^ Jump up to: а б Буске, Жан (1971). «Реннские надписи». Галлия . 29 (1): 109–122. дои : 10.3406/галия.1971.2572 .
- ^ Джонстон, Эндрю К. Сыновья Рема: идентичность в Римской Галлии и Испании . Издательство Гарвардского университета. 2017. С. 142, 144. ISBN 9780674660106 .
- ^ Клавель-Левек, Моник (1989). "XIII. Религия, культура, идентичность. Но где же друиды прошлых лет...? (DHA, 11, 1985, стр. 557-604)" . Коллекция Института науки и техники древности . 396 (1): 389–456.
- ^ Симек 1993 , с. 7.
- ^ Андрен 2020 , стр. 1453–1455.
- ^ Андрен 2020 , стр. 1455–1456.
- ^ Симек 1993 , стр. 59–60, 139.
- ^ Андрен 2020 , стр. 1463.
- ^ Хёфиг, Верена (1 апреля 2018 г.). «Домодернистская нация? Этногенез исландцев и его мифические основы». Скандинавские исследования . 90 (1): 110–132. дои : 10.5406/scanstud.90.1.0110 . S2CID 166118426 .
- ^ Jump up to: а б Хёфиг, Верена (2017). «Основной миф в Стурлубоке: анализ повести об Ингольфре и Хьёрлейфе». Стурла Тордарсон . стр. 70–82. дои : 10.1163/9789004342361_008 . ISBN 9789004342361 .
- ^ Jump up to: а б Санько, Сергей (август 2018 г.). «Рефлексы древних представлений о божественных близнецах в образах святых Георгия и Николая в белорусском фольклоре» . Фольклор . 72 : 15–40. дои : 10.7592/fejf2018.72.sanko .
- ^ Роман, Люк; Роман, Моника (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии . Издательство информационной базы. п. 58. ИСБН 978-1-4381-2639-5 .
- ^ «Аполлодор, Библиотека, книга 3, глава 5, раздел 5» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Роман, Люк. (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии . Роман, Моника. Нью-Йорк: факты в архиве. стр. 429–430. ISBN 978-1-4381-2639-5 . OCLC 607553701 .
- ^ Витчак, КТ; Завиаса, Д. «Сицилийские Паличи как представители индоевропейских божественных близнецов». В: ΜΥΘΟΣ , н. 12, 2004–2005 гг. стр. 93-106.
- ^ «Афиней, дейпнософисты, книга II, глава 50» .
- ^ «Ибикус» .
- ^ Уилкинсон, Клэр Луиза. Лирика Ивика: Введение, текст и комментарий . Созомена 13. Берлин: Вальтер де Грюйтер, 2013. стр. 209–213. ISBN 978-3-11-029514-6 .
- ^ Уилкинсон, Клэр Луиза. Лирика Ивика: Введение, текст и комментарий . Созомена 13. Берлин: Вальтер де Грюйтер, 2013. с. 213. ISBN 978-3-11-029514-6 .
- ^ Jump up to: а б Блажек, Вацлав (29 декабря 2012 г.). «Латвийский Усиньш 'бог-пчела и покровитель лошадей' » . Баллистика . 47 (2): 359–366. дои : 10.15388/baltistica.47.2.2123 .
- ^ Безайс, Харальдс. Светлый Бог Древней Латвии . Альмквист и Викселл. 1976. стр. 77–79, 155–189.
- ^ Приде, Янис. Развитие религиоведения на латышском языке в ХХ веке . В: Изучение религий при закрытом и открытом железном занавесе: академическое исследование религии в Восточной Европе . Лейден: Брилл. 2015. с. 225.
- ^ Кристенсен, Лисбет Бредхолт; Хаммер, Олав; Уорбертон, Дэвид (2014). Справочник религий Древней Европы . Рутледж. п. 368. ИСБН 978-1-317-54452-4 .
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс (2003). От Олимпа до Камелота: Мир европейской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 125–126. ISBN 0-19-514361-2 .
- ^ Лиминг, Дэвид. Оксфордский справочник мировой мифологии . Издательство Оксфордского университета. 2005. стр. 101-102.
- ^ Калин, Дидье (1996). Индоевропейская поэтика и латышские народные песни (Диссертация). стр. 62–65.
- ^ Пундуре, Ирена (20 декабря 2008 г.). "Солнечный календарь из латвийских дайнов" . Балтийская археология . 10 : 39–44.
- ^ Люркер, Манфред (2004). Словарь Рутледжа о богах и богинях, дьяволах и демонах . Рутледж. п. 25. ISBN 978-0-415-34018-2 .
- ^ Кокаре, Эльза. . Обзор основных структур латышской мифологии В: Журнал Балтийского института фольклора (Таллинн), 1996, №1, стр. 65-91.
- ^ Бетякова, Марта Ева; Блажек, Вацлав . Энциклопедия балтийской мифологии . Прага: Либри. 2012. стр. 34-35. ISBN 978-80-7277-505-7 .
- ^ Гимбутене, Мария (1985). Белые в доисторические времена: этногенез, материальная культура и мифология . Вильнюс: Наука. Мистер. 165.
- ^ Гейстор, Александр. (2006). Мифология славян . Модзелевский, Кароль, 1937-2019., Слупецкий, Лешек Павел, 1956-, Пенёндз-Скшипчак, Анета. (3-е изд., дополненное, дополненное изд.). Варшава: Видау. Варшавский университет. ISBN 83-235-0234-Х . OCLC 212627528 .
- ^ Авилин, Цимафей (20 декабря 2008 г.). «Астронимы в белорусских народных поверьях» . Балтийская археология . 10 :29–34.
- ^ Банашкевич 1996 , стр. 81.
- ^ Войчицкий, Казимеж Владислав. Клечды: старинные сказания и романы польского народа и Руси . Том I. в Варшаве: в типографии Петра Барицкого. 1837. стр. 167–173 и 203–204. [2]
- ^ Недзельский, Гжегож. (2011). Короли со звезд: мифология протопольских племен . Сандомир: Издательство «Арморика». стр. 108–109. ISBN 978-83-62661-17-6 . OCLC 802060512 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 164–165.
- ^ Новая сравнительная мифология: антропологическая оценка теорий Жоржа Дюмезиля - исправленное издание. К. Скотт Литтлтон. Издательство Калифорнийского университета. 1973. с. 209.
- ^ Кража Хелен: Миф о похищенной жене в сравнительной перспективе. Лоуэлл Эдмундс. Издательство Принстонского университета. 2016. с. 77
- ^ Индуистский мир: Энциклопедический обзор индуизма. Том II МЗ. Бенджамин Уокер. Рутледж. 2019. Запись: «Пандава»
- ^ Давар, Фирозе Ковасджи. Иран и Индия сквозь века . Бомбей, Калькутта, Нью-Дели, Мадрас: Издательство Asia. 1962. стр. 13-14.
- ^ Потт, Август Фридрих. Этимологические исследования в области индогерманских языков . Вторая часть. 1836. с. 211. [3]
- ^ Уокер, Бенджамин. Индуистский мир: энциклопедический обзор индуизма в двух томах . Том I: АЛ. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. 2019. с. 72. ISBN 978-0-367-14300-8 [4]
- ^ Шальян, Артин К. Давид Сасунский: армянский народный эпос в четырех циклах . Афины: Издательство Университета Огайо, 1964. с. XXVI.
- ^ Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- ^ Андерсон, Эрл Р. с Марком Хостом. « Генетические и диффузионные темы в армянской Сасне Црер: Санасарский цикл ». В: Журнал Общества арменоведения Vol. 14 (2005): 11–18.
- ^ Петросян, Армен (2017). «Армяно-индийские эпические параллели». Журнал индоевропейских исследований . 45 (1–2): 172–186. ПроКвест 1947773418 .
- ^ Петросян, Армен (2012). «Первые столицы Армении и Грузии: Армавир и Армази (Проблемы ранних этнических объединений)». Журнал индоевропейских исследований . 40 (3 и 4): 269–270. ПроКвест 1448190890 .
- ^ Арутюнян, Саргис (1997). «Армянская эпическая традиция и курдский фольклор». Иран и Кавказ . 1 : 85–92. дои : 10.1163/157338497X00049 . JSTOR 4030741 .
- ^ Чабеж 1968 , с. 286.
- ^ Джука 1984 , с. 64.
- ^ Незири 2008 , стр. 80–82.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 165.
- ^ Бак, Роберт Дж. История Беотии . Издательство Университета Альберты. 1979. с. 57. ISBN 9780888640512
- ^ Шапиро 1982 .
- ^ Райсман, Эдвард С. (апрель 1978 г.). «Культ Бориса и Глеба: остаток варяжской традиции?». Русское обозрение . 37 (2): 141–157. дои : 10.2307/128465 . JSTOR 128465 .
- ^ Маринас, Энрике Сантос. «Передача индоевропейского мифа христианской Киевской Руси: Борис и Глеб как божественные близнецы». В: Индоевропейское наследие в языке и культуре . Избранный выпуск, научные редакторы А. Дудзяк, А. Злобин, М. Паюнена. Wydawnictwo UWM, Ольштын. 2019. С. 23-36. ISBN 978-83-8100-209-7 .
- ^ «Приложение F». В: Кук, Артур Бернард. Зевс, Исследование древней религии . Издательство Кембриджского университета. 1925. Том. II: Зевс, Бог Темного Неба (Грома и Молнии). Часть II: Приложения и указатель. стр. 1003–1019.
- ^ де Губернатис, Анджело. Зоологическая мифология; или Легенды о животных . Лондон: Трюбнер и компания, 1872. с. 412.
- ^ Джонс, В. Генри; Кропф, Лайош. Народные сказки мадьяр . Лондон: Опубликовано Эллиотом Стоком для Фольклорного общества. 1889. Записки к народной сказке №. 11. С. 338.
- ^ Туменас, Витаутас. "Семантическое поле орнамента "Жиргеляй"" [Семантическое поле орнамента "Жиргеляй" (фронтонное украшение, напоминающее голову лошади)]. В: Народная культура , 1997, вып. 2 (53). стр. 22-35.
- ^ Хамахер, Дуэйн В. «Шумеры и Близнецы: шумерские астрономические интерпретации как происхождение божественных лошадей-близнецов и солнечных колесниц в индоевропейской мифологии (неопубликованная рукопись)» (PDF) . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2011 г.
- ^ Страйжис, Витаутас; Климка, Либертас (февраль 1997 г.). «Космология древних балтов». Журнал истории астрономии . 28 (22): С57–С81. Бибкод : 1997JHAS...28...57S . дои : 10.1177/002182869702802207 . S2CID 117470993 .
- ^ Дундулене, Пране (1991). Литовская этнология (на литовском языке). Наука. Мистер. 50. ISBN 5-420-00713-4 .
- ^ Мустейкис, Эгидиюс (09.06.2003). «Лошади в традициях» (на литовском языке). Музей лошади – филиал Мемориального музея А. Баранаускаса и А. Виенуолиса-Жукаускаса. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Эвенден, Уильям Л. Немецкие знаки пожарного страхования [немецкие знаки пожарной безопасности]. VVW Карлсруэ. 1989. с. 63. ISBN 3-88487-190-0
- ^ Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр. п. 139. ISBN 978-0-85991-513-7
Библиография
[ редактировать ]- Андрен, Андерс (2020). «Божественные близнецы». В Шьёдте, Йенс Петер; Линдоу, Джон; Андрен, Андерс (ред.). Дохристианские религии Севера: история и структуры . Том. 3. Бреполи. стр. 1453–1463. ISBN 978-2-503-57489-9 .
- Банашкевич, Яцек (1996). «Владыка Ругии - Ругевит и его спутники из Гардзца: Поревит и Поренут (Саксон Граматик, Gesta Danorum XIV, 39,38-41)». В Курнатовской, Зофья (ред.). Славянская культура в средневековой Европе . Том 1. Вроцлав: ВЕРК. стр. 75–82. ISBN 83-901964-7-6 .
- Бикс, Роберт С.П. (2011). Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-9027211859 .
- Чабеж, Экрем (1968). «Формирование албанских народных верований». В Манфреде Майрхофере (ред.). Исследования в области лингвистики и культурологии: Памятное издание Вильгельма Бранденштейна 1898–1967 гг . Вклад Инсбрука в культурные исследования. Том 14. Доставка: Институт сравнительной лингвистики Университета Леопольда Франценса в Инсбруке. ISSN 0537-7250 .
- Хамахер, Дуэйн В. «Шумеры и Близнецы: шумерские астрономические интерпретации как происхождение божественных лошадей-близнецов и солнечных колесниц в индоевропейской мифологии (неопубликованная рукопись)» (PDF) . п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2011 г.
- Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . JSTOR 3270472 .
- Джука, СС (1984), Косова: албанцы в Югославии в свете исторических документов: эссе , Waldon Press, ISBN 9780961360108
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Лондон: Routledge, ISBN 978-1-884964-98-5
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006), Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир , Оксфорд, Англия: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-929668-2
- Незири, Займер У. (2008). Институт албанологии Приштины (ред.). Изучение фольклора: устный эпос и этнокультура [ Изучение фольклора: устный эпос и этнокультура ]. Том. II. Графобен.
- О'Брайен, Стивен (1982). «Диоскурические элементы в кельтской и германской мифологии». Журнал индоевропейских исследований . 10 : 117–136.
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. п. 109. ИСБН 9780190226923 .
- Шапиро, Майкл (1982). «Забытые свидетельства диоскуризма (божественного побратимства) в древнеславянском пантеоне». Журнал индоевропейских исследований . 10 : 137–166.
- Симек, Рудольф (1993). Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Уэст, Моррис Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199280759 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Общие исследования:
- Альберро, Мануэль (13 октября 2004 г.). «Три функции Дюмезилиана и миф о божественных близнецах индоевропейской традиции» . В средневековой Испании . 27 : 317–337.
- Бьянки, У. «Диоскуры: версия божественной пары». В кн.: Значение культа Диоскуров в Италии. Материалы конференции, состоявшейся в Таранто в апреле 1979 года . стр. 23–40. 1979 год
- Блейкли, Сандра (декабрь 2018 г.). «Звездные близнецы и таинственные обряды: от Самофракии до Митры» (PDF) . Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae . 58 (1–4): 427–463. дои : 10.1556/068.2018.58.1-4.26 . S2CID 203298715 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 июля 2021 г. Проверено 3 апреля 2022 г.
- Гроттанелли, К. (1986). «Запряженные лошади, близнецы и могущественная леди: Индия, Греция, Ирландия и другие страны». Журнал индоевропейских исследований . 14 (1–2): 125–152. .
- Ханкофф, Леон Д. (май 1977 г.). «Почему боги-целители — близнецы» . Йельский журнал биологии и медицины . 50 (3): 307–319. ПМЦ 2595421 . ПМИД 560764 .
- Кристиансен, Кристиан (2011). «Соединяя Индию и Скандинавию: институциональная передача и завоевание элиты в бронзовом веке». Переплетение миров: системные взаимодействия в Евразии, 7-1 тысячелетия до н.э. Книги Оксбоу. стр. 243–265. дои : 10.2307/j.ctvh1dr2k.23 . ISBN 978-1-84217-998-7 . JSTOR j.ctvh1dr2k.23 .
- Сержант Б. (1992 г.). «О некоторых индоевропейских близнецах «Топик». обозрение Фрейдистское 22 (50): 205–238.
- Штернберг, Лео (1929). «Древний культ близнецов в свете этнологии». Журнал этнологии . 61 (1/3): 152–200. JSTOR 23032863 .
- Уодделл, Джон (2018). «Другой мир». Миф и материальность . Том. 4. Книги Оксбоу. стр. 80–105. ISBN 978-1-78570-975-3 . JSTOR j.ctvh1dtnp.10 .
- Уокер, Генри Джон. Боги-близнецы-лошади: Диоскуры в мифологиях древнего мира . Лондон: IB Tauris, 2015, 271 стр.
- Уокер, Генри Джон (2007). «ГРЕЧЕСКИЕ АВИНЫ». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 88 : 99–118. JSTOR 41692087 .
- Уорд, диджей «Отдельные функции индоевропейских божественных близнецов». в: Пухвель, Дж. (ред.). Миф и право у индоевропейцев. Исследования по индоевропейской сравнительной мифологии . Беркли – Лос-Анджелес – Лондон. 1970. стр. 193–202.
- Уорд, Дональд Дж. «Индоевропейская мифологическая тема в германской традиции». В: Индоевропейцы и индоевропейцы: доклады, представленные на Третьей индоевропейской конференции в Пенсильванском университете . Под редакцией Джорджа Кардоны, Генри М. Хёнигсвальда и Альфреда Сенна. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2016 [1971]. стр. 405–420. https://doi.org/10.9783/9781512801200-021
- Венцель, Мариан (сентябрь 1967 г.). «Диоскуры на Балканах». Славянское обозрение . 26 (3): 363–381. дои : 10.2307/2492722 . JSTOR 2492722 . S2CID 163562603 .
Индо-иранский:
- Чакраварти, Ума (1989). «АСВИНЫ: ВОПЛОЩЕНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО МОТИВА БЛИЗНЕЦОВ». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 70 (1/4): 137–143. JSTOR 41693465 . По состоянию на 7 января 2023 г.
- Дэвидсон, Ольга М. (1987). «Аспекты диоскуризма в иранском королевстве: случай Лохраспа и Гоштаспа в Шахнаме Фердоуси». Эдебият . 1 : 103–115.
- Николаев, Александр (2012). «Авестийский Haēcat̰.aspa-, Ригведа 4.43 и миф о божественных близнецах». Журнал Американского восточного общества . 132 (4): 567–575. дои : 10.7817/jameroriesoci.132.4.0567 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.132.4.0567 .
- Парпола, Аско (2005). «Насатьи, колесница и протоарийская религия» Индо Шисоши Кенкю 2004–2005 (16 и 17): 1–63. CiteSeerX 10.1.1.567.2086 .
- Викандер, С. (1957). «Накула и Сахадева» (PDF) . Шведская ориенталия . 6 : 66–96.
Селтик:
- Данка, Игнаций Рышард; Витчак, Кшиштоф Томаш (2010). «DEIS EQUEUNUBO: Божественные близнецы в Астурии» . Кельто-славянские исследования . 4 : 17–26. дои : 10.54586/ZLYB6908 .
- Гетинк, Гленис, «Божественные близнецы и средневековая валлийская литература», в: Хили, Гаэль, Патрис Лажуа и Жоэль Аскоэ (ред.), Deuogdonion: смеси, предложенные в честь профессора Клода Стеркса, Publication du CRBC Rennes 2, Ренн: Тир, 2010. 259–276.
- Крута, Вацлав (2016). « «Двойные головы» и божественные близнецы: очерк кельтской иконографии». Кельтские исследования . 42 (1): 33–57. дои : 10.3406/ecelt.2016.2468 .
- Йорк, М. (1995). «Божественные близнецы в кельтском пантеоне». Журнал индоевропейских исследований . 23 (1–2): 83–112.
Балто-славянский:
- Аброла, Наталья. « Древнеиндийские асвини , ушас и латвийские диева деликатесы : потенциальные параллели» . 13-я ежегодная международная конференция по сравнительной мифологии Международной ассоциации сравнительной мифологии - Мифология метаморфоз: сравнительные и теоретические перспективы . 10–14 июня 2019 г., Эстонский литературный музей, Тарту, Эстония. п. 16. (тезисы докладов конференции).
- Дерксен, Рик (2015). Этимологический словарь балтийской унаследованной лексики . Брилл. ISBN 978-90-04-27898-1 .
- Назаров, Назарий А. (3 July 2017). "Следы индоевропейского близнечного мифа в формулах балто-славянских песен". Scando-Slavica . 63 (2): 151–178. doi : 10.1080/00806765.2017.1390923 . S2CID 149237704 .
Греческий:
- Фрейм, Дуглас (2007). «Гиппопотам Нестор» . Греческая мифология и поэтика. Гарвардский университет. Архивировано из оригинала 01 мая 2020 г. Проверено 13 сентября 2017 г.
- Фрейм, Дуглас. «Ахиллес и Патрокл как индоевропейские близнецы: взгляд Гомера» . Греческая мифология и поэтика. Гарвардский университет. Архивировано из оригинала 01 мая 2020 г. Проверено 13 сентября 2017 г.
- Фрауэнфельдер, Д.В. Спартанские Диоскуры: их происхождение и развитие в эллинском мире . Университет Северной Каролины. 1991.
- Надь, Грегори. «Ахиллес и Патрокл как модели побратимства идентичностей» . Греческая мифология и поэтика. Гарвардский университет. Архивировано из оригинала 01 мая 2020 г. Проверено 13 сентября 2017 г.
- Надь, Грегори (1990). «Патрокл «Концепции загробной жизни и индийский тройной огонь» и «Фаэтон, Фаон Сапфо и Белая скала Левки: «Чтение» символов греческой лирики» » . Греческая мифология и поэтика. Гарвардский университет. Архивировано из оригинала 01 мая 2020 г. Проверено 13 сентября 2017 г.
Германский:
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Божественными близнецами, на Викискладе?