Лель и Полель
Лель и Полель | |
---|---|
Главный культовый центр | Фишеринзель (вероятно) |
Область | Польша , Велети (вероятно) |
Родители | Лада (мать) |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Кастор и Поллукс |
Лель и Полель ( лат . Leli, Полели) — польские божественные близнецы , впервые упомянутые Мацеем Меховитой в 16 веке, где он представляет их как эквиваленты Кастора и Поллукса и сыновей богини Лады , эквивалента Леды . Полного согласия относительно подлинности культа Леля и Полеля нет.
Источники
[ редактировать ]Лель и Полель впервые упоминаются в Chronica Polonorum Мацея Меховиты, где он исправляет Яна Длугоша , который писал, что Лада была польским эквивалентом римского бога войны Марса : [ 1 ]
Они поклоняются Леде, матери Кастора и Поллукса, и близнецам из одного из рожденных яиц, Кастору и Поллуксу, что до сих пор можно услышать, распевая самые древние песни Лады, Лады, Илелы и Лели Полели с аплодисментами и ударами в ладоши. Лада - как я осмелюсь сказать по свидетельству живого слова - имя Леды, а не Марса, Кастора [имя зовут] Лели, Полели [имя] Поллукса
Марцин Кромер , Мацей Стрыйковский , Марцин Бельский и его сын Иоахим О близнецах также упоминают . Алессандро Гуаньини утверждал, что культ Леля и Полеля существовал еще при его жизни в Великой Польше . Священник Якуб Вуек также упоминает «Лелиполели». [ 2 ]
Исследовать
[ редактировать ]Первоначально подлинность богов Леля и Полеля не подвергалась сомнению, о чем свидетельствует их популярность среди крупных польских писателей, таких как Игнаций Красицкий , Юлиуш Словацкий и Станислав Выспянский .
Александр Брюкнер , который был одним из первых исследователей, занявшихся темой польского пантеона, категорически отверг подлинность Леля и Полеля. Он считал, что крик Лада, Лада, Илела и Лели Полели, цитируемый Меховитой, на самом деле был всего лишь застольной песней, восклицанием, похожим на tere-fere или fistum-pofistum , а предполагаемые названия произошли от слова lelać «раскачиваться». . [ 3 ] [ 4 ] Несмотря на значительные достижения Брюкнера, многие современные исследователи обвиняют его в сверхкритическом или даже псевдонаучном подходе к теме польского пантеона. [ 5 ] [ 6 ]
были обнаружены две культовые фигуры дуба, датируемые 11 или 12 веком Отношение к культу Леля и Полеля изменилось в 1969 году, когда на острове Фишеринзель на Толлензее в Мекленбурге . Один из них высотой 178 см представляет собой две мужские фигуры с усами, в головных уборах (шлемах?), сросшихся с головами и туловищами. На втором примитивном изображении высотой 157 см изображена женская фигура с четко очерченной грудью. Некоторые исследователи утверждают, что эти идолы изображают Леля и Полеля и их мать Ладу. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
После отказа от гиперкритического подхода Брюкнера и открытия фигур-близнецов на острове Фишеринзель современные исследователи стали более уверены в подлинности своего культа. Против происхождения названий из застольных песен Кароль Потканьский свидетельствуют собственные имена Лель и Лал и русская песня Лелий, Лелий, Лелей зеленый и Ладо мое! где первое слово может быть связано с диалектным русским словом лелек , которое означало «сильный, здоровый юноша». [ 10 ] [ 11 ] Водить лели — женский гулянье в честь молодых замужних женщин, демонстрирующее оригинальный ритуальный и мифический подтекст, который через несколько столетий мог бы превратиться в пьяные песнопения. С 17 века закрепился термин lelum полюсум в значении «медленный, вялый», что, возможно, было результатом десакрализации. [ 10 ] По мнению Анджея Шиевского, Лелум и Поллум могли быть зодиакальными близнецами . [ 12 ] [ а ] и, по мнению Александра Гейштора, они приносили счастье, что может отражаться в вере в волшебную силу двойного колоса [зерна]. [ 14 ]
Однако, по мнению Гжегожа Недзельского, Лель и Полель являются изобретением Меховиты, а славянскими братьями-близнецами должны были быть Лада и Лели, где Лада была богом огня, а останки божественных близнецов - это легенда о Валигуре и Вырвидомбе . [ 15 ]
Лель и Полель в культуре
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Януш Криста : Кайко и Кокош («Lelum полюсум» — любимое высказывание Breakbone) [ 16 ]
- Игнаций Красицкий : Мышейс . (« Попель звонит, умоляет Лелум Полелум») [ 17 ]
- Юлиуш Словацкий : Лилла Венеда . Лелум и Полеллум — сыновья венетского царя , похищенные лехитами . [ 18 ]
- Станислав Выспянский : Скалка . («Лель, сделай это, друг мой») [ 19 ]
- Адам Мицкевич : Пан Тадеуш . («Кастор и его брат Поллукс сверкали на голове, называвшейся когда-то у славян Леле и Полеле») [ 20 ]
- Владислав Оркан : Джевей . Повесьц . («был Лель, дядя бога, и Лада или Полель, сын, который заряжал меч; был Лелей или Лелек, хранитель стад») [ 21 ]
Музыка
[ редактировать ]Видеоигры
[ редактировать ]- Двойные божества появляются в видеоигре Blacktail от польского разработчика The Parasight в виде стоячих камней. (прикосновение к одному переносит вас к другому)
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коланкевич 1999 , стр. 427.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 428-432.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 39.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 75.
- ^ Гейстор 2006 , с. 85.
- ^ Недзельский 2011 , стр. 239.
- ^ Гейстор 2006 , с. 200, 309-310.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 229.
- ^ Коланкевич 1999 , стр. 452.
- ^ Jump up to: а б Гейстор 2006 , с. 199-200.
- ^ Кемпински, Анджей (2001). Энциклопедия мифологии индоевропейских народов, Варшава . Искры. стр. 255. ISBN 83-207-1629-2 .
- ^ Шиевский 2003 , стр. 21.
- ^ Авилин, Цимафей. «Астронимы в белорусских народных поверьях». В: Archaeologia Baltica , Том 10: Астрономия и космология в народных традициях и культурном наследии. Издательство Клайпедского университета. 2008. с. 30. ISSN 1392-5520
- ^ Гейстор 2006 , с. 309.
- ^ Недзельский 2011 , стр. 125-127.
- ^ Криста, Януш (1934–2008). (2003). Вой Мирмила. Том. 1 . Варшава: Эгмонт Польска. ISBN 978-83-237-9702-9 . OCLC 749737778 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Красицкий, Игнаций (1830). Мышейс . Париж: У Барбеза.
- ^ Словацкий, Юлиуш (1894). Лилла Венеда . Львов: Польский книжный магазин.
- ^ Выспянский, Станислав (1907). Камень . Краков. стр. Акт I
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мицкевич, Адам (1921). Господин Тадеуш . Львов, Варшава, Краков: Национальный институт Оссолинского.
- ^ Оркан, Владислав (1912). Дерево. Роман . Краков.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Род – Лелум Полелум» . karrot.pl (на польском языке) . Проверено 19 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 83-235-0234-Х .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Коланкевич, Лешек (1999). Дзяды. Театр Дня Мертвых . Гданьск: Территории слова/изображения. ISBN 8387316393 .
- Недзельский, Гжегож (2011). Короли со звезд. Мифология протопольских племен . Сандомир: Арморика. ISBN 978-83-7950-077-2 .