украинский фольклор
Украинский фольклор — народная традиция, сложившаяся в Украине и среди этнических украинцев . Самыми ранними образцами фольклора, обнаруженными на территории Украины, является пласт панславянского фольклора, восходящий к древней славянской мифологии восточных славян . Постепенно у украинцев сложился пласт собственной самобытной народной культуры. [1] Фольклор был важным инструментом в определении и сохранении культурной самобытности Украины перед лицом сильного ассимиляционного давления со стороны соседних земель. [2]
Отличительность
[ редактировать ]Украинские народные обычаи имеют множество слоев, определяемых периодом развития этого аспекта и территорией, в которой он использовался. Низший и древнейший уровень — панславянский пласт народной культуры, имеющий множество элементов, общих для славянского народа в целом. Выше находятся элементы, общие для восточных славян, а выше — элементы, встречающиеся только на самой Украине. Слой выше этого содержит культурные и фольклорные элементы, которые определяют различные микрогруппы украинского этоса, такие как бойки , казаки , гуцулы , лемки , лышаки, подольцы и русины .
Народные поверья
[ редактировать ]Народные обычаи
[ редактировать ]Украинские народные обычаи и обряды представляли собой ритуалы, связанные с календарем и течением человеческой жизни. Они часто сопровождались религиозными церемониями, заклинаниями , народными песнями , танцами и драматическими пьесами . Ритуалы жизненного цикла отмечают рождение, брак и смерть. [3] [4] Многие из этих обычаев древние и во многих случаях смешались с христианскими обрядами. Их можно разделить на три категории: [5]
- семейные обычаи и обряды, состоящие из рождения , свадьбы и погребения . обрядов
- сезонно-продуктивные обычаи и обряды, связанные с земледелием , скотоводством и охотой .
- общинные обычаи и обряды, отмечающие определенные события в жизни сообщества .
Народные обычаи претерпели в Украине множество изменений с появлением современной культуры. При Советской власти народные обычаи безуспешно подавлялись. Верующие по-прежнему исповедовали христианские обычаи, а некоторые жители страны даже возродили древние обычаи и обряды. Многие христианские обряды были возрождены в постсоветской Украине после 1991 года, особенно в западных областях . [5]
Народные танцы
[ редактировать ]Танец существовал в Украине как ритуал с древнейших времен, но во многом был поглощен христианством и слит с христианскими обрядами. [6] Самыми ранними танцами были хороводы, связанные с сельским хозяйством. Танцы проходили в день Ивана Купалы, Юрьев день, Пятидесятницу , дни сбора урожая, свадьбы. Ритуальные танцы редко исполнялись под музыку, чаще под песнопения. Народные танцы исполнялись под музыку или без нее. Большинство украинских народных танцев имеют круговой характер. Одними из самых известных танцев являются аркан и гопак . Танец также был обогащен традиционной украинской народной одеждой . [7] Сегодня в Украине и украинской диаспоре , особенно в Канаде , существует множество украинских танцевальных коллективов, которые сохранили традиции народных танцев.
Народные песни
[ редактировать ]Украинские народные песни можно разделить на четыре основные группы: [8]
- обрядовые песни - такие как колядки ( колядки и щедривки ), весенние песни, песни о нимфах ( песни -русалки ), купальские праздничные песни.
- песни урожая и свадебные песни
- исторические песни и политические песни, такие как думы и баллады
- лирические песни, такие как семейные песни, песни социального класса и песни о любви.
Украинские народные песни содержат обилие символики . Символика птиц популярна. Орел . или сокол — символ мужественности, силы, красоты, мужества и свободы Голубь . символизирует женственность Чайка – символ страдающей матери. Другие символы включают калину опулус или калину ( калина ), которая символизирует любимую девушку или саму Украину, и дуб, который символизирует мальчика. В песнях преобладают сравнения : девушку сравнивают со звездой, красной калиной, сосной, маком; мальчика сравнивают с дубом, кленом и голубем. В некоторых песнях используются повторения , антитезы , гиперболы и метафоры . Приемом, часто используемым в лирических песнях для выражения эмоций, является драматический диалог. В некоторых народных песнях ассонансы , аллитерации и звукоподражания . также используются [8]
Народные песни послужили источником вдохновения для многих украинских композиторов , таких как Николай Лысенко , Николай Леонтович и Кирилл Стеценко . Известные русские композиторы Петр Чайковский , Николай Римский-Корсаков и Серж Рахманинов также собирали и использовали украинские народные мелодии в своих произведениях. [8] Сегодня многие народные песни используются и даже используются современными исполнителями.
Люди говорят
[ редактировать ]Казка ( укр . казка ) — украинское слово, обозначающее сказку. есть общие мотивы В украинских народных сказках , в которых много животных. [9] Хотя на многие украинские народные сказки повлиял культурный обмен с большей панславянской культурой, они сохраняют свой уникальный украинский характер и самобытность. [10] [11] [12] [13] Многие украинские сказки возникли в то время, когда люди были земледельцами и охотниками, а дети росли среди «свирепых животных, бродящих по лесам», которые могли быть опасными. [14] Кроме того, дети должны были рано усвоить важность ухода за животными и посевами, поскольку неудача означала голод до следующего года. [14]
Украинские народные сказки послужили источником вдохновения для множества произведений искусства. Многие украинские казки были пересказаны в украинской анимации , при этом фольклор считается ключевой чертой украинской анимации. [15] Первой украинской анимацией 1927 года стал пересказ одной такой казки «Сказка о соломенном быке ». [16] Они остаются источником вдохновения для многих художников и сегодня. детской писательницы Бретта Яна Англоязычный пересказ сказки украинской « Варежка » стал классическим бестселлером. [17] Развитие украинских народных сказок также стало предметом академического анализа. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Культурная жизнь Украины Британская энциклопедия .
- ^ Украина. Архивировано 9 августа 2009 г. в Wayback Machine . Энциклопедия Энкарта .
- ^ Аграрные и календарные ритуалы . Украинский традиционный фольклор. Университет Альберты .
- ^ Народные обычаи, связанные с рождением ребенка в Энциклопедии Украины .
- ^ Jump up to: а б Народные обычаи и обряды в Энциклопедии Украины .
- ^ Народный танец в Энциклопедии Украины .
- ^ Платье в Энциклопедии Украины .
- ^ Jump up to: а б с Народные песни в Энциклопедии Украины .
- ^ "Сказка. Михаил Грушевский. История украинской литературы. Том 1" . litopys.org.ua . Retrieved 2023-05-01 .
- ^ «Украинские народные сказки | Fairytalez.com» . Сказка . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Украинские сказки, народные сказки и басни» . Милена Рампольди . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Уорман, Сара Клето и Бриттани (8 марта 2022 г.). «Сказки Украины» . Школа фольклора и фантастического Картерхау . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Украинские сказки» . Украина.com . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Опаренко, Кристина (1996). Украинские народные сказки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN 0-19-274168-3 . OCLC 34596952 .
- ^ Бендацци, Джанналберто (2015). Анимация: Всемирная история. Том 2 . и O'Reilly Media Company Safari (1-е изд.). п. 319. ИСБН 9781138854819 . OCLC 1152554743 .
- ^ Бендацци, Джанналберто (2015). Анимация: Всемирная история . и O'Reilly Media Company Safari (1-е изд.). п. 81. ИСБН 9781138854529 . OCLC 1153412354 .
- ^ «Учебные пособия | Варежка: Украинская народная сказка» . www.teachingbooks.net . Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Карпенко, Светлана (11.03.2023), "РОЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ УКРАИНСКОЙ СКАЗОЧНОЙ НАУКИ" , СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ФИЛОЛОГИИ , Международная научная группа, стр. 395–438, doi : 10.46299 /isg.2023.mono.ped.1.5.1 , ISBN 979-8-88862-819-5 , получено 1 мая 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карпук, Пол А. (1997). «Исследования Гоголя об украинских обычаях для Диканьских повестей». Русское обозрение . 56 (2): 209–32. дои : 10.2307/131656 . По состоянию на 2 июля 2024 г.
- Опрелянская, Алина (2022). «Брак не обязателен: Украинская сказка о «Кобыльей голове» и обычное право в сказке типа АТУ 480 Д*». Фольклор . 133 (3): 289–310. дои : 10.1080/0015587X.2022.2038949 .
- Рахно, Константин (2024). «Вий в повести Николая Гоголя и связанные с ним мифологические существа в украинском фольклоре». В: Религии 15, вып. 1:33. два : 10.3390/rel15010033
- Шиян, Роман И. (2021). «Собиратели украинских народных сказаний девятнадцатого века: их взгляды, цели, методы и их информаторы». ФОЛЬКЛОРИКА: Журнал Славянской, Восточноевропейской и Евразийской фольклорной ассоциации . 11 : 1–15. дои : 10.17161/folklorica.v11i0.3770 .