Hopak

Гопак ( украинский : гопа́к , IPA: [ɦoˈpɑk] ) — украинский народный танец , зародившийся как мужской танец среди запорожских казаков , но позже его танцевали пары, солисты-мужчины и смешанные группы танцоров. Исполняется чаще всего как одиночный концертный танец любительскими и профессиональными украинскими танцевальными ансамблями, а также другими исполнителями народных танцев . [1] Он также был включен в более крупные художественные произведения, такие как оперы , балеты и театр .
Гопак часто называют « Национальным танцем Украины », и он стал очень популярен в Польше . Подобные фольклорные танцевальные мелодии известны как Сирмпа на Леросе , Греция .
Этимология
[ редактировать ]Название гопака происходит от глагола гопати ( укр . гопати ), что означает « скакать », а также соответствующего восклицательного хопа! ( украинский : гоп ), который можно произнести во время прыжка как выражение удивления или изумления.
История
[ редактировать ]Средневековая история
[ редактировать ]
Гопак изначально развивался как казачий социальный танец ( украинский : побытови танці , транслит. побутови танцы ) и практиковался на землях современной Украины, начиная с 16 века. В то время как милитаристская Запорожская Сечь обычно не одобряла развлечений и отвлечений от военной подготовки, такие правила игнорировались, когда казаки возвращались победителями после битвы. Кобзари и другие музыканты собирали свои инструменты — скрипки , волынки , бандуры , цимбалы и флейты , а остальные участники танцевали .

Этот праздничный гопакы исполняли только участники-мужчины, так как они проходили в исключительно мужской среде. Исполнителями были молодые, шумные наемники, а не профессиональные танцоры; как таковые, исполняемые танцевальные па были преимущественно импровизационными , отражая чувство мужественности, героизма, скорости и силы исполнителей. Представленные шаги включали множество акробатических прыжков ( украинский : стрибки , транслит. стрибки ). Часто бои на поле боя воспроизводились в пантомиме с использованием настоящих мечей, копий или другого оружия, когда исполнитель набрасывался на невидимых врагов. Эти танцы не были привязаны к определенному ритму, и танцоры могли менять темп в любой момент.
Такие праздничные танцы сильно отличались по своему характеру от более старых ритуальных танцев ( укр . обpядови танці , транслит. обрядови танцев ), таких как Хоровод , которые ранее были доминирующими хореографическими произведениями на русинских землях. Основным различием был пол участников – все мужчины – в отличие от преимущественно женских ритуальных танцев.
С повышением статуса казачества в регионе гопаки стали появляться в селах входящих в их владения. В отличие от мужских танцев, встречающихся на Сечи, эти танцы были смешанными: мальчики и девочки вместе танцевали праздничные движения. Хотя ведущая роль сохранилась за исполнителями-мужчинами, начали добавляться структурные элементы, такие как формы кругов и пары, движущиеся вместе в строю; эти события, скорее всего, были заимствованы из хореографической истории ритуальных танцев в этом районе.
Ни один из танцев, исполнявшихся казаками в это время, так и не был записан. Гийом Ле Вассер де Боплан зафиксировал тот факт, что казаки танцевали таким образом, и другие исторические источники подтверждают это. Позже Иван Котляревский и Тарас Шевченко включили в свои произведения гопака и пляшущих казаков. Однако после разрушения Сечи в XVIII веке танец сохранился только в смешанном деревенском формате как праздничный танец.
Концертный танец
[ редактировать ]После того, как в XVIII веке танцы гопака стали исполняться на сцене Крепостных и Крестьянских театров , этот популярный танец стали включать в свой репертуар профессиональные драматические труппы. Эти спектакли лишь включили Гопака в более крупный опус, такой как оперетта Котляревского «Наталка Полтавка» . Именно новаторская работа исполнителя драматического ансамбля, этнохореолога Василия Верховинца в начале ХХ века позволила танцу развиться в его нынешний формат. Первоначальная работа Верховинца заключалась в сборе аутентичных деревенских шагов по всей центральной Украине и создании танцев, которые более точно отражали украинскую культурную традицию . Его прорыв, однако, продемонстрировал, что постановочный украинский танец может существовать как отдельное исполнительское искусство в форме концертного танца . Он и его ученик Василий Авраменко начали ставить спектакли по всей Западной Украине, формируя труппы танцоров в селе за селом.
Весной 1935 года Всесоюзная организация культурной связи с зарубежными странами согласилась направить делегацию на предстоящий Первый международный фестиваль народного танца в Лондоне . Верховинец работал с Леонидом Жуковым из Киевского театра оперы и балета имени Т. Шевченко и профессиональными танцорами Киевского и Харьковского оперных театров над созданием сюиты, представляющей Украинскую ССР . Со своей стороны Верховинец поставил хореографию, ставшую известной как «Лондонский гопак» ( укр .: лондонський гопак , транслит. лондонский гопак ): это был трехчастный танец, состоящий из мужского танца (очень похожего на оригинальный танец Козака), второй, более медленный сегмент, который танцуют только женщины, и, наконец, воодушевляющее закрытие, когда на сцене делят танцоры как мужчины, так и женщины. Этот танец вместе с жуковской добавкой получил тем летом первую премию на фестивале. Трехчастный «Гопак» позже был повторен в сентябре еще в Украине в составе оперы « Запорожец за Дунаем» . Формат трехчастного гопака впоследствии был принят многими профессиональными ансамблями народного танца, которые на протяжении многих лет ставили свои собственные варианты гопака.
В 1990 году двадцать участников Государственного ансамбля народного танца Украинской ССР отделились и создали «Гопак!». Украинский танцевальный коллектив — первый в Украине независимый профессиональный танцевальный коллектив под руководством Сергея Макарова.
Танцевальные шаги
[ редактировать ]
Современный гопак — это хореографический танец, полный импровизации. В большинстве, казалось бы, импровизированных партий участвуют сольные танцоры, обычно мужчины, исполняющие потрясающие визуально и технически акробатические трюки . К ним относятся прыжки и вращения, которые обычно являются изюминкой выступления.
Остальная часть танца включает в себя множество движений, исполняемых в унисон, особенно танцовщицами, в то время как танцоры-мужчины обычно выполняют приседания .
Из-за скорости и энергии, необходимых для успешного исполнения гопака, этот танец обычно исполняется в конце программы. Как и во многих украинских танцах, танцоры, особенно женщины, не перестают двигаться до конца танца.
Гопак музыка
[ редактировать ]Музыка гопака не стандартизирована по темпу или мелодии , хотя 2
4 время В большинстве аранжировок преобладает . Танец должен вызывать ощущение импровизации, поэтому темп музыки меняется от сегмента к сегменту, позволяя танцорам отличиться. Мелодии песен «Гоп , мой гречаники и « Киева » Од до Лубень можно гопака . » найти во многих аранжировках Гопаки обычно заканчиваются в быстром и яростном темпе, некоторые из них включают в себя шумные украинские марши, такие как «Засвистали козаченьки» ( укр . «Засвистали козаченьки» ).
Ряд композиторов сочинили гопака как часть оперы или балета :
- Оперы
- Модест Мусоргский в «Сорочинской ярмарке».
- Петр Ильич Чайковский , в Мазепе.
- Nikolay Rimsky-Korsakov , in May Night
- Семен Хулак-Артемовский , в Запорожье за Дунайем
- Балеты
- Арам Хачатурян , в Гаяне
- Vasily Solovyov-Sedoi , в Taras Bulba
- Чезаре Пуни в «Коньке-Горбунке»
- Анатолий Свенников , в Marusia Bohuslavka
В других областях
[ редактировать ]Советский лидер Иосиф Сталин однажды, как известно, заставил своего будущего преемника Никиту Хрущева (который был главой Коммунистической партии Украины) танцевать гопака. [2]
Гопак был исполнен в составе хореографической сюиты «Дружба народов» танцорами в украинских народных костюмах во время церемонии открытия летних Олимпийских игр 1980 года . Мероприятие проходило на поле Центрального стадиона имени Ленина , при этом большая часть трибуны под Котлом Олимпийского огня во время выступления была раскрашена в украинские народные узоры. [3]
В 2000-е годы музыку гопака активно использовали украинки Анна Бессонова и Наталья Годунко в своих упражнениях по художественной гимнастике .
В 2015 году в видеоигру Team Fortress 2 был добавлен гопак в качестве насмешки под названием «Удар Казоцкого». Игроки могут заставить всех 9 игровых персонажей танцевать во время игры.
Боевое искусство
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Присядки — ключевой вид движения в русских и украинских народных танцах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гопак | танец» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Браун, Арчи (2009). Взлет и падение коммунизма . Нью-Йорк: Экко. п. 229 . ISBN 978-0-06-113879-9 .
- ^ Documentary: "Олимпиада – День открытия". ( trans. "Olympiad - Opening Day" ) USSR Central Television, 1980
Внешние ссылки
[ редактировать ]
