Стиль (балет)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2020 г. ) |
Его стиль | |
---|---|
Хореограф | Nina Aleksandrovna Anisimova |
Музыка | Арам Хачатурян |
Премьера | 9 декабря 1942 г. Пермь , РСФСР , СССР |
Оригинальная балетная труппа | Kirov Ballet |
Персонажи | Его стиль Карен Бедный Показывать Гико |
Жанр | Классический балет |
Тип | Советский «народный» балет |
«Гаянэ» ( Гаянэ или Гейнэ , буква «е» произносится ; армянский : Գայանե ; русский : Гаянэ ) — четырехактный балет на музыку Арама Хачатуряна . Первоначально написан не позднее 1939 года, когда он был впервые выпущен (в Ереване) под названием «Счастье» . В редакции 1941–42 на либретто Константина Державина и хореографию Нины Александровны Анисимовой (жены Державина), [ 1 ] : 133–34 партитура была переработана в 1952 и 1957 годах с новым сюжетом. Художниками-постановщиками выступили Натан Альтман (декорации) и Татьяна Бруни (костюмы). [ 2 ]
Первое выступление состоялось 9 декабря 1942 года. [ 3 ] поставлен Кировским балетом в Перми , Россия , во время эвакуации во время Второй мировой войны , и транслировался по радио. [ 4 ] : 57 В солистах выступили: Наталья Дудинская (Гейн), Николай Зубковский (Карен), Константин Сергеев (Армен), Татья Вечеслова (Нюне) и Борис Шавров (Гико). Дирижер — Павел Фельдт . [ 4 ] : 59 Наиболее известные части балета — « Танец с саблями », который исполняли многие (в том числе артисты эстрады).
Хачатуряна Оригинальная «Гаянэ» — это история молодой армянки , чьи патриотические убеждения противоречат ее личным чувствам, когда она обнаружила измену мужа. В последующие годы сюжет несколько раз менялся, в результате чего романтика была поставлена выше националистического рвения.
Фон
[ редактировать ]Балет основан на более раннем балете Хачатуряна « Счастье» , написанном в 1939 году . [ 1 ] : 127 был создан, когда Кировский балет находился в Перми . Хачатурян приступил к сочинению партитуры осенью 1941 года. [ 3 ] Впервые балет был поставлен 3 декабря 1942 года на малой сцене Пермского государственного театра. Несмотря на эти ограничения, эффект был глубоким; по сути, это означало, что труппа продолжает существовать и ставить новые балеты, несмотря на очень тяжелые времена. Анисимова приглашала к участию в своем балете разных танцоров, оказавшихся в это время в городе; было чувство товарищества и совместных усилий, которые соответствовали позитивному ощущению самого балета. Композиция, музыка, танец — все вместе создавало нечто, что, несмотря на недостатки либретто, выражало триумф танца и его многообразие возможностей.
Инструментарий
[ редактировать ]Оркестровая партитура требует:
- деревянные духовые инструменты : 3 флейты (3-й дублирующий пикколо), 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета (3-й дублирующий бас-кларнет), альт-саксофон, 2 фагота;
- Духовые : 4 валторны, корнет, 3 трубы, альтовая труба, 3 тромбона, бас-туба;
- Литавры и перкуссия : треугольник, бубен, 2 боковых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, доли , дайра , колокольчики , ксилофон, маримба, вибрафон, куранты;
- клавишные : челеста, фортепиано;
- Струны : 2 арфы, скрипки (1-я и 2-я), альты, виолончели и контрабасы.
Сюжет
[ редактировать ]Многие темы межнациональной любви, предательства и дружбы взаимодействуют в армянском контексте. Центральный персонаж — молодая женщина по имени Гаяне, работающая в колхозе в горном районе недалеко от государственной границы.
- Акт I
В армянском колхозе фермеры заняты сбором хлопка. Среди них героиня Гаяне, ее отец Ованес, брат Армен и младшая сестра Нуне. Все они являются образцом трудолюбия, за исключением мужа Гаяне Гико, ленивого пьяницы. Она упрекает Гико за его проступок, и это перерастает в ссору. Затем приезжает Казаков, командующий советской пограничной стражей, и начинается приветственный танец. Увидев, что Гаяне преподносит Казакову букет, Гико яростно выхватывает у нее букет и, не обращая внимания на всеобщие упреки, исчезает.
- Акт II
В доме Гаяне люди утешают Гаяне, которая сожалеет о проступке своего мужа. Слышны поющие голоса ковровщиц. Когда Гико возвращается, все гаснут. Гаяне поет своему ребенку Рипсиме, чтобы он заснул. К Гико приходят трое контрабандистов. Они сговариваются разделить украденные государственные деньги, поджечь хлопковый склад и бежать за границу. Подслушав их заговор, Гаяне упрекает мужа, но тот выталкивает ее в другую комнату и запирает.
- Акт III
В курдском поселке в горной местности недалеко от колхоза находится много людей, в том числе брат Гаяне Армен, курдская девушка Айше и любящий ее курдский юноша Измаил. Прибывают Гико и трое контрабандистов и спрашивают Армена, как пройти. Удивляясь их намерениям и действиям, он посылает нескольких курдских юношей за Казаковым. Заметив это, Гико и его банда пытаются убить Армена, но вовремя появляется Казаков и арестовывает троих контрабандистов. Однако Гико убегает и поджигает склад хлопка. Пытаясь бежать в суматохе, Гико находит Гаяне, которой удалось вырваться из комнаты, в которой она была заключена. Гико угрожает Гаяне, что сбросит их ребенка Рипсиме со скалы. Поскольку Гаяне не сдается, Гико наносит ей удар кинжалом. Услышав ее крик, Казаков врывается и арестовывает Гико, который будет привлечен к ответственности. Казаков преданно ухаживает за Гаяне, и она выздоравливает. Между ними растет любовь.
- Акт IV
Через год в колхозе происходит церемония открытия реконструированного склада, а также три свадьбы: Гаяне и Казакова, Армена и Айше, Карен и Нуне. Народные танцы , богатые местным колоритом, исполняются один за другим. Балет заканчивается на фоне всеобщего благословения.
Анализ
[ редактировать ]Балет «Гаяне» имел скромный успех, когда его танцевали перед Иосифом Сталиным ; [ нужна ссылка ] выступления за пределами СССР были нечастыми. Тогда понималось, что простое либретто является необходимым фоном для танца, который великолепно поставила и поставила Анисимова, танцевавшая в оригинальной постановке. Хореографически Анисимова мыслила в характерного танца терминах ; она знала много классического танца.
Отрывки из «Гаянэ» исполняют танцевальные коллективы и танцевальные школы, особенно свадьба во втором действии: чудесные дуэты и вариации для Гаяне и ее возлюбленного Казакова. Хореография была необычной для своего времени - сочетание классического и народного танца - особенно стилизованное использование рук и кистей из фольклорной армянской культуры , которое лежит в основе балета.
Этническое разнообразие колхоза является фоном для каждой части музыки (аранжировки адажио, живые армянские и кавказские мелодии), а также для захватывающей истории любви между парой из разных социальных слоев.
В премьерный состав вошли Наталья Дудинская и Константин Сергеев, тогда ведущие деятели ленинградского балета. Нина Анисимова станцевала партию армянской девушки, которая является образом и символом социалистического труда: она много работает, умеет получать с полей максимум, но также умеет радоваться жизни, проводя свободное время, танцуя и смеясь. .
Танцевальная сюита второго действия отражает национальности Советского Союза. В то время Армения была одной из 15 республик Союза. Для этого Анисимова создала знаменитый «Танец с саблями», который в исполнении музыкального отрывка стал экспонатом многих танцевальных коллективов.
Стиль движений в танце необычен и неожиданен для характерного танца — необычные изгибы тела, изобретательные положения рук, не похожие на классические движения, общее строение тела не балетное, [ нужна ссылка ] но, что более всего соответствует музыке Хачатуряна, хореография темпераментна, как и сама Анисимова.
Когда критики [ ВОЗ? ] проанализировав «Гаяне» , они увидели, что, строго говоря, балет в целом не вполне успешен из-за наивного либретто и откровенно социального акцента, [ нужна ссылка ] однако хореографы, критики и историки уговорили Кировский театр выгодно поставить отрывки из балета. [ нужна ссылка ]
«Вариация Гаяне», «Вариация Гико» и характерные танцы были эффективно исполнены и впоследствии танцевались как праздничные номера. После премьеры в Перми Анисимова дважды переставала «Гаяне» для Кирова, и после доработки версия 1952 года стала окончательной версией «Гаяне» .
В итоге Нина Анисимова доказала, что характерный танец бессмертен и должен быть включен в мир классического балета. Танец в «Гаянэ» не следовал традиции Петипа , например, «Лебединое озеро », где публику знакомят с национальным танцем в отдельных дивертисментах «танцев салона», по словам Петипа; напротив, танец в «Гаянэ » силой характера ощущается на протяжении всего балета; это естественная часть людей и их истории. [ нужны разъяснения ] Со временем балет помог хореографам понять значение хореографического искусства в России, сочетая характерный танец с классическими и мимическими традициями. Гаяне — отличный пример сочетания характерного танца и балета; его художественная ценность для советской хореографии двадцатого века значительна. [ нужна ссылка ]
Производные работы
[ редактировать ]- Сюита из «Гаяне №1» (1943)
- Сюита из «Гаянэ №2» (1943)
- Сюита из «Гаяне №3» (1943)
Для концертного исполнения Хачатурян аранжировал три оркестровые сюиты, составленные по партитуре. Опубликованные в 1943 году, они стали очень популярными. [ 5 ] Сюиты существуют в различных конфигурациях, и дирижеры часто составляют свой собственный выбор для каждого выступления. [ 6 ]
В фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» показана одна из менее динамичных частей третьей сюиты «Гаяне» (Адажио). [ 7 ] Композитор Джеймс Хорнер цитировал эту же пьесу в трех своих фильмах: «Игры патриотов» , «Ясная и непосредственная опасность» и «Чужие» . «Адажио» также использовалось, среди других произведений Хачатуряна, в » Тинто Брасса «Калигуле .
«Танец с саблями» занимает видное место в фильме 1961 года «Раз, два, три» режиссера Билли Уайлдера с Джеймсом Кэгни в главной роли , а также в фильме Вуди Аллена 2006 года «Сенсация» . Он также использовался во многих других фильмах, телешоу и видеоиграх. Из-за своего лихорадочного темпа эта музыка уже давно стала основой таких новаторских выступлений, как вращение тарелок . [ нужна ссылка ] Он также используется в качестве вводной и рекламной темы профессиональной хоккейной команды Buffalo Sabers . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Юзефович, Виктор (1985). Арам Хачатурян . Нью-Йорк: Сфинкс Пресс.
- ^ Бремсер, Марта (1993). Марта Бремсер (ред.). Международный словарь балета, Том 1 (иллюстрированное изд.). Сент-Джеймс Пресс. ISBN 978-1-55862-084-1 .
- ^ Jump up to: а б «Арам Хачатурян – Гаяне» . inclassics.net (на русском языке) . Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Шнеерсон, Григорий (1959). Арам Хачатурян . Москва: Издательство иностранных языков.
- ^ Рэймент, Малькольм (1993). «Гаяне». Хачатурян: Спартак и Гаяне (примечания). Хейс Миддлсекс, Англия: EMI Records.
- ^ Корлеонис, Адриан. «Арам Хачатурян: Гаяне-сюита, для оркестра № 1» . Вся музыка . РитмОдин . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ «Разное – 2001: Космическая одиссея (Музыка из саундтрека к фильму)» . Discogs.com . 1968.
Арам Хачатурян — Балетная сюита «Гейн» (Адажио)