Jump to content

Стиль (балет)

Его стиль
Хореограф Nina Aleksandrovna Anisimova
Музыка Арам Хачатурян
Премьера 9 декабря 1942 г.
Пермь , РСФСР , СССР
Оригинальная балетная труппа Kirov Ballet
Персонажи Его стиль
Карен
Бедный
Показывать
Гико
Жанр Классический балет
Тип Советский «народный» балет

«Гаянэ» ( Гаянэ или Гейнэ , буква «е» произносится ; армянский : Գայանե ; русский : Гаянэ ) — четырехактный балет на музыку Арама Хачатуряна . Первоначально написан не позднее 1939 года, когда он был впервые выпущен (в Ереване) под названием «Счастье» . В редакции 1941–42 на либретто Константина Державина и хореографию Нины Александровны Анисимовой (жены Державина), [ 1 ] : 133–34  партитура была переработана в 1952 и 1957 годах с новым сюжетом. Художниками-постановщиками выступили Натан Альтман (декорации) и Татьяна Бруни (костюмы). [ 2 ]

Первое выступление состоялось 9 декабря 1942 года. [ 3 ] поставлен Кировским балетом в Перми , Россия , во время эвакуации во время Второй мировой войны , и транслировался по радио. [ 4 ] : 57  В солистах выступили: Наталья Дудинская (Гейн), Николай Зубковский (Карен), Константин Сергеев (Армен), Татья Вечеслова (Нюне) и Борис Шавров (Гико). Дирижер — Павел Фельдт . [ 4 ] : 59  Наиболее известные части балета — « Танец с саблями », который исполняли многие (в том числе артисты эстрады).

Хачатуряна Оригинальная «Гаянэ» — это история молодой армянки , чьи патриотические убеждения противоречат ее личным чувствам, когда она обнаружила измену мужа. В последующие годы сюжет несколько раз менялся, в результате чего романтика была поставлена ​​выше националистического рвения.

Балет основан на более раннем балете Хачатуряна « Счастье» , написанном в 1939 году . [ 1 ] : 127  был создан, когда Кировский балет находился в Перми . Хачатурян приступил к сочинению партитуры осенью 1941 года. [ 3 ] Впервые балет был поставлен 3 декабря 1942 года на малой сцене Пермского государственного театра. Несмотря на эти ограничения, эффект был глубоким; по сути, это означало, что труппа продолжает существовать и ставить новые балеты, несмотря на очень тяжелые времена. Анисимова приглашала к участию в своем балете разных танцоров, оказавшихся в это время в городе; было чувство товарищества и совместных усилий, которые соответствовали позитивному ощущению самого балета. Композиция, музыка, танец — все вместе создавало нечто, что, несмотря на недостатки либретто, выражало триумф танца и его многообразие возможностей.

Инструментарий

[ редактировать ]

Оркестровая партитура требует:

  • деревянные духовые инструменты : 3 флейты (3-й дублирующий пикколо), 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета (3-й дублирующий бас-кларнет), альт-саксофон, 2 фагота;
  • Духовые : 4 валторны, корнет, 3 трубы, альтовая труба, 3 тромбона, бас-туба;
  • Литавры и перкуссия : треугольник, бубен, 2 боковых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, доли , дайра , колокольчики , ксилофон, маримба, вибрафон, куранты;
  • клавишные : челеста, фортепиано;
  • Струны : 2 арфы, скрипки (1-я и 2-я), альты, виолончели и контрабасы.

Многие темы межнациональной любви, предательства и дружбы взаимодействуют в армянском контексте. Центральный персонаж — молодая женщина по имени Гаяне, работающая в колхозе в горном районе недалеко от государственной границы.

Акт I

В армянском колхозе фермеры заняты сбором хлопка. Среди них героиня Гаяне, ее отец Ованес, брат Армен и младшая сестра Нуне. Все они являются образцом трудолюбия, за исключением мужа Гаяне Гико, ленивого пьяницы. Она упрекает Гико за его проступок, и это перерастает в ссору. Затем приезжает Казаков, командующий советской пограничной стражей, и начинается приветственный танец. Увидев, что Гаяне преподносит Казакову букет, Гико яростно выхватывает у нее букет и, не обращая внимания на всеобщие упреки, исчезает.

Акт II

В доме Гаяне люди утешают Гаяне, которая сожалеет о проступке своего мужа. Слышны поющие голоса ковровщиц. Когда Гико возвращается, все гаснут. Гаяне поет своему ребенку Рипсиме, чтобы он заснул. К Гико приходят трое контрабандистов. Они сговариваются разделить украденные государственные деньги, поджечь хлопковый склад и бежать за границу. Подслушав их заговор, Гаяне упрекает мужа, но тот выталкивает ее в другую комнату и запирает.

Акт III

В курдском поселке в горной местности недалеко от колхоза находится много людей, в том числе брат Гаяне Армен, курдская девушка Айше и любящий ее курдский юноша Измаил. Прибывают Гико и трое контрабандистов и спрашивают Армена, как пройти. Удивляясь их намерениям и действиям, он посылает нескольких курдских юношей за Казаковым. Заметив это, Гико и его банда пытаются убить Армена, но вовремя появляется Казаков и арестовывает троих контрабандистов. Однако Гико убегает и поджигает склад хлопка. Пытаясь бежать в суматохе, Гико находит Гаяне, которой удалось вырваться из комнаты, в которой она была заключена. Гико угрожает Гаяне, что сбросит их ребенка Рипсиме со скалы. Поскольку Гаяне не сдается, Гико наносит ей удар кинжалом. Услышав ее крик, Казаков врывается и арестовывает Гико, который будет привлечен к ответственности. Казаков преданно ухаживает за Гаяне, и она выздоравливает. Между ними растет любовь.

Акт IV

Через год в колхозе происходит церемония открытия реконструированного склада, а также три свадьбы: Гаяне и Казакова, Армена и Айше, Карен и Нуне. Народные танцы , богатые местным колоритом, исполняются один за другим. Балет заканчивается на фоне всеобщего благословения.

Балет «Гаяне» имел скромный успех, когда его танцевали перед Иосифом Сталиным ; [ нужна ссылка ] выступления за пределами СССР были нечастыми. Тогда понималось, что простое либретто является необходимым фоном для танца, который великолепно поставила и поставила Анисимова, танцевавшая в оригинальной постановке. Хореографически Анисимова мыслила в характерного танца терминах ; она знала много классического танца.

Отрывки из «Гаянэ» исполняют танцевальные коллективы и танцевальные школы, особенно свадьба во втором действии: чудесные дуэты и вариации для Гаяне и ее возлюбленного Казакова. Хореография была необычной для своего времени - сочетание классического и народного танца - особенно стилизованное использование рук и кистей из фольклорной армянской культуры , которое лежит в основе балета.

Этническое разнообразие колхоза является фоном для каждой части музыки (аранжировки адажио, живые армянские и кавказские мелодии), а также для захватывающей истории любви между парой из разных социальных слоев.

В премьерный состав вошли Наталья Дудинская и Константин Сергеев, тогда ведущие деятели ленинградского балета. Нина Анисимова станцевала партию армянской девушки, которая является образом и символом социалистического труда: она много работает, умеет получать с полей максимум, но также умеет радоваться жизни, проводя свободное время, танцуя и смеясь. .

Танцевальная сюита второго действия отражает национальности Советского Союза. В то время Армения была одной из 15 республик Союза. Для этого Анисимова создала знаменитый «Танец с саблями», который в исполнении музыкального отрывка стал экспонатом многих танцевальных коллективов.

Стиль движений в танце необычен и неожиданен для характерного танца — необычные изгибы тела, изобретательные положения рук, не похожие на классические движения, общее строение тела не балетное, [ нужна ссылка ] но, что более всего соответствует музыке Хачатуряна, хореография темпераментна, как и сама Анисимова.

Когда критики [ ВОЗ? ] проанализировав «Гаяне» , они увидели, что, строго говоря, балет в целом не вполне успешен из-за наивного либретто и откровенно социального акцента, [ нужна ссылка ] однако хореографы, критики и историки уговорили Кировский театр выгодно поставить отрывки из балета. [ нужна ссылка ]

«Вариация Гаяне», «Вариация Гико» и характерные танцы были эффективно исполнены и впоследствии танцевались как праздничные номера. После премьеры в Перми Анисимова дважды переставала «Гаяне» для Кирова, и после доработки версия 1952 года стала окончательной версией «Гаяне» .

В итоге Нина Анисимова доказала, что характерный танец бессмертен и должен быть включен в мир классического балета. Танец в «Гаянэ» не следовал традиции Петипа , например, «Лебединое озеро », где публику знакомят с национальным танцем в отдельных дивертисментах «танцев салона», по словам Петипа; напротив, танец в «Гаянэ » силой характера ощущается на протяжении всего балета; это естественная часть людей и их истории. [ нужны разъяснения ] Со временем балет помог хореографам понять значение хореографического искусства в России, сочетая характерный танец с классическими и мимическими традициями. Гаяне — отличный пример сочетания характерного танца и балета; его художественная ценность для советской хореографии двадцатого века значительна. [ нужна ссылка ]

Производные работы

[ редактировать ]
  • Сюита из «Гаяне №1» (1943)
  • Сюита из «Гаянэ №2» (1943)
  • Сюита из «Гаяне №3» (1943)

Для концертного исполнения Хачатурян аранжировал три оркестровые сюиты, составленные по партитуре. Опубликованные в 1943 году, они стали очень популярными. [ 5 ] Сюиты существуют в различных конфигурациях, и дирижеры часто составляют свой собственный выбор для каждого выступления. [ 6 ]

В фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» показана одна из менее динамичных частей третьей сюиты «Гаяне» (Адажио). [ 7 ] Композитор Джеймс Хорнер цитировал эту же пьесу в трех своих фильмах: «Игры патриотов» , «Ясная и непосредственная опасность» и «Чужие» . «Адажио» также использовалось, среди других произведений Хачатуряна, в » Тинто Брасса «Калигуле .

«Танец с саблями» занимает видное место в фильме 1961 года «Раз, два, три» режиссера Билли Уайлдера с Джеймсом Кэгни в главной роли , а также в фильме Вуди Аллена 2006 года «Сенсация» . Он также использовался во многих других фильмах, телешоу и видеоиграх. Из-за своего лихорадочного темпа эта музыка уже давно стала основой таких новаторских выступлений, как вращение тарелок . [ нужна ссылка ] Он также используется в качестве вводной и рекламной темы профессиональной хоккейной команды Buffalo Sabers . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Юзефович, Виктор (1985). Арам Хачатурян . Нью-Йорк: Сфинкс Пресс.
  2. ^ Бремсер, Марта (1993). Марта Бремсер (ред.). Международный словарь балета, Том 1 (иллюстрированное изд.). Сент-Джеймс Пресс. ISBN  978-1-55862-084-1 .
  3. ^ Jump up to: а б «Арам Хачатурян – Гаяне» . inclassics.net (на русском языке) . Проверено 5 декабря 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б Шнеерсон, Григорий (1959). Арам Хачатурян . Москва: Издательство иностранных языков.
  5. ^ Рэймент, Малькольм (1993). «Гаяне». Хачатурян: Спартак и Гаяне (примечания). Хейс Миддлсекс, Англия: EMI Records.
  6. ^ Корлеонис, Адриан. «Арам Хачатурян: Гаяне-сюита, ​​для оркестра № 1» . Вся музыка . РитмОдин . Проверено 4 февраля 2020 г.
  7. ^ «Разное – 2001: Космическая одиссея (Музыка из саундтрека к фильму)» . Discogs.com . 1968. Арам Хачатурян — Балетная сюита «Гейн» (Адажио)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8516aa2c1e81070faf503e8263572956__1720051200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/56/8516aa2c1e81070faf503e8263572956.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gayane (ballet) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)