Концерт для скрипки с оркестром (Хачатурян)
Концерт для скрипки с оркестром | |
---|---|
автор Арам Хачатурян | |
Ключ | Ре минор |
Составленный | 1940 |
Выполненный | 16 ноября 1940 г. |
Движения | 3 |
Арама Хачатуряна — Концерт для скрипки с оркестром ре минор это скрипичный концерт в трех частях, написанный в 1940 году. Он был написан для Давида Ойстраха , премьера которого состоялась 16 ноября 1940 года Ойстрахом. [ 1 ] [ 2 ]
Состав
[ редактировать ]В 1940 году Хачатурян наслаждался огромным профессиональным успехом и личной радостью. [ 3 ] Он работал над концертом в тишине приюта композитора, работающего на дереве к западу от Москвы; о композиции он сказал, что «работал без усилий... Темы приходили ко мне в таком изобилии, что мне было трудно привести их в порядок». [ 4 ] Многие разделы концерта напоминают народную музыку родной Армении Хачатуряна - хотя он никогда напрямую не цитирует конкретную народную мелодию, «экзотический восточный колорит армянских гамм и мелодий и захватывающее ритмическое разнообразие танцев» присутствуют на протяжении всего произведения. [ 3 ] Произведение характеризуется «волнующим ритмическим драйвом и жизненной силой, а также склонностью к опьяняющей, ароматной, томной мелодии, во многом благодаря интонациям его родной армянской народной музыки». [ 5 ] Получив Сталинскую премию в 1941 году, она с тех пор стала одним из знаменитых произведений Хачатуряна, несмотря на резкую критику. [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940)
- Первая часть: Allegro con Fermezza (около 14 минут).
- Вторая часть: Анданте выдержано (около 12 минут)
- Третья часть: Allegro vivace (около 9 минут)
, часть в сонатной форме, Allegro confermezza открывается мелодией, которую называют «энергичной». [ 4 ] «зажигательная танцевальная тема», [ 5 ] и это уступает место «более лирическому» [ 5 ] вторичная мелодия.
Анданте состенуто описывается как «рапсодическое медленное движение, уносящее в задумчивый зимний пейзаж». [ 5 ] Джеффри Норрис писал: «Легкость и непосредственность, острота и гибкость мелодических изобретений Хачатуряна наиболее четко изложены в Andante sostenuto центральной части, исполненном в свободной, квазиимпровизационной манере, отдающей ароматом искусства армянской народной музыки. ." [ 4 ] Вторая часть представляет собой свободное рондо . [ 7 ]
Заключительное Allegro vivace было названо «вихрем движения и виртуозности». [ 5 ] В этой части «элемент народа особенно выражен в танцевальной энергии основной мелодии и в повторяющейся, настойчивой, дикой виртуозности солирующего инструмента». [ 4 ]
Транскрипции
[ редактировать ]Когда флейтист Жан-Пьер Рампал подошел к Хачатуряну с просьбой написать концерт для флейты с оркестром, Хачатурян предположил, что скрипичный концерт можно адаптировать для флейты. При поддержке композитора Рампал завершил транскрипцию в 1968 году, предоставив свою собственную каденцию вместо оригинальной скрипичной каденции в первой части. Оркестровое сопровождение на протяжении всего концерта остается неизменным. [ 8 ] [ 9 ]
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хачатурян: Концерт для скрипки / Концерт-рапсодия (Наксос 8.555919) Примечания к вкладышу
- ^ Хачатурян: Концерт для скрипки с оркестром / Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (Наксос 8.570988) Примечания к вкладышу
- ^ Jump up to: а б "BeavertonSymphony.org:: программные ноты Скрипичного концерта Хачатуряна" . beavertonsymphony.org .
- ^ Jump up to: а б с д Хачатурян, Концерт для скрипки с оркестром, EMI CDC 7 47087 2, примечания к компакт-диску Джеффри Норриса
- ^ Jump up to: а б с д и «Скрипичный концерт ХАЧАТУРЯНА, Концерт-рапсодия Наксос 8.555919 [RB] [KS]: Обзоры классических компакт-дисков - май 2004 г. MusicWeb (Великобритания)» . www.musicweb-international.com .
- ^ «Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна + струнные квартеты Дмитрия Шостаковича» . 17 октября 2014 г.
- ^ «Ошибка | Центр Кеннеди» .
- ^ flute4u.com
- ^ violamusicplus.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Арам Хачатурян: Концерт для скрипки с оркестром ре минор - филармонии Лос-Анджелеса Заметки о программе