Mykola Leontovych

Mykola Dmytrovych Leontovych ( Russian : Николай Дмитриевич Леонтович , произносится [mɪˈkölɐ dmɪˈtröʋet͡ʃ ɫeonˈtɔʋet͡ʃ] ; 13 декабря [ OS 1 декабря] 1877 — 23 января 1921) — украинский композитор, дирижер, этномузыковед и педагог. Его музыка была вдохновлена украинским композитором Николаем Лысенко и Украинской национальной музыкальной школой . Леонтович специализировался на а капелла хоровой музыке , начиная от оригинальных композиций и заканчивая церковной музыкой и сложными аранжировками народной музыки .
Леонтович родился и вырос в Монастыроке в Подольской губернии Российской империи (ныне Винницкая область , Западная Украина). получил Образование священника в Каменец-Подольской духовной семинарии . С обретением независимости Украинского государства в результате революции 1917 года переехал в Киев, где работал в Киевской консерватории и Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко . В 1904 году он сочинил «Щедрик» (премьера которого состоялась в 1916 году), ныне известный в англоязычном мире как « Колокола ». Он был убит советским агентом в 1921 году и известен как мученик в Восточно-православной Украинской церкви , где его также помнят за его литургию , впервые написанную на народном языке, в частности на современном украинском языке .
Еще при жизни композиции и аранжировки Леонтовича стали популярны среди музыкантов украинского региона Российской империи. Исполнения его произведений в Западной Европе и Северной Америке принесли ему прозвище «Украинский Бах ». Помимо «Щедрика», музыка Леонтовича исполняется преимущественно в Украине и украинской диаспорой .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Николай Леонтович родился 13 декабря [ OS 1 декабря] 1877 года в Монастыроке, недалеко от села Селевинцы , в Подольской губернии Украины (тогда входившей в состав Российской империи ). [1] Он был старшим из пяти выживших детей (Николай, Александр (1879 г.р.), Мария (1885 г.р.), Виктория (1886 г.р.) и Елена. [2] Его отец, дед и прадед были сельскими священниками. [3] Бот его мать, Мария Иосифовна Леонтовых, и его мать, Дмитрий Феофановых Леонтовых, были сингеры. [4]
Отец Леонтовича, руководивший школьным хором и владевший игрой на виолончели, контрабасе, фисгармонии , скрипке и гитаре, дал Николаю первые уроки музыки. [4] [5] Все его братья и сестры выросли и сделали музыкальную карьеру: Александр был профессиональным певцом, Мария училась пению в Одессе , Елена училась игре на фортепиано в Киевской консерватории , а Виктория умела играть на нескольких музыкальных инструментах. [4]
В 1879 году Дмитрия Леонтовича перевели служить священником в село Шершни . [2] школу В 1887 году Николая приняли в Немировскую . Из-за финансовых проблем через год отец перевел его в Шаргородскую духовную школу начинающих, воспитанники которой получали полную финансовую поддержку. В училище Леонтович освоил пение и смог свободно читать трудные отрывки из религиозных хоровых текстов. [5]
Духовная семинария
[ редактировать ]
В 1892 году Леонтович начал обучение в Подольской духовной семинарии в Каменце-Подольском , которую посещали и его отец, и дед. Записался и его младший брат Александр. [6] окончил школу вслед за своим старшим братом. [7]
Во время учебы в семинарии Леонтович продолжал совершенствовать свои навыки игры на скрипке и научился играть на других инструментах, в том числе на флейте и фисгармонии . [7] Он пел в хоре семинарии, а когда на третьем курсе его обучения там образовался оркестр, Леонтович присоединился к нему. [8] Он изучал теорию музыки у Ю. Богданова и начал писать хоровые обработки, в том числе « Ой з-за хоры камянойи» («Ой, с каменистой горы»), «Ой пиду я в лис под дрова » («Ой, пойду в лес на дрова») и Мала маты одну дочку («У матери одна дочь»). [8]
Леонтович дирижировал оркестром и хором семинарии. [8] Без ведома учителей он посетил оперу в Каменце-Подольском. [9] Одним из последних выступлений Леонтовича в семинарии стал концерт 26 мая 1899 года, когда его друзья написали на фотографии: «Будущему славному композитору». [10] Окончив обучение в 1899 году, он решил нарушить семейную традицию, став школьным учителем, а не священником. [8]
Ранняя музыкальная карьера и брак
[ редактировать ]Первая преподавательская должность Леонтовича, начавшаяся в сентябре 1899 года, заключалась в работе учителем пения и арифметики в средней школе села Чуков (современная Винницкая область ). Позже, вспоминая свое время в училище, он писал: «Я не могу жаловаться на то, что ученики и жители села относились ко мне неблагосклонно; в силу моей неопытности и молодости я не был хорошим школьным учителем. деятельность в некоторой степени компенсировалась моим музыкальным преподаванием». [10] Когда позже он стал профессором Киевской консерватории , он написал книгу о своем раннем опыте « Якя организуваворкеструсельскийшколи» ( «Как я организовал оркестр в сельской школе »). [11]

4 марта 1901 года, после возникновения разногласий между Леонтовичем и администрацией училища, он получил преподавательскую должность в Духовном училище в Тыврове , где обучал студентов церковной музыке и чистописанию . Он работал с хором и организовал любительский оркестр училища, включая аранжировки народных песен среди обычных религиозных произведений в исполнении певчих, а также оригинальные композиции. Одно из таких произведений основано на стихотворении Тараса Шевченко « моя Зоре вечерняя ». [13] Он организовал в школе хор и небольшой оркестр, которые исполняли некоторые его произведения, а также другие произведения русских и европейских композиторов. Работая в школе, он начал собирать песни Полесья. Первый сборник не был издан, но «Второй сборник песен Полесья» вышел в Киеве в 1903 году. Леонтович, недовольный изданием, выкупил все 300 экземпляров и в шутку прокомментировал: «Отпусти меня на Днепр». [11]
Леонтович познакомился с волыньской девушкой по имени Клавдия Феропонтовна Жолткевич, на которой женился 22 марта 1902 года. Первая дочь молодой пары, Галина, родилась в 1903 году. [14] Позже у них родилась вторая дочь Евгения. [15]
Финансовые трудности побудили Леонтовича принять предложение переехать в Винницу, чтобы преподавать в Церковно-просветительском училище. [ когда? ] хор и концертный ансамбль Он организовал в училище , исполнявший как светскую, так и духовную музыку . [16]
В 1903/04 Леонтович посещал лекции, проходившие в Петербургской придворной капелле , где изучал теорию музыки, гармонию , полифонию , хоровое исполнительство. 22 апреля 1904 года он получил звание хормейстера церковных хоров. [11] Осенью 1904 года он начал работать учителем пения в Гришино (ныне Покровск, Украина), железнодорожном городке в Донецкой области . Леонтович организовал хор рабочих, который исполнял обработки украинских , еврейских , армянских , русских и польских народных песен . Он создал небольшой оркестр для сопровождения солистов и подготовил репертуар из произведений украинских композиторов Николая Лысенко и Петра Нищинского . Деятельность Леонтовича вызвала ухудшение его отношений с властями, и весной 1908 года он был вынужден оставить свой пост и переехать обратно в Тульчин . [11]
Тульчинский период
[ редактировать ]
Переезд Леонтовича в Тульчин ознаменовал начало плодотворного периода сочинения. Там он преподавал вокальную и инструментальную музыку в Тульчинском епархиальном женском училище дочерям сельских священников. У него сложилась прочная дружба с композитором Кириллом Стеценко , который впоследствии повлиял на его музыкальный стиль. [17] Стеценко похвалил сочинения своего друга, сказав: «Леонтович — известный музыковед с Подолья. Он записал много народных песен... Эти песни гармонизированы для смешанного хора. Эти гармонизации выявили в авторе большой знаток как хорового пения, так и теоретические исследования». [15] Хор Леонтовича исполнял произведения русских композиторов Михаила Глинки , Алексея Верстовского и Петра Ильича Чайковского , а также музыку Стеценко, Лысенко и Нищинского. [11]
С 1909 года Леонтович учился у музыковеда Болеслава Яворского , которого ему предстояло посетить в Москве и Киеве в течение следующих 12 лет. [11] Он стал участвовать в театрально-музыкальной сцене Тульчина и возглавил местное отделение «Просвиты » , украинского общества, занимающегося сохранением и развитием своей культуры и образования. [17]
Леонтович написал хоровые обработки украинских народных песен, в том числе «Пютпивни» ( «Петухи поют» ). [17] В 1914 году Стеценко убедил Леонтовича исполнить его музыку студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошца . В декабре 1916 года исполнение его обработки «Щедрика» принесло Леонтовичу большой успех среди киевских меломанов. [18]
Карьера в Киеве
[ редактировать ]Во время Октябрьской революции и создания Украинской Народной Республики в 1918 году Леонтович без семьи переехал в Киев, где активно выступал как дирижер и композитор. Некоторые из его произведений завоевали популярность как среди профессиональных, так и среди любительских коллективов, которые добавили их в свой репертуар. [5] На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в аранжировке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работал в музыкальном комитете Наркомпроса , преподавал в Музыкально-драматическом институте , вместе с композитором и дирижёром Григорием Верёвкой занимался производством курсов дошкольного образования, организацией хоровые коллективы. [5]
В этот период он преподавал хоровое дирижирование в Киевской консерватории, а также преподавал в Институте музыки и драмы имени Николая Лысенко . [1] Он участвовал в основании Капеллы Украинской Республики , комиссаром которой был. [19] Когда 31 августа 1919 года Киев был захвачен Белой армией , власти начали преследовать украинскую интеллигенцию города. Чтобы избежать ареста, Леонтович был вынужден бежать в Тульчин. [5]
Смерть
[ редактировать ]По возвращении в Тульчин с семьей Леонтович открыл первую в городе музыкальную школу, поскольку училище, в котором он работал, было закрыто большевиками, и начал работать над оперой « На Русалчин Великден » (« Пасха Русалки »). по мотивам сказки Бориса Гринченко . [5] [11]
Рано утром 23 января 1921 года Леонтовича застрелил чекист Афанасий Грищенко. Леонтович остановился в доме своих родителей, к которым приехал на православный праздник Рождества Христова . [3] [11] Чекист под прикрытием попросился переночевать в доме и делил комнату с Леонтовичем. В 7.30 утра он застрелил композитора и ограбил семью. К приезду врача Леонтович умер от потери крови . [11] [20]
Музыка
[ редактировать ]Работает
[ редактировать ]Леонтович специализировался на хоровой музыке а капелла и написал более 150 хоровых произведений, в основном вдохновленных украинскими народными песнями. Они варьируются от художественных обработок народных песен , религиозных произведений (в том числе его литургии), кантат и композиций на слова украинских поэтов. [1] Его самые известные произведения — щедровка (Новогодняя песня) « Щедрик » и « Дударык ». [ нужна ссылка ] Его хоровые произведения отличаются богатой гармонией, вокальной полифонией и имитацией . Его ранние хоровые обработки народных песен представляли собой преимущественно строфические обработки мелодии. По мере накопления композитором опыта структура его хоровых сочинений и обработок народных песен стала прочно связана с текстом. [1]
Как человек с профессиональным богословским образованием, Леонтович следил за движением за создание и признание Украинской автокефальной православной церкви , восстановленной в 1918 году. Творчество композитора в этот период обогатилось новой духовной музыкой по образцам Стеценко (близкий друг Леонтовича, также православный священник и композитор) и Кошец. [ нужна ссылка ] На этот раз в число работ Леонтовича вошли «На воскресіння Христа» ( «О Воскресении Христовом» ), «Хвалите ім'я Господнє» ( «Хвалите Имя Господне» ) и «Світе тихий» ( «О, тихий свет ») и другие. Вехой в развитии украинской духовной музыки стало сочинение им литургии , которая впервые была исполнена в Свято-Николаевском Военном соборе Киева- Печерска 22 мая 1919 года. [11]
Николай Леонтович был очень критичен к себе. По словам его первого биографа Олеся Чапкивского, современника композитора, Леонтович иногда работал над одной хоровой постановкой, не показывая ее никому другому, до четырех лет. [4] Леонтович составил свой «Первый сборник песен Полесья», который остался неизданным. Его «Второй сборник песен Полесья» (Киев, 1903) был посвящен Лысенко. Леонтович остался недоволен работой, скупил все 300 изданных экземпляров и уничтожил их. [11]
Леонтович приступил к работе над оперой великий « На русалчин », основанной на украинских мифах и произведениях Гринченко. К концу 1920 года он закончил первый из трех актов, но был убит, не успев закончить оперу. Попытки завершить и отредактировать оперу предпринял украинский композитор Михаил Вериковский . [21] Украинский композитор Мирослав Скорик и поэт Диодор Бобырь совместно превратили неоконченную оперу в одноактную оперетту , премьера которой состоялась в 1977 году в Киевском государственном театре оперы и балета , через 100 лет после рождения Леонтовича. Североамериканская премьера состоялась в Торонто 11 апреля 2003 года. [22]
Лысенко оказал на Леонтовича наибольшее влияние. [23] Леонтович, восхищавшийся его музыкой еще со студенческих лет, исполнял ее на концертах, где бы он ни работал. [24]
"Schedryk"
[ редактировать ]Песня Николая Леонтовича «Щедрик» — самое известное его произведение. [1] Принято считать, что «Щедрик» впервые прозвучал 25 декабря 1916 года в Киевском университете Святого Владимира. Однако впервые оно было исполнено 29 декабря 1916 года. [ какой календарь? ] в Зале Киевских купеческих собраний, ныне входящем в состав Национальной филармонии Украины . [25]
Исполнение Украинским национальным хором "Щедрика" во время турне по Европе в 1920/21 году. благодаря этому песня стала популярной во всем мире. Первая запись была сделана в Нью-Йорке в октябре 1922 года на лейбле Brunswick Records . [26]
"Колокола"
[ редактировать ]«Щедрик» прозвучал во время концерта в Карнеги-холле , где его услышал американский композитор и дирижер Питер Дж. Уилхоуски . В 1936 году он опубликовал песню на музыку Леонтовича как рождественскую песнь с собственным текстом на английском языке, не имеющим никакого сходства с оригинальными украинскими словами песни. Английская версия, известная как « Колокола Кэрол », с 2004 года аранжировалась более 150 раз. [26] [1]
Колядка — одна из 25 наиболее часто исполняемых рождественских песен ХХ века. Согласно рейтингу Американского общества композиторов, авторов и издателей (ASCAP), он занял 15-е место. [27]
Прием и популярность
[ редактировать ]Лучшим критиком Леонтовича был его друг, коллега-священник и композитор Стеценко, который описал его как «большого знатока как хорового пения, так и теоретических исследований». [15] Он убедил Леонтовича опубликовать его музыку и поручить ее исполнению студентам Киевского университета. [24]
Успех «Щедрика» привел к тому, что Леонтович стал популярен в Киеве как среди музыкальных специалистов, так и среди любителей хоровой музыки. [24] В Киевской консерватории Яворский положительно отнесся к его новым произведениям. [24] Во время концерта «Легенда» Леонтовича на слова украинского поэта Николая Вороного . большую популярность приобрела [5] композитора Рецензируя «Второй сборник песен Подолья» , Лысенко написал: [ нужна ссылка ]
Леонтович обладает оригинальным, ярким даром. В его аранжировках я нашел отдельные пассажи, движения голосов, которые впоследствии сложились в хитроумно сплетенную музыкальную сеть.
Росту популярности музыки Леонтовича способствовал глава Украинской Народной Республики , Симон Петлюра который создал и спонсировал два хора для пропаганды культуры Украины . [28] Хор Стеценко гастролировал по Украине, а Капелла Украинской Республики Кошца гастролировала по Европе и Америке. [29] Выступления Капеллы Украинской Республики сделали Леонтовича известным во всем западном мире - во Франции Леонтович получил прозвище «Украинский Бах ». [15] [4] [24] 5 октября 1921 года Капелла исполнила «Щедрик» в Карнеги-холле. [ нужна ссылка ]
Музыка Леонтовича сейчас исполняется преимущественно в Украине, и лишь немногие записи посвящены исключительно ему. [ нужна ссылка ]
Украинская диаспора его помнит и исполняет его произведения. Канадский хор Александра Кошица , базирующийся в Виннипеге , исполняет музыку Леонтовича и других украинских композиторов, а также сделал записи его произведений. [ нужна ссылка ]
День памяти
[ редактировать ]
1 февраля 1921 года, через девять дней после смерти Леонтовича, почтить его память собрались художники, преподаватели и студенты Киевского музыкально-драматического института имени Николая Лысенко. Они основали Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже стал Музыкальным обществом Леонтовича и который пропагандировал украинскую музыку до 1928 года. [11]
В честь композитора назван ряд музыкальных коллективов. представляла Капелла бандуристов Леонтовича собой мужской хор, участники которого аккомпанировали себе на украинской бандуре . Хор был основан в лагерях для перемещенных лиц в Германии в 1946 году и просуществовал до 1949 года. [30] Винницкий колледж искусств и культуры Его именем назван [31] В городе Тульчине ему посвящен мемориальный музей. [32] а другой был установлен в 1977 году в селе Марковка , где он и был похоронен. Музей был перестроен после того, как помещение обветшало, и вновь открылся в 2016 году. [33] В 2018 году в Покровске открыли памятник композитору. [34]
В 2002 году, к 125-летию со дня рождения композитора, в Каменце-Подольском прошла всеукраинская научная конференция «Николай Леонтович и современное образование и наука» с участием представителей Министерства образования и науки Украины, Союза композиторов Украины. и многие местные власти. В рамках этого мероприятия в городе состоялось торжественное открытие мемориальной доски композитору, установленной рядом со старым зданием, ранее принадлежавшим Подольской духовной семинарии. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Витвики, Василь. «Леонтович, Николай» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 8 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Высотская, Катерина Иванивна; Петривна, Марина. " Священицкий род Леонтовичей" [Priestly family of Leontovych]. Vinnytsia Regional Museum of Local Lore . Retrieved 11 ноября 2022 .
- ^ Jump up to: а б Мельник, Ольга (18 декабря 2008 г.). « Реквием по Леонтовичу». «Украинский вестник» (на украинском языке). № 45. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Подолянин, Велики. "К 125-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Леонтовича" [To the 125th anniversary of the birth of Mykola Dmytrovych Leontovych] . Подольский Товтри (в Украину). Archived из original на 22 января 2019 . Retrieved 8 ноября 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Леонтович Николай Дмитриевич ( 1877-1921) композитор, хоровой дирижёр, общественный деятель, педагог" [Leontovych Mykola Dmytrovych (1877-1921), composer, choir conductor, public figure, teacher]. Освита (в Украину). 10 сентября 2011 . Retrieved 9 ноября 2022 .
- ^ Кузык 2019 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б Завальнюк 2007 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Кузык 2019 , с. 14.
- ^ Завальнюик 2007 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Завальнюк 2007 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кузык, Valentyna. "Наши Корифеи: Николай Дмитриевич Леонтович" [Our Luminaries: Mykola Dmytrovych Leontovych] (in Russian). National Organization of Composers of Ukraine. Archived из original на 9 ноября 2007 . Retrieved 31 December 2007 .
- ^ Вятрович и др. 2021 , с. 33.
- ^ Завальнюик 2007 , с. 16.
- ^ Завальнюик 2007 , стр. 15–17.
- ^ Jump up to: а б с д Валентина, Винюкова. "Николай Леонтович – Бах В Хоровой Музыке" [Mykola leontovych – Bach in choir music]. Tovtry Community веб-сайт (в Russian). Archived из original на 23 December 2017 . Retrieved 11 ноября 2022 .
- ^ Завальнюик 2007 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с Кузык 2019 , с. 15.
- ^ Кузык 2019 , стр. 15–16.
- ^ Сизова 2018 , с. 82–83.
- ^ Скрипник, Виктор (16 May 2007). Killer shot the composer as he slept] " Убийца стрелял в спящего композитора" [ . 20 минут (в Украину). Vinnytsia . Retrieved 9 ноября 2022 .
- ^ Вериковский, Михайло Ивановых. " 115 лет со дня рождения М.И.Вериковского (1896–1962)" [115 years since the birth of MI Verikivskyi (1896–1962), Ukrainian composer, conductor, folklorist, teacher, public figure] (in Ukrainian). Donetsk National Technical University . Archived из original на 27 августа 2011 . Retrieved 22 мая 2011 года .
- ^ Соломон, Соня (30 марта 2003 г.). «Хоры Торонто отдают дань уважения Николаю Леонтовичу» . Украинский еженедельник . Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 21 мая 2011 г.
- ^ Кононенко, Наталья (2003). «Превью книги Тараса Филенко и Тамары Булат « Мир Николая Лысенко: этническая идентичность, музыка и политика в Украине девятнадцатого и начала двадцатого века » . Западный фольклор . 62 (4): 301–303. ISSN 0043-373X . JSTOR 1500324 .
- ^ Jump up to: а б с д и Акхевич, НП (31 августа 2011). "Певец Подолья: 130 лет со дня рождения М. Д. Леонтовича" [Podillia singer: 130 лет без встречи с MD Leontovych] (PDF) (in Russian). Library Tulchynshchyna (self-published source). Archived из original (PDF) на 31 августа 2011.
- ^ Vysotska 2019 , p. 78.
- ^ Jump up to: а б Малко 2021 , с. 41.
- ^ Крамп 2013 , с. 62.
- ^ Витвицкий, Василь. «Украинская республиканская капелла» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Сидоренко, Василий (2006). «Кирилл Стеценко – Его жизнь» . Музыка Леополис . Архивировано из оригинала 7 февраля 2011 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Датчак и Кубик 2021 , стр. 79–80.
- ^ Рожкова, Е.М. (2005). «Винницкая школа культуры и искусств имени М. Леонтовича» . Энциклопедия современной Украины (на украинском языке). Том. 4. Киев: Институт энциклопедических исследований Национальной академии наук Украины. ISBN 978-966-02-2074-4 .
- ^ "Сведения об условиях труда, материально-технической базе, финансовой отчетности за 2019 год" [Information on working conditions, material and technical base, financial reporting for 2019] (in Russian). Tulchyna City Territorial Community. 2 марта 2020 . Retrieved 17 ноября 2022 .
- ^ " Музей М.Д.Леонтовича с. Марковка Теплицкого района" [Museum of MD Leontovych village Markivka of Teplytsky district] (in Russian). Vinnytsia Museum of Local Lore . Retrieved 17 ноября 2022 .
- ^ «Памятник Леонтовичу открыт в Покровске» . Укринформ . 27 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2022 г. Проверено 17 ноября 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Крамп, Уильям Д. (2013). Рождественская энциклопедия (3-е изд.). Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. 62. ИСБН 978-07864-6-827-0 .
- Дутчак, Виолетта; Кубик, Ольха (2021). " Специфика развития бандурного ансамблевого искусства в среде украинской диаспоры хх – начала ххи века". Знания, образование, право, управление (в украинском). 38 (2): 77–85. ISSN 2353-8406 .
- Кузык, Valentyna, ed. (2019). Николай Леонтович: Хоровые Произведения ( Mykola Leontovych: Choral Works ) (PDF) (in Ukrainian and English). Киев: Музыкальная Украина.
- Малько, Виктория А. (2021). Украинская интеллигенция и геноцид: борьба за историю, язык и культуру в 1920-е и 1930-е годы . Лондон: Лексингтон Букс. ISBN 978-14985-9-679-4 .
- Сизова, Нинел (2018). " Деятельность николая леонтовича в области профессионализации хоровой жизни винниччины начала хх века" [PDF] . Основные принципы человеческих наук (в Russian). 2 (19). Vinnytsia, Ukraine: Vinnytsia State Pedagogical University : 45–50. doi : 10.24919/2308-4863.2/19.167751 . ISSN 2308-4863 . S2CID 202968221 . ( link to HTML version of the file).
- Вятровых, Volodymyr; Faizulin, Ярослав; Яременко, Виктория; Майоров, Максим; Охиенко, Виталий; Khromov, Anatoly (2021). 100 Years of Struggle: Russian revolution 1917-1921 ] [ 100 лет борьбы: Украинская революция 1917–1921 (in Russian). Киев: Украинский институт национальной памяти . ISBN 978-61768-4-200-2 .
- Высоцкая, Катерина (2019). Бродзь, Елена; Кошельник, Марина (ред.). «Никола Леонтович: музыкальная легенда Подилля» [Николай Леонтович: музыкальная легенда Подолья] (PDF) . Материалы научно-практической конференции к 140-летию со дня рождения М.Д. Леонтовича, 13 декабря 2017 г. (на украинском языке). Винница, Украина: Винницкий областной краеведческий музей . Проверено 17 ноября 2022 г. ( английская текстовая версия )
- Завалнуик, Анатолизм (2007). Николай Леонтович. Письма, документы, духовные произведения [ Mykola Leontovych. Letters, documents, spiritual works ] (in Russian and Ukrainian). Vinnytsia, Украина: Vinnytsia State Pedagogical University. ISBN 978-96638-2-085-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Морозова, НИ (2017). Lavreniuk, SV(ed.). " Николай Леонтович – знаменитый украинский композитор Биобиблиографический указатель" [Mykola Leontovych – famous Ukrainian composer]. Regional Universal Scientific Library называется после Климента Тимирязева (в Украину). Vinnytsia, Украина: OUNB называется после Катимирязева . Retrieved 17 ноября 2022 .
- Костюк, Наталия (2017). Stylistics of liturgical chants by Nikolai Leontovich] " Стилистика литургических песнопений Николая Леонтовича" [ . Russian Music (в Russian). 23 (1): 40–55. ISSN 2224-0926 .
- Зузяк, Татьяна; Лавриненко Александр; Рохотченко, Алексей (2020). «Педагогическое наследие Николая Леонтовича на Подолье (конец XIX — начало XX в.)» . Общество. Интеграция. Образование. Материалы международной научной конференции . 2 : 492–502. дои : 10.17770/sie2020vol2.4919 . S2CID 213577437 . Проверено 11 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1877 рождений
- 1921 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Композиторы-классики XX века
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Классические композиторы церковной музыки
- Академический состав Киевской консерватории
- Композиторы-мужчины-классики
- Украинские мужчины-дирижеры (музыка)
- People from Bratslavsky Uyezd
- People from Vinnytsia Oblast
- В Украине убиты люди
- Украинские композиторы-классики
- Украинские дирижеры (музыка)