Jump to content

Mykola Leontovych

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Mykola Leontovych

Mykola Dmytrovych Leontovych ( Russian : Николай Дмитриевич Леонтович , произносится [mɪˈkölɐ dmɪˈtröʋet͡ʃ ɫeonˈtɔʋet͡ʃ] ; 13 декабря [ OS 1 декабря] 1877 — 23 января 1921) — украинский композитор, дирижер, этномузыковед и педагог. Его музыка была вдохновлена ​​украинским композитором Николаем Лысенко и Украинской национальной музыкальной школой . Леонтович специализировался на а капелла хоровой музыке , начиная от оригинальных композиций и заканчивая церковной музыкой и сложными аранжировками народной музыки .

Леонтович родился и вырос в Монастыроке [ Великобритания ] в Подольской губернии Российской империи (ныне Винницкая область , Западная Украина). получил Образование священника в Каменец-Подольской духовной семинарии . С обретением независимости Украинского государства в результате революции 1917 года переехал в Киев, где работал в Киевской консерватории и Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко . В 1904 году он сочинил «Щедрик» (премьера которого состоялась в 1916 году), ныне известный в англоязычном мире как « Колокола ». Он был убит советским агентом в 1921 году и известен как мученик в Восточно-православной Украинской церкви , где его также помнят за его литургию , впервые написанную на народном языке, в частности на современном украинском языке .

Еще при жизни композиции и аранжировки Леонтовича стали популярны среди музыкантов украинского региона Российской империи. Исполнения его произведений в Западной Европе и Северной Америке принесли ему прозвище «Украинский Бах ». Помимо «Щедрика», музыка Леонтовича исполняется преимущественно в Украине и украинской диаспорой .

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Мария и Дмитрий Леонтовых

Николай Леонтович родился 13 декабря [ OS 1 декабря] 1877 года в Монастыроке, недалеко от села Селевинцы [ великобритания ] , в Подольской губернии Украины (тогда входившей в состав Российской империи ). [1] Он был старшим из пяти выживших детей (Николай, Александр (1879 г.р.), Мария (1885 г.р.), Виктория (1886 г.р.) и Елена. [2] Его отец, дед и прадед были сельскими священниками. [3] Бот его мать, Мария Иосифовна Леонтовых, и его мать, Дмитрий Феофановых Леонтовых, были сингеры. [4]

Отец Леонтовича, руководивший школьным хором и владевший игрой на виолончели, контрабасе, фисгармонии , скрипке и гитаре, дал Николаю первые уроки музыки. [4] [5] Все его братья и сестры выросли и сделали музыкальную карьеру: Александр был профессиональным певцом, Мария училась пению в Одессе , Елена училась игре на фортепиано в Киевской консерватории , а Виктория умела играть на нескольких музыкальных инструментах. [4]

В 1879 году Дмитрия Леонтовича перевели служить священником в село Шершни [ Великобритания ] . [2] школу В 1887 году Николая приняли в Немировскую . Из-за финансовых проблем через год отец перевел его в Шаргородскую духовную школу начинающих, воспитанники которой получали полную финансовую поддержку. В училище Леонтович освоил пение и смог свободно читать трудные отрывки из религиозных хоровых текстов. [5]

Духовная семинария

[ редактировать ]
Подольская духовная семинария [ великобритания ] в 1865 году.

В 1892 году Леонтович начал обучение в Подольской духовной семинарии [ uk ] в Каменце-Подольском , которую посещали и его отец, и дед. Записался и его младший брат Александр. [6] окончил школу вслед за своим старшим братом. [7]

Во время учебы в семинарии Леонтович продолжал совершенствовать свои навыки игры на скрипке и научился играть на других инструментах, в том числе на флейте и фисгармонии . [7] Он пел в хоре семинарии, а когда на третьем курсе его обучения там образовался оркестр, Леонтович присоединился к нему. [8] Он изучал теорию музыки у Ю. Богданова и начал писать хоровые обработки, в том числе « Ой з-за хоры камянойи» («Ой, с каменистой горы»), «Ой пиду я в лис под дрова » («Ой, пойду в лес на дрова») и Мала маты одну дочку («У матери одна дочь»). [8]

Леонтович дирижировал оркестром и хором семинарии. [8] Без ведома учителей он посетил оперу в Каменце-Подольском. [9] Одним из последних выступлений Леонтовича в семинарии стал концерт 26 мая 1899 года, когда его друзья написали на фотографии: «Будущему славному композитору». [10] Окончив обучение в 1899 году, он решил нарушить семейную традицию, став школьным учителем, а не священником. [8]

Ранняя музыкальная карьера и брак

[ редактировать ]

Первая преподавательская должность Леонтовича, начавшаяся в сентябре 1899 года, заключалась в работе учителем пения и арифметики в средней школе села Чуков [ uk ] (современная Винницкая область ). Позже, вспоминая свое время в училище, он писал: «Я не могу жаловаться на то, что ученики и жители села относились ко мне неблагосклонно; в силу моей неопытности и молодости я не был хорошим школьным учителем. деятельность в некоторой степени компенсировалась моим музыкальным преподаванием». [10] Когда позже он стал профессором Киевской консерватории , он написал книгу о своем раннем опыте « Якя организуваворкеструсельскийшколи» ( «Как я организовал оркестр в сельской школе »). [11]

Фотография Леонтовича с женой Клаудией и дочерью Галиной, сделанная ок. 1905 год [12]

4 марта 1901 года, после возникновения разногласий между Леонтовичем и администрацией училища, он получил преподавательскую должность в Духовном училище в Тыврове , где обучал студентов церковной музыке и чистописанию . Он работал с хором и организовал любительский оркестр училища, включая аранжировки народных песен среди обычных религиозных произведений в исполнении певчих, а также оригинальные композиции. Одно из таких произведений основано на стихотворении Тараса Шевченко « моя Зоре вечерняя ». [13] Он организовал в школе хор и небольшой оркестр, которые исполняли некоторые его произведения, а также другие произведения русских и европейских композиторов. Работая в школе, он начал собирать песни Полесья. Первый сборник не был издан, но «Второй сборник песен Полесья» вышел в Киеве в 1903 году. Леонтович, недовольный изданием, выкупил все 300 экземпляров и в шутку прокомментировал: «Отпусти меня на Днепр». [11]

Леонтович познакомился с волыньской девушкой по имени Клавдия Феропонтовна Жолткевич, на которой женился 22 марта 1902 года. Первая дочь молодой пары, Галина, родилась в 1903 году. [14] Позже у них родилась вторая дочь Евгения. [15]

Финансовые трудности побудили Леонтовича принять предложение переехать в Винницу, чтобы преподавать в Церковно-просветительском училище. [ когда? ] хор и концертный ансамбль Он организовал в училище , исполнявший как светскую, так и духовную музыку . [16]

В 1903/04 Леонтович посещал лекции, проходившие в Петербургской придворной капелле , где изучал теорию музыки, гармонию , полифонию , хоровое исполнительство. 22 апреля 1904 года он получил звание хормейстера церковных хоров. [11] Осенью 1904 года он начал работать учителем пения в Гришино (ныне Покровск, Украина), железнодорожном городке в Донецкой области . Леонтович организовал хор рабочих, который исполнял обработки украинских , еврейских , армянских , русских и польских народных песен . Он создал небольшой оркестр для сопровождения солистов и подготовил репертуар из произведений украинских композиторов Николая Лысенко и Петра Нищинского . Деятельность Леонтовича вызвала ухудшение его отношений с властями, и весной 1908 года он был вынужден оставить свой пост и переехать обратно в Тульчин . [11]

Тульчинский период

[ редактировать ]
Тульчин , с фотографии 1908 года.

Переезд Леонтовича в Тульчин ознаменовал начало плодотворного периода сочинения. Там он преподавал вокальную и инструментальную музыку в Тульчинском епархиальном женском училище дочерям сельских священников. У него сложилась прочная дружба с композитором Кириллом Стеценко , который впоследствии повлиял на его музыкальный стиль. [17] Стеценко похвалил сочинения своего друга, сказав: «Леонтович — известный музыковед с Подолья. Он записал много народных песен... Эти песни гармонизированы для смешанного хора. Эти гармонизации выявили в авторе большой знаток как хорового пения, так и теоретические исследования». [15] Хор Леонтовича исполнял произведения русских композиторов Михаила Глинки , Алексея Верстовского и Петра Ильича Чайковского , а также музыку Стеценко, Лысенко и Нищинского. [11]

С 1909 года Леонтович учился у музыковеда Болеслава Яворского , которого ему предстояло посетить в Москве и Киеве в течение следующих 12 лет. [11] Он стал участвовать в театрально-музыкальной сцене Тульчина и возглавил местное отделение «Просвиты » , украинского общества, занимающегося сохранением и развитием своей культуры и образования. [17]

Леонтович написал хоровые обработки украинских народных песен, в том числе «Пютпивни» ( «Петухи поют» ). [17] В 1914 году Стеценко убедил Леонтовича исполнить его музыку студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошца . В декабре 1916 года исполнение его обработки «Щедрика» принесло Леонтовичу большой успех среди киевских меломанов. [18]

Карьера в Киеве

[ редактировать ]

Во время Октябрьской революции и создания Украинской Народной Республики в 1918 году Леонтович без семьи переехал в Киев, где активно выступал как дирижер и композитор. Некоторые из его произведений завоевали популярность как среди профессиональных, так и среди любительских коллективов, которые добавили их в свой репертуар. [5] На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Николая Вороного в аранжировке Леонтовича. После прихода большевиков Леонтович работал в музыкальном комитете Наркомпроса , преподавал в Музыкально-драматическом институте , вместе с композитором и дирижёром Григорием Верёвкой занимался производством курсов дошкольного образования, организацией хоровые коллективы. [5]

В этот период он преподавал хоровое дирижирование в Киевской консерватории, а также преподавал в Институте музыки и драмы имени Николая Лысенко . [1] Он участвовал в основании Капеллы Украинской Республики , комиссаром которой был. [19] Когда 31 августа 1919 года Киев был захвачен Белой армией , власти начали преследовать украинскую интеллигенцию города. Чтобы избежать ареста, Леонтович был вынужден бежать в Тульчин. [5]

По возвращении в Тульчин с семьей Леонтович открыл первую в городе музыкальную школу, поскольку училище, в котором он работал, было закрыто большевиками, и начал работать над оперой « На Русалчин Великден » (« Пасха Русалки »). по мотивам сказки Бориса Гринченко . [5] [11]

Рано утром 23 января 1921 года Леонтовича застрелил чекист Афанасий Грищенко. Леонтович остановился в доме своих родителей, к которым приехал на православный праздник Рождества Христова . [3] [11] Чекист под прикрытием попросился переночевать в доме и делил комнату с Леонтовичем. В 7.30 утра он застрелил композитора и ограбил семью. К приезду врача Леонтович умер от потери крови . [11] [20]

Работает

[ редактировать ]

Леонтович специализировался на хоровой музыке а капелла и написал более 150 хоровых произведений, в основном вдохновленных украинскими народными песнями. Они варьируются от художественных обработок народных песен , религиозных произведений (в том числе его литургии), кантат и композиций на слова украинских поэтов. [1] Его самые известные произведения — щедровка [ ук ] (Новогодняя песня) « Щедрик » и « Дударык [ ук ] ». [ нужна ссылка ] Его хоровые произведения отличаются богатой гармонией, вокальной полифонией и имитацией . Его ранние хоровые обработки народных песен представляли собой преимущественно строфические обработки мелодии. По мере накопления композитором опыта структура его хоровых сочинений и обработок народных песен стала прочно связана с текстом. [1]

Как человек с профессиональным богословским образованием, Леонтович следил за движением за создание и признание Украинской автокефальной православной церкви , восстановленной в 1918 году. Творчество композитора в этот период обогатилось новой духовной музыкой по образцам Стеценко (близкий друг Леонтовича, также православный священник и композитор) и Кошец. [ нужна ссылка ] На этот раз в число работ Леонтовича вошли «На воскресіння Христа» ( «О Воскресении Христовом» ), «Хвалите ім'я Господнє» ( «Хвалите Имя Господне» ) и «Світе тихий» ( «О, тихий свет ») и другие. Вехой в развитии украинской духовной музыки стало сочинение им литургии , которая впервые была исполнена в Свято-Николаевском Военном соборе Киева- Печерска 22 мая 1919 года. [11]

Николай Леонтович был очень критичен к себе. По словам его первого биографа Олеся Чапкивского, современника композитора, Леонтович иногда работал над одной хоровой постановкой, не показывая ее никому другому, до четырех лет. [4] Леонтович составил свой «Первый сборник песен Полесья», который остался неизданным. Его «Второй сборник песен Полесья» (Киев, 1903) был посвящен Лысенко. Леонтович остался недоволен работой, скупил все 300 изданных экземпляров и уничтожил их. [11]

Леонтович приступил к работе над оперой великий « На русалчин », основанной на украинских мифах и произведениях Гринченко. К концу 1920 года он закончил первый из трех актов, но был убит, не успев закончить оперу. Попытки завершить и отредактировать оперу предпринял украинский композитор Михаил Вериковский . [21] Украинский композитор Мирослав Скорик и поэт Диодор Бобырь совместно превратили неоконченную оперу в одноактную оперетту , премьера которой состоялась в 1977 году в Киевском государственном театре оперы и балета , через 100 лет после рождения Леонтовича. Североамериканская премьера состоялась в Торонто 11 апреля 2003 года. [22]

Лысенко оказал на Леонтовича наибольшее влияние. [23] Леонтович, восхищавшийся его музыкой еще со студенческих лет, исполнял ее на концертах, где бы он ни работал. [24]

Песня Николая Леонтовича «Щедрик» — самое известное его произведение. [1] Принято считать, что «Щедрик» впервые прозвучал 25 декабря 1916 года в Киевском университете Святого Владимира. Однако впервые оно было исполнено 29 декабря 1916 года. [ какой календарь? ] в Зале Киевских купеческих собраний, ныне входящем в состав Национальной филармонии Украины . [25]

Исполнение Украинским национальным хором "Щедрика" во время турне по Европе в 1920/21 году. благодаря этому песня стала популярной во всем мире. Первая запись была сделана в Нью-Йорке в октябре 1922 года на лейбле Brunswick Records . [26]

"Колокола"

[ редактировать ]

«Щедрик» прозвучал во время концерта в Карнеги-холле , где его услышал американский композитор и дирижер Питер Дж. Уилхоуски . В 1936 году он опубликовал песню на музыку Леонтовича как рождественскую песнь с собственным текстом на английском языке, не имеющим никакого сходства с оригинальными украинскими словами песни. Английская версия, известная как « Колокола Кэрол », с 2004 года аранжировалась более 150 раз. [26] [1]

Колядка — одна из 25 наиболее часто исполняемых рождественских песен ХХ века. Согласно рейтингу Американского общества композиторов, авторов и издателей (ASCAP), он занял 15-е место. [27]

Прием и популярность

[ редактировать ]

Лучшим критиком Леонтовича был его друг, коллега-священник и композитор Стеценко, который описал его как «большого знатока как хорового пения, так и теоретических исследований». [15] Он убедил Леонтовича опубликовать его музыку и поручить ее исполнению студентам Киевского университета. [24]

Успех «Щедрика» привел к тому, что Леонтович стал популярен в Киеве как среди музыкальных специалистов, так и среди любителей хоровой музыки. [24] В Киевской консерватории Яворский положительно отнесся к его новым произведениям. [24] Во время концерта «Легенда» Леонтовича на слова украинского поэта Николая Вороного . большую популярность приобрела [5] композитора Рецензируя «Второй сборник песен Подолья» , Лысенко написал: [ нужна ссылка ]

Леонтович обладает оригинальным, ярким даром. В его аранжировках я нашел отдельные пассажи, движения голосов, которые впоследствии сложились в хитроумно сплетенную музыкальную сеть.

Росту популярности музыки Леонтовича способствовал глава Украинской Народной Республики , Симон Петлюра который создал и спонсировал два хора для пропаганды культуры Украины . [28] Хор Стеценко гастролировал по Украине, а Капелла Украинской Республики Кошца гастролировала по Европе и Америке. [29] Выступления Капеллы Украинской Республики сделали Леонтовича известным во всем западном мире - во Франции Леонтович получил прозвище «Украинский Бах ». [15] [4] [24] 5 октября 1921 года Капелла исполнила «Щедрик» в Карнеги-холле. [ нужна ссылка ]

Музыка Леонтовича сейчас исполняется преимущественно в Украине, и лишь немногие записи посвящены исключительно ему. [ нужна ссылка ]

Украинская диаспора его помнит и исполняет его произведения. Канадский хор Александра Кошица , базирующийся в Виннипеге , исполняет музыку Леонтовича и других украинских композиторов, а также сделал записи его произведений. [ нужна ссылка ]

День памяти

[ редактировать ]
На аверсе памятной монеты номиналом 5 гривен с изображением композиции Леонтовича " Щедрик ".

1 февраля 1921 года, через девять дней после смерти Леонтовича, почтить его память собрались художники, преподаватели и студенты Киевского музыкально-драматического института имени Николая Лысенко. Они основали Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже стал Музыкальным обществом Леонтовича и который пропагандировал украинскую музыку до 1928 года. [11]

В честь композитора назван ряд музыкальных коллективов. представляла Капелла бандуристов Леонтовича собой мужской хор, участники которого аккомпанировали себе на украинской бандуре . Хор был основан в лагерях для перемещенных лиц в Германии в 1946 году и просуществовал до 1949 года. [30] Винницкий колледж искусств и культуры [ Великобритания ] . Его именем назван [31] В городе Тульчине ему посвящен мемориальный музей. [32] а другой был установлен в 1977 году в селе Марковка [ Великобритания ] , где он и был похоронен. Музей был перестроен после того, как помещение обветшало, и вновь открылся в 2016 году. [33] В 2018 году в Покровске открыли памятник композитору. [34]

В 2002 году, к 125-летию со дня рождения композитора, в Каменце-Подольском прошла всеукраинская научная конференция «Николай Леонтович и современное образование и наука» с участием представителей Министерства образования и науки Украины, Союза композиторов Украины. и многие местные власти. В рамках этого мероприятия в городе состоялось торжественное открытие мемориальной доски композитору, установленной рядом со старым зданием, ранее принадлежавшим Подольской духовной семинарии. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Витвики, Василь. «Леонтович, Николай» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 8 ноября 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б Высотская, Катерина Иванивна; Петривна, Марина. " Священицкий род Леонтовичей" [Priestly family of Leontovych]. Vinnytsia Regional Museum of Local Lore . Retrieved 11 ноября 2022 .
  3. ^ Jump up to: а б Мельник, Ольга (18 декабря 2008 г.). « Реквием по Леонтовичу». «Украинский вестник» (на украинском языке). № 45. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Подолянин, Велики. "К 125-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Леонтовича" [To the 125th anniversary of the birth of Mykola Dmytrovych Leontovych] . Подольский Товтри (в Украину). Archived из original на 22 января 2019 . Retrieved 8 ноября 2022 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г "Леонтович Николай Дмитриевич ( 1877-1921) композитор, хоровой дирижёр, общественный деятель, педагог" [Leontovych Mykola Dmytrovych (1877-1921), composer, choir conductor, public figure, teacher]. Освита (в Украину). 10 сентября 2011 . Retrieved 9 ноября 2022 .
  6. ^ Кузык 2019 , стр. 13–14.
  7. ^ Jump up to: а б Завальнюк 2007 , с. 11.
  8. ^ Jump up to: а б с д Кузык 2019 , с. 14.
  9. ^ Завальнюик 2007 , с. 12.
  10. ^ Jump up to: а б Завальнюк 2007 , с. 15.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кузык, Valentyna. "Наши Корифеи: Николай Дмитриевич Леонтович" [Our Luminaries: Mykola Dmytrovych Leontovych] (in Russian). National Organization of Composers of Ukraine. Archived из original на 9 ноября 2007 . Retrieved 31 December 2007 .
  12. ^ Вятрович и др. 2021 , с. 33.
  13. ^ Завальнюик 2007 , с. 16.
  14. ^ Завальнюик 2007 , стр. 15–17.
  15. ^ Jump up to: а б с д Валентина, Винюкова. "Николай Леонтович – Бах В Хоровой Музыке" [Mykola leontovych – Bach in choir music]. Tovtry Community веб-сайт (в Russian). Archived из original на 23 December 2017 . Retrieved 11 ноября 2022 .
  16. ^ Завальнюик 2007 , с. 18.
  17. ^ Jump up to: а б с Кузык 2019 , с. 15.
  18. ^ Кузык 2019 , стр. 15–16.
  19. ^ Сизова 2018 , с. 82–83.
  20. ^ Скрипник, Виктор (16 May 2007). Killer shot the composer as he slept] " Убийца стрелял в спящего композитора" [ . 20 минут (в Украину). Vinnytsia . Retrieved 9 ноября 2022 .
  21. ^ Вериковский, Михайло Ивановых. " 115 лет со дня рождения М.И.Вериковского (1896–1962)" [115 years since the birth of MI Verikivskyi (1896–1962), Ukrainian composer, conductor, folklorist, teacher, public figure] (in Ukrainian). Donetsk National Technical University . Archived из original на 27 августа 2011 . Retrieved 22 мая 2011 года .
  22. ^ Соломон, Соня (30 марта 2003 г.). «Хоры Торонто отдают дань уважения Николаю Леонтовичу» . Украинский еженедельник . Архивировано из оригинала 7 января 2018 года . Проверено 21 мая 2011 г.
  23. ^ Кононенко, Наталья (2003). «Превью книги Тараса Филенко и Тамары Булат « Мир Николая Лысенко: этническая идентичность, музыка и политика в Украине девятнадцатого и начала двадцатого века » . Западный фольклор . 62 (4): 301–303. ISSN   0043-373X . JSTOR   1500324 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и Акхевич, НП (31 августа 2011). "Певец Подолья: 130 лет со дня рождения М. Д. Леонтовича" [Podillia singer: 130 лет без встречи с MD Leontovych] (PDF) (in Russian). Library Tulchynshchyna (self-published source). Archived из original (PDF) на 31 августа 2011.
  25. ^ Vysotska 2019 , p. 78.
  26. ^ Jump up to: а б Малко 2021 , с. 41.
  27. ^ Крамп 2013 , с. 62.
  28. ^ Витвицкий, Василь. «Украинская республиканская капелла» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 9 ноября 2022 г.
  29. ^ Сидоренко, Василий (2006). «Кирилл Стеценко – Его жизнь» . Музыка Леополис . Архивировано из оригинала 7 февраля 2011 года . Проверено 9 ноября 2022 г.
  30. ^ Датчак и Кубик 2021 , стр. 79–80.
  31. ^ Рожкова, Е.М. (2005). «Винницкая школа культуры и искусств имени М. Леонтовича» . Энциклопедия современной Украины (на украинском языке). Том. 4. Киев: Институт энциклопедических исследований Национальной академии наук Украины. ISBN  978-966-02-2074-4 .
  32. ^ "Сведения об условиях труда, материально-технической базе, финансовой отчетности за 2019 год" [Information on working conditions, material and technical base, financial reporting for 2019] (in Russian). Tulchyna City Territorial Community. 2 марта 2020 . Retrieved 17 ноября 2022 .
  33. ^ " Музей М.Д.Леонтовича с. Марковка Теплицкого района" [Museum of MD Leontovych village Markivka of Teplytsky district] (in Russian). Vinnytsia Museum of Local Lore . Retrieved 17 ноября 2022 .
  34. ^ «Памятник Леонтовичу открыт в Покровске» . Укринформ . 27 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2022 г. Проверено 17 ноября 2022 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bd7812a53d514cfc8a5335993193161__1716071220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/61/9bd7812a53d514cfc8a5335993193161.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mykola Leontovych - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)