Зива (мифологи)
Меркурий | |
---|---|
![]() Сива из L'Antiquité expliquee... Бернара де Монфокона , 1722 г. | |
Почитается в | Полабская религия |
Главный культовый центр | Ратцебург (?) |
Тексты | Летопись славян |
Область | Полабия |
Этническая группа | Оботриты |
Жива , Жива ( лат . Siwa ) — богиня-мать одного из племен, входящих в Ободритскую конфедерацию полабских славян . Богиня так появляется только в Гельмольда Бозовского Хронике . Он описал усиление языческого культа во время правления Никлота :
В те времена по всей Славии утвердилось многообразное идолопоклонство и заблуждение суеверий. Ибо, помимо священных лесов и домашних божеств, которых было много в стране и городах, наиболее важными и выдающимися богами были Проне , бог страны Ольденбурга, Сива , богиня полабов, и Редигаст , бог страны оботритов. [ 1 ]
племени Поскольку главным правителем был Ратцебург , Жива в одном экземпляре Хроники называется «Богиней Ратцебурга» ( лат . Raceburgensium Dea ). [ 2 ]
В списках « Хроники » имя отмечено как: Сива ( копенгагенский экземпляр), Сивэ ( Любек ), Силуэ ( Вена ), Синна ( Щецин ). Рукописи Копенгагена, Любека и Щецина указывают на то, что имя содержало графему ⟨w⟩ ([v]); нотация Щецина возникла в результате частого чередования ⟨u⟩ → ⟨n⟩ и отражала форму *Syuua , тогда как двойное ⟨u⟩ = ⟨w⟩, что указывает на исходную форму * Sywa ( *Syva ). Венская стенограмма наиболее искажена по отношению к оригиналу. [ 2 ]
Ученые сходятся во мнении об этимологии этого теонима . Читается как славянское *Živa , от славянского прилагательного женского рода *živa «живой, живой, живой». Жива также является личным именем, засвидетельствованным на нескольких славянских языках, например, старополабское личное имя *Živa (лат. Zive , 1336), старопольская фамилия Жива (лат. Siwa , Sywa , Szywa , Szyva ), сербско-хорватское имя имя Жива , болгарка Жива и другие. Первоначально, следовательно, этот теоним был именем, ставшим затем эпитетом неизвестной богини, характеристики которой должны были бы соотноситься со значением имени; этот теоним можно понимать как желающее имя, например, «пусть она будет жива и живет долго», или характеризующее имя, например, «та, которая жива». [ 3 ] Vyacheslav Ivanov i Vladimir Toporov considered Živa to be an epithet of the goddess Mokosh [ 4 ] (что сохранилось в названиях полабов после христианизации [ 5 ] ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 198.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 200.
- ^ Ivanov & Toporov 1983 , p. 194.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 136.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Wladimir (1983). "К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа" (PDF) . Балто-славянские исследования. 1982 . Moscow: 175–197.
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование . Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы по теме: Жива (богиня) Викискладе есть