Уасилла
Хоры-Уацилла ( осетинское: Хори Уацилла, дигорское: Элиа , « Илия ») [ 1 ] или сокращенно Уацилла — имя святого Илии в осетинском фольклоре . [ 2 ]
Это также название сельскохозяйственного праздника, отмечаемого в понедельник третьей недели после Пятидесятницы . [ 2 ] [ 3 ]
В осетинской мифологии Уацилла — громовержец и повелитель бури, покровитель земледелия и урожая. Ему было посвящено несколько святилищ, среди которых самый известный Тбау-Уацилла находится на горе Тбау в Даргавском ущелье.
У осетин считается, что Уацилла защищал поля от града и ливней, избавлялся от дождевых облаков и способствовал росту злаков и трав. К нему обращались во время засухи или продолжительной непогоды. Для этого в его честь зарезали баранов и быков и совершали молебен. В народных песнях Уацилла изображался пахарем, выполняющим функции плуга в одном случае и сеятеля в другом. [ 4 ] [ 5 ]
Как писал Жорж Дюмезиль , осетины, приняв христианство, стали называть святого Илию «Уацилла». Как и русские, они думают, что Уацилла ходит по небу и борется с нечистью. Когда в человека поражает молния, считают, что Уацилла выпустил в него свой «жир» (стрелу или пушечное ядро). [ 2 ] [ 6 ]
Праздник
[ редактировать ]Несмотря на общую основу, празднование Уациллы в некоторых местностях имело свои местные особенности. В Южной Осетии праздник широко отметили в селе Едиса . Праздник в этом селе длился целую неделю. Здесь святого также называли Тбау-Уацилла, что, очевидно, связано с тем, что в этом месте поселились выходцы из Даргавского ущелья, которые принесли с собой имя, использовавшееся на прежнем месте их проживания. [ 7 ]
Праздник сопровождался жертвоприношениями , общинными и семейными застольями. По окончании трапезы, которая проводилась отдельно в каждой семье, старшие мужчины брали шкуру жертвенного козла (у которой оставляли голову и ноги) и несли ее в лес и вешали на первое попавшееся дерево. . [ 7 ]
В первой половине XIX века исследователь осетинских традиций А. Яновский сообщал, что в этот праздник «осетины режут коз, снимают шкуру, не отрезая головы, и вешают ее на высокий столб в честь пророка Илии , прося его послать дождь». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Abaev V. I. (1989). Историко-этимологический словарь осетинского языка — Historical and etymological dictionary of the Ossetian language. T. IV. S. 31 (in Russian). St, Petersburg: Science. Leningrad branch.
- ^ Перейти обратно: а б с Гильмидиновна, Кцоева Султана (2019). «Иудео-христианские параллели в образе и культе Уациллы (по нарративным источникам конца XIX — начала XX века)» . Известия СОИГСИ . 32 (71): 27–39. ISSN 2223-165X .
- ^ Ouarziati, Vilen. "Летне-осенний цикл - Ирыстон — Summer-autumn cycle - Iryston" . www.iriston.com . North Ossetian Institute for Humanitarian Studies . Retrieved 2023-01-27 .
- ^ Мелетинский, Елеазар (1990). Мифологический словарь . Советская энциклопедия. п. 672.
- ^ Токарев С.А. (1992). Мифы народов мира . Том. 2. Советская энциклопедия. п. 719.
- ^ Дюмезиль, Жорж (2001). Осетинские саги и мифология (на русском языке). Владикавказ: Наука. п. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Р. Кулумбегов. «Небесная Вацилла как священный символ – Южная Осетия» . ugo-osetia.ru (на русском языке) . Проверено 27 января 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Дюмезиль, Жорж (2001). Осетинские саги и мифологии . Владикавказ : Наука. п. 66.
- Мелетинский, Елеазар (1990). Мифологический словарь . Советская энциклопедия . п. 672.
Внешние ссылки
[ редактировать ]