Saint Nedelya
![]() Икона Страстной недели | |
Фольклор | Славянская мифология |
---|---|
Подробности | Воплощение дня недели – воскресенье. |

Неделя ( Св. Неделя, Св. Анастасия , [ 1 ] Церковнославянский : nadel ) — в народной традиции славян олицетворение воскресенья как дня недели . [ 2 ] Сопоставляется со святой Анастасией (у болгар еще и со святой Кириакией) . [ 3 ] Почитание Недели связано с запретом различного рода работ (ср. происхождение славянской недели от не делать ).
В древнерусских источниках
[ редактировать ]В древнерусских проповедях против язычества («Слово о тварях и днях недели» и «Слово св. Григория… Как первые язычники поклонялись идолам») говорится, что не следует почитать образ Недели как «головорез», не день недели как таковой, а « воскресение Христово ». [ 4 ]
На формирование народного культа Страстной недели повлиял и переведенный апокриф «Послание Иисуса на Неделе». Согласно апокрифам, в Риме или Иерусалиме с неба падает камень, в котором найден «свиток» . Во имя Христа предписывает праведную жизнь и соблюдение воскресенья (недели), так как в этот день произошло много знаменательных событий: Благовещение , Крещение и Воскресение Христово , в которое Страшный Суд и состоится . В заключение сказано, что тот, кто не верит «писаниям», будет проклят и обречен на мучения. При этом польские и юго-западнорусские апокрифические списки, основанные на западноевропейских изданиях, упоминают только почитание Недели, тогда как великорусские апокрифические списки, основанные на византийском протографе, наряду с Неделей, упоминают также среду и пятницу как почтенные дни». на котором стоит земля». Апокрифический сюжет отражен в украинском и белорусском фольклоре, в русских духовных стихах. Помимо апокрифических сочинений, на народное почитание Недели повлиял культ святой Анастасии ( Греческое : анастасия «воскресенье»). [ 2 ]
Народное представление
[ редактировать ]Среди святых жен на Руси особо почитались Параскева и Анастасия. Их парные изображения наиболее распространены в иконографии Новгорода. Культы мучеников имели много общего. Обе святые обычно связывались в русской традиции с Богородицей, событиями Евангелия (Анастасия — с «Рождением Христа», Параскева — с «Распятием»), обе покровительствовали дням недели: Анастасия — с Воскресение, Параскева - с Пятницей. По поверьям, их считали покровителями женского труда и почитали как целителей. Иногда они наделялись одинаковыми иконографическими особенностями. Параскеву обычно изображали в красном мафорионе, но иногда в красном изображали и Анастасию. В почитании Анастасии сильнее подчеркивается ее роль целительницы. Именно поэтому ее чаще изображают держащей сосуд с лекарством, чем Параскеву. Ей молились женщины, ожидающие рождения ребенка.
Белорусы Гродненской губернии рассказали, что день отдыха ( по-белорусски : нядель ) был "дан народу после того, как однажды человек спрятал святую неделю от собак, которые ее преследовали; до этого были только будни. Украинцы Волынской губернии рассказали, что" Бог дал Неделе целый день, но велел ей самой проследить, чтобы люди в этот день не работали». [ 2 ]
Считалось, что Страстная неделя попадала к тем, кто не соблюдал запрета работать в воскресенье. Неделя предстает женщиной в белой, золотой или серебряной одежде, с израненным телом и жалуется, что ее тыкают веретенами, крутят волосы, рубят, стригут и т. д. В западнобелорусском предании Неделя сопряжена с витиеватая и красивая еврейская недзелька (т.е. суббота, суббота , нерабочий день у евреев) и жалуется, что евреи чтут свою «неделю» и «вы все работаете в воскресенье, а мое чистое тело сдирают». [ 5 ]
Неделя просит людей не забывать почитание праздника или сурово наказывает нарушителей запретов длительной или смертельной болезнью, забивает их до смерти льноломящим валиком, срывает кожу с рук и тела ткачей, не соблюдающих вовремя заканчивают свою работу и вешают на ткацкий станок (подобные сюжеты связаны у украинцев с Параскевой Пятницей), душит, подвергает опасности жизнь человека (например, переворачивая телегу), грозит смертью, пугает (женщина, извиняющаяся сама, что прядет в воскресенье, потому что голодна, швыряет в дом лошадиные головы и трупы: «Ешь, если голоден»). [ 2 ]
Почитание Недели тесно связано с почитанием других персонализированных дней недели - среды и пятницы, которые в народных поверьях связаны родственными узами. Сербы верят, что Параскева Пятница - мать или сестра Св. Недели (см. последовательные дни Св. Параскевы Пятницы - 28 октября и Св. Анастасии - 29 октября) [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Голубкова О. Б. Женские мифологические образы в верованиях восточных славян Сибири» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Неделя (персонаж) / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 391–392. — ISBN 5-7133-1207-0
- ^ Народная культура на Балканджите. Научно-этнографическая конференция / Составитель и редактор: старший научный сотрудник доктор Ангел Гоев. - Габрово: Архитектурно-этнографический комплекс «Этар», 1996. - Вып. II. - 308 стр. (болгарский).
- ^ "Н.М. Гальковский -- БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ОСТАТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ" . www.vernost.ru . Retrieved 2023-03-30 .
- ^ Федеровский М. Белорусский народ в Литовской Руси. Материалы для славянской этнографии, собранные в 1877–1905 годах. Том 1–8. - Краков, 1897. - Том 1. Веры, верования и суеверия из района Волковыска, Слонима, Лиды и Сокулки. (польский)
Литература
[ редактировать ]- Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. Славянские древности: Этнолингвистический словарь : В 5 т. - Москва : Международные отношения, 2004. - Вып. 3: К (Круг) – П (Перепелка). - С. 391-3 - ISBN 5-7133-1207-0 .
- Воскресенье, в этнографии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1890—1907.
- Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. - Харьков: Епархиальная типография, 1916. - Т. И. - 376 с.
- Галковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. - М.: Типография А.И. Снегиревой, 1913. - Вып. II. - 308 стр.
- Федеровский М. Белорусский народ в Литовской Руси. Материалы для славянской этнографии, собранные в 1877-1905 годах. Том 1-8. - Краков, 1897. - Т. 1. Веры, поверья и суеверия из района Волковыска, Слонима, Лиды и Сокулки. (на польском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- Почитание пятницы и седмицы в связи с культом Макоши // Успенский Б.А. Филологические исследования в области славянских древностей.