Jump to content

Saint Nedelya

Saint Nedelya
Икона Страстной недели
Фольклор Славянская мифология
Подробности Воплощение дня недели – воскресенье.
Икона « Святые Анастасия и Параскева Пятница », Россия, XV век.

Неделя ( Св. Неделя, Св. Анастасия , [ 1 ] Церковнославянский : nadel ) — в народной традиции славян олицетворение воскресенья как дня недели . [ 2 ] Сопоставляется со святой Анастасией (у болгар еще и со святой Кириакией) . [ 3 ] Почитание Недели связано с запретом различного рода работ (ср. происхождение славянской недели от не делать ).

В древнерусских источниках

[ редактировать ]

В древнерусских проповедях против язычества («Слово о тварях и днях недели» и «Слово св. Григория… Как первые язычники поклонялись идолам») говорится, что не следует почитать образ Недели как «головорез», не день недели как таковой, а « воскресение Христово ». [ 4 ]

На формирование народного культа Страстной недели повлиял и переведенный апокриф «Послание Иисуса на Неделе». Согласно апокрифам, в Риме или Иерусалиме с неба падает камень, в котором найден «свиток» . Во имя Христа предписывает праведную жизнь и соблюдение воскресенья (недели), так как в этот день произошло много знаменательных событий: Благовещение , Крещение и Воскресение Христово , в которое Страшный Суд и состоится . В заключение сказано, что тот, кто не верит «писаниям», будет проклят и обречен на мучения. При этом польские и юго-западнорусские апокрифические списки, основанные на западноевропейских изданиях, упоминают только почитание Недели, тогда как великорусские апокрифические списки, основанные на византийском протографе, наряду с Неделей, упоминают также среду и пятницу как почтенные дни». на котором стоит земля». Апокрифический сюжет отражен в украинском и белорусском фольклоре, в русских духовных стихах. Помимо апокрифических сочинений, на народное почитание Недели повлиял культ святой Анастасии ( Греческое : анастасия «воскресенье»). [ 2 ]

Народное представление

[ редактировать ]

Среди святых жен на Руси особо почитались Параскева и Анастасия. Их парные изображения наиболее распространены в иконографии Новгорода. Культы мучеников имели много общего. Обе святые обычно связывались в русской традиции с Богородицей, событиями Евангелия (Анастасия — с «Рождением Христа», Параскева — с «Распятием»), обе покровительствовали дням недели: Анастасия — с Воскресение, Параскева - с Пятницей. По поверьям, их считали покровителями женского труда и почитали как целителей. Иногда они наделялись одинаковыми иконографическими особенностями. Параскеву обычно изображали в красном мафорионе, но иногда в красном изображали и Анастасию. В почитании Анастасии сильнее подчеркивается ее роль целительницы. Именно поэтому ее чаще изображают держащей сосуд с лекарством, чем Параскеву. Ей молились женщины, ожидающие рождения ребенка.

Белорусы Гродненской губернии рассказали, что день отдыха ( по-белорусски : нядель ) был "дан народу после того, как однажды человек спрятал святую неделю от собак, которые ее преследовали; до этого были только будни. Украинцы Волынской губернии рассказали, что" Бог дал Неделе целый день, но велел ей самой проследить, чтобы люди в этот день не работали». [ 2 ]

Считалось, что Страстная неделя попадала к тем, кто не соблюдал запрета работать в воскресенье. Неделя предстает женщиной в белой, золотой или серебряной одежде, с израненным телом и жалуется, что ее тыкают веретенами, крутят волосы, рубят, стригут и т. д. В западнобелорусском предании Неделя сопряжена с витиеватая и красивая еврейская недзелька (т.е. суббота, суббота , нерабочий день у евреев) и жалуется, что евреи чтут свою «неделю» и «вы все работаете в воскресенье, а мое чистое тело сдирают». [ 5 ]

Неделя просит людей не забывать почитание праздника или сурово наказывает нарушителей запретов длительной или смертельной болезнью, забивает их до смерти льноломящим валиком, срывает кожу с рук и тела ткачей, не соблюдающих вовремя заканчивают свою работу и вешают на ткацкий станок (подобные сюжеты связаны у украинцев с Параскевой Пятницей), душит, подвергает опасности жизнь человека (например, переворачивая телегу), грозит смертью, пугает (женщина, извиняющаяся сама, что прядет в воскресенье, потому что голодна, швыряет в дом лошадиные головы и трупы: «Ешь, если голоден»). [ 2 ]

Почитание Недели тесно связано с почитанием других персонализированных дней недели - среды и пятницы, которые в народных поверьях связаны родственными узами. Сербы верят, что Параскева Пятница - мать или сестра Св. Недели (см. последовательные дни Св. Параскевы Пятницы - 28 октября и Св. Анастасии - 29 октября) [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Голубкова О. Б. Женские мифологические образы в верованиях восточных славян Сибири» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 11 сентября 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Неделя (персонаж) / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.  : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 391–392. — ISBN   5-7133-1207-0
  3. ^ Народная культура на Балканджите. Научно-этнографическая конференция / Составитель и редактор: старший научный сотрудник доктор Ангел Гоев. - Габрово: Архитектурно-этнографический комплекс «Этар», 1996. - Вып. II. - 308 стр. (болгарский).
  4. ^ "Н.М. Гальковский -- БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ОСТАТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ" . www.vernost.ru . Retrieved 2023-03-30 .
  5. ^ Федеровский М. Белорусский народ в Литовской Руси. Материалы для славянской этнографии, собранные в 1877–1905 годах. Том 1–8. - Краков, 1897. - Том 1. Веры, верования и суеверия из района Волковыска, Слонима, Лиды и Сокулки. (польский)

Литература

[ редактировать ]
  • Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. Славянские древности: Этнолингвистический словарь : В 5 т. - Москва : Международные отношения, 2004. - Вып. 3: К (Круг) – П (Перепелка). - С. 391-3 - ISBN   5-7133-1207-0 .
  • Воскресенье, в этнографии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург, 1890—1907.
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. - Харьков: Епархиальная типография, 1916. - Т. И. - 376 с.
  • Галковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. - М.: Типография А.И. Снегиревой, 1913. - Вып. II. - 308 стр.
  • Федеровский М. Белорусский народ в Литовской Руси. Материалы для славянской этнографии, собранные в 1877-1905 годах. Том 1-8. - Краков, 1897. - Т. 1. Веры, поверья и суеверия из района Волковыска, Слонима, Лиды и Сокулки. (на польском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f47a3068c469fc89c98f7e32779bfd8c__1714752120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/8c/f47a3068c469fc89c98f7e32779bfd8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint Nedelya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)