Священный
Священный | |
---|---|
Бог изобилия, войны | |
![]() Освещенная Древняя Британия | |
Почитается в | Полабская религия |
Главный культовый центр | Мыс Аркона , Рюген |
Оружие | меч |
Артефакты | рог изобилия , седло , удила , флаг |
Животные | белый жеребец, орлы |
Тексты | Летопись славян , Деяния датчан , Сага о Книтлинге |
Световит , также известный как Свентовит и Свантовит среди других вариантов, является богом изобилия и войны, а также главным богом славянского племени Рани , а затем и всех полабских славян . Его организованный культ располагался на острове Рюген , у мыса Аркона , где также находился его главный храм. По описаниям средневековых хронистов, статуя, изображавшая этого бога, имела четыре головы, рог и меч, а самому божеству были посвящены белый конь, седло, удила , знамя и орлы. Раз в год, после сбора урожая , в его честь устраивали большой фестиваль. С помощью рога и коня, принадлежавшего богу, жрецы проводили гадания, а ночью сам бог ездил на коне, чтобы сражаться со своими врагами. Его имя можно перевести как «Сильный Господь» или «Святой Господь». В прошлом часто ошибочно полагали, что культ Световита произошел от святого Вита . Среди исследователей славянской мифологии Световит часто рассматривается как полабская ипостась панславянского бога. Перун . Его культ был разрушен в 1168 году.
Этимология
[ редактировать ]В латинских записях этот теоним обозначается как Суантуитус , Суантуит , Суантуитхо , Сзуэнтевит , Суантевит , Зуантевит и другие, [ 1 ] и на староисландском языке как Сванравиз [ 2 ] и Свантевиз . [ 3 ]
Ученые согласны с чтением латинских записей; [ 4 ] диграфы носовую ⟨an⟩ и ⟨en⟩ обозначают славянскую гласную . [ 4 ] В первой части теонима имеется древнеполабское продолжение праславянского прилагательного *svętъ (с носовым [э]). На древнеполабском этапе, по крайней мере в северных диалектах, в результате перехода [ę] в [ą] (носовой [а] [ а ] [ б ] ), *svętъ перешел в древнеполабский диалект *svąt- . На этом основании древнеполабский диалектный теоним реконструируется как *Svątevit . [ 4 ]
В английских публикациях имя бога транскрибируется как Свантовит (от реконструированного древнеполабского *Svątevit ), Свентовит или Световит (от гипотетического общеславянского *Svętovitъ ).
Преобладающая [ 4 ] В литературе существует мнение, что *svętъ в праславянском языке означало «сильный, могучий», и только под влиянием христианства оно приобрело религиозное значение «святой, священный». Такого взгляда придерживался Александр Брюкнер . [ с ] [ 6 ] Станислав Роспонд [ 7 ] и многие другие.
Однако в настоящее время эта точка зрения иногда подвергается критике. [ 4 ] причем значение «святой, священный» предлагается считать исконным, праславянским. [ 8 ] Влиянию христианства на значение слова противоречит прежде всего его этимология: [ 9 ] ближайшие родственники - литовские šventas и старопрусские swints "святой, священный", [ 10 ] [ 8 ] [ 9 ] которые, как и PS *svętъ , происходят от прабалто-славянского *śwentas . [ 11 ] Также тесно связан авестийский spəṇta "святой, священный" [ 10 ] [ 8 ] и санскрит śvāntaсвятой [ 9 ] Также родственным является протогерманское *hunsla «приношение, жертва», [ 12 ] и, возможно, фракийский *θιντ и протокельтский *penta . [ 9 ] Славянское слово и родственные ему слова в конечном итоге происходят от праиндоевропейского корня *ḱwen- «праздновать». [ 9 ] Рик Дерксен реконструирует PS значение *svętъ как «святой, священный». [ 8 ] Веслав Борись как «объект религиозного почитания, поклонения». [ 13 ]
В научной литературе теоним традиционно используется [ 14 ] делится морфологически как Свето-вит – во второй части предполагается наличие суффикса -вит (гипотетический ПС *-витъ ), означающего «господин, правитель, герой». [ 15 ] Предполагается, что суффикс произошел от *vitędzь «воин, герой» германской этимологии. [ 16 ] Некоторые исследователи, однако, отвергли связь суффикса с *vitędzь именно из-за германского происхождения слова; [ 17 ] [ 18 ] некоторые ученые связали этот суффикс со словом *vitati «приглашать, желать здоровья», [ 19 ] или гипотетический глагол *viti . [ д ] В зависимости от того, какое первоначальное значение слова *svętъ принимает данный ученый, теоним переводится, например, как «Сильный герой», [ 21 ] «Сильный правитель и господин», [ 17 ] или «Святой победитель», [ 22 ] «Святой господин». [ 22 ] Некоторые учёные делят теоним также как Свет-овит , [ 23 ] где суффикс -овит означает «тот, у кого много (чего-то)», «характеризующийся (чем-то)», а теоним Световит должен означать «Тот, у кого много святого». [ 24 ]
Другие предложения
[ редактировать ]Брюкнер счел интерпретацию имени проблематичной. В конце концов он предположил возможную связь с гипотетическим старопольским словом świętowity «святой, священный», но эта интерпретация была отвергнута Станиславом Урбанчиком . [ 25 ] Исходный материал, однако, подтверждает существование этого типа слов в славянских языках, ср. Белорусский диалект svyatovyy , Russian svyatovyy , Ukrainian *svyatovoy "святой, священный", также, вероятно, древнепольский *świętowa "святой, священный", все от славянского *svętovy . [ и ] Если эта этимология верна, то теоним состоит из прилагательного *световый и суффикса *-itъ(jь) . [ 26 ]
Предлагалось также перевести значение первой части теонима, например, как «мир», или «свет» (ПС *světъ ), но такая трактовка была отвергнута лингвистами. [ 27 ] [ 5 ] Совершенно неправильное прочтение - Святовид / Svietovid (польское Światowid ) «Бог, видящий четыре стороны света», придуманное польскими романтиками XIX века , где предполагается суффикс -vid «видеть» (ср. польское widzieć «видеть» "). [ 5 ] [ 18 ]
Источники
[ редактировать ]Световит упоминается в трех источниках: основные сведения дают и Гельмольда Chronica Славорум Gesta Саксона Грамматика Danorum ; [ 28 ] он также упоминается в саге о Книтлинге . [ 2 ] Наиболее подробно о Световите пишет Саксон, [ 29 ] его описание этого бога является самым длинным известным текстом о верованиях славян . [ 30 ] [ 31 ] Отрывок из описания Саксона:
В центре города было ровное пространство, на котором находился деревянный храм, очень изящно выполненный, достойный почитания не только из-за великолепия своих украшений, но и из-за божественности изображения, помещенного внутри. . Внешний периметр здания блестел ухоженным покрытием, состоявшим из фигурок разных вещей, нарисованных в грубом, примитивном стиле. Видна была только одна входная дверь. Однако сам храм был окружен двумя оградами, внешняя часть стен которых была покрыта красной крышей; внутренняя же часть, опиравшаяся на четыре колонны, сияла вместо стен драпировками и не имела никакой общей структуры с внешней, кроме крыши и нескольких балок.
В храме огромная статуя, превосходившая по размерам любое человеческое тело, ошеломила одного, имея четыре головы и равное количество шей, из которых две, казалось, смотрели на грудь, а еще две - на спину. И из двух, расположенных спереди, а также из двух сзади, один как будто смотрел вправо, а другой влево. У них были коротко выбритые бороды и очень короткие волосы, так что можно было подумать, что создатель подражал стилю прически Рани. В правой руке он держал рог, украшенный несколькими видами металлов, который священник, знаток обрядов, каждый год наполнял чистым вином, чтобы по состоянию самого напитка предсказать урожай будущего года. . Слева в повернутой в сторону руке находился лук. К ногам спускалась скульптурная туника, сделанная из разных пород дерева и соединявшаяся с коленами соединением, которое было настолько невидимым, что место соединения можно было обнаружить только после очень внимательного рассмотрения. Ступни находились на уровне земли, а основание было скрыто под полом. Неподалёку находились уздечки и стул для статуи, а также множество эмблем божества. Восхищение этими вещами еще более усиливал меч поразительных размеров, ножны и рукоять которого, помимо превосходных чеканных украшений, были еще покрыты великолепным серебром.
Каждый год каждый мужчина и женщина платили монету в качестве пожертвования на поклонение этому идолу. Идолу также отдавалась треть добычи и результатов грабежа, как будто они были добыты и взяты для его защиты. У этого же бога было триста лошадей и столько же людей, служивших на них воинами, и все их доходы, полученные оружием или грабежом, отдавались на хранение жрецу, который, используя доходы от этих вещей, создавал бы для храма разного рода эмблемы и различные украшения и хранил их в плотно закрытых сундуках, в которых, кроме обильных денег, скопилось большое количество пурпурной ткани, изъеденной временем. Также можно было увидеть огромное количество общественных и частных пожертвований, полученных в результате пылких подношений тех, кто просил божество об милости.
Это божество имело также во многих других местах другие храмы, которыми управляли жрецы более низкого ранга, обладающие меньшей властью. Кроме того, у него была собственная лошадь белого цвета, стричь гриву и хвост которой считалось плохой приметой. Только одному священнику разрешалось кормить его и ездить на нем, чтобы использование божественного животного не считалось менее ценным из-за более частого использования. По мнению Рани, считалось, что Световит — так звали идола — вел войну с врагами своего культа на этом коне. Важнейшим аргументом в пользу этого было то, что, когда лошадь всю ночь оставалась в конюшне, очень часто утром она появлялась вся в поту и грязи, как будто, вернувшись с тренировки, она проделала большое расстояние. [ 32 ]
Световит и Святой Вит
[ редактировать ]По мнению некоторых ученых, теоним Световит якобы происходит от Святого Вита , поскольку в славянских языках оба имени звучат очень похоже. [ ж ] Сторонники этой теории цитируют Гельмольда, который приводит так называемую «Корвейскую легенду» в двух вариантах (в первой версии он называет ее «старое родство» , во втором он называет это «расплывчатое сообщение» ), согласно которому племя рани, жившее на острове Рюген, было обращено в христианство в девятом веке, а затем отказалось от христианства и боготворило святого Витта: [ 33 ]
Ибо старый родственник наших предков рассказывает, что во времена Людовика II [ г ] группа монахов, прославившихся своей святостью, покинула Корвей . Жаждущие спасения славян, они настаивали на том, чтобы претерпеть опасности и смерть, чтобы проповедовать слово Божие. Пройдя через многие провинции, они прибыли к тем, кого звали Рани или Руджани и жили посреди моря. Это дом заблуждений и место идолопоклонства. Верно проповедовав слово Божие, они завоевали весь остров, где даже основали молельню в честь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и в память святого Вита, который является покровителем Корвея. Позже, когда ситуация изменилась с позволения Бога, рани отошли от веры и, немедленно изгнав священников и христиан, сменили религию на суеверие. Ибо они поклонялись святому Виту, которого мы почитаем как мученика и раба Христова, как бога, ставящего твари над творцом. Нет другого варварства под небом, более ужасающего для христиан и священников; они только радовались имени святого Вита, которому даже посвятили храм и статую с весьма значительным культом и особенно ему приписывают главенство богов. Они спрашивают у него пророческие ответы относительно всех провинций славян и ежегодно платят жертвенную дань. Даже торговцы, случайно прибывающие в эти места, не смогут ничего продать или купить, если они сначала не принесут в жертву богу какой-нибудь драгоценный предмет из своего товара, и только после этого они смогут сделать свои товары доступными для публики на рынке. Они чтят своего первосвященника не меньше, чем короля. И таким образом, с того времени, как они отреклись от своей первой веры, это суеверие сохраняется среди рани до настоящего времени. [ 35 ]
Такое мнение высказал Эвелино Гаспарини . [ 36 ] или Генрик Ловмяньский , но Ловмяньский отверг подлинность легенды. [ 37 ] Вместо этого он предложил гипотезу, согласно которой культ святого Витта должен был распространиться из Праги в Бренну — оттуда пришла Драгомира , мать Вацлава I , основателя церкви святого Витта в Праге — где он был принят. как божество у терпимых славян, а после падения Бренны предполагалось, что оно достигло Рюгена. [ 38 ]
Мнение о христианском происхождении Световита отвергается большинством ученых и историков. [ ч ] [ я ] Принято считать, что эта легенда была придумана в 12 веке. [ 40 ] [ 41 ] [ 37 ] для оправдания политических претензий к Рюгену, [ 40 ] [ 5 ] [ 39 ] известен уже с середины 11 века. [ 42 ] Прежде всего, невозможно, чтобы произошла христианизация Полабии , не говоря уже о Рюгене в девятом веке. в девятом веке [ 37 ] – первые документы, свидетельствующие о христианизации Рюгена, появляются только после падения славянской Арконы в 1168 году , хотя летописцы того времени стремились описать христианизацию любых язычников – о христианизации Рюгена не упоминает Видукинд Корвейский ( «Деяния»). саксов ), ни Адамом Бременским ( Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum ). [ 43 ] Существует также аргумент против такого заимствования именами сходной конструкции, например Миловит , Радовит , Семовит и т. д. [ 42 ] Непонятно также, почему славяне считали главным божеством непопулярного святого. [ 22 ] Сам культ святого Вита был перенесен в Полабский край из Праги, а не из Корвея. [ 44 ]
Происхождение этой легенды неясно. Гельмольд упоминает христианизирующую миссию на Рюгене, но не упоминает о дани, а монастырь не упоминает о миссии, но упоминает право собирать дань с Рюгена. Первым, кто упомянул об утрате Корвеем права на Рюген, был аббат Сарачо (ум. 1071), но это, вероятно, более поздняя вставка . Первые достоверные, хотя и косвенные, сведения о дани Рюгена дали «Анналы Корбейенсы» , в которых описывается экспедиция герцога Лотара III в 1114 году против союза Лютичей . Побежденное племя черкипанцев призналось, что когда-то они платили дань в виде лисьих шкур или монет святителю Виту в Корвее (где его мощи находились с 836 г.). [ 43 ] ). По словам Ловмянского, это признание в уплате дани было сфабриковано, чтобы успокоить гнев Лотара, поскольку нет никаких доказательств того, что черкипанцы платили дань до этой даты. [ 45 ] Однако, по мнению Романа Зарова, эта информация также является подделкой; [ 39 ] По словам Янислава Осенгловского, легенда возникла около 1110–1114 годов и была начата монахами из Корвея, знавшими славянский язык и участвовавшими в военной экспедиции Лотара. Когда они узнали об острове и пользе, которую можно было извлечь из владения им, сходство слов Световит и Святой Вит побудило их создать легенду: [ 46 ] Яцек Сошиньский утверждает, однако, что легенда, возможно, возникла еще раньше, но впервые на практике она не применялась до 1114 года. [ 47 ] По мнению Станислава Росика , сведения о Световите, культ которого преобладал среди поморских славян после падения Ретры , возможно, дошли до Корвея через купцов, обвиненных в пожертвованиях Световиту, или возвращавших военнопленных, похищенных славянскими пиратами . Человек, переведший теоним, смог перевести первую часть теонима как соответствующую латинскому Sanctus , но не смог перевести вторую часть ( -vit ), что, при средневековой тенденции к этимологизации, привело к легендарному отождествлению. [ 48 ]
В Сербии
[ редактировать ]Некоторые издания утверждают, что Световиту поклонялись и в Сербии (и Хорватии ), о чем свидетельствует праздник Видовдан (буквально «День Святого Витта»). Этот праздник, первоначально связанный со Святым Витом, со временем был забыт и начал вновь обретать свою популярность в 1818 году после публикации « Вука Караджича » Српсского рёчника , где Видовдан упоминается как день битвы на Косово . С середины 19 века, с подъемом сербского романтизма, этот праздник среди всех сербов стал символизировать героизм народа в борьбе с Османской империей . В 1864 году праздник вернулся в церковный календарь, но в то время к празднику относились преимущественно как к дню памяти Косовской битвы и смерти князя Лазаря . По этой причине в научной литературе даже появились утверждения, что Видовдан вообще не имеет отношения к святому Виту. [ 49 ]
В конце XIX века Натко Нодило в своей книге приписывает культ Световита всем славянам, культ которых должен был быть сознательно заменен святым с аналогичным именем для облегчения христианизации. На основе этой книги Миодраг Попович приводит доводы в пользу языческого происхождения праздника. Позже на Поповича ссылается Миле Неделькович , согласно которому Видовдан — это праздник божества Вида , а косовский миф развивался параллельно с культом этого божества, а также этнологи Душан Бандич и Мила Босич. Даже сегодня мнение о культе Световита среди сербов и хорватов вызывает дискуссию; его имя часто стилизуют как Световид или Вид, чтобы сделать имя похожим на топонимию и другие имена собственные (например, Видова Гора [ 50 ] ), которые предположительно являются остатками его культа. Однако теория познания бога Световита у южных славян не может быть принята – в научном сообществе широко распространено мнение, что бог Световит был известен только полабским славянам и не имел общеславянского ареала, а Сербско-хорватская топонимия и имена собственные относятся к Святому Виту ( сербский : Свети Вид , латинизированный : Свети Вид ). [ 49 ]
Культ
[ редактировать ]
Раз в году устраивался большой пир в честь бога. Накануне жрец убирал храм, стараясь не выпустить ни одного дыхания внутри храма, чтобы не осквернять присутствие бога человеческим дыханием. Праздник устраивался после сбора урожая . После того как толпа собралась перед храмом, животных приносили в жертву, а затем устраивали пир. На следующий день перед храмом собралась толпа, и жрец проверил количество спирта в роге , расположенном в статуе бога – если раньше было налито недостаточно спирта, это предсказывало неурожай, и жрец приказывал сделать провизию, если не было недостатка, то священник предсказал хороший урожай на будущий год. Затем жрец вылил ликер из рога под ноги статуи и вылил свежий ликер с просьбой о процветании себе и народу. Священник заканчивал ритуал, делая большой глоток из рога, затем снова наполняя его и помещая в статую. [ 51 ]
Известен также ритуал, связанный с круглой лепешкой, приправленной медом большого размера, которую жрец ставил перед собой и спрашивал собравшихся перед ним людей, видят ли они его. Когда толпа ответила, что видели это, священник пожелал им, чтобы они не смогли увидеть его в следующем году, что равносильно желанию большего урожая. [ 51 ]
Священник призывал людей приносить жертвы богу, чтобы обеспечить процветание. [ 51 ] Славяне добровольно дарили одну монету Световиту в год. Богу также отдавалась ⅓ захваченной брони врагов. [ 52 ] Говорят, что соседние короли также делали подарки божеству, например, датский король по имени Свен , вероятно, Свейн III из Дании , который предложил ему драгоценную чашу. [ 53 ] Купцы, приезжавшие торговать на остров Рюген, облагались налогом в честь Световита. [ 54 ]
Световиту приносили в жертву белую лошадь. Сам бог должен был ездить на этом коне ночью, чтобы сражаться со своими врагами, что доказывалось тем, что утром конь был сонный и грязный. На лошади мог ездить только священник, чтобы не умалять ее ценности, а выдергивать волосы из гривы или хвоста считалось грехом. Лошадь также использовалась для гадания: жрецы устанавливали три ряда копий наконечниками вниз, где каждый ряд копий пересекался между собой, если лошадь пересекала эти ряды копий правой ногой первой, это означало удачу. в запланированном бою или атаке, если сначала левой, бой отменялся. [ 55 ]

Саксон утверждает, что флаг ( лат . stanitia , ср. кашубский : stanica «флаг, знамя, прапорщик, вымпел»). [ 57 ] ) и орлы также были посвящены богу. Саксон не описывает, что именно представляли собой орлы , но они располагались с двух сторон флага, который находился на надвратной башне (к востоку ) единственного входа в горд на Арконе, однако летописец описывает флаг в подробнее: он должен был быть большого размера и уникального цвета. [ Дж ] Флаг был также своеобразной эмблемой ругов и почитался почти божественным, священным и принадлежащим божеству. По мнению летописца, знамя давало людям, владевшим им, возможность без последствий грабить города, разрушать храмы или дома, вершить правосудие. Ворота, на которых были изображены флаг и орлы, вероятно, были своего рода алтарем. Этот ларек сгорел во время осады Арконы . [ 59 ]
Культ Световита официально завершился в июне [ 31 ] 1168 год после взятия Арконы датчанами под предводительством короля Вальдемара I и епископа Абсалона . [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
(Вальдемар) приказал вынести античную статую Световита, почитаемую во всей стране славян, и приказал накинуть ей на шею веревку и протащить ее по всему войску на виду у славян и, однажды его превратили в растопку, чтобы бросить его в огонь. И он разрушил храм со всем его культурным оборудованием и разграбил богатые сокровища святыни. И он приказал им оставить заблуждение, в котором они родились, и принять поклонение истинному Богу (…). [ 63 ]
Крепость, где располагался храм, находилась на острове Рюген , на северо-восточном полуострове Виттов , на краю мыса Аркона . [ 61 ] Остатки храма не сохранились до наших дней, будучи поглощены морем. В ходе недавних археологических исследований (20 и 21 века) были обнаружены купеческие и военные предметы, подтверждающие высокий статус замка, а также остатки человеческих жертвоприношений. [ 64 ]

Сравнительная мифология и интерпретации
[ редактировать ]
Верховая езда присутствует во многих других славянских мифологиях. [ 65 ] Ритуалы с круглым пирогом также являются панславянскими и зафиксированы в Украине , Белоруссии , Герцеговине и Болгарии . [ к ] [ 67 ] Гадание с помощью лошади, или гиппомантия , было известно также германским народам (по Тациту ), балтам , русам и в авестрийской религии . [ 68 ] Недыхание в храме также фигурирует в зороастризме , где это делалось во избежание загрязнения священного огня . [ 69 ] Орлы по обе стороны флага аналогичны польским печатям , где изображение принца помещено между двумя орлами и которые часто также были на шлеме князя , чтобы показать власть. Об использовании флагов в религиозном контексте полабцами писал ранее Титмар (флаг Сварожиц в Ретре и флаг неизвестной богини Лутичей ) . [ 70 ]
Александр Гейстор составил широкую сравнительную мифологию Световита и других индоевропейских божеств , что привело его к рассмотрению Световита как главного и бога-громовержца, полабской ипостаси , «маски» Перуна . Четыре головы Световита соответствуют числу 4 , которое связано с богами-громовержцами : у балтов четверг ассоциировался с Перкуном , у римлян четверг назывался Iovis dies («день Юпитера»), а у германцев Доннерстаг / четверг . (« День Тора »). У прибалтов женщинам не разрешалось выполнять определенные работы по четвергам, и браки, заключенные в этот день, считались счастливыми. Кроме того, Перкун управлял четырьмя сторонами света и имел четыре лица. Ритуал жертвоприношения алкоголя [ л ] Со Световитом связано с функцией главного бога: ведический Индра пил много сомы , которая давала ему силы, Юпитеру приносилась в жертву виноградина, а германский Один пил лучший медовый мед. Рог Световита он рассматривает как символ власти, сравнивает ритуал обмена алкоголя с ритуалом, посвященным Юпитеру в первом веке до нашей эры, описанным Марком Теренцием Варроном , [ м ] вино и само получение удовольствия от этого напитка, по-видимому, свойственны многим индоевропейцам. Круглые лепешки имеют индоевропейское происхождение — в Риме круглые лепешки назывались сумманалиями , что дало начало прозвищу Юпитер Сумманус , а круглые лепешки также использовались в ритуалах в Индии . Ассоциация Световита с урожаем связана также с праздником Юпитера epulum Iovis , проводимым 13 сентября, связанным с окончанием сбора урожая. Гадание, предсказывающее успех на войне с помощью коня и копья, он сравнивает с копьями Марса, спрятанными в его святилище в Регии , движение которых предвещало мир или войну. Само объявление войны, однако, принадлежало Юпитеру – его жрец совершал церемонию объявления войны, которая заканчивалась метанием копья ( хаста феррата ) на территорию противника. [ 71 ] Кроме Световита, ипостасью Перуна, по его мнению, должны быть также Яровит и Руевит . [ 72 ]
Svetovit as a hypostasis of Perun was also considered by Vyacheslav Ivanov and Vladimir Toporov . [ 73 ] находился храм Перуна В Перине . Статуя этого бога находилась в середине круга, четыре костра, по краям круга располагались ориентированные на четыре стороны света, а между ними - четыре дополнительных очага. Каждый главный очаг мог служить жертвенником, посвящённым разной ипостаси Перуна; в восточном очаге было больше угля, чем в остальных. По мнению Иванова и Топорова, это может соответствовать четырем главам Световита и четырем колоннам в храме, а также восточной ориентации храма в Арконе. [ 74 ]
Световит также был признан Радославом Катичичем как полабская ипостась Перуна. Он отверг предполагаемый культ Световида , или Вида в Сербии, как необоснованный, но независимо от этой теории признает, что святой Вит в Сербии заменил культ Перуна, о чем свидетельствует его поклонение этому святому. [ 50 ]
С другой стороны, Анджей Шиевский считал Световита богом растительности и плодородия, который также обладал солнечными качествами – он был солнечным героем, обладавшим белым конем. Со временем он приобрел воинственные качества. [ 75 ] According to Aleksander Brückner , Svetovit, Triglav , Svarog and Dazhbog are one and the same deity worshipped under different names; [ 76 ] Stanisław Urbańczyk believed that Svetovit replaced Svarog, Svarozhits or Perun. [ 19 ]
Wolin Svetovit
[ редактировать ]
Ученые также связали со Световитом фигурку, так называемый Волин Световит , найденную на острове Волин , на которой вырезаны четыре лица, смотрящие в четыре стороны. Статуэтка высотой 9,3 сантиметра (3,7 дюйма) была найдена в доме, расположенном рядом со зданием, которое можно было интерпретировать как вероятный храм. Датируется второй половиной IX века. [ 77 ] [ 78 ]
Zbruch idol
[ редактировать ]
Аналогию Световиту некоторые ученые видят в идоле из Збруха , так называемом Святовиде . [ 79 ] [ 80 ] Эта статуя была найдена в 1848 году на дне реки Збруч , притока Днестра . Это четырехугольный известняковый столб, обычно датируемый IX-X веками. Наверху изображены четыре лица, обращенные в четыре стороны света. Ниже четыре стороны покрыты рельефами, которые часто интерпретируются как определенные божества, разделенные на три уровня, которые иногда интерпретируются как космологическое деление. [ 79 ] Однако существуют разногласия по поводу интерпретации статуи. [ 81 ] а также разные мнения о его датировке, самой принадлежности к славянской культуре [ 82 ] также подвергается критике.
В археологии
[ редактировать ]В Альтенкирхене
[ редактировать ]В церкви в Альтенкирхене (10 километров (6,2 миль) от Арконы) в стене ризницы XIII века находится гранитная плита размером 1,19 × 1,68 м, изображающая усатого мужчину в кепке и длинном халате. , держа большой рог. Плита датируется X-XI веками, хотя в стену ее вставляли только в XIII веке или позже; [ 28 ] по словам Давида Хитрея , камень находился здесь уже в 1586 году и назывался Яромирштейн («камень Яромира»). [ 83 ] В 18 веке плита была окружена черной надписью Sanctus Vitus oder Svantevit («Святой Витус или Свантевит»), ныне почти полностью стертой. Хитрей, следуя местной легенде, считал, что эта плита является изображением Световита – убеждение, которое сохранялось в народной традиции Рюгена до 19 века. [ 83 ]
Некоторые ученые считали, что плита была, например, повторно использованным надгробием. [ 84 ] какого-нибудь христианина, например, Яромира брата , Тецлава . [ 28 ] Однако в наши дни это считается маловероятным: отсутствие христианской символики, уничижительное положение (лежа, голова вниз), а также рога и усы, которые были атрибутами бога, указывают на то, что на этой плите изображен Световит. [ 28 ] [ 83 ]
В Бергене
[ редактировать ]В контексте Световита есть также гранитная плита аналогичного размера, встроенная во внешнюю стену церкви Святой Марии в Бергене на Рюгене . На плите вырезана фигура (так называемого Монаха ) со сложенными на груди руками, в которой он держит крест. Однако крест, скорее всего, расположен на месте высеченного ранее рога, аналогичного тому, что изображен на барельефе Альтенкирхена. [ 85 ] [ 83 ]
In Rodnovery
[ редактировать ]В настоящее время существуют религиозные объединения, ссылающиеся на древнюю религию славян . Община, которая относится к культу Световита, — это Родная Польская Церковь . Члены этого религиозного объединения признают существование верховного бога ( генотеизма ), которым является Световит. В данном контексте данная община ссылается на слова Гельмольда и Прокопия, согласно которым славянам было известно понятие верховного бога. [ 86 ]
В искусстве
[ редактировать ]-
Праздник Свантовита , Альфонс Муха , 1912 год.
-
Svetovit , Andrey Shishkin, 2017
-
Свентовит из Рюгена , Марек Хапон, 2016 г.
-
Statue of Svetovit on Arkona by Marius Grusas
-
Световит в продолжении всеобщей всемирной истории... Людвига Альбрехта Гебхардига
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Не путать с польским ⟨ą⟩ , который в наше время соответствует носовому [о].
- ^ Урбанчик сравнивает произношение старополабского [ą] с произношением [a] в польском слове aw a ns . [ 5 ]
- ↑ Брюкнер считал, что слово *svętъ означает то же, что и слово *jarъ «сильный». На этом основании он приравнял имена: Святополк = Ярополк , Святослав = Ярослав и теонимы Световит = Яровит . [ 6 ]
- ^ Александр Лома связывает этот суффикс со старославянским языком. вуз-виту , "добыча, грабеж" крутит , povinīti "подчинить", болгарский naviyam «Я выиграл», все из которых содержат независимый, не подтвержденный глагол *viti , который имеет литовское родственное слово výti «преследовать врага» и происходит от той же основы, что и *vojь «солдат». [ 20 ]
- ^ Возможно, также чешское сватовити. m pl "святой, почтенный" ← *svatovit "святой, почтенный", если не неологизм (засвидетельствовано с 1856 г.). [ 26 ]
- ^ Cf. modern Slavic languages' calques of Old Polabian *Svątevit and Saint Vitus : Polish Świętowit : Święty Wit , Bulgarian Svetovit : Sveti Vit , Russian Svyatovit : Svyatoy Vit .
- ↑ В зависимости от версии легенды имеется в виду Людовик Немецкий , либо Людовик Благочестивый . [ 34 ]
- ^ «Однако большинство учёных не обратили внимания на этот слух [...]» [ 5 ]
- ^ «На основании вышеизложенного оказывается, что вся история Гельмольда и повторенная Саксоном широко рассматривается современными историками как вымышленная [...]». [ 39 ]
- ^ Неясно, связано ли это с красочностью флага или необычностью цвета. [ 58 ]
- ↑ В Болгарии священник, стоящий за кучей круглых хлебов, спрашивает людей: «Вы меня видите?», а на утвердительный ответ отвечает: «Пусть вы в следующем году не сможете видеть меня совсем так часто», таким образом желая еще большего урожая. [ 66 ]
- ↑ По мнению Гейстора, импорт вина полабами и посвящение его Световиту возможен, но проблематичен. По этой причине он считает, что латинское слово vinum «вино», использованное Саксоном, можно понимать как синоним алкоголя . [ 66 ]
- ^ «Я пью новое вино, новое от старой болезни, которую я лечу сама». [ 66 ]
- Ссылки
- ^ Лучинский 2020 , стр. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 448.
- ^ Катич 2010 , стр. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лучинский 2020 , стр. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Урбанчик 1991 , стр. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1927 , с. 537.
- ^ Роспонд 1983 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дерксен 2008 , с. 476.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лучинский 2020 , стр. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Фасмер 1986 , стр. 585.
- ^ Дерксен 2015 , с. 456.
- ^ Кроонен 2013 , с. 256.
- ^ Борись 2005 , стр. 623.
- ^ Заров 2019 , с. 42.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 154, 155.
- ^ Заров 2019 , с. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Росик 2020 , с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Урбанчик 1991 , стр. 193.
- ^ Праздник 2002 , с. 200.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 196.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 116.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 154-155.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 163.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б Лучинский 2020 , стр. 164.
- ^ Росик 2020 , с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стжельчик 1998 , стр. 33-34.
- ^ Росик 2020 , с. 361, справка.
- ^ Гейстор 2006 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б Банашкевич 2018 , стр. 136.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 184-187.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 190-191.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 190.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 154-155.
- ^ Гаспарини 1973 , с. 567.
- ^ Перейти обратно: а б с Ловмяньский 1979 , стр. 191.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 193-195.
- ^ Перейти обратно: а б с Заров 2019 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , с. 117-118.
- ^ Нидерле 1924 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , с. 117-178.
- ^ Перейти обратно: а б Заров 2019 , с. 45.
- ^ Росик 2020 , с. 280.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 191-192, ссылка.
- ^ Осеньгловский 1967 , стр. 260.
- ^ Сошинский 1984 , стр. 137.
- ^ Росик 2020 , с. 277.
- ^ Перейти обратно: а б Маркович 2007 , стр. 47-49.
- ^ Перейти обратно: а б Катичич 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 114-115.
- ^ Гейстор 2006 , с. 122.
- ^ Стшельчик 1998 , стр. 209.
- ^ Стржельчик 1998 , стр. 166.
- ^ Гейстор 2006 , с. 122-123.
- ^ Щепаник 2020 , стр. 343.
- ^ Трепчик 1994 , стр. 37, 79, 84, 163, 236.
- ^ Банашкевич 2018 , стр. 138.
- ^ Банашкевич 2018 , стр. 133-153.
- ^ Стшельчик 1998 , стр. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , с. 118.
- ^ Банашкевич 2018 , стр. 133-134.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 165.
- ^ Щепаник 2020 , стр. 342.
- ^ Гейстор 2006 , с. 129-130.
- ^ Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 125-126.
- ^ Гейстор 2006 , с. 127.
- ^ Гейстор 2006 , с. 129.
- ^ Гейстор 2006 , с. 125.
- ^ Банашкевич 2018 , стр. 137-138, ссылка.
- ^ Гейстор 2006 , с. 124-130.
- ^ Гейстор 2006 , с. 114.
- ^ Ivanov & Toporov 1980 , p. 450-456.
- ^ Ivanov & Toporov 1974 , p. 26-27.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 116-117.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 32.
- ^ Щепаник 2020 , стр. 142-143.
- ^ Гейстор 2006 , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 88-89.
- ^ Гейстор 2006 , с. 124.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 40.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 233.
- ^ Перейти обратно: а б с д Слупецкий 1993 , стр. 50.
- ^ Гейстор 2006 , с. 237.
- ^ Стжельчик 1998 , стр. 46.
- ^ «Культ» . Родная польская церковь . Проверено 19 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Банашкевич, Яцек (2018). «Что представляло собой знамя Святого Святого и как оно было уничтожено (Саксон Грамматик, Gesta Danorum, XIV, 39, 14–28)». К ритуалам и Gallus Anonymus (1-е изд.). Краков: Авалон. стр. 133–153. ISBN 978-83-7730-356-6 .
- Брюкнер, Александр (1985). Урбанчик, Станислав (ред.). Славянская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Гаспарини, Эвелини (1973). Славянский матриархат. Культурная антропология протославян (на итальянском языке). Флоренция.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1974). Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов (in Russian). Moscow: Nauka.
- Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1980). "Славянская мифология" . In Tokarev, Sergei (ed.). Мифы народов мира: Энциклопедия (in Russian). Vol. 2. Moscow: Большая российская энциклопедия. pp. 450–456.
- Яцек, Банашкевич (2018). «Что представляло собой знамя святого и как оно было уничтожено (Саксон Грамматик, Gesta Danorum, XIV, 39, 14–28)». К ритуалам и Gallus Anonymus (на польском языке) (1-е изд.). Краков: Авалон. стр. 133–153. ISBN 978-83-7730-356-6 .
- Катичич, Радослав (2010). «Видова гора и Св. Вид» . Studia мифологическая Славика (на хорватском языке). 13 :15–32. дои : 10.3986/sms.v13i0.1637 . ISSN 1581-128Х .
- Лома, Александр (2002). Пракосово. Словенский и Индоевропейский корень сербский эпице (на сербском языке). Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-00033-3 .
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование (на польском языке). Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
- Маркович, Миодраг (2007). «Культ Святого Вита (Виды) у сербов в средние века». Зограф: журнал средневекового искусства (на сербском языке). 31 . Белград: Философский факультет Института истории искусства: 35–50. ISSN 0350-1361 .
- Нидерле, Любор (1924). Славянские древности (на чешском языке). Том. 1: Культурный раздел (2-е изд.). Прага.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Осенгловский, Янислав (1967). «Начало славянского Рюгена до 1168 года (этнические и политические вопросы)». Западно-Поморские материалы (на польском языке). 13 : 239–287.
- Росик, Станислав (2020). Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босау): исследования христианской интерпретации дохристианских культов и верований в средние века . Лейден: Брилл. ISBN 9789004331488 .
- Роспонд, Станислав (1983). Славянские топонимы с суффиксом -jь (на польском языке). Вроцлав.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Слупецкий, Лешек Павел (1993). «Славянские жертвенники». Ежеквартальный журнал истории материальной культуры . 41 . Институт археологии и этнологии Польской академии наук: 33–69. ISSN 0023-5881 .
- Сошинский, Яцек (1984). «Святой Вит и святой Рюгенский. Из истории легенд». Przegląd Humanistyczny (на польском языке). 28 (9/10): 133–139.
- Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказания и поверья древних славян (на польском языке). Познань: Издательство «Ребис». ISBN 83-7120-688-7 .
- Щепаник, Павел (2020). Мифическая реальность северо-западных славян и ее материальные представления (на польском языке). Торунь: Издательство Университета Николая Коперника . ISBN 978-83-231-4349-9 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Урбанчик, Станислав (1991). Древние славяне. Вера и поклонение (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум.
- Заров, Роман (2019). «Ружский славянский бог Свентовит – еще раз» . Славянская мифологическая студия . 22 : 37–54. дои : 10.3986/SMS20192202 . ISSN 1581-128Х . S2CID 203280509 .
- Словари
- Брюкнер, Александр (1927). «святой» . Этимологический словарь польского языка . Краковское издательство.
- Борись, Веслав (2005). «святой». Этимологический словарь польского языка . Краков: Wydawnictwo Literackie. стр. 623. ISBN 978-83-08-04191-8 .
- Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-15504-6 .
- Дерксен, Рик (2015). Этимологический словарь балтийской унаследованной лексики . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-27898-1 .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-18340-7 .
- Max Vasmer (1986). "свято́й". Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 3 (2 ed.). Moscow: Progress. p. 569.
- Трепчик, Ян (1994). Тредер, Ежи (ред.). Польско-кашубский словарь . Кашубо-Поморское объединение. ISBN 8385011730 .
- Vasmer, Max (1986). "свято́й" . Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 3. Translated by Trubachyov, Oleg (2 ed.). Moscow: Progress. p. 569.