Ян Трепчик
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Апрель 2011 г. ) |
Ян Трепчик | |
---|---|
Джон Трепчик | |
Рожденный | |
Умер | 3 сентября 1989 г. | ( 81 год
Занятие | Учитель |
Организации |
|
Известный | Продвижение кашубского языка и культуры |
Заметная работа | Польско-кашубский словарь |
Супруг | Леокадия Чая |
Родители |
|
Награды |
Ян Трепчик ( кашубский : Jón Trepczik; 22 октября 1907, Стрыша-Буда , Картузы — 3 сентября 1989, Вейхерово , Польша ) — кашубский поэт, автор песен , идеолог, лексикограф и педагог. Он был членом Региональной Кашубской ассоциации Картуз, Зжешенцев ( ассоциантов) и Кашубско -Поморской ассоциации . Он составил польско - кашубский словарь и стал соучредителем Музея кашубской и померанской письменности и музыки в Вейхерово.
Ранние годы
[ редактировать ]Он родился младшим из пяти детей в семье фермеров Яна и Берты (девичья фамилия: Хебель). В период с 1914 по 1921 год он посещал начальную школу в Мирахово (сначала на немецком, затем на польском языке). Именно там он встретил Александра Лабуду впервые . В 1921 году он поступил в государственную учительскую мужскую семинарию в Косцежине . Здесь одним из его учителей был священник Леон Хейке , который привил Трепчику стойкий интерес к кашубской культуре . После окончания школы Трепчик начал преподавать в начальной школе в Картузах . В 1927 году он принял должность преподавателя в Мишево , недалеко от Жуково .
Летом 1928 года вместе с Александром Лабудой он нанес визит Александру Майковскому , который вскоре стал духовным наставником Трепчика. учительскую конференцию Вместе с Лабудой и А. Столтманом Трепчик организовал в Картузах , завершившуюся созданием областной ассоциации кашубцев. Избранный ее секретарем, он позже стал одним из самых активных членов организации Зжешенцы . В 1930 году Трепчик женился на сестре Яна Ромпского Анеле, от которой у него родились Богуслава, Мирослава, Дамрока, Слава, Свентопелек и Мествин. Также в 1930 году он дебютировал как автор в периодическом журнале «Чеч Кашебско» , одновременно публикуясь в журналах «Гриф Кашебски» и «Зржес Кашебско» (позже став его главным редактором).
В 1934 году Трепчику было приказано переехать в Рогожно , а год спустя - в Тлукавы в Великопольше в результате попытки польского правительства ослабить местный кашубский истеблишмент, обвиняемый в сепаратистских тенденциях. Будучи «запрещенным», он выпустил сборник кашубских песен; постоянно публикуясь, он оставался верным своим взглядам на кашубские вопросы.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Сентябрь 1939 года застал Трепчика в Тлукавах , где он был приговорен к жизни и работе. Летом 1940 года он вернулся в Кашубию , устроившись на работу кассиром в . администрации Сяново В Италии он был связан с итальянским отрядом сопротивления. Позже он вступил в ряды генерала Владислава Андерса Польской армии .
Личная жизнь, работа и кашубский активизм
[ редактировать ]В июне 1946 года вернулся в Кашубию и проживал в Вейхерово (сначала на ул. Буковой, затем ул. Коперника). Здесь в течение 20 лет работал учителем музыки в начальной школе (школа № 4). Помимо музыки, он также преподавал географию, искусство и математику. В 1951 году, после смерти жены Аделы, он женился на Леокадии Чае, став отчимом ее дочери Зофии. Он вышел на пенсию в 1967 году и через два года переехал в новый дом на улице Звыценства. Он жил там с некоторыми членами своей семьи до своей смерти.
После своего возвращения в Кашубию после Второй мировой войны Трепчик поддерживал местные культурные и социальные дела. Он продолжал публиковаться в Zrzesz Kaszëbskô , Echo Ziemi Wejherowskiej , Kaszëbë , а позже также в Pomerania и нескольких других периодических изданиях. Он писал рассказы и очерки, но главным образом стихи и песни на свои стихи и слова других авторов. Хотя он более известен своими певческими способностями, он также играл на фортепиано и скрипке. В 1952–54 годах он собирал реликвии кашубской культуры в деревнях и городах. Сосредоточившись на кашубской литературе и языке (а также на его грамматике и словарном запасе), он предпринял попытку нормализовать его правописание.
В декабре 1965 года, поддерживая задачу организации Кашубо-Поморской ассоциации, Трепчик стал президентом ее отделения в Вейхерово. Найдя для него подходящее место в центре города, он расширил сферу деятельности, включив в нее драму, музыку, лекции и выставки. Он попросил освободить его от должности в Кашубско-Поморской ассоциации в 1961 году после обвинений в сепаратистских настроениях и симпатиях к немецким ревизионистам. В результате организация, которую он помог создать, объявила ему официальный выговор, тем самым временно подорвав его культурные и творческие начинания. Тем не менее, Трепчик продолжал писать стихи и песни, покровительствовал Фестивалю морской песни в Вейхерово, организовывал хоры и фольклорные группы и стремился основать Кашубо-Поморский музей в Вейхерово. В 1967 году он был награжден «Медалью Столема», а в 1971 году — польским Золотым крестом за заслуги . Его преследовала польская служба безопасности. Реабилитирован на прежнюю должность в Кашубо-Поморское объединение , он руководил им еще две каденции (1967–1973).
Период наибольшей активности
[ редактировать ]В 1970-е годы, впервые после Второй мировой войны, Трепчик возобновил издательскую деятельность. Он начал с сборника стихов Mòja stegna (1970), за которым последовали два сборника песен, основанных на произведениях музыканта из Ленборка Юлиуша Мовинского, под названием Rodnô Zemia (1974). Он опубликовал Mòja chëcz в 1978 году, а детские стишки под названием Ukłôdk dlô dzôtk в 1975 году. Однако его главным достижением этого периода стал значительный сборник стихов под названием « Òdecknieni », опубликованный в 1977 году и состоящий из более чем 80 стихотворений. Предисловие к книге написал Тадеуш Болдуан, а биографию Трепчика добавил Эдмунд Пуздровский. В 1979 году Трепчик стал членом Ассоциации польских писателей. В 1980 году его «Уклодк дло дзотк» был переиздан, а также вышел знаменитый песенный сборник «Леце хоранко», содержащий более 80 песен. Произведения Трепчика также были добавлены в несколько антологий, в том числе в Кащубскую антологию (1973). В 1979 году автор был удостоен публикации « Пасья двух дней». , посвященный Мариану Мокве и Александру Лабуде . В конце 1986 года Трепчик стал почётным членом Кашубско -Поморской ассоциации .
Поздние годы Трепчика прошли очень плодотворно. Он продолжал писать стихи, песни и мемуары , продолжая публиковаться. Он дирижировал различными хорами, часто выступая соло или в небольших группах со своей женой, дочерью Зофией и зятем Эдмундом Каминьским. Он завершил свой большой польско-кашубский словарь и искал издателя (к сожалению, он не дожил до публикации). Он утверждал, что кашубский язык — это отдельный язык. Он также был переводчиком немецких текстов на кашубский язык . Страдая от рака гортани , он полагался на усилитель голоса. Кроме того, к концу жизни он еще и болел опоясывающим лишаем . Он внезапно скончался 3 сентября 1989 года в Вейхерово, где и похоронен. Его жена Леокадия умерла почти 10 лет спустя, 28 ноября 1998 года.
Наследие
[ редактировать ]Ян Трепчик известен как очень активный деятель кашубской культуры . Песня Трепчика состоит из 133 признанных песен в аранжировках, в основном Юлиуша Мовинского и Збигнева Шаблевского.
«Словник Польско-Кашубского» был опубликован посмертно в 1994 году. Он содержит около 60 тысяч статей и содержит приложение, написанное проф. Ежи Тредер . В 1997 году в дополненной версии был переиздан сборник песен Трепчика «Lecë choranko», сопровождаемый аудиокассетой, включающей 27 песен, а в 2004 году некоторые из этих песен были выпущены на компакт-диске под названием «Mòrze: Kaszubskie piesni o morzu». 18 июня 2004 года Мишевская начальная школа, где Трепчик работал учителем семь лет, получила его имя. Точно так же Певческая ассоциация Вейхерово добавила имя Трепчика в качестве неотъемлемой части своего названия. Фактически, дебютное выступление Певческой ассоциации Вейхерово состоялось в Мишево во время церемонии смены названия школы.
Улицы в Вейхерово, Румя и Большево были переименованы в честь Трепчика; он также присутствует в газетах и периодических изданиях. В 2008 году его биография была опубликована в журнале «Феликс Маршалковский и inni Zrzeszincy a rozwój jezyka oraz kaszubskiej литература». XX Фестиваль морской песни стал поводом для выпуска двух песенных сборников Трепчика в обработке для сольного вокалиста и хора (« Hej mòrze, mòrze » и « Marika »). Тогда же была выпущена антология « Jubileusz Ogólnopolskich Festiwali Piesni o Morzu w Wejherowie (1966–2008)», в которой собраны песни, исполненные на различных фестивалях морской тематики. Полную биографию автора готовит Э. Каминский. Он внес важный вклад в возрождение кашубского письменного языка и оказал большое влияние на культурную среду Кашубии .
Публикации
[ редактировать ]- Кашебская сосна. Джель I , Рогожно Влкп. 1935 (32 песни)
- Моя стегна , Гданьск 1970 (28 стихотворений)
- Родно Земя , Гданьск 1974 (песни в аранжировке Юлиуша Мовинского)
- Ukłodk dlô dzôtk , Гданьск, 1975 (9 песен)
- Одеценние , Гданьск, 1977 г.
- Moja chëcz , Гданьск 1978 (5 песен в аранжировке Юлиуша Мовинского)
- Lecë choranko , Гданьск, 1980 (85 песен)
- Ukłôdk dlô dzôtk , Гданьск, 1980 г. (перепечатка)
- Польско-кашубский словарь , Гданьск, 1994 г.
- Вот и все, больной. Кашубские песни , Wejherowo, 1997 (расширенный выпуск с аудиокассетой)
- Эй, море, море. Сборник песен 1 , Вейхерово 2008 г.
- Марика. Сборник песен 2 , Вейхерово, 2008 г.
Его произведения вошли в следующие антологии :
- Modra struna (1973)
- Swieti dzél dësze: собранная и подготовленная антология кашубской религиозной поэзии . для печати с введением Ян Валкуш (1981)
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Большинство источников на польском языке.
- (анон) Феликс Маршалковский и другие Зжешинцы и развитие кашубского языка и литературы , Вейхерово, 2008.
- (анон, ред.) Слово дзецка. Антология стихов для детей и юношества , Банино 2001 (биография).
- Б. Августовский (ред.): Pojezierze Kaszubskie (коллективная работа) , Гданьск: GTN, 1979, стр. 407 (резюме на английском языке).
- Л. Бондковский, Очерк истории кашубской литературы, Гданьск , 1959, 2006.
- Т. Болдуан, Они не дали себя сломать. Взгляд на кашубское движение 1939-1995 гг. , Гданьск, 1996 г.
- Т. Болдуан, Новый Бедекер Кашубский , Гданьск 1997, 2002.
- А. Буковски (ред.) [ нужны разъяснения ] , Польская литература , т. I-II, Варшава, 1984–1985.
- Я. Джеждон, Современная кашубская литература 1945-1980 , Варшава, 1986.
- Г. Стоун, Славянские аванпосты в истории Центральной Европы: венды, лужи и кашубы , Лондон, Великобритания: Bloomsbury Academic, выходные данные Bloomsbury Publishing Plc, 2016.
- Э. Каминский (ред.) [ нужны разъяснения ] , Увлечение творческой жизнью , Вейхерово 1979 (биография).
- Э. Каминский, Юбилей Национального фестиваля морской песни в Вейхерово (1966-2008) , Вейхерово, 2008 г.
- Я. Кутта, Вторая Польская республика и кашубцы 1920-1939 , Быдгощ , 2003.
- Ф. Нойрайтер, кашубской литературы История . , Мюнхен, 1978, 1991 (на немецком языке)
- Ф. Нойрейтер, История кашубской литературы. Попытка наброска , Гданьск, 1982 г.
- К. Обрачт-Прондзинский, «Единые идеи». Пятьдесят лет деятельности Кашубо-Поморского объединения (1956-2006) , Гданьск, 2006 г.
- Р. Осовицка, Бедекер Вейхеровски , Гданьск, 1996, 2002 гг.; Вейхерово 2006.
- Р. Островска и И. Трояновска, Бедекер Кашубски , Гданьск 1963, 1974, 1979 (краткая биография).
- Я. Боржишковский, Я. Мордавский, Я. Тредер: История, география, язык и грамотность кашубцев; Й. Боржешковски, Й. Мордавски, Й. Тредер: История, география, язык и письменность Кашебов; красный стручок. Яна Мордавщего, переводчик Ежи Тредера, вдова М. Рожка przë vespółbòce z Institutã Kaszëbskim, Гдуньский 1999, ISBN 83-86608-65-Х .