Александр Майковский
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2023 г. ) |
Доктор Александр Майковский | |
---|---|
Александр Майковски | |
Рожденный | Александр Ян Алоизи Майковски 17 июля 1876 г. |
Умер | 10 февраля 1938 г. | (61 год)
Место отдыха | Картридж |
Альма-матер | Берлинский университет |
Занятия | |
Организация | Наборы |
Заметная работа | Жизнь и приключения Рема |
Политическая партия | Верховный Народный Совет |
Супруг | Александра Коморовская, урожденная Старжинская |
Дети |
|
Александр Майковский ( кашубский : Aleksander Majkòwsczi ; 17 июля 1876 — 10 февраля 1938) — польско- кашубский писатель, поэт, журналист, редактор, активист и врач. [ 1 ] Он был самой важной фигурой в кашубском движении перед Второй мировой войной , редактором журнала «Гриф» , автором величайшего кашубского романа «Жизнь и приключения Рема» и «Истории Кашубов» ( «История кашубов» ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Александр Ян Алоизи Майковский родился в крестьянской семье 17 июля 1876 года, на территории тогдашней Беренты , Западная Пруссия , прусский раздел Польши , был старшим ребенком в семье двух сестер и трех братьев. В Беренте он окончил начальную школу (Volksschule) и в 1885-90 посещал немецкую прогимназию. Ему была предоставлена стипендия Towarzystwo Pomocy Naukowej (Общества образовательной помощи), базирующегося в Хелмно (тогда Кульм). В 1891 году он начал свое образование в гимназии в Конице , живя там в монастыре . Там же он познакомился с польской литературой и историей. В 1895 году он получил аттестат зрелости . Сначала он собирался изучать теологию, чтобы стать священником, но вместо этого поступил в Берлинский университет и в 1897 году начал изучать медицину. В Берлине он занялся общественной деятельностью; например, он читал лекции для живших там поляков.
Ранние влияния
[ редактировать ]В 1898 году он принял участие в церемонии установки памятника Адаму Мицкевичу в Варшаве и напомнил о своей славянской идентичности. В 1899 году он опубликовал стихотворение Pielgrzymka Wejherowska (« Паломничество в Вейхерово ») и сатиру Jak w Koscérznie koscelnygo obrele, abo Pięc kawalerów a jedna jedyno brutka («Как в Косцежине выбирали ризничего или Пять женихов и только одну невесту»).
В 1900 году Майковский переехал в Грайфсвальд, чтобы продолжить обучение. Там он принял участие в деятельности ранней польской социалистической организации «Зет» и местного студенческого общества «Адельфия» . Поскольку он также пытался создать свою собственную политическую организацию, в 1901 году его исключили из университета. Позже он переехал в Мюнхен , чтобы продолжить там обучение. Помимо обычной учебной программы, он продолжал заниматься своими ранее устоявшимися культурными интересами, работал в Towarzystwo Studentów Polaków (Общество польских студентов) и основал общество «Висла». В 1903 году он наконец завершил учебу и переехал в Цюрих , Швейцария , где написал докторскую диссертацию по клеткам крови в сантехнике. В сентябре 1904 года он защитил степень доктора медицины (MD) и в конце года вернулся в Кашубию . В Гданьске он прошел годичную медицинскую практику в местной больнице. Обладая огромной энергией, он решил принять участие в культурной и общественной деятельности в этом районе.
Профессиональная карьера
[ редактировать ]В 1905 году он принял должность главного редактора «Gazeta Gdańska» (« Гданьский вестник») и приложения к нему «Drużba. Pismo dlö polscich Kaszubów» («Дружба. Журнал для польских кашубов»). Тем временем в Познани он опубликовал подборку своих на кашубском языке стихотворений Spiewe i frantówci («Песни и веселые стихи»). В это время он также подготовил переиздания Иеронима Дердовского стихотворений «Ясик из Книеи » («Джонни из Книеи», то есть леса) и «Кашуби под Виднем » (« Кашубы близ Видно»). В 1906 году он вернулся в свою родную Косцежину , где открыл частную практику, продолжая при этом заниматься культурной и социальной сферой, например, в предприятии «Дом Кашубский» («Кашубский дом») и Towarzystwo Czytelni Polskiej (Польский читальный зал). Общество), которое он создал. Он также активно участвует в Towarzystwo Wyborcze (Избирательное общество), Towarzystwo Śpiewacze (Певческое общество) «Halka» и Związek Młodych Kupców (Союз молодых торговцев). За это время он сотрудничал с Изидор Гульговский , Фридрих Лоренц и немецкое Verein für Kashubian Folk Studies (Общество кашубских фольклорных исследований). Изучая фольклор региона, он не оставлял публикаций в «Газете Гданьска» .
В 1908-12 годах Майковский продолжал публиковаться в Косцежине , а с 1911 года в Гданьске - ежемесячник под названием "Gryf. Pismo dla spraw kaszubskich" (" Гриффин . Журнал для кашубских вопросов"). Одновременно он инициировал другие кашубские культурные и политические программы и начал собирать вокруг себя кашубскую интеллигенцию. Параллельно он принимал участие во многих культурных мероприятиях, пропагандирующих Кашубию. Он увековечил Черного Грифона как эмблему кашубцев . Кашубский грифон стал символом силы и стойкости кашубского народа и в Канаде .
Он организовал Кашубо-Поморскую выставку, единолично написав для нее все сопроводительные печатные материалы. Однако он не только много писал, но и много путешествовал, делая множество фотографий. Как педагог он поддерживал постоянный контакт со студентами; поощряя их исследовать Кашубию; он предложил себя в качестве гида . В начале 1912 года он окончательно поселился в Сопоте , продолжая работать врачом до 1921 года.
Общество молодых кашубцев
[ редактировать ]Завершением многолетних усилий стало то, что в июне 1912 года Александру Майковскому удалось основать Гданьске в свое Towarzystwo Młodokaszubów ( Общество молодых кашубцев ), созданное для «культурного, экономического и политического развития Кашубии». Другим членом этого общества был новорукоположенный римско-католический священник Леон Хейке . В сентябре следующего года он учредил Кашубо-Поморский музей в Сопоте , включая прилегающее общество, и написал путеводитель по Кашубии под названием «Здрое Радуни» («Колодцы реки Радуни»). Получив признание за свои достижения, он, к сожалению, столкнулся с противодействием со стороны некоторых местных общественных активистов и католической церкви . К счастью, ему удалось выиграть судебное дело о клевете, возбужденное католическим журналом «Пилгржим» («Пилигрим»).
Деятельность военного времени
[ редактировать ]В августе 1914 года Майковский был призван в прусскую армию, где служил врачом в Польше , Румынии и Франции . Во время войны он написал дневник, посвященный « истории Кашубии, и два романа: Поморзание » (« Померанцы », незаконченный) и Жизнь и « приключения Ремуса ».
Возвращение с войны
[ редактировать ]В июле 1918 года он вернулся в Сопот , стал политически активным и участвовал в некоторых военных действиях, проходивших на территории, которая сейчас называется районом Троймиасто (Гданьск, Гдыня, Сопот). В том же году он также стал членом Рады Людовы (Народного совета). Год спустя в Гданьске он основал Koło Demokratyczne (Демократический кружок), стал главным редактором «Dziennik Gdański» (« Гданьская газета») и продолжил преподавание в местном народном университете. За свои военные заслуги он получил звание капитана Войска Польского, а позже получил звание полковника. В 1920 году он входил в состав правления комиссии, ответственной за установление польско-немецких границ, и в Поморской Раде – Towarzystwo Ochrony Polskości na Pomorzu (Поморский совет – Общество защиты польских интересов в Померании ) в качестве ее главы. Следующие два года он проживал в Грудзёндзе , хотя много путешествовал по Польше . В Грудзёндзе он встретил свою будущую жену Александру Старжинскую. Там же он организовал Выставка изящных искусств, посвященная поморским художникам, которую официально открыл 7 июня 1921 года глава Польши маршал Юзеф Пилсудский .
В последующие годы Майковский продолжал свою политическую и культурную деятельность, направленную на популяризацию Кашубии и кашубской культуры . Он основал драматический театр в Торуни , стал руководителем Stowarzyszenie Artystów Pomorskich (Общества поморских художников) в Грудзёндзе и главным редактором журнала «Pomorzanin» («Померанский») – все это между 1921 и 1923 годами. Кроме того, за это время он возобновил издание «Грифа» и продолжал писать, сотрудничая с различными периодическими изданиями и радио в Торуни . В «Грифе» он также опубликовал первые главы своей книги «Żëcé i przigodë Remusa » .
Свадьба
[ редактировать ]6 октября 1921 года в Варшаве Александр Майковский женится на Александре Коморовской (прежняя фамилия: Стажинская, 1891–1982). Молодожены поселились в Картузах , на вилле под названием «Ерем» (Эрмитаж). У них родилось четверо детей: Дамрока (1922–1979), Мествин (1924–1944), Барбара (1928–1983) и Витослава (1929–1955). Каким-то образом в свободное время Майковский умудрялся собирать марки и открытки, читать детективы и ходить за грибами.
Продолжение деловой деятельности
[ редактировать ]В Картузах он работал врачом в ряде мест, главным образом в железнодорожных клиниках, часто добровольно помогая нуждающимся, но не пренебрегая писательской деятельностью. Обслуживая своих пациентов в сельской местности, он продолжал собирать образцы фольклорных артефактов и фотографировать жизнь кашубов . За свою приверженность «социальной работе в Померании » Майковский получил Офицерский крест ордена Реституции Польши от президента Станислава Войцеховского в апреле 1923 года. Год спустя он опубликовал свой «Пшеводник по Швайцари Кашубской» («Путеводитель по так- «Кашубская Швейцария»), а в 1925 году — единственный номер «Грифа» . Вскоре после этого он пережил еще один раунд критики, обвиняемый в сепаратизме , большевизме , безнравственности , преступлениях и дурном влиянии на общество в целом.
Уход от общественных дел
[ редактировать ]Из-за экономического спада , личных неудач и проблем со здоровьем Александр Майковский отошел от общественной жизни и сосредоточился на литературной работе. Он покровительствовал действиям Александра Лабуды и Яна Трепчика – молодых кашубских активистов, которые в 1929 году основали Zrzeszenie Regionalne Kaszubów (Кашубский региональный союз) в Картузах во главе с Майковским. В дальнейшем он плодотворно и самоотверженно сотрудничал с ассоциированным журналом «Зржеш Кашебско» («Кашубский союз»). Вскоре Майковский также присоединяется к Polski Związek Zachodni (Польский Союз Запада) и сотрудничает с Instytut Bałtycki (Балтийский институт). За свои неустанные усилия в 1930 году он получил «Золотой крест за заслуги» — одну из самых престижных наград Республики Польша .
Хотя с октября 1931 года он был членом редакционного совета возрожденного «Грифа» , к полноценной журналистике он вернулся только в 1934 году . . Он был награжден Серебряной литературной лаврой (Srebrny Wawrzyn Literacki) Польской академией литературы ( Польской академией литературы ). Тем временем на своей вилле он организовал фольклорную выставку и пытается поправить свое утомленное здоровье, регулярно посещая различные курорты.
1936 и 1937 годы были для Майковского напряженными. Он работал над Gramatyka kaszubska («Кашубская грамматика», неполная) и Historia Kaszubów («История кашубов»). Он вложил много сил в свой путеводитель по Кашубии и адаптировал для театра свою сатиру «Як в косцёрзном космическом обреле... » под новым названием «Страхи и помолвки ». Все это время он много писал для прессы.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Александр Майковский умер 10 февраля 1938 года в больнице Гдыни от сердечной недостаточности. Его останки были с торжественной церемонией похоронены через четыре дня на кладбище картезианского монастыря в Картузах . Его гроб сопровождали железнодорожники, за которыми он ухаживал, и молодые кашубские активисты, поклявшиеся продолжать его дело.
Через несколько месяцев после смерти Майковского его «История Кашубува» и весь роман «Жеце и прзигоде Ремуса » [1] были опубликованы . После войны «Żece i przigodë Remusa» несколько раз появлялся вновь и в 1964 году был переведен на польский язык кашубско-польским писателем и активистом Лехом Бондковским . «История Кашубува» была опубликована с предисловием кашубского ученого Жерара Лабуды. Многие другие, менее известные произведения Майковского также были опубликованы или переизданы. Например, его воспоминания, письма и военный дневник были совместно опубликованы под названием Pamiętnik z wojny europejskiej roku 1914 («Дневник европейской войны 1914 года»).
Александр Майковский считается ведущей фигурой кашубского движения и основателем его исторической и интеллектуальной базы. По замыслу он воплотил кашубскую культурную идеологию в литературном образе скромного кашубского сельскохозяйственного рабочего Ремуса (которого не следует путать с одноименным римским мифологическим или американским литературным деятелем). Майковский также работал над определением грамматики и орфографии кашубского языка, способствовал защите исторических памятников и регионального фольклора, создавал социальные и экономические кашубско-поморские учреждения, представлял кашубов на форуме страны и на славянской сцене. Майковский был также переводчиком немецких текстов на кашубский язык . Его многогранная деятельность охватила все стороны общественной жизни Кашубии и ее влияние продолжается и по сей день. В Польше 2008 год был объявлен годом Александра Майковского.
Английский перевод « Жизнь и приключения Ремуса» Бланш Крбечек и Катажины Гавлик-Люкен был опубликован в 2008 году Кашубским институтом в Гданьске под названием «Жизнь и приключения Ремуса». Перевод «Жизнь и приключения Рема» выполнен под эгидой Кашубской ассоциации Северной Америки , и его можно приобрести на сайте Кашубской ассоциации.
Его именем названа улица, например, в Гданьске .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бланк, Джошуа К. (4 апреля 2016 г.). Создание Кашубии: история, память и идентичность в первой польской общине Канады . McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 179–200. ISBN 978-0-7735-9865-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Я. Боржишковский, Я. Мордавский, Я. Тредер: История, география, язык и грамотность кашубцев; Й. Боржешковски, Й. Мордавски, Й. Тредер: История, география, язык и письменность Кашебов; красный стручок. Яна Мордавщего, переводчик Ежи Тредера, вдова М. Рожка przë vespółbòce z Institutã Kaszëbskim, Гдуньский 1999, ISBN 83-86608-65-Х .
- Чайковский М.: Картузский уезд: Швайкария Кашубска / Кашебско Швайкарейо. Быдгощ 2003 г.
- Я. Джеждон, «Современная кашубская литература 1945-1980», Варшава, 1986, ISBN 83-205-3749-5
- Г. Стоун, Славянские аванпосты в истории Центральной Европы: венды, сербы и кашубы, Лондон, Великобритания: Bloomsbury Academic, выходные данные Bloomsbury Publishing Plc, 2016.
- Ф. Нойрейтер: История кашубской литературы: попытка краткого изложения, 2-й глагол. и т. д. Издание, Сагнер, Мюнхен, 1991 г., ISBN 3-87690-488-9 .
- Ф. Нойрейтер: История кашубской литературы: попытка очерка в переводе Марии Бодушиньской-Боровиковой; Вступительное слово Тадеуша Болдуана, Кашубско-Поморская ассоциация, муниципальное отделение, Гданьск, 1982 г., ISBN 83-00-00256-1 .
- К. Обрачт-Прондзинский, Т. Вичеркевич, (ред.) 2011. : Кашубы прошлое и настоящее . ISBN 978-3-03911-975-2 , ISBN 978-3-0353-0184-7 (электронная книга).