Иероним Дердовский
Иероним Дердовский | |
---|---|
Рожденный | 9 марта 1852 г. |
Умер | 13 августа 1902 г. | (50 лет)
Иероним Дердовский (9 марта 1852, Виле, Поморское воеводство , Германская империя — 13 августа 1902, Вайнона, Миннесота , Америка ) ( кашубский Hieronim Derdowsczi или Jarosz Derdowsczi ), кашубско-польский интеллектуал и деятель, родился в семье кашубских родителей в Поморская деревня Виле . К моменту эмиграции в США в 1885 году Дердовский уже учился на римско-католического священника, неоднократно подвергался тюремному заключению немецкими властями и редактировал газету в городе Торунь . Однако в то время Дердовский был более известен как поэт. Через два года после прибытия в Соединенные Штаты он стал редактором в Вайноне, штат Миннесота польскоязычной газеты Wiarus . В этой роли он приобрел репутацию сильного голоса польско-американского сообщества, также известного как Полония .
Жизнь в Польше
[ редактировать ]Учитывая талант Дердовского к рассказыванию историй, к его рассказам о юношеских приключениях, вероятно, следует относиться с осторожностью. Возможно, он сбежал, а мог и не сбежал, чтобы вступить во Французский Иностранный легион в возрасте пятнадцати лет, или учился на священника в Риме. Однако из польских источников ясно, что молодой Иероним должен был стать священником и что он получил в Хойнице , а затем в Бранево соответствующее строгое образование, включавшее как польское, так и немецкое образование. [ 1 ] Судя по литературным достижениям Дердовского, он был отличным, хотя и не обязательно воспитанным учеником: блестящий, но неисправимо озорной молодой студент «Дерда», доставляющий столько хлопот в третьей книге эпопеи Майковского « Жизнь и приключения Рема», вне всякого сомнения, представление Дердовского, о котором Майковский также написал монографию 1911 года.
Между 1870 и 1876 годами Дердовский в основном работал преподавателем, продолжая писать стихи. После неудачной поездки во Францию в 1877–1878 годах он вернулся в Торунь, где с 1879 по 1882 год редактировал газету «Газета Торунска» . Его жизнь после этого была отмечена скитаниями, бедностью и заключением в немецких тюрьмах до 1885 года, когда личные и экономические Причины убедили его начать новую жизнь в Соединенных Штатах. Хотя он явно не пользовался любовью прусских властей, ему не грозило длительное тюремное заключение. [ 2 ]
Несмотря на стесненные жизненные обстоятельства, Дердовский создал свои лучшие работы, живя в Польше. [ 3 ] Высокообразованный и одинаково свободно владеющий кашубским «народным языком» и польским «высоким языком», он внес большой вклад как в кашубскую, так и в польскую традиции. Его сатирическая эпопея 1880 года « O Panu Czorlińścim co do Pucka po sece jachoł» («Г-н Чорлински идет к шайбе, чтобы купить рыболовные сети») считается началом кашубской поэзии. [ 4 ] Другие произведения на кашубском языке, написанные до его эмиграции, - это « Кашуби под Виднем» («Кашубы Видно », 1883 г.). и Ясик на Кнеи («Джонни из леса», 1884).
Жизнь в Вайноне
[ редактировать ]Приехав в Соединенные Штаты, Дердовский работал сначала в чикагской социалистической газете «Газета Народова» , а затем в «Пилгрим Польский» в Детройте. [ 5 ] По приглашению отца Яна Ромуальда Быжевского , пастора прихода Святого Станислава Костки и (как и Дердовский) участника кашубской диаспоры , он приехал в Вайнону, штат Миннесота, чтобы редактировать Wiarus . Приезд Дердовского сделал Вайнону крупным центром польско-американской интеллектуальной жизни. [ 6 ] Хотя Виарус , возможно, менял свою принадлежность то к Польскому римско-католическому союзу Америки , то к Польскому национальному альянсу , сила его страстной риторики никогда не ослабевала. И даже когда голос Дердовски не был оценен по достоинству, его всегда слышали: и в Миннесоте, и в Чикаго, и на Восточном побережье, и даже в самой Старой Стране. [ 7 ] Хотя «Виарус» был написан на так называемом «чистом» польском языке, литературные достижения Дердовского и присутствие в Вайноне способствовали тому, что она стала известна как «Кашубская столица Америки». [ 8 ]
Дердовский также участвовал в делах прихода Святого Станислава Костки. После ухода отца Быжевского в 1890 году святому Станиславу служил ряд пасторов и помощников пастора, некоторые из которых встретили одобрение Дердовского, а некоторые нет. Напряженность часто возрастала, особенно во время быстрого роста прихода в начале 1890-х годов, и Дердовский находился в гуще событий, чаще всего раздувая пламя. [ 9 ] С приходом в 1894 году отца Якуба В. Дж. Пачольского в качестве пастора святой Станислав вернулся в спокойное состояние, и Дердовский стал играть более устоявшуюся роль в жизни кашубской общины Вайноны. [ 10 ] К сожалению, Дердовский так и не оправился полностью от инсульта 1896 года, а необходимость обеспечивать свою жену Джоанну и двух дочерей также сказалась на его здоровье. Его смерть в 1902 году почти не была замечена местной прессой Вайноны. Джоанна Дердовска продолжала управлять Wiarus до 1915 года, когда она была продана сторонним лицам и окончательно закрылась в 1919 году.
Наследие
[ редактировать ]Иероним Дердовский сочетал в своей жизни и в творчестве преданность обоим своим наследиям: кашубскому и польскому. После смерти основателя кашубской литературы доктора Флориана Цейновы он, как известно, заявил: Nie ma Kaszëb bez Polonii, a bez Kaszëb Polśczi : «Нет Кашубии без Полонии , нет Польши без Кашубии». Это отношение он одинаково применял к обоим периодам своей жизни: к польским и американским годам. Он поддерживал сохранение старых кашубских обычаев, но считал, что его родная культура была жизнеспособной только в условиях более крупной и распространенной польской культуры; образованный кашуб должен был быть и образованным поляком: [ 11 ]
Иероним Ярош Дердовский, согласно которому кашубский язык был «диалектом польского языка» или «слабым оттенком мазовецкого диалекта», рассматривал кашубский язык исключительно как язык художественной литературы наряду с официальным польским языком. Он считал, что знание польского языка среди кашубов следует углубить, поскольку он может стать их оружием защиты от германизации.
Дердовский далее настаивал на том, что американцы кашубского происхождения были обязаны изучать и соблюдать как польские, так и кашубские традиции, становясь при этом полноценными гражданами своей новой страны. [ 12 ] На протяжении многих лет усилия Дердовского были отмечены и отмечены на его родине. Его работы оказали влияние на доктора Александра Майковского. [ 13 ] и Общество молодых кашубцев ; они и сегодня продолжают привлекать значительное внимание кашубских и польских ученых. В его родном Виле ему установили статую. Помимо мероприятий, спонсируемых Польским культурным институтом и музеем Вайноны , [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] К сожалению, о Дердовском гораздо меньше помнят в Соединенных Штатах, где простое надгробие отмечает его могилу на красивом, уединенном римско-католическом кладбище в сонном речном городке с населением 27 000 душ.
Работает
[ редактировать ]Его произведения вошли в следующие антологии :
- Modra struna (1973)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иероним Ярош Дердовский — первый кашубский поэт , kartuzy.info
- ^ Лео М. Охримович, «Дердовский и Пахольский», в книге Джеральда Дж. Ланговски (ред.) «Польское наследие» (Вайнона: 1981), стр. 51–62, представляет собой исчерпывающий анализ первичных и вторичных источников.
- ^ csb: Иероним Дердовски
- ↑ См. главу Ежи Тредера и Цезаря Обрахта-Прондзинского «Кашубская литература: феномен, ее история и социальное измерение» в Цезари Обрахт-Прондзинский и Томаш Вичеркевич (редакторы), Кашубы: прошлое и настоящее (Берн: Питер Ланг, 2011). ), стр. 109-140.
- ^ Преподобный . Вацлав Крушка, Польская история в Америке , т. 1, с. V (Милуоки, 1905), стр. 5.
- ^ Сестра М. Тереза, «Польские поселения в Миннесоте, 1860-1900», Польские американские исследования, том. 4, с. 67.
- ^ Преподобный . Вацлав Крушка, Польская история в Америке , т. 1, с. V (Милуоки, 1905), стр. 5.
- ^ «Кашубская столица Америки – Bambenek.org» . сайт bambenek.org . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ Уильям Л. Крозье, Сбор людей: Вайнонская епархия (Вайнона, 1989), стр. 189-192.
- ^ Преподобный . Вацлав Крушка, Польская история в Америке , т. 1, с. V (Милуоки, 1905), стр. 5.
- ^ Ежи Тредер, «Кашубский язык и его диалекты: диапазон использования», в Цезари Обрачт-Прондзиньском и Томаше Вичеркевиче (редакторы), Кашубы: прошлое и настоящее (Берн: Питер Ланг, 2011), стр. 80-81 .
- ^ Пол Либера, «Польские поселенцы в Вайноне, Миннесота», «Польские американские исследования», 15 (1958): стр. 7.
- ^ «Славянская тематика в кашубской литературе» .
- ^ «Вайнона Пост» .
- ^ «Бытовские сановники посещают могилу польских патриотов» .
- ^ «Вайнона Пост» .