Виарус
Wiarus (Ветеран-защитник) — название польскоязычной газеты, издававшейся в Вайноне, штат Миннесота, с 1886 по 1893 год и с 1895 по 1919 год; в 1893 году он был переименован в Католик , но в 1895 году ему вернули первоначальное название. [ 1 ] Хотя польская община Вайноны в то время была известна как «Кашубская столица Америки», [ 2 ] «Виарус» публиковался на «хорошем» польском языке, на котором говорят в Варшаве и Кракове. Wiarus также предоставлял полиграфические услуги кашубской польской общине Вайноны. С 1886 по 1902 год «Виарус» редактировал знаменитый кашубского поэт и журналист происхождения Иероним Дердовский . В период своего расцвета Wiarus считалась самой распространенной польскоязычной газетой в Соединенных Штатах.
Учреждение
[ редактировать ]Первое издание Виаруса датировано 11 февраля 1886 года, но по крайней мере один авторитетный современный источник дает Виарус дату начала 1885 года. [ 3 ] Дата 1885 года, безусловно, должна относиться к дискуссиям, завершившимся основанием Виаруса . Под руководством пастора преподобного Яна Ромуальда Быжевского Вайноны кашубские поляки из прихода Святого Станислава Костки объединили свои ресурсы для создания газеты, которая будет представлять интересы кашубских поляков Вайноны как на местном, так и на национальном уровне. Две польские газеты Winona, Przyjaciel Ludu (Друг народа) и Kurjer Winonski (Курьер Winona), уже потерпели неудачу. [ 4 ] Газета Winona Daily Republican от 18 февраля 1886 года сообщает, что должностными лицами акционерной компании Wiarus были: преподобный Ян Быжевский, президент; Джон Б. Бамбенек, вице-президент; В.А. Лорбиецкий, секретарь; Фрэнк Дразковски, казначей. Учредители выбрали название Wiarus, чтобы отразить ценности газеты, изложенные ниже:
Наш лозунг: «Боже, храни Полонию». Под этим лозунгом мы хотим объединить наши силы, чтобы противостоять нашим невзгодам, сохранить нашу святую веру в ее чистом виде, сохранить наши этнические традиции, дать образование нашей молодежи и обеспечить себе достойное положение в Соединенных Штатах. Государства в политической и этнической сферах.
Первые три выпуска Wiarus редактировал Фрэнк Дразковски, с четвертого по десятый - Антони Париски (также известный как Париссо или Парек). Историки Вайноны считают Париского своего рода русским шпионом. [ 5 ] но на самом деле позже основал влиятельную газету «Америка-Эхо» в Толедо , которая просуществовала до 1971 года. [ 6 ] Подобные горячие обвинения были типичны для тогдашней польскоязычной прессы, поскольку редакторы боролись за влияние и подписчиков среди польско-американского сообщества, которое только начинало осознавать свою силу. Третий и самый известный редактор Wiarus Иероним Дердовский тоже не был чужд полемике. Более известный (тогда и сейчас) как влиятельный кашубский и польский поэт, Дердовский эмигрировал в Соединенные Штаты в 1885 году и уже исчерпал свою популярность в двух детройтских газетах: социалистической «Газете Народовой» и Польском римско-католическом союзе Америки, поддерживаемом Пельгржимом. Польский . [ 7 ] Очевидно, он не был первым кандидатом в редакцию Виаруса, хотя он и проявлял интерес, и его коллега-кашубец отец Быжевский должен был знать о нем, по крайней мере, по репутации. [ 8 ] Но с одиннадцатым выпуском Wiarus началась новая эра.
Дердовски берет на себя ответственность
[ редактировать ]Получив полную свободу действий от Виаруса редколлегии , Дердовский с большим удовольствием приступил к своим редакционным обязанностям. Редакция продала «Виарус» Францишеку Грыглашевскому из Миннеаполиса, цензору Польского национального альянса . [ 9 ] 19 января 1889 года Дердовский купил газету у Григласшевского за 3000 долларов, став одновременно редактором и издателем. [ 10 ] Практически ничто не ускользнуло от внимания Дердовского. Он интересовался как местными, так и национальными делами Польши, включая события на территории, которая когда-то была Польшей. Хотя сам он был кашубом по происхождению, он очень гордился качеством своей польской прозы. Он также отдал себе должное за то, что научил кашубцев Вайноны «правильному польскому языку» и какое-то время публиковал приложение под названием «Коцюшко» для молодых польских американских читателей. Судя по «Dziennik Chicagoski» от 3 марта 1892 года, еще весной 1892 года Виарус пользовался хорошим уважением со стороны PRCUA: [ 11 ]
К несчастью для Дердовского, он оказался не очень хорошим бизнесменом. Его побочные предприятия в качестве турагента и типографа не приносили много денег, поэтому тираж всегда был проблемой. Его собственная личность тяготела к сенсациям, и если бы он мог направить это в свой семейный бизнес, тем лучше. Однако эта тактика вызвала больше оскорблений, чем пользы. Тем не менее, Виарус сыграл уникальную и важную роль в американской польскоязычной прессе, не только представляя всю польскую общину штата Миннесота, но и служа центром обмена информацией между небольшими польскими общинами по всей Миннесоте и Дакоте.
католик
[ редактировать ]Начиная с номера от 1 июня 1893 г. и заканчивая номером от 1 августа 1895 г., название газеты было изменено на «Католик». Была какая-то перестройка, но какую именно, сказать сложно. было В Католике несколько интересных вещей. На странице 5 номера «Католик» от 22 февраля 1894 года появилась «Ода Перхамска» — гимн польскому народу Перхама, штат Миннесота . Очевидно, это изменение касалось не только поэзии: «Дзенник Чикагский» от 25 марта 1895 года записывает демонстрацию в приходе Святого Станислава Костки в Чикаго против «Католика» и другой польскоязычной газеты, известной как «Кропидло». [ 12 ] от 8 апреля Газета Dziennik Chicagoski представляет собой аналогичную демонстрацию, организованную приходом Святого Иоанна Кантиуса в Чикаго. [ 13 ]
Католик также принимал активное участие в местных волнениях в приходе Святого Станислава Костки в Вайноне. Уход отца Быжевского с поста пастора в 1890 году положил начало проверке воли между местной кашубской общиной и преподобным Джозефом Б. Коттером, первым епископом недавно созданной (1889 г.) епархии Вайноны . Была вращающаяся дверь пасторов, в том числе отец Константин Домагальский, который писал для Виаруса под именем Цирулик («Цирюльник»), и отец Антоний Клавитер , который в конечном итоге расстался с Римско-католической церковью и стал «независимым " священник. Беспорядки закончились в 1894 году, когда епископ Коттер назначил отца Якуба В. Дж. Пачольского пастором . С этого момента отец Пахольский управлял Святым Станиславом – и, по сути, кашубской общиной Вайноны – до своей смерти в 1932 году твердой рукой. а не наоборот.
Упадок и падение
[ редактировать ]Примерно через год после того, как он снова сменил название своей газеты на «Виарус» , выяснилось, что у Дердовского случился инсульт. Статья от 26 марта 1897 года в национальной газете «Народ Польский » показывает, что он сохранил свою власть оскорблять: [ 14 ]
В Европе было бы невозможно таких, как Ютрженка , Глос Люду , Виарус , Нове Зыце, Штандарек существование и других. Их осудило бы не только правительство, но и общественность.
Но Дердовский потерял преимущество. Постоянное воздействие острой полемики в мире польскоязычных газет Америки и необходимость обеспечивать свою семью сказались на его здоровье. К сожалению, смерть Дердовского 13 августа 1902 года почти не была замечена газетами Вайноны, хотя и отмечена другими. После смерти Дердовски «Виарус» потерял большую часть своей национальной известности, хотя по-прежнему неплохо продавался в Миннесоте и Дакоте.
Вдова Дердовски, Джоанна, продолжала добрую борьбу, управляя «Виарус» до 1915 года, когда она продала газету. Виарус приостановил публикацию 17 декабря 1919 года. [ 15 ] Полный комплект переплетенных томов Виаруса и Католика сохранился у Джона К. Бамбенека, последнего бизнес-менеджера газеты, а затем казначея округа Вайнона. Благодаря любезности семьи Бамбенеков, эти переплетенные тома были микрофильмированы Историческим обществом Миннесоты и сейчас находятся в Польском институте культуры и музее в Вайноне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Католик» .
- ^ «Кашубская столица Америки – Bambenek.org» . сайт bambenek.org . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ Пятьдесят лет на Северо-Западе: с введением и приложением, содержащим воспоминания, происшествия и заметки, с. 729.
- ^ Лео М. Охримович, «Поляки юго-восточной Миннесоты: этническое наследие», в книге Джеральда Дж. Ланговски (ред.) Польское наследие (Вайнона: 1981), стр. 160.
- ^ Охримович, «Поляки...» с. 162.
- ^ Карен Маевски, Предатели и истинные поляки: рассказ о польско-американской идентичности, 1880–1939, стр. 36–40.
- ^ Преподобный Вацлав Крушка, История поляков в Америке до 1908 года , том 3, страница 272.
- ^ Охримович, «Поляки...», стр. 161-162.
- ↑ Saint Paul Daily Globe, 25 августа 1888 г.
- ↑ Winona Daily Republican , 19 января 1889 г.
- ^ «Картина польской прессы в Америке (Редакционная статья)» . flps.newberry.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ «Резолюция, принятая на массовом собрании прихожан прихода св. Станислава Костки» . flps.newberry.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ http://flps.newberry.org/article/5423968_10_0876 [ мертвая ссылка ]
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 8 января 2014 г. Проверено 27 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ↑ Winona Daily Republican , 18 декабря 1919 г.