Общество молодых кашубцев
Общество молодых кашубцев ( кашубский : Towarzëstwò Młodokaszëbów , польский : Towarzystwo Młodokaszubów ) — ассоциация, основанная в 1912 году. [ 1 ] в Гданьске ( Польша ). Ее руководителем был доктор Александр Майковский , уже известный кашубский писатель. [ 2 ] и автор книги «Жизнь и приключения Рема» . Другими влиятельными членами ассоциации были адвокат Ян Карновский и два римско-католических священника, Леон Хейке и Юзеф Врича .
Цели Общества
[ редактировать ]Общество молодых кашубцев работало над пробуждением этнического самосознания среди кашубского народа, содействием пониманию кашубской культуры и объединению кашубцев с польским научным движением. [ 3 ] Молодые кашубцы публиковали свои литературные произведения в журнале «Гриф » . Их девизом было «Что такое Кашубия, то в то же время польское», что было отголоском Иеронима Дердовского знаменитой фразы : «Нет Кашубии без Польши, нет Польши без Кашубии ». По словам ученого Юзефа Боржишковского : [ 4 ]
Будучи продолжателями идей Джейновы и Дердовского, молодые Кашубы создали движение, которое можно было бы назвать Кашубо-Померанским. Они подчеркнули региональную общность Кашубии-Поморья и наряду с кашубской идентичностью также подчеркнули национальную польскую идентичность. Они заставили себя и мир осознать, что кашубы — это сообщество разных культур — кашубской, польской, а также немецкой. .
Девиз « Что такое кашубское — это польское» в то же время выражал убежденность Общества в том, что, несмотря на различия внутри кашубского языка , кашубцы в целом составляют неотъемлемую часть польской нации, что подтверждается общей историей, культурой и религией. [ 5 ] Такое убеждение противоречило позиции Флориана Цейновой и других, согласно которой Кашубия лучше ассоциировалась с панславянским движением, чем с Польшей. Однако сомнения Джейновы по поводу полонизации в конечном итоге стали беспокоить некоторых членов Общества, включая самого доктора Майковского. [ 6 ]
История и влияние
[ редактировать ]Младокашубцы основывали свое письмо прежде всего на кашубской мифологии и традициях. Они критиковали рост суеверий и пьянства среди кашубцев, что показано, среди прочего, Майковского « в сатирической эпической поэме Jak w Koscérznie kòscelnégò òbrelë abò piãc kawalerów a jednô jedinô brutka» («Как они выбрали ризничье в Косцежине, или Пять женихов и только одна невеста», 1899) и в сборнике стихов Яна Карновского Nowotne spiewë i wiersze («Новые песни и стихи», 1910).
Младокашубцы встретили ожесточенное сопротивление. Германизаторы внутри кашубской общины, естественно, выступали против младокашубцев, как и польскоязычные журналы Pielgrzym и Gazeta Grudziądzka . Были выдвинуты обвинения и взаимные упреки, которые в конечном итоге были переданы в суд. Начало Первой мировой войны положило конец усилиям Общества. [ 7 ] Несмотря на свою короткую жизнь и сравнительно скудную литературную деятельность, Общество молодых кашубцев доказало, что кашубское литературное движение может добиться успеха, и послужило источником вдохновения для всех последующих кашубских литературных групп.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеральд Стоун, Славянские аванпосты в истории Центральной Европы: венды, сербы и кашубы, Лондон, Великобритания: Bloomsbury Academic, выходные данные Bloomsbury Publishing Plc, 2016, стр. 287
- ^ Тадеуш Линкнер, Александр Майковски , univ.gda.pl
- ^ Эмилия Шмитке, Александр Майковски , Naszakashuby.pl
- ^ Юзеф Боршисковский, «История кашубов до конца коммунизма», в Цезари Обрахт-Прондзинский и Томаш Вичеркевич (ред.), Кашубы: прошлое и настоящее (Берн: Питер Ланг, 2011), стр. 45.
- ^ Станислав Янке, 125 лет кашубской поэзии , Naszakashuby.pl
- ^ Артур Яблоньский и Дариуш Шимиковский, Кашубское национальное движение. Попытка обзора истории , kaszebsko.com
- ^ Юзеф Боршисковский, «История кашубов до конца коммунизма», в Цезари Обрахт-Прондзинский и Томаш Вичеркевич (ред.), Кашубы: прошлое и настоящее (Берн: Питер Ланг, 2011), стр. 46.