Кашубская диаспора
Кашубская диаспора возникла в результате эмиграции кашубцев преимущественно двумя волнами, произошедшими во второй половине XIX века. Большинство кашубских эмигрантов поселились в США; другие эмигрировали в Канаду и Бразилию. [1] Генеалогический онлайн-проект «Великая кашубская миграция» посвящен отслеживанию моделей их расселения. [2] Причины эмиграции были разными. До франко-прусской войны кашубцы эмигрировали преимущественно по экономическим причинам. После франко-прусской войны, особенно из-за Культуркампфа , кашубская эмиграция ускорилась, поскольку в игру вступили социально-политические факторы. В своей книге 1899 года «Statystyka ludnosci kaszubskiej» ( «Статистика кашубского населения ») лингвист и социолог-кашубофил Стефан Рамульт подсчитал, что в Америке проживает 130 700 кашубцев. [3]
Причины эмиграции
[ редактировать ]Основная причина эмиграции была экономической. Кашубские фермеры не стали объектом действия прусских законов сразу после 1850 года. Как заметил выдающийся кашубский ученый, профессор Юзеф Боржишковский из Гданьского университета , в то время кашубов более или менее устраивало прусское управление. [4] Скорее, мелкие землевладельцы всех национальностей оказались в невыгодном положении, поскольку большая часть пахотных земель Поморья уже принадлежала поместьям, а то, что осталось, не было особенно плодородным. Другой проблемой был демографический бум среди кашубов и поляков. Большие семьи были типичны для набожных католиков, и в данном случае дети приветствовались в качестве дополнительных работников. Однако, когда они достигли зрелости, избыток молодых людей еще больше истощил и без того тяжелое состояние Померании. Признавая эту ситуацию, прусское правительство попыталось освободить землю, поощряя (но не принуждая) кашубов и поляков эмигрировать. Одним из первых стимулов была недорогая или даже бесплатная поездка в Северную Америку. [5]
После франко-прусской войны и объединения Германии кашубы и поляки столкнулись с узаконенной враждебностью. «Культуркампф» принес еще больше унижений. Стало незаконным использование польского (и по умолчанию кашубского) языков в общественных местах, в том числе (или особенно) в церкви. К этому времени первая волна кашубских эмигрантов сформировала жизнеспособные общины в таких городах, как Вильно (Онтарио), Вайнона (Миннесота), Сидар (Мичиган), Стивенс-Пойнт и Пайн-Крик (Висконсин). Письма и денежные переводы шли от довольных иммигрантов из Северной Америки, побуждая еще больше кашубов попробовать свои силы на Западе. Одним из особых преимуществ было наличие усадеб . Многие эмигрировали; на самом деле больше, чем могли эффективно усвоить общины кашубских иммигрантов. По мере того, как кашубская община в Германии стала более самосознательной (благодаря таким фигурам, как Флориан Цейнова и Александр Майковски ), она стала более устойчивой в борьбе с немцами; Еще одним результатом Kulturkampf было то, что кашубы с большей вероятностью объединились с поляками. [6] Основными источниками польской эмиграции в двадцатом веке были австрийская и российская зоны оккупации.
Первая волна (1855–1870)
[ редактировать ]Начиная примерно с 1855 года, кашубская диаспора по крайней мере на 10 лет предшествовала возникновению польско-американской диаспоры , которая обычно датируется 1865 годом. [7] и 1870 г. Первая волна кашубских эмигрантов, как правило, направлялась из Гамбурга либо в Нью-Йорк, либо в Квебек. Они эмигрировали большими семейными группами, которые копировали себя в Северной Америке. округ Портедж, штат Висконсин, прибыли первые кашубские поселенцы, семья Козичковски. Осенью 1857 года в [8] округе Ренфрю, Онтарио, прибыли в 1858 году. Говорят, что первые польско-кашубские поселенцы в [9] Семьи, поселившиеся в округах Портидж и Ренфрю, быстро основали фермерские поселения: Полония, Висконсин и Вильно, Онтарио . Считается, что Вайнона, первые кашубские поселенцы Миннесоты, семья Юзефа Бронка, достигли этой общины в 1859 году. [10] Группа эмигрантов, приехавшая в Вайнону, с трудом нашла сельскохозяйственные угодья в непосредственной близости; следовательно, в 1862 году деревня-спутник Пайн-Крик была основана примерно в 10 милях от нее, через реку Миссисипи в округе Тремпило, штат Висконсин . Эти две общины остаются тесно связанными по сей день, что привело к статусу Вайноны как «Кашубской столицы Америки». [11] "
Вторая волна (1870–1900)
[ редактировать ]Темпы кашубской эмиграции ускорились по мере того, как « Культуркампф» набирал силы. В 1872 году кашубский иммигрант Джейкоб Муза основал небольшую кашубскую общину на острове Джонс в гавани Милуоки. К сожалению, земля в гавани была слишком ценной, и Кашубы так и не получили права собственности: последний поселенец Кашубов был изгнан в 1944 году. [12] В середине 1880-х годов в чикагском районе Линкольн-парка образовался кашубский анклав , и в 1884 году там был основан приход Святого Иосафата . В 1902 году там была построена огромная новая романская церковь. В Вайноне кашубская община достигла такого размера, что в 1894 году римско-католическому приходу Святого Станислава Костки пришлось снести свое старое святилище и построить новое, вмещающее 1800 верующих. Поскольку рабочих мест в сокращающейся лесопильной промышленности Вайноны не хватало, многие из новых иммигрантов отправились на запад, в новые кашубские поселения на востоке Южной Дакоты, западной Миннесоте и восточной части Северной Дакоты. На рубеже веков небольшие кашубские поселения были основаны на западе Северной Дакоты и восточной Монтане.
Расположение Кашубов в Америке, 1899 г.
[ редактировать ]Глава Рамульта о кашубах в Соединенных Штатах была написана Иеронимом Дердовским , кашубским поэтом и редактором польско-американской газеты Wiarus , который разбил население Америки в 90 700 кашубов от штата к штату: [13]
- Нью-Йорк: 7000 кашубов в Буффало.
- Мичиган: 5000 кашубов в Детройте.
- Миннесота: 6000 кашубов в Вайноне и некоторых небольших поселениях.
- Иллинойс: 30 000 кашубов в Чикаго.
- Южная Дакота: 500 кашубов в некоторых небольших поселениях.
- Массачусетс: 200 Кашубов в Вебстере.
- Миссури: 1000 кашубов
- Висконсин: 30 000 кашубов, в Милуоки (20 000) и округе Портидж (10 000).
- Другие штаты: 10 000 кашубов живут в Питтсбурге, штат Пенсильвания, и Балтиморе, штат Мэриленд.
Кашубская община Канады сосредоточена в округе Ренфрю, Онтарио, и часто собирается в парке Общества наследия Вильно на ежегодный фестиваль. [14] Кашубское население Бразилии, которое, по оценкам Рамульта, составляет 15 000 человек, в основном проживает в штате Парана . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханна Поповска-Таборска, Кашубия: очерк истории (Варшава, 1980), стр. 21.
- ^ Перейти обратно: а б «Великое Кашубское переселение» .
- ^ Рамульт, Стефан (1899). Статистика населения Кашубии . Краков: Польская академия искусств и наук. стр. 243.
- ^ Юзеф Боршисковский, Кашубы, Померания и Гданьск (английский перевод), с. 62.
- ^ Ян Л. Перковски, «Кашубы: происхождение и эмиграция в США», « Польские американские исследования» , 23.1 (1966), стр. 5.
- ^ Кассубианцы
- ^ Пацига, Доминик (2004). Эмбер; Эмбер; Скоггард (ред.). Польская диаспора . Нью-Йорк: Springer США. п. 257. ИСБН 978-0-306-48321-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Введение в творчество Сороки» .
- ^ Бланк, Джошуа К. (2019). Создание Кашубии: история, память и идентичность в первой польской общине Канады . Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 9780773547209 .
- ^ «Первое поселение в Вайноне: 1859 год» . Сайт Bambenek.org . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ «Кашубская столица Америки» . Сайт Bambenek.org . Проверено 24 июля 2017 г.
- ↑ Сара Биондич, «На корточках на острове Джонс» , ExpressMilwaukee.com, 24 июня 2009 г.]
- ^ Дердовский, Иероним (1899). «Приложение Е: Америка» . В Рамульте, Стефан (ред.). Статистика населения Кашубии . Краков: Польская академия искусств и наук. стр. 240. OCLC 39546805 .
- ^ Бланк, Джошуа К. (2016). Создание Кашубии: история, память и идентичность в первой польской общине Канады . Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 9780773547209 .