Братья Грница
Братья Грница – герои эпической поэзии Боснии . Имена братьев Муджо, Халил и Омер. В эпической поэзии также упоминается их прекрасная сестра Айкуна ( боснийский : Lijepa Ajkuna ). Муджо – это лицемерие Мустафы. [ 1 ] В районе Велика Кладуша есть несколько топонимов, названных в честь братьев Грница, то есть Колодец Грница ( боснийский : Hrnjičin Bunar ) или Башня Грница ( боснийский : Hrnjičina kula ). [ 2 ] Песни о братьях Грница обычно можно включить в цикл «Крайишник» ( боснийский : pjesme o Krajišnicima ). ( перевод песни о пограничниках ) В этом цикле рассказывается о частых набегах и сражениях, происходивших в Боснии, которая когда-то была приграничной провинцией Османской империи . [ 3 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Мустафа Хрница - историческая личность, которая была записана как гайдук в османском регионе Велика Кладуша в 1641 году вместе со своими братьями. [ 4 ] Источником этого является Вук Крсто Франкопан Тржачки , фактически приславший секретный список «турецких» командиров войск. В части документа прямо упоминается Муйо Хрница: [ 5 ]
Из Великой Кладуши. Здесь мы боролись больше всего. Мустафа, вождь, брат братьев Хрница, по имени Мустафа Казличич, /Козличич/
— Вук Крсто Франкопан Тржачки
Халил Хрница, скорее всего, тоже историческая личность, легенда гласит, что он погиб в бою при Баня-Луке, где и находилась его могила. [ 6 ]
Братья Грница происходят из деревни Удбина в Лике. По преданию, их отец приехал из Азии в Удбину и женился на дочери местного дворянина Хюрем-аги Козлича. Все эти легенды о братьях Грница впервые рассказал Ибрагим-бей Башагич. [ 7 ] [ 8 ]
Легенды
[ редактировать ]Муйо Хрница
[ редактировать ]Муджо — брат, являющийся архетипом воина из Боснийской Краины (Фронтира). Опытный воин, которого мог убить только человек равного по мастерству. Его кровный брат Катарика Мехо в конце концов убил его, выстрелив в него золотой пулей после засады. Выбор в пользу золотой пули был сделан потому, что в одном стихотворении упоминается, что Катарика Мехо спрашивает Муджо после битвы с харамбашой, как возможно, что, несмотря на все битвы, через которые проходит Муджо, свинец никогда не убивает его. Муджо объясняет, что свинец не может убить его, если на нем нет следов золота. Легенда гласит, что причиной того, что кровный брат Муджо напал на него, было то, что он застал его со своей дамой. [ 9 ]
Во многих стихах упоминаются Вила (феи), сопровождающие Муджо. Присутствие фей в эпической поэзии — общая черта боснийской эпической поэзии с другими южнославянскими и славянскими национальными поэзиями . Хорошим примером может служить стихотворение «Горные феи исцеляют Муйо Хрницу» (Muja liječe vile planinkinje), где горные феи исцеляют раненого героя Муйо и помогают ему вернуться домой. [ 10 ]
Помимо помощи в трудную минуту, в Краине существует также устная традиция, связанная с рождением Муджо и Халила Хрницы. Легенда гласит, что горная фея вскормила Мудзё своим молоком, от чего он получил великую силу и героизм. [ 10 ]
Халил Хрница
[ редактировать ]В отличие от Муджо, Халил умирает несколько раз. В памяти Краины записано: «Муджо умер один раз, Халил много раз!». Когда Халил «умер в первый раз», по традиции, его место занял старший брат, названный позже в честь Халила, а вслед за этим пришел другой Халил. Халил олицетворяет героизм и героическую красоту, он был воином императора. [ 6 ]
Легенды гласят, что горная фея вскормила Халила утренней росой, от которой он обрел великую красоту.
Самым известным стихотворением, в котором Халил Хрница играет огромную роль, является « Филип Маджарин и Гожени Халил » (Филип Венгр и просвещенный Халил). Филип Маджарин — южнославянское имя Пиппо Спано . Османский султан тщетно посылает воинов, поскольку Филип выигрывает каждую дуэль, убивая более 40 величайших воинов империи. И только когда он встречает Халила, его терпят поражение, обезглавливают и отправляют в Стамбул. Героическая красота Халила представлена в этом стихотворении, поскольку его доспехи и его лошадь поражают воображение. Все покрыто золотом. [ 11 ]
Омер Хрница
[ редактировать ]Омера, наименее известного из троих, до сих пор вспоминают в стихах. Он часто сопровождал своих братьев и Мустай-бея Лики в их боях. Омер умирает после путешествия в Лику через гору Плешевица, где он попадает в засаду некоего харамбаша по имени Стоян.
Список песен
[ редактировать ]Песни о братьях Грница включают: [ 12 ] [ 13 ]
- Хрница Муйо в Янике взята в плен
- Халил ищет обувь Муджа.
- Грнице в Скрадине
- Женитьба Хрницы Халила [ 14 ]
- Омер Хрница спасает Фатиму, Муджо и Халила
- Горные феи исцеляют Муджо Хрницу [ 15 ]
- Фирма казни на Муйо Хрнице
- Смерть Халила
- Муйо Хрница защищает Удбину
- Халил Хрница и Кирко из Джлиджита
- Халил спасает Рамо из Гламоча и еще одного мужчину из Гламоча из плена в Приморье.
- Голджо Пограничник, Муджо и Халил заводят лошадей в Кормане.
- Омер спасает Муджо, Халила и Османа из плена в Ленджере
- Муджо находит свою лошадь
- Айкуна спасает братьев Хрницу из плена в Чорфезе
- Хрница Муджо мстит за смерть Мустаджбея из Лики [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Драгутин Мичович, Североалбанские и сербско-хорватские героические народные песни , Источник: «Население славянского происхождения в Албании» - Материалы международного научного совещания, состоявшегося в Цетинье 21, 22 и 23 июня 1990 г.
- ^ Миятович, Анжелко (1974). Ускоки и Краишники: Народные герои в песне и истории . Учебник. страница 60.
- ^ Бутурович, Дженана (1992). Устный эпос боснийских мусульман (на боснийском языке). Сараево: Свет. страница 584
- ^ Муезинович, Мехмед (1982). Исламская эпиграфика в Боснии и Герцеговине: Боснийская Краина, западная Босния и Герцеговина . Веселин Маслеша. стр. 82.
В 1641 году Мустафа Хрница был арфистом в Кладуше, упоминаются также его братья и Мустафа Козличич. Существует множество народных песен, воспевающих героизм Муйдно и его отряда.
- ^ Старине (Древности) XXXV, с. 362.
- ^ Перейти обратно: а б Бутурович, Дженана (2007). Боснийские пограничники из Краины в памяти и преемственности традиций (1-е изд.). Сараево: Боснийские исследования: журнал исследований боснийской мысли и культуры. п. 60.
- ^ Ибрагим-бег Башагич Биографии героев Хрницы Муй, Халила и Омера Биографии героев: Хрница Муджо, Халил и Омер/. 81-83. См. примечание 5 на стр. 588.
- ^ Стражичич, Антоний (1888). Боснийская вилла: журнал о развлечениях, образовании и литературе . Никола Т. Касикович. п. 250.
- ^ Хёрманн, Коста (1888). Народные дома мусульман в Боснии и Герцеговине 1 (на боснийском языке). страница 607.
- ^ Перейти обратно: а б фактор.ба. «фактор.ба». www.faktor.ba (на боснийском языке). Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Бутурович, Дженана (1995). Устный эпос боснийцев (на боснийском языке). Сараево: Возрождение. стр. 217–267.
- ^ Работа съезда . 1985, стр. 303.
- ^ Бирнбаум, Хенрик; Экман, Томас; Маклин, Хью (1992). Калифорнийские славянские исследования . Издательство Калифорнийского университета. п. 263. ИСБН 978-0-520-07025-7 .
- ^ Сборник народного быта и обычаев южных славян . Югославская академия наук и искусств. 1964, с. 202.
- ^ ЭПИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ БОСНИЯКОВ . БОСНИЯ. 2000 стр. 18–25.
- ^ Лорд, Альберт Бейтс (1991). Эпические певцы и устная традиция . Издательство Корнельского университета. п. 60 . ISBN 0-8014-9717-5 .
«Хрница Муджо мстит за смерть Мустаджбея из Лики» (текст № 6810, записи № 5181-5278, 29–30 июня 1935 г., 6290 строк)