Jump to content

Svarozhits

Svarozhits
Огонь ( восточные славяне )
Бог защиты и войны ( полабские славяне )
Modern Slavic Rodnover temple of fire-Svarozhits in Krasotinka, Kaluga Oblast , Russia ( Kupala 2015 celebration)
Другие имена Сварожич
Главный культовый центр Ретра
Животные Кабан ?
Пол Мужской
Область Европа
Этническая группа славяне
Генеалогия
Родители
Братья и сестры Dazhbog ?
Эквиваленты
христианский эквивалент Сен-Морис ?
Индуистский эквивалент Агни

Svarozhits [ а ] ( Latin : Zuarasiz, Zuarasici, Old East Slavic : Сварожиць, Russian : Сварожиц), Svarozhich [ а ] (древневосточнославянский: Сварожичь, русский: Сварожич) — славянский бог огня, сын Сварога . Один из немногих панславянских богов. Он, скорее всего, идентичен Радегасту , реже отождествляется с Дажбогом .

Этимология

[ редактировать ]

Теоним –ит Сварожиц от теонима Сварог с суффиксом , . –ич происходит [ б ] По мнению большинства ученых, Сварог связан со словом свар «ссориться», сварити «ссориться, спорить», а родственные слова — древнеанглийский andswaru (→ англ. ругаться ), древнескандинавский sverja «ругаться» или санскритский сварати (स्वरति ) «петь», «звучать», «хвалить». [ 1 ] Также было предложено сходство с древневерхненемецким gi-swerc «грозовые тучи», древнеанглийским sweorc «тьма, облако, туман», голландским zwerk «облако, облачное небо» и индийским svárgas «небеса». [ 1 ] Высказывалось также предположение, что Сварог может быть заимствованием из индоарийских языков , но славян и индоариев разделяло слишком большое пространство, чтобы они могли иметь прямой контакт. [ 1 ] [ 2 ]

Суффикс -its , -ich ( праславянское *-itj , *-iťь ) обычно считается отчеством суффикса, т.е. Сварожиц буквально означает «сын Сварога» (сравните польское pan «мастер» → паник «сын господина») . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Некоторые ученые, однако, полагают, что суффикс здесь выполняет уменьшительно-ласкательную функцию, и Сварожиц означает «молодой, маленький Сварог», подобно тому, как сербско-хорватский Джурджич – это не «сын Джурджо», а «маленький Джурджо», или доживший до XVIII век, Полабский буг и бюзац . [ 6 ] Александр Брюкнер ссылается на литовские используется уменьшительная форма dievaite молитвы, где вместо dieve (например, Perkune dievaite ). [ 7 ]

Источники

[ редактировать ]

Полабские славяне

[ редактировать ]

Сварожиц впервые появляется в тексте, касающемся полабских славян . Христианский в 1008 году пишет , монах Бруно Кверфуртский в письме королю Генриху II чтобы разорвать союз с язычником Велети , заключить мир с Болеславом I Храбрым и возобновить миссии по христианизации среди славян:

Мне, как спасённому благодатью царя, надлежит сказать так: «Правильно ли преследовать христианина и быть другом языческого народа? Что это за союз Христа и Велиала ? Что это за сравнение между светом и тенями? Как могут Сварожиц, дьявол, и ваш и наш главный из святых, Маврикий, стоять вместе? К какому фронту идут плечом к плечу Священное Копье и дьявольские знамена, питающиеся человеческой кровью? Не лучше ли было бы сохранить верность человека, чья помощь и совет могут быть приняты как дань уважения, и обратить языческий народ в христианство? Как бы мне хотелось иметь не врагом, а союзником того человека, о котором я говорю, старика Болеслава!» Возможно, вы ответите: «Я бы этого хотел». [ 8 ]

Латинский оригинальный текст

Генрих II продолжил свой союз с Велети, несмотря на критику со стороны духовенства. По этой причине около 1018 года епископ и летописец Титмар Мерзебургский , критикуя союз с язычниками, кратко описывает их религию в своей «Хронике» :

В стране редариев есть город под названием Ридегост ( Ретра ), который имеет три угла и по одной двери в каждой стене и окружен со всех сторон великим лесом, нетронутым и почитаемым местным населением. Две его двери открыты для входа всех. Третий, обращенный на восток и самый маленький, выходит на тропу, ведущую к ближайшему озеру, имеющему ужасный вид. В городе есть не более одного храма, искусно сделанного из дерева и опирающегося на фундамент, сделанный из рогов разных видов животных. Его внешние стены украшены превосходными резными изображениями богов и богинь; внутри стоят боги, сделанные рукой человека, каждый с начертанным своим именем, одетые в шлемы и доспехи, с ужасным видом; самого важного из них зовут Сварожич, и его почитают и поклоняются все язычники превыше всего. Знамена этих богов никогда не сдвигаются с этого места, если только они не нужны для военного похода, да и то только пешими воинами. [ 9 ]

Латинский оригинальный текст

Вепрь , вышедший из озера близ Радогощи позже в Летописи, возможно, имеет отношение к Сварожице. [ 10 ] Кабан в европейских культурах часто ассоциируется с огнем и солнцем.

Еще издревле передалось заблуждение, а именно: когда им грозит жестокое несчастье войны, из озера выходит огромный вепрь с белыми клыками и блестящий пеной и, валяясь в грязи в страшном волнении, показывает себя многим свидетелям.. [ 11 ]

Латинский оригинальный текст

Восточные славяне

[ редактировать ]

Сварожиц появляется и у восточных славян в гомилетическом произведении из XII века «Проповеди любящего Христа» : «огню молятся, называя его Сварожичем», [ 6 ] и в проповеди святителя Иоанна Златоуста :

Мужчины, забывшие от пренебрежения страх Божий, отрекаясь от крещения, приближаются к идолам и начинают приносить жертвы грому и молнии, солнцу и луне и другим, Перуну , Хорсу , Вилию и Макоши , упырям и Берегиням. , которых называют трижды девять сестер. А другие верят в Сварожица и Артемиду, которым молятся невежественные люди. [ 12 ]

Ибн Русты К Сварожицам может относиться и труд «Книга драгоценных камней» : «Они все огнепоклонники и большинство сеют просо. Когда приходит время сбора урожая, они собирают просяное зерно на лопату, поднимают его к небу и говорят: « О Господь, Ты тот, кто обеспечивает нас, и у нас ничего не осталось». [ 13 ] Однако термин «огнепоклонники», встречающийся в арабских источниках, не всегда относится к огню как к божеству, а является арабским термином, обозначающим идолопоклонство . [ 14 ]

Южнославянский фольклор

[ редактировать ]

В словенской Штирии был известен демон по имени Шваржич (Шваржич), что доказывает культ Сварожиц у южных славян . [ 15 ] В 1952 году хорватский этномузыколог Звонко Ловренчевич записал народную песню из деревни Циглена недалеко от Беловара , которую представила Катя Кунтин (род. 1868). Песню пели на Рождество в ее семье до 1980 года только дома, а не в церкви : [ 16 ]

Мой Рождественский Сварожич, лунай ле, лунай ле!
Ти походи наше дворе, лунай ле, лунай ле!
Наше дворе и оборе, луна, луна!
Мой маленький Сварожич, лунай ле, лунай ле!
Вы посетите наш двор, лунай ле, лунай ле!
Наш двор и конюшни, лунай ле, лунай ле!

Песня была известна и Иване Брлич-Мажуранич , которая уже в 1916 году поместила ее, в измененной ею форме ( » « Мой маленький Сварожич, золотое солнце, белый мир! ), в своей басне « Как Потье искал истину ». [ 16 ] [ с ]

Имена собственные

[ редактировать ]

Деревня Вераче в Словении в архивных источниках также называлась Тбарашицберг или Сварожицкая гора ( словен . Сварожичев хриб ), но только с 1480 года. Торек возле Сеново в 1309 году назывался Твароч . [ 15 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Сварожиц трактуется как бог огня. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] В индоевропейской мифологии существует особое огненное божество, наделенное мужским полом и даже мужской потенцией, например Агни или Атар . Агни рождается зажженным Индрой от трения двух жерновов , Неба и Земли , что относится к огню как к результату полового акта, а Сварожиц — сын Сварога , которого часто трактуют и как бога неба, и как культуру. герой – кузнец, владеющий огнем. [ 19 ] : С этим мотивом связана куявская народная песня

На окраине Щирского поля
есть кузница на камне.
И в этой кузнице кует кузнец,
огонь никогда не погаснет. [ 19 ]

Некоторые исследователи также считают, что Сварожиц тождественен Дажбогу . [ 13 ] [ 21 ] В пользу этого говорит тот факт, что имя Сварожиц буквально означает «сын Сварога», а в « Первой летописи» , содержащей отрывок из славянского перевода « Летописи Иоанна Малалы» , Дажьбог изображен также как сын Сварога. [ 13 ] Кроме того, неизвестно, где перевод Хроники был сделан ; по мнению Генрика Ловмяньского , аргументом в пользу болгарского перевода Летописи является суффикс –its , –ich то, что в болгарском языке совершенно забыт , так что в болгарском языке Дажбог называется «сыном Сварога», а в других частях в славянстве его называют просто Сварожцем. [ 22 ] Однако общего согласия по поводу такого толкования нет, и в качестве аргумента против него приводится Проповедь святителя Иоанна Златоуста , в которой упоминаются и Сварожиц, и Дажьбог. [ 18 ] В таком случае оба бога были бы братьями, сыновьями Сварога, Сварожиц был бы эквивалентен Агни , а Дажбог был бы эквивалентен Сурье . [ 18 ]

Возможно, Бруно упомянул в своем письме святого Мориса , покровителя рыцарства и вооруженной борьбы, потому что считал его христианским эквивалентом Сварожицы. [ 23 ]

Сварожиц-Радегаст

[ редактировать ]

Сварожиц, скорее всего, тождествен Радегасту , богу, упомянутому Адамом Бременским как главный бог Радогоста, где по более ранним источникам Сварожиц должен был быть главным богом, и, по Гельмольду , богу оботритов .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Научная транслитерация : Svarožic, IPA : [ˈsvarɔːʒiʦ]
  2. ^ В славянских языках звук г заменяется на звук Ж в производных и уменьшительных словах. Например:
    Russian : но г а́ ( no g á ) "leg" → но ж ка ( ž ka ) "small leg"
    Русский : god « бог» → преданность преданность « »
    Сербско-хорватский : bo g «бог» → Bo ž « Рождество ».
  3. Эта сказка была переведена на английский язык как «Как в поисках истины» как часть книги «Хорватские сказки давным-давно» . Переводчик дал персонажу имя «Розовый», а стихи перевел как «Маленький господин-Розовый яркий./ Принеси золотое Солнце, чтобы осветить нас; / Покажи себя, Розовый яркий,/ Лура-ла ,Лора-ля лежи!». [ 17 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Словарь Фасмера: Результат запроса» . Проверено 14 марта 2021 г.
  2. ^ Борисов 2014 , с. 14.
  3. ^ Шиевский 2003 , стр. 111.
  4. ^ Ivanov & Toporov 1980 .
  5. ^ Имя 2009 , с. 320-321.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 171.
  7. ^ Брюкнер 1985 , с. 135.
  8. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 66–67.
  9. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 71–72.
  10. ^ Ivanov & Toporov 2001 .
  11. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 71–73.
  12. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 373–374.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 175.
  14. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 18.
  15. ^ Перейти обратно: а б Шмитек 2010 , с. 195.
  16. ^ Перейти обратно: а б Их проблема — 2005 год .
  17. ^ Брлич-Мажуранич, Ивана. Хорватские рассказы давних времен . Перевод Фанни С. Коупленд. Нью-Йорк: Компания Фредерика А. Стокса. 1922. 13. [1]
  18. ^ Перейти обратно: а б с Название 2009 , с. 68, 320–321.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 109–112.
  20. ^ Ivanov & Toporov 1980 , p. 450–456.
  21. ^ Ваня 1990 , стр. 66.
  22. ^ Ловмяньский 1979 , стр. 95–96.
  23. ^ Гейстор 2006 , с. 170.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84a33cb52b623733e7a8c9fab9c8aae7__1705553280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/e7/84a33cb52b623733e7a8c9fab9c8aae7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Svarozhits - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)