Svarozhits
Svarozhits | |
---|---|
![]() Modern Slavic Rodnover temple of fire-Svarozhits in Krasotinka, Kaluga Oblast , Russia ( Kupala 2015 celebration) | |
Другие имена | Сварожич |
Главный культовый центр | Ретра |
Животные | Кабан ? |
Пол | Мужской |
Область | Европа |
Этническая группа | славяне |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | Dazhbog ? |
Эквиваленты | |
христианский эквивалент | Сен-Морис ? |
Индуистский эквивалент | Агни |
Svarozhits [ а ] ( Latin : Zuarasiz, Zuarasici, Old East Slavic : Сварожиць, Russian : Сварожиц), Svarozhich [ а ] (древневосточнославянский: Сварожичь, русский: Сварожич) — славянский бог огня, сын Сварога . Один из немногих панславянских богов. Он, скорее всего, идентичен Радегасту , реже отождествляется с Дажбогом .
Этимология
[ редактировать ]Теоним –ит Сварожиц от теонима Сварог с суффиксом , . –ич происходит [ б ] По мнению большинства ученых, Сварог связан со словом свар «ссориться», сварити «ссориться, спорить», а родственные слова — древнеанглийский andswaru (→ англ. ругаться ), древнескандинавский sverja «ругаться» или санскритский сварати (स्वरति ) «петь», «звучать», «хвалить». [ 1 ] Также было предложено сходство с древневерхненемецким gi-swerc «грозовые тучи», древнеанглийским sweorc «тьма, облако, туман», голландским zwerk «облако, облачное небо» и индийским svárgas «небеса». [ 1 ] Высказывалось также предположение, что Сварог может быть заимствованием из индоарийских языков , но славян и индоариев разделяло слишком большое пространство, чтобы они могли иметь прямой контакт. [ 1 ] [ 2 ]
Суффикс -its , -ich ( праславянское *-itj , *-iťь ) обычно считается отчеством суффикса, т.е. Сварожиц буквально означает «сын Сварога» (сравните польское pan «мастер» → паник «сын господина») . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Некоторые ученые, однако, полагают, что суффикс здесь выполняет уменьшительно-ласкательную функцию, и Сварожиц означает «молодой, маленький Сварог», подобно тому, как сербско-хорватский Джурджич – это не «сын Джурджо», а «маленький Джурджо», или доживший до XVIII век, Полабский буг и бюзац . [ 6 ] Александр Брюкнер ссылается на литовские используется уменьшительная форма dievaite молитвы, где вместо dieve (например, Perkune dievaite ). [ 7 ]
Источники
[ редактировать ]Полабские славяне
[ редактировать ]Сварожиц впервые появляется в тексте, касающемся полабских славян . Христианский в 1008 году пишет , монах Бруно Кверфуртский в письме королю Генриху II чтобы разорвать союз с язычником Велети , заключить мир с Болеславом I Храбрым и возобновить миссии по христианизации среди славян:
Мне, как спасённому благодатью царя, надлежит сказать так: «Правильно ли преследовать христианина и быть другом языческого народа? Что это за союз Христа и Велиала ? Что это за сравнение между светом и тенями? Как могут Сварожиц, дьявол, и ваш и наш главный из святых, Маврикий, стоять вместе? К какому фронту идут плечом к плечу Священное Копье и дьявольские знамена, питающиеся человеческой кровью? Не лучше ли было бы сохранить верность человека, чья помощь и совет могут быть приняты как дань уважения, и обратить языческий народ в христианство? Как бы мне хотелось иметь не врагом, а союзником того человека, о котором я говорю, старика Болеслава!» Возможно, вы ответите: «Я бы этого хотел». [ 8 ]
Латинский оригинальный текст
Генрих II продолжил свой союз с Велети, несмотря на критику со стороны духовенства. По этой причине около 1018 года епископ и летописец Титмар Мерзебургский , критикуя союз с язычниками, кратко описывает их религию в своей «Хронике» :
В стране редариев есть город под названием Ридегост ( Ретра ), который имеет три угла и по одной двери в каждой стене и окружен со всех сторон великим лесом, нетронутым и почитаемым местным населением. Две его двери открыты для входа всех. Третий, обращенный на восток и самый маленький, выходит на тропу, ведущую к ближайшему озеру, имеющему ужасный вид. В городе есть не более одного храма, искусно сделанного из дерева и опирающегося на фундамент, сделанный из рогов разных видов животных. Его внешние стены украшены превосходными резными изображениями богов и богинь; внутри стоят боги, сделанные рукой человека, каждый с начертанным своим именем, одетые в шлемы и доспехи, с ужасным видом; самого важного из них зовут Сварожич, и его почитают и поклоняются все язычники превыше всего. Знамена этих богов никогда не сдвигаются с этого места, если только они не нужны для военного похода, да и то только пешими воинами. [ 9 ]
Латинский оригинальный текст
Вепрь , вышедший из озера близ Радогощи позже в Летописи, возможно, имеет отношение к Сварожице. [ 10 ] Кабан в европейских культурах часто ассоциируется с огнем и солнцем.
Еще издревле передалось заблуждение, а именно: когда им грозит жестокое несчастье войны, из озера выходит огромный вепрь с белыми клыками и блестящий пеной и, валяясь в грязи в страшном волнении, показывает себя многим свидетелям.. [ 11 ]
Латинский оригинальный текст
Восточные славяне
[ редактировать ]Сварожиц появляется и у восточных славян в гомилетическом произведении из XII века «Проповеди любящего Христа» : «огню молятся, называя его Сварожичем», [ 6 ] и в проповеди святителя Иоанна Златоуста :
Мужчины, забывшие от пренебрежения страх Божий, отрекаясь от крещения, приближаются к идолам и начинают приносить жертвы грому и молнии, солнцу и луне и другим, Перуну , Хорсу , Вилию и Макоши , упырям и Берегиням. , которых называют трижды девять сестер. А другие верят в Сварожица и Артемиду, которым молятся невежественные люди. [ 12 ]
Ибн Русты К Сварожицам может относиться и труд «Книга драгоценных камней» : «Они все огнепоклонники и большинство сеют просо. Когда приходит время сбора урожая, они собирают просяное зерно на лопату, поднимают его к небу и говорят: « О Господь, Ты тот, кто обеспечивает нас, и у нас ничего не осталось». [ 13 ] Однако термин «огнепоклонники», встречающийся в арабских источниках, не всегда относится к огню как к божеству, а является арабским термином, обозначающим идолопоклонство . [ 14 ]
Южнославянский фольклор
[ редактировать ]В словенской Штирии был известен демон по имени Шваржич (Шваржич), что доказывает культ Сварожиц у южных славян . [ 15 ] В 1952 году хорватский этномузыколог Звонко Ловренчевич записал народную песню из деревни Циглена недалеко от Беловара , которую представила Катя Кунтин (род. 1868). Песню пели на Рождество в ее семье до 1980 года только дома, а не в церкви : [ 16 ]
|
|
Песня была известна и Иване Брлич-Мажуранич , которая уже в 1916 году поместила ее, в измененной ею форме ( » « Мой маленький Сварожич, золотое солнце, белый мир! ), в своей басне « Как Потье искал истину ». [ 16 ] [ с ]
Имена собственные
[ редактировать ]Деревня Вераче в Словении в архивных источниках также называлась Тбарашицберг или Сварожицкая гора ( словен . Сварожичев хриб ), но только с 1480 года. Торек возле Сеново в 1309 году назывался Твароч . [ 15 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Сварожиц трактуется как бог огня. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] В индоевропейской мифологии существует особое огненное божество, наделенное мужским полом и даже мужской потенцией, например Агни или Атар . Агни рождается зажженным Индрой от трения двух жерновов , Неба и Земли , что относится к огню как к результату полового акта, а Сварожиц — сын Сварога , которого часто трактуют и как бога неба, и как культуру. герой – кузнец, владеющий огнем. [ 19 ] : С этим мотивом связана куявская народная песня
На окраине Щирского поля
есть кузница на камне.
И в этой кузнице кует кузнец,
огонь никогда не погаснет. [ 19 ]
Некоторые исследователи также считают, что Сварожиц тождественен Дажбогу . [ 13 ] [ 21 ] В пользу этого говорит тот факт, что имя Сварожиц буквально означает «сын Сварога», а в « Первой летописи» , содержащей отрывок из славянского перевода « Летописи Иоанна Малалы» , Дажьбог изображен также как сын Сварога. [ 13 ] Кроме того, неизвестно, где перевод Хроники был сделан ; по мнению Генрика Ловмяньского , аргументом в пользу болгарского перевода Летописи является суффикс –its , –ich то, что в болгарском языке совершенно забыт , так что в болгарском языке Дажбог называется «сыном Сварога», а в других частях в славянстве его называют просто Сварожцем. [ 22 ] Однако общего согласия по поводу такого толкования нет, и в качестве аргумента против него приводится Проповедь святителя Иоанна Златоуста , в которой упоминаются и Сварожиц, и Дажьбог. [ 18 ] В таком случае оба бога были бы братьями, сыновьями Сварога, Сварожиц был бы эквивалентен Агни , а Дажбог был бы эквивалентен Сурье . [ 18 ]
Возможно, Бруно упомянул в своем письме святого Мориса , покровителя рыцарства и вооруженной борьбы, потому что считал его христианским эквивалентом Сварожицы. [ 23 ]
Сварожиц-Радегаст
[ редактировать ]Сварожиц, скорее всего, тождествен Радегасту , богу, упомянутому Адамом Бременским как главный бог Радогоста, где по более ранним источникам Сварожиц должен был быть главным богом, и, по Гельмольду , богу оботритов .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Научная транслитерация : Svarožic, IPA : [ˈsvarɔːʒiʦ]
- ^ В славянских языках звук г заменяется на звук Ж в производных и уменьшительных словах. Например:
Russian : но г а́ ( no g á ) "leg" → но ж ка ( nó ž ka ) "small leg"
Русский : god « бог» → преданность преданность « »
Сербско-хорватский : bo g «бог» → Bo ž ić « Рождество ». - ↑ Эта сказка была переведена на английский язык как «Как в поисках истины» как часть книги «Хорватские сказки давным-давно» . Переводчик дал персонажу имя «Розовый», а стихи перевел как «Маленький господин-Розовый яркий./ Принеси золотое Солнце, чтобы осветить нас; / Покажи себя, Розовый яркий,/ Лура-ла ,Лора-ля лежи!». [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Словарь Фасмера: Результат запроса» . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Борисов 2014 , с. 14.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 111.
- ^ Ivanov & Toporov 1980 .
- ^ Имя 2009 , с. 320-321.
- ^ Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 171.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 135.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 66–67.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 71–72.
- ^ Ivanov & Toporov 2001 .
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 71–73.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 373–374.
- ^ Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 175.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Шмитек 2010 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Их проблема — 2005 год .
- ^ Брлич-Мажуранич, Ивана. Хорватские рассказы давних времен . Перевод Фанни С. Коупленд. Нью-Йорк: Компания Фредерика А. Стокса. 1922. 13. [1]
- ^ Перейти обратно: а б с Название 2009 , с. 68, 320–321.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 109–112.
- ^ Ivanov & Toporov 1980 , p. 450–456.
- ^ Ваня 1990 , стр. 66.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 95–96.
- ^ Гейстор 2006 , с. 170.
Библиография
[ редактировать ]- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Тера, Михал (2009). Перун: Бог грома (на чешском языке). Красный Костелец: Павел Мерварт. ISBN 978-80-86818-82-5 .
- Ваня, Зденек (1990). Мир славянских богов и демонов (на чешском языке). Прага: Панорама. ISBN 80-7038-187-6 .
- Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-00033-3 .
- Иванов Вячеслав Всеволодович; Топоров, Владимир Николаевич (1980). Мифы народов мира. Энциклопедия (на русском языке). Том. 2. Москва: Советская энциклопедия.
- Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказания и поверья древних славян (на польском языке). Познань: Издательство РЕБИС. ISBN 978-83-7301-973-7 .
- Борисов, Константин Лео (2014). «Неиранское происхождение восточнославянского бога Хурсу/Хорса» . Студия Мифологика Славика . 17 :9–36. дои : 10.3986/sms.v17i0.1491 . ISSN 1581-128Х .
- Шмитек, Змаго (2010). «От старославянского Сварожича/Радогоста до словенского Кресника» . Studia Mythologica Славика (на словенском и английском языках). 13 : 187–197. дои : 10.3986/sms.v13i0.1647 . ISSN 1581-128Х .
- Иванов Вячеслав Всеволодович; Топоров, Владимир Николаевич (2001). Толстая Светлана Михайловна; Раденкович, Любинко (ред.). Славянская мифология: Энциклопедический словарь (на сербском языке). Белград: Книжный мир Zepter. стр. 484–485.
- Баюк, Лидия (2005). «Мой Санта Сварожич, лунай ле!». В Пинтариче, Ана (ред.). Материалы международной научной конференции «Золотые доги 6 - Жизнь и творчество Иваны Брлич-Мажуранич» (на хорватском языке). Осиек: Факультет философии Осиек. стр. 41–67. ISBN 953-6456-58-3 .