Чухайстер
![]() Иллюстрация Чухайстера | |
Группировка | Легендарные существа мужского пола |
---|---|
Подгруппа | Сказочный Дух Реликтовый гоминид |
Фольклор | Славянское язычество |
Впервые засвидетельствовано | В фольклоре |
Другое имя (а) | Ukrainian : Чугайстер |
Страна | Украина |
Область | Украинские Карпаты |
The Chuhaister ( Ukrainian : Чугайстер [ 1 ] ) — украинское божество-покровитель леса. Он специфичен для Украинских Карпат . Это фантастический образ в украинской мифологии , неизвестный другим славянским народам .
Описание
[ редактировать ]Его представляли веселым и обросшим черным или белым мехом и голубыми глазами. Он танцует, поет и охотится на мавков , которые заманивают молодых лесорубов и пастухов в пустыню и уничтожают их. Существовало поверье, что это был человек, которого прокляли колдуны, которому «доделали», т.е. дали повод. Иногда Чухайстер представляли в виде ветра или вихря. Говорили, что у него был веселый нрав, он любил танцевать и петь. Считалось, что чухайстер выслеживает женских духов (Мавкас, Повитрули опасных для людей ) и поедает их.
Для человека, по большинству представлений, чухайстер не опасен. Он любит сидеть у человеческого костра и поджаривать на нем пойманную Мавку. Иногда чухайстер вовлекает людей в безумный танец, которому не выдерживает обувь. Чугайстер занял свое место и в произведениях искусства на основе украинского фольклора.
Имена и этимология
[ редактировать ]Известен под следующими именами: чугайстер, чугайстыр, чугайстрын, очугайстер, чугай, лесной человек, лесной дед и просто дед ( Бойковщина ), полуночник ( Закарпатье ), роща ( Раховщина ), дедушка. Использование таких имен, как дедушка, вероятно, связано с табу на произнесение вслух имен демонов. Некоторые авторы пишут имя персонажа с большой буквы, считая его личностью. [ 2 ]
Наиболее известные имена Чухайстера включают следующие:
- Lisový cholovik ( Russian : лесной мужчина ) "Forest man" [ 3 ]
- Лисовый did ( Russian : лесной дед ) "Forest grandfather/forest old man"
- Nochnyk ( Ukrainian : ночник ) "Night Person"
- Hai ( Ukrainian : гай ) "Grove"
Достоверной этимологии названия нет. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] хотя некоторые современные исследователи [ ВОЗ? ] соединили первый элемент слова с праславянским корнем *чуга («засада, дозорный»), чуга [ какой это язык? ] (« Казачьи сторожевые вышки»), украинская чуга (карпатская национальная верхняя одежда), чугило. [ какой это язык? ] («течь в камне») и украинское диалектное слово из местности Негостина чуга («чучело»). Максим Анатольевич Ююкин, филолог, автор исторических романов, считает, что первая часть слова связана с праславянским корнем *чугати, означающим «появляться, выделяться, выделяться». Происхождение второй части (а)истер остается во многом невыясненным, хотя ряд исследователей [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] предположили, что оно происходит от украинского диалекта га́йстр , транслитерированного как haister, что означает аист. Существует также вероятность совершенно иностранного происхождения слова.
Распространение мифа и исследование образа
[ редактировать ]Легенды о Чугайстере известны только в Украинских Карпатах , наибольшее распространение они получили на Гуцульщине . Слово Чухайстер не встречается в исторических памятниках. Б. В. Кобылянский предположил, что мифологический персонаж и его имя возникли непосредственно в юго-западных говорах украинского языка в связи с появлением в XVII–XVIII вв. лесных отшельников из молдавско-буковинских монастырей.
О Чухайстере мало фольклорных записей и научных публикаций. В начале XX века появились сочинения В. Я. Шухевича в его «Гуцульщине» (Львов, 1899–1908) и А. И. Онищука в труде «Материалы для гуцульской демонологии» (Львов, 1909) и упоминание В. Гнатюка в работа «Остатки дохристианского религиозного мировоззрения наших предков» (Львов, 1912), затем пара статей И. А. Панкевича в книге «Украинские говоры Подкарпатской Руси и соседних областей» ( Прага , 1938). Со второй половины 1980-х годов было опубликовано еще несколько записей, в том числе С. Г. Пушик в статье «Чухайстер: мифический персонаж карпатской народной поэзии» ( Киев , 1994). Информацию о чугаистах можно найти в словаре «Гуцульская мифология. Этнолингвистический словарь» ( Львов , 2002) Н.В. Хобзея. [ 10 ] Образ популяризировал М. М. Коцюбинский в «Тенях забытых предков», где чугаист воспитан как добрый и веселый житель карпатских лесов, защитник людей от обезьян. По мнению С. Г. Пушика, первоначальные представления об этом мифическом персонаже были искажены сказителями, в частности, в детской литературе. [ 11 ]
Появление
[ редактировать ]
По легенде, Чухайстер когда-то был обычным человеком. Он сделал что-то очень плохое своему соседу и проклял его жить в лесу всю оставшуюся жизнь и не иметь возможности умереть. Под властью проклятия Чухайстер покинул родной дом и отправился прочь. С тех пор он бродит один по темным густым лесам и диким горным вершинам летом и зимой, и никто не может причинить ему вреда – ни человек, ни зверь. С годами его одежда износилась, и теперь Чухайстер ходит голым. У него длинные волосы и белая борода, тело покрыто белым или черным мехом, поэтому узнать в нем человека очень сложно. Обычно Чухайстера представляли великаном: здоровым, ростом с ель – от двух до семи метров. Есть указания на то, что у него голубые или лягушачьи глаза, что он беззуб и шепеляв, что у него на ногах или даже копытах когти. Иногда Чухайстера описывали как одетого в белую одежду. Существуют легенды, согласно которым лесной человек всего один, или что чухайстерами стали семь братьев, или что чухайстеров всего три или четыре. [ 12 ]
Его также можно было представить как маленького духа, который плывет в виде сильного ветра или вихря и срывает лес. Признаками присутствия чухайстера могли служить ветер, дождь, гром, град и аномальное движение луны по небу. Чтобы вызвать град, лесной человек замораживает озеро, затем измельчает лед на куски и поднимает их вверх, неся куда хочет.
Считалось, что лесной человек всегда живет в лесу и не показывает себя на полях и в деревнях, потому что воздух там ему «не сладок». Активен преимущественно ночью. По некоторым поверьям, у лесного дедушки есть собственное хозяйство. Однако никаких записей о его семье нет. К его услугам лесные животные, например, лиса и волк идут за водой. Часто считалось, что чухайстеры обладали веселым нравом и любили танцевать, петь и играть на флейте. Говорили также, что он быстро бегает на одной ноге или может оторвать ногу и рубить ею дрова. Спит он, свернувшись клубочком, или в чаще, или в сухих листьях и ветках, или возле костра, оставленного людьми. В последнем случае его можно представить в виде змееподобного существа, обвившегося колесом вокруг огня. [ 13 ]
По народным поверьям, чухайстер охотится на лесных русалоподобных женских духов (лесных девиц): мяукалок, повитрулей , лесных ведьм, лисовий, красных, чертей. Зная, по каким тропам они идут, он прячется в листьях и ждет появления своей жертвы. Когда она проходит мимо, он выскакивает, хватает ее и разрывает пополам (наступая на одну ногу и тяну другую), а затем съедает. По некоторым гуцульским представлениям, когда лесной человек преследует свои жертвы, его сопровождает сильный ветер. Чухайстер приходит в ярость, если его жертва пытается убежать и спрятаться, его громкий голос эхом разносится сквозь завывания бури в верхушках деревьев. Пытаясь спрятаться, мавки могут забежать в спальни и даже попросить людей спрятать их от преследователя, но чухайстер догоняет их и там. Под стать повитрули лесной человек мог превратиться в волка, ведь волков они не боятся. Иногда в лесу можно услышать, как плачет убитая повитруля. По одному из объяснений, лесной человек охотится на повитрули, потому что они высмеивают его, изображая его крик – от этого и возникает лесное эхо. Охотясь на лесных девиц, чухайстеры предотвращают вред, который они могут причинить людям, особенно мужчинам, работающим в лесу. Существовало мнение, что если бы не Чухайстер, «красные» размножились бы настолько, что истребили бы людей. Функция ловли и терзания лесных ведьм в Карпатах также приписывалась упырям и диким людям. [ 14 ]
Привычки
[ редактировать ]
Чухайстер помогает людям в лесу и в горах. По народным поверьям, Чухайстер дружелюбен к людям, любит с ними разговаривать, греться у костра. [ 15 ] Встретив в лесу живую душу, Чухайстер не станет причинять им вреда, а вежливо пригласит потанцевать, играя на своей флейте. У Чухайстера есть много особенностей, которые делают его похожим на ветер. Он может появиться в виде ветра или вихря. Подобно ветру, Чухайстер может залезть в дымоход и петь там песни. Он танцует как вихрь, очень быстро. Танец Чухайстера губителен для простых людей, он настолько быстр, что его не выдержит никакая обувь. Однако Чухайстер может наградить и хорошего танцора. Во время танца Чухайстер шепеляво поет: «Люди играют и поют друг с другом, а мы такие-то!» (Запись С. Пушика). Именно эта шепелявость заставляет думать, что Чухайстер принадлежит к потусторонним существам. Очень старый, иногда беззубый, он может быть не в состоянии произнести все звуки.
С другой стороны, привязанность Чухайстера к людям, его охранительная функция (уничтожение мавкасов) указывают на то, что он может быть предком, защищающим лесорубов и охотников от плена. Кулиш и бануш приносятся в жертву Чухайстеру, учитывая отсутствие у него зубов. Часто говорят, что Чухайстер «одноногий». Он, как и Баба-Яга, может оторвать себе протез – и колоть им дрова. В чухайстерском лесу нельзя свистеть или кричать, чтобы не вызвать Лесного Человека. Все это признаки существ «нижнего мира»: одноногость или хромота, а также призыв свистом – их признаки.
Чухайстер и люди
[ редактировать ]
Обычно указывается, что чухайстер не опасен для людей и даже относится к ним с сочувствием, приветствует при встрече и призывает не бояться его. Он любит погреться, поговорить с кем-нибудь и покурить трубку у искусственного костра в лесу или поджарить на нем пойманных мавок, проткнув их палкой, как вертелом. Зимой, чтобы согреться, Чухайстер мог залезть в дымоход и там петь ветру. Одна история рассказывает о пастухе, который проснулся ночью и увидел Чухайстера у своего камина. Будучи человеком опытным, он ударил обухом топора вниз по полу перед Чухайстером, приобретя таким образом власть над ним, и приказал ему сесть на лезвие топора, схватил его мизинцами и не отпускал, пока Чухайстер не сказал ему о завтрашнем нападении медведей и волков на пастушеское стадо. В другом рассказе Чухайстер завлек лесоруба в бешеный танец, скандируя при этом слова: «Люди играют и поют, и мы сами говорим то-то и то-то!» Натанцевавшись вдоволь, он отпустил испуганного человека, потерявшего в танце свои новые сапоги; в то время как другой человек не мог выдержать быстрого темпа танца чухайстера и либо погибал, либо был выброшен, например, в реку.
В селе Быстрец Ивано-Франковской области считалось, что Чугайстер пасет своих коз и коз людей на пастбищах Гагжинской полонины . Там также верили, что чухайстер покровительствует мастерам. Карпатские лесорубы оставили Чухайстера в жертву, зная о его высоком росте и беззубости, с кулишским супом и кашей из бануша. Их исчезновение рассматривалось как доказательство прихода чухайстеров и уничтожения ими нечисти в колыбели. Пастухи обратились к леснику, предварительно помолившись Богу, чтобы он не поразил скот градом, для этого пастухи положили соль с куском хлеба в ткань на перекрестке.
В другой сказке Чухайстер преподал хороший урок хозяину, который был несправедлив по отношению к своему слуге, позволив медведю напасть на хозяина, так что тот потерял всю свою одежду, убегая. Другая легенда рассказывает о женщине, которая не могла зачать ребенка и пришла за помощью к дедушке Чухайстеру, чтобы он подарил ей двух дочерей, но они не могли жить отдельно – у одной не было рук, а другая была слепа, поэтому они выручали друг друга, таким образом символизируя как умственный, так и физический труд. Чухайстер мог помочь заблудившемуся человеку выбраться из леса. [ 16 ]
Гуцулы верили, что если лесной человек видит ночью в избе огонь, он идет прямо к нему и зовет: «Иди, иди, иди!». Но ответить ему, как и всем духам, невозможно, потому что ответ связывает мир человеческий с миром духов; ответивший лесной человек может «запутать» (то есть наслать на него болезнь) или задушить. Лесной человек сам зайдет в люльку и проверит, достаточно ли воды в ведрах палочками, которыми разжигают огонь и помешивают кулиш. Если ему все нравится, то он сядет на пенек перед костром, приговаривая «Ой, я здесь согреюсь…», и будет задавать спящим разные вопросы, например: «Эй, а вы спит?», опять же, на них отвечать не нужно. Если ему что-то не нравится, он может начать пугать стадо, бить градом. Если в доме не было водопровода, чугайстер мог взять ребенка с собой (С. Г. Пушик предполагает, чтобы уберечь его от возможного пожара).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шнуренко, Т. В. (2014-07-01). "ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ РУБАШКИ КАРПАТСКОГО РЕГИОНА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЭТНОГРАФИЯ" . Вестник КНУКиМ. Серия «Искусствоведение» (30): 138–145. doi : 10.31866/2410-1176.30.2014.159838 . ISSN 2616-4183 .
- ^ 100 naĭvidomishykh obraziv ukraïnsʹkoï mifolohiï . Olena Talanchuk, Виктории︠a︡. Завадчанка. Киев. 2002. ISBN 966-96200-0-7 . OCLC 52773500 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ "Электронная библиотека "Культура Украины" " . elib.nlu.org.ua. Retrieved 2022-10-04 .
- ^ Шалак, Оксана Ивановна (2002). 100 известнейших образов in украинской мифологии [ Russian ]. Орфей. ISBN 966-96200-0-7 .
- ^ Хобсей, Наталия Василиевна (2002). Гуцульская мифология. Ethnolinguistic dictionary Этнолингвистический словарь [ Hutsul mythology: ] (in Russian). Lviv: Институт украиноведения имени И. Крипьякевича НАН Украины. ISBN 966-02-2299-8 .
- ^ Yuyukin, Maxim Anatolyevich (2018). Этимология карпатскоукраинского мифонима Чугайстер [ Etymology of the Carpathian-Ukrainian Mythonym Chugaister ] (in Russian). Studia Mythologica Slavica. ISSN 1408-6271 .
- ^ Yuyukin, Maxim Anatolyevich (2018). Этимология карпатскоукраинского мифонима Чугайстер [ Etymology of the Carpathian-Ukrainian Mythonym Chugaister ] (in Russian). Studia Mythologica Slavica. ISSN 1408-6271 .
- ^ Pushik, Stepan Grogorievich (1994). народной поэзии : мифический персонаж Чугайстер Карпат . Народное творчество и этнография. ISSN 0130-6936 .
- ^ Жайворонок, Витали Викторович (2006). Чугайстер // - Знаки украинской этнокультуры: Словарь справочник. Доверие.
- ^ Дмитрук, I. (2010). "Мифологические представления гуцулов в этнографических исследованиях кон. ХIХ-ХХ вв . " Народоведческие тетради (5–6): 700–706. ISSN 1028-5091 .
- ^ Языкознание (in Russian). Научное мнение. 1980.
- ^ Slavi︠a︡nskiĭ i balkanskiĭ folʹklor. Verovanii︠a︡, tekst, ritual . Nikita Tolstoĭ, Institut slavi︠a︡novedenii︠a︡ i balkanistiki. Moskva. 1994. ISBN 5-02-011499-5 . OCLC 31498334 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ "Чугайстер - Украинская мифология" . 2015-02-24. Archived from the original on 2015-02-24 . Retrieved 2022-10-04 .
- ^ "В кого верили наши предки – бестиарий по-украински – Чугайстер помогает людям в лесу и в горах, черт соблазняет девушек в виде паныча, нищета приводят к страшной бедности, а от зла спасает только хитрость | СЕГОДНЯ" . 2015-02-24. Archived from the original on 2015-02-24 . Retrieved 2022-10-04 .
- ^ . 24 февраля 2015 г. https://web.archive.org/web/20150224214656/http://www.svit.in.ua/kny/voropaj/znn_t2.pdf . Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2015 г. Проверено 4 октября 2022 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Демоны въ народномъ вѣрованіи. Demons in folk belief // Russian word. – 1940. – No. 180. – P. 3.