Jump to content

Чухайстер

Чухайстер
Иллюстрация Чухайстера
Группировка Легендарные существа мужского пола
Подгруппа Сказочный
Дух
Реликтовый гоминид
Фольклор Славянское язычество
Впервые засвидетельствовано В фольклоре
Другое имя (а) Ukrainian : Чугайстер
Страна Украина
Область Украинские Карпаты

The Chuhaister ( Ukrainian : Чугайстер [ 1 ] ) — украинское божество-покровитель леса. Он специфичен для Украинских Карпат . Это фантастический образ в украинской мифологии , неизвестный другим славянским народам .

Описание

[ редактировать ]

Его представляли веселым и обросшим черным или белым мехом и голубыми глазами. Он танцует, поет и охотится на мавков , которые заманивают молодых лесорубов и пастухов в пустыню и уничтожают их. Существовало поверье, что это был человек, которого прокляли колдуны, которому «доделали», т.е. дали повод. Иногда Чухайстер представляли в виде ветра или вихря. Говорили, что у него был веселый нрав, он любил танцевать и петь. Считалось, что чухайстер выслеживает женских духов (Мавкас, Повитрули опасных для людей ) и поедает их.

Для человека, по большинству представлений, чухайстер не опасен. Он любит сидеть у человеческого костра и поджаривать на нем пойманную Мавку. Иногда чухайстер вовлекает людей в безумный танец, которому не выдерживает обувь. Чугайстер занял свое место и в произведениях искусства на основе украинского фольклора.

Имена и этимология

[ редактировать ]
Довбушанка Ридж

Известен под следующими именами: чугайстер, чугайстыр, чугайстрын, очугайстер, чугай, лесной человек, лесной дед и просто дед ( Бойковщина ), полуночник ( Закарпатье ), роща ( Раховщина ), дедушка. Использование таких имен, как дедушка, вероятно, связано с табу на произнесение вслух имен демонов. Некоторые авторы пишут имя персонажа с большой буквы, считая его личностью. [ 2 ]

Наиболее известные имена Чухайстера включают следующие:

  • Lisový cholovik ( Russian : лесной мужчина ) "Forest man" [ 3 ]
  • Лисовый did ( Russian : лесной дед ) "Forest grandfather/forest old man"
  • Nochnyk ( Ukrainian : ночник ) "Night Person"
  • Hai ( Ukrainian : гай ) "Grove"

Достоверной этимологии названия нет. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] хотя некоторые современные исследователи [ ВОЗ? ] соединили первый элемент слова с праславянским корнем *чуга («засада, дозорный»), чуга [ какой это язык? ] Казачьи сторожевые вышки»), украинская чуга (карпатская национальная верхняя одежда), чугило. [ какой это язык? ] («течь в камне») и украинское диалектное слово из местности Негостина чуга («чучело»). Максим Анатольевич Ююкин, филолог, автор исторических романов, считает, что первая часть слова связана с праславянским корнем *чугати, означающим «появляться, выделяться, выделяться». Происхождение второй части (а)истер остается во многом невыясненным, хотя ряд исследователей [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] предположили, что оно происходит от украинского диалекта га́йстр , транслитерированного как haister, что означает аист. Существует также вероятность совершенно иностранного происхождения слова.

Распространение мифа и исследование образа

[ редактировать ]

Легенды о Чугайстере известны только в Украинских Карпатах , наибольшее распространение они получили на Гуцульщине . Слово Чухайстер не встречается в исторических памятниках. Б. В. Кобылянский предположил, что мифологический персонаж и его имя возникли непосредственно в юго-западных говорах украинского языка в связи с появлением в XVII–XVIII вв. лесных отшельников из молдавско-буковинских монастырей.

О Чухайстере мало фольклорных записей и научных публикаций. В начале XX века появились сочинения В. Я. Шухевича в его «Гуцульщине» (Львов, 1899–1908) и А. И. Онищука в труде «Материалы для гуцульской демонологии» (Львов, 1909) и упоминание В. Гнатюка в работа «Остатки дохристианского религиозного мировоззрения наших предков» (Львов, 1912), затем пара статей И. А. Панкевича в книге «Украинские говоры Подкарпатской Руси и соседних областей» ( Прага , 1938). Со второй половины 1980-х годов было опубликовано еще несколько записей, в том числе С. Г. Пушик в статье «Чухайстер: мифический персонаж карпатской народной поэзии» ( Киев , 1994). Информацию о чугаистах можно найти в словаре «Гуцульская мифология. Этнолингвистический словарь» ( Львов , 2002) Н.В. Хобзея. [ 10 ] Образ популяризировал М. М. Коцюбинский в «Тенях забытых предков», где чугаист воспитан как добрый и веселый житель карпатских лесов, защитник людей от обезьян. По мнению С. Г. Пушика, первоначальные представления об этом мифическом персонаже были искажены сказителями, в частности, в детской литературе. [ 11 ]

Появление

[ редактировать ]
Вид с Яблуницкого перевала на Восточные Карпаты.

По легенде, Чухайстер когда-то был обычным человеком. Он сделал что-то очень плохое своему соседу и проклял его жить в лесу всю оставшуюся жизнь и не иметь возможности умереть. Под властью проклятия Чухайстер покинул родной дом и отправился прочь. С тех пор он бродит один по темным густым лесам и диким горным вершинам летом и зимой, и никто не может причинить ему вреда – ни человек, ни зверь. С годами его одежда износилась, и теперь Чухайстер ходит голым. У него длинные волосы и белая борода, тело покрыто белым или черным мехом, поэтому узнать в нем человека очень сложно. Обычно Чухайстера представляли великаном: здоровым, ростом с ель – от двух до семи метров. Есть указания на то, что у него голубые или лягушачьи глаза, что он беззуб и шепеляв, что у него на ногах или даже копытах когти. Иногда Чухайстера описывали как одетого в белую одежду. Существуют легенды, согласно которым лесной человек всего один, или что чухайстерами стали семь братьев, или что чухайстеров всего три или четыре. [ 12 ]

Его также можно было представить как маленького духа, который плывет в виде сильного ветра или вихря и срывает лес. Признаками присутствия чухайстера могли служить ветер, дождь, гром, град и аномальное движение луны по небу. Чтобы вызвать град, лесной человек замораживает озеро, затем измельчает лед на куски и поднимает их вверх, неся куда хочет.

Считалось, что лесной человек всегда живет в лесу и не показывает себя на полях и в деревнях, потому что воздух там ему «не сладок». Активен преимущественно ночью. По некоторым поверьям, у лесного дедушки есть собственное хозяйство. Однако никаких записей о его семье нет. К его услугам лесные животные, например, лиса и волк идут за водой. Часто считалось, что чухайстеры обладали веселым нравом и любили танцевать, петь и играть на флейте. Говорили также, что он быстро бегает на одной ноге или может оторвать ногу и рубить ею дрова. Спит он, свернувшись клубочком, или в чаще, или в сухих листьях и ветках, или возле костра, оставленного людьми. В последнем случае его можно представить в виде змееподобного существа, обвившегося колесом вокруг огня. [ 13 ]

По народным поверьям, чухайстер охотится на лесных русалоподобных женских духов (лесных девиц): мяукалок, повитрулей , лесных ведьм, лисовий, красных, чертей. Зная, по каким тропам они идут, он прячется в листьях и ждет появления своей жертвы. Когда она проходит мимо, он выскакивает, хватает ее и разрывает пополам (наступая на одну ногу и тяну другую), а затем съедает. По некоторым гуцульским представлениям, когда лесной человек преследует свои жертвы, его сопровождает сильный ветер. Чухайстер приходит в ярость, если его жертва пытается убежать и спрятаться, его громкий голос эхом разносится сквозь завывания бури в верхушках деревьев. Пытаясь спрятаться, мавки могут забежать в спальни и даже попросить людей спрятать их от преследователя, но чухайстер догоняет их и там. Под стать повитрули лесной человек мог превратиться в волка, ведь волков они не боятся. Иногда в лесу можно услышать, как плачет убитая повитруля. По одному из объяснений, лесной человек охотится на повитрули, потому что они высмеивают его, изображая его крик – от этого и возникает лесное эхо. Охотясь на лесных девиц, чухайстеры предотвращают вред, который они могут причинить людям, особенно мужчинам, работающим в лесу. Существовало мнение, что если бы не Чухайстер, «красные» размножились бы настолько, что истребили бы людей. Функция ловли и терзания лесных ведьм в Карпатах также приписывалась упырям и диким людям. [ 14 ]

Привычки

[ редактировать ]
Дземброня и Смотрич Горы , Карпаты , Украина

Чухайстер помогает людям в лесу и в горах. По народным поверьям, Чухайстер дружелюбен к людям, любит с ними разговаривать, греться у костра. [ 15 ] Встретив в лесу живую душу, Чухайстер не станет причинять им вреда, а вежливо пригласит потанцевать, играя на своей флейте. У Чухайстера есть много особенностей, которые делают его похожим на ветер. Он может появиться в виде ветра или вихря. Подобно ветру, Чухайстер может залезть в дымоход и петь там песни. Он танцует как вихрь, очень быстро. Танец Чухайстера губителен для простых людей, он настолько быстр, что его не выдержит никакая обувь. Однако Чухайстер может наградить и хорошего танцора. Во время танца Чухайстер шепеляво поет: «Люди играют и поют друг с другом, а мы такие-то!» (Запись С. Пушика). Именно эта шепелявость заставляет думать, что Чухайстер принадлежит к потусторонним существам. Очень старый, иногда беззубый, он может быть не в состоянии произнести все звуки.

С другой стороны, привязанность Чухайстера к людям, его охранительная функция (уничтожение мавкасов) указывают на то, что он может быть предком, защищающим лесорубов и охотников от плена. Кулиш и бануш приносятся в жертву Чухайстеру, учитывая отсутствие у него зубов. Часто говорят, что Чухайстер «одноногий». Он, как и Баба-Яга, может оторвать себе протез – и колоть им дрова. В чухайстерском лесу нельзя свистеть или кричать, чтобы не вызвать Лесного Человека. Все это признаки существ «нижнего мира»: одноногость или хромота, а также призыв свистом – их признаки.

Чухайстер и люди

[ редактировать ]
Гуцулы (украинские горцы Восточных Карпат ) из Верховинского (бывшего Жабье) района южной части Ивано-Франковской области (губернии), западной Украины . Начало 1930-х годов.

Обычно указывается, что чухайстер не опасен для людей и даже относится к ним с сочувствием, приветствует при встрече и призывает не бояться его. Он любит погреться, поговорить с кем-нибудь и покурить трубку у искусственного костра в лесу или поджарить на нем пойманных мавок, проткнув их палкой, как вертелом. Зимой, чтобы согреться, Чухайстер мог залезть в дымоход и там петь ветру. Одна история рассказывает о пастухе, который проснулся ночью и увидел Чухайстера у своего камина. Будучи человеком опытным, он ударил обухом топора вниз по полу перед Чухайстером, приобретя таким образом власть над ним, и приказал ему сесть на лезвие топора, схватил его мизинцами и не отпускал, пока Чухайстер не сказал ему о завтрашнем нападении медведей и волков на пастушеское стадо. В другом рассказе Чухайстер завлек лесоруба в бешеный танец, скандируя при этом слова: «Люди играют и поют, и мы сами говорим то-то и то-то!» Натанцевавшись вдоволь, он отпустил испуганного человека, потерявшего в танце свои новые сапоги; в то время как другой человек не мог выдержать быстрого темпа танца чухайстера и либо погибал, либо был выброшен, например, в реку.

В селе Быстрец Ивано-Франковской области считалось, что Чугайстер пасет своих коз и коз людей на пастбищах Гагжинской полонины . Там также верили, что чухайстер покровительствует мастерам. Карпатские лесорубы оставили Чухайстера в жертву, зная о его высоком росте и беззубости, с кулишским супом и кашей из бануша. Их исчезновение рассматривалось как доказательство прихода чухайстеров и уничтожения ими нечисти в колыбели. Пастухи обратились к леснику, предварительно помолившись Богу, чтобы он не поразил скот градом, для этого пастухи положили соль с куском хлеба в ткань на перекрестке.

В другой сказке Чухайстер преподал хороший урок хозяину, который был несправедлив по отношению к своему слуге, позволив медведю напасть на хозяина, так что тот потерял всю свою одежду, убегая. Другая легенда рассказывает о женщине, которая не могла зачать ребенка и пришла за помощью к дедушке Чухайстеру, чтобы он подарил ей двух дочерей, но они не могли жить отдельно – у одной не было рук, а другая была слепа, поэтому они выручали друг друга, таким образом символизируя как умственный, так и физический труд. Чухайстер мог помочь заблудившемуся человеку выбраться из леса. [ 16 ]

Гуцулы верили, что если лесной человек видит ночью в избе огонь, он идет прямо к нему и зовет: «Иди, иди, иди!». Но ответить ему, как и всем духам, невозможно, потому что ответ связывает мир человеческий с миром духов; ответивший лесной человек может «запутать» (то есть наслать на него болезнь) или задушить. Лесной человек сам зайдет в люльку и проверит, достаточно ли воды в ведрах палочками, которыми разжигают огонь и помешивают кулиш. Если ему все нравится, то он сядет на пенек перед костром, приговаривая «Ой, я здесь согреюсь…», и будет задавать спящим разные вопросы, например: «Эй, а вы спит?», опять же, на них отвечать не нужно. Если ему что-то не нравится, он может начать пугать стадо, бить градом. Если в доме не было водопровода, чугайстер мог взять ребенка с собой (С. Г. Пушик предполагает, чтобы уберечь его от возможного пожара).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шнуренко, Т. В. (2014-07-01). "ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ РУБАШКИ КАРПАТСКОГО РЕГИОНА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЭТНОГРАФИЯ" . Вестник КНУКиМ. Серия «Искусствоведение» (30): 138–145. doi : 10.31866/2410-1176.30.2014.159838 . ISSN   2616-4183 .
  2. ^ 100 naĭvidomishykh obraziv ukraïnsʹkoï mifolohiï . Olena Talanchuk, Виктории︠a︡. Завадчанка. Киев. 2002. ISBN  966-96200-0-7 . OCLC   52773500 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ "Электронная библиотека "Культура Украины" " . elib.nlu.org.ua. ​Retrieved 2022-10-04 .
  4. ^ Шалак, Оксана Ивановна (2002). 100 известнейших образов in украинской мифологии [ Russian ]. Орфей. ISBN  966-96200-0-7 .
  5. ^ Хобсей, Наталия Василиевна (2002). Гуцульская мифология. Ethnolinguistic dictionary Этнолингвистический словарь [ Hutsul mythology: ] (in Russian). Lviv: Институт украиноведения имени И. Крипьякевича НАН Украины. ISBN  966-02-2299-8 .
  6. ^ Yuyukin, Maxim Anatolyevich (2018). Этимология карпатскоукраинского мифонима Чугайстер [ Etymology of the Carpathian-Ukrainian Mythonym Chugaister ] (in Russian). Studia Mythologica Slavica. ISSN  1408-6271 .
  7. ^ Yuyukin, Maxim Anatolyevich (2018). Этимология карпатскоукраинского мифонима Чугайстер [ Etymology of the Carpathian-Ukrainian Mythonym Chugaister ] (in Russian). Studia Mythologica Slavica. ISSN  1408-6271 .
  8. ^ Pushik, Stepan Grogorievich (1994). народной поэзии : мифический персонаж Чугайстер Карпат . Народное творчество и этнография. ISSN   0130-6936 .
  9. ^ Жайворонок, Витали Викторович (2006). Чугайстер // - Знаки украинской этнокультуры: Словарь справочник. Доверие.
  10. ^ Дмитрук, I. (2010). "Мифологические представления гуцулов в этнографических исследованиях кон. ХIХ-ХХ вв . " Народоведческие тетради (5–6): 700–706. ISSN   1028-5091 .
  11. ^ Языкознание (in Russian). Научное мнение. 1980.
  12. ^ Slavi︠a︡nskiĭ i balkanskiĭ folʹklor. Verovanii︠a︡, tekst, ritual . Nikita Tolstoĭ, Institut slavi︠a︡novedenii︠a︡ i balkanistiki. Moskva. 1994. ISBN  5-02-011499-5 . OCLC   31498334 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  13. ^ "Чугайстер - Украинская мифология" . 2015-02-24. Archived from the original on 2015-02-24 . Retrieved 2022-10-04 .
  14. ^ "В кого верили наши предки – бестиарий по-украински – Чугайстер помогает людям в лесу и в горах, черт соблазняет девушек в виде паныча, нищета приводят к страшной бедности, а от зла ​​спасает только хитрость | СЕГОДНЯ" . 2015-02-24. Archived from the original on 2015-02-24 . Retrieved 2022-10-04 .
  15. ^ . 24 февраля 2015 г. https://web.archive.org/web/20150224214656/http://www.svit.in.ua/kny/voropaj/znn_t2.pdf . Архивировано из оригинала (PDF) 24 февраля 2015 г. Проверено 4 октября 2022 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  16. ^ Демоны въ народномъ вѣрованіи. Demons in folk belief // Russian word. – 1940. – No. 180. – P. 3.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a586d0664afb1d7dc1df4912d5db57da__1722151860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/da/a586d0664afb1d7dc1df4912d5db57da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chuhaister - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)