Дохристианская славянская письменность
Дохристианская славянская письменность — это гипотетическая система письма, которая, возможно, использовалась славянами до христианизации и введения глаголицы и кириллицы . Никаких сохранившихся свидетельств дохристианской славянской письменности не существует, но раннеславянские формы письменности или протописьма, возможно, упоминались в нескольких раннего средневековья источниках .
Свидетельства из ранней историографии
[ редактировать ]- Болгарский 9 век. [1] писатель Черноризец Храбарь в своем произведении «Счет о буквах» ( церковнославянский : О писмєньхъ , О писмениху ) кратко упоминает, что славяне, прежде чем стать христианами, использовали систему, которую он в некоторых окрестил «штрихами и надрезами» или «счетами и зарисовками». переводы ( старославянский : чръты и рѣзы , чруты и резы ). В своей книге он также предоставил информацию, важную для славянской палеографии .
Раньше славяне не имели своих книг, а считали и гадали посредством штрихов и надрезов, будучи язычниками. Став христианами, им приходилось обходиться употреблением римских и греческих букв без порядка [бессистемно], но как можно хорошо писать [славянски] греческими буквами... [примечание 1] и так было в течение многих лет.
— [2]
- Другой источник того времени, Титмар из Мерзебурга , описывая храм Ретры , заметил, что на идолах там были вырезаны имена («singulis nominibus insculptis», Хроникон 6:23). [3]
- В главе III « Жития Кирилла» описывается, как Кирилл во время своего путешествия в Корсунь (современный Херсон ) нашел две христианские книги, написанные «русскими буквами». Эта поездка предшествует миссии Кирилла в Моравию, описанной в главе IV « Жития Кирилла» . [4]
При этом Философ [Кирилл] нашел Евангелие и Молитвослов, написанные русскими буквами, и нашел человека, говорившего на этом языке. И он поговорил с этим человеком и понял значение этого языка, сопоставив различия в гласных и согласных с различиями в своем родном языке. И, молясь Богу, он вскоре смог читать и говорить на этом языке. И многие этому удивлялись, прославляя Бога.
- Жизнь Кирилла, Глава III
Свидетельства археологии
[ редактировать ]- В 1897 году русский археолог Василий Городцов раскопал небольшой глиняный горшок высотой 15 см, находившийся в славянском захоронении в селе Алеканово Рязанской области , Россия. [5] На горшке имелась группа нерасшифрованных знаков , датированных Городцовым X–XI веками нашей эры. Через год Городцов обнаружил подобные символы на черепках также в Алеканово. [6]
Полная запись – Алекановская надпись .
- В 1949 году России была найдена керченская в Гнездово Смоленской области амфора , содержащая, возможно, самую раннюю надпись на древневосточном славянском языке . [7] Амфора была найдена в могиле скандинавского купца, торговавшего с Востоком. [8] Экскаватор прочитал надпись, состоящую из одного слова, как кириллицу «горухща» ( goruhšča ), предполагая, что она обозначала горчицу . хранившуюся там [9] Это объяснение не было общепринятым, и надпись, похоже, открыта для разных интерпретаций. [10] Другие ученые прочитали кажущуюся комбинацию букв «хщ» как «N», что привело к транскрипции как «горуна», которая могла быть либо кириллицей, либо греческой буквой и которая могла представлять собой арабское имя Харун с притяжательным суффиксом (амфора Харуна). [8] Надпись датируется началом X века. [11] что позволяет предположить неожиданную до сих пор популярность кириллицы в дохристианской Руси . Различные источники доказывают, что славянское и норвежское население Руси имело торговые связи с мусульманским и азиатским миром. [12]
- В 2021 году были опубликованы новые археологические свидетельства раннего появления письменности среди славянского населения. кость крупного рогатого скота, датированная 585–640 годами нашей эры, с рунами германского Старшего Футарка была обнаружена В 2017 году в поселении пражской культуры недалеко от Бржецлава в Чехии . Надпись не содержит узнаваемых слов ни на славянском, ни на каком-либо другом языке, но, по-видимому, представляет собой попытку составления абзаца . Возможно, руны были выгравированы людьми германского происхождения, оставшимися в этом регионе после ухода лангобардов , или же руны могли быть выгравированы славянином. В любом случае находка свидетельствует о прямом взаимодействии славянских и германских этнолингвистических групп. Если рунические знания были переданы от германских народов славянам, это должно было произойти в Центральной Европе, судя по форме рун, или же они могли сохраниться в регионе в результате преемственности населения между лангобардами и славянами. [13]
Доказательства против
[ редактировать ]В «Житии Кирилла» , Ростислав князь Моравский, отправил посольство в Константинополь с просьбой к императору Михаилу III прислать к славянам Великой Моравии ученых мужей , которые, будучи уже крещеными, пожелали иметь литургию на своем родном языке, а не на латыни. и греч. Император позвал Константина и спросил, выполнит ли он эту задачу, несмотря на слабое здоровье. Константин ответил, что он с радостью поедет в Великую Моравию и будет обучать их, лишь бы у славян был свой алфавит, на котором можно было бы писать на своем языке, на что император ответил, что даже его дед и отец и тем более он не смогли найти никаких доказательств такого алфавита. Константин был в смятении и беспокоился, что, если он изобретет для них алфавит, его назовут еретиком.
Соберите же сборник призыва Константина Философа, сотворите и услышьте слово его. И речь: В'м'т'тридна сюшта, Философ, н'потр'ба'ст'тебе' тамо ити; сеѩ бо рѣчи не может' ни в ком исправить ꙗскин тꙑ. Философ ответил: И попробуй с болью, с радостью пойти туда, аште имѣѭт' бѹкви в' ѩзꙑк его. И речь Цать к нѥмѹ: Дѣдъ мой и отец и ини м'ноджи искав'ше того, не сѫть того обрѣли, то как азъ могѫ обрѣсти? Философ говорит: Кто сможет написать разговоры о воде и научить их?
- Житие Кирилла, глава XIV
По мнению Алексея Карпова, этот текст является более поздней вставкой в летописи, и его подлинность подвергается сомнению. [14]
Псевдонаучные идеи
[ редактировать ]Тема «древнеславянской письменности», в том числе «славянских рун», популярна в псевдоистории (народной истории) и псевдолингвистических сочинениях. [15] [16] Многие надписи, как традиционно считавшиеся в ряду славянской докирилической письменности, так и других культур ( этрусские тексты или Фестский диск ), неоднократно дилетантски «расшифровывались» как русские и славянские, не опираясь на научные данные. Такие чтения предложил Геннадий Гриневич, [17] Валерий Чудинов и другие.
Российская императрица Екатерина Великая интересовалась древней славянской историей и считала топонимию Испании, Франции, Шотландии, Индии и Америки «славянской». По ее мнению, ранние короли Франции и Испании были славянами по происхождению, а этрусские и рунические памятники связаны с «древнеславянской письменностью». Тогда ей пришла в голову мысль, что славяне трижды завоевали Европу от Дона до Швеции и Англии. [18]
Идею о связях славян с этрусками поддержали Себастьяно Чампи, Тадеуш Воланский и Александр Чертков. Русский педагог Егор Классен (1795-1862) видел славян во многих регионах и эпохах, начиная с античности и включая этрусков, и отождествлял санскрит со славянским языком. Он утверждал, что уже четыре тысячи лет назад венеты были грамотными, а все рунические письмена были славянскими. [17]
связана и идея древнеславянской письменности в ее псевдоисторической интерпретации С арийским мифом . [17] Гвидо фон Лист , последователь немецкого националистического движения völkisch. [19] и основатель арманизма , утверждал, что германские народы, или « арийцы », имели письменность задолго до христианства. По его мнению, руны содержат в себе зашифрованный тайный смысл, открывающийся только посвященным. Нацистский теоретик Герман Вирт , сравнивая доисторические рисунки и орнаменты, увидел в них следы первобытной письменности. Это, по его мнению, доказывало существование древней «атланто-нордической культуры», созданной «атланто-нордической расой» и распространявшейся волнами из Арктики.
В 1920-е годы в Германии получили распространение оккультные идеи. Рудольф Йохан Горслебен, пропагандировавший «арийский» мистицизм и идею превосходства «арийцев» над другими расами, был приверженцем магии рун и считал их «проводниками тонких энергий». Одним из его помощников был будущий нацистский расовый теоретик Ганс Ф. К. Гюнтер . [17]
Арийский миф распространился и в славянском неоязычестве (родноверии) , по многим направлениям которого славяне считаются ближайшими потомками «ариев» или отождествляются с ними. Эти «славяно-арии», по мнению неоязычников, были создателями древнейшей или одной из древнейших цивилизаций, передавших свои знания и достижения, в том числе письменность, другим народам. Под такой письменностью можно понимать якобы существующие «славянские руны». [17] или "буквица" [20] (исторически слово «буквица» имеет другое значение — синоним инициала ) . Распространено мнение, что кириллица не была создана на основе греческого алфавита, а произошла от какого-то исконно славянского алфавита. Отсутствие дохристианской литературы объясняется уничтожением всего этого имущества евреями или христианами. [17]
Среди русских эмигрантов распространилось представление, что древнейшим «арийским» народом являются «русы». Эмигрант Юрий Миролюбов писал о существовании русов в палеолите , когда они сильно пострадали от нашествия неандертальцев. В 1950-е годы он опубликовал « Книгу Велеса» , предположительно написанную дохристианским алфавитом. Миролюбов утверждал, что славянская письменность легла в основу латинской и греческой, а также скандинавских рун.
Один из основоположников современного российского неоязычества Валерий Емельянов в своей книге «Десионизация » (1979) писал о великой русской древней цивилизации «ариев- венетов », имевшей богатую письменность и культуру и ставшей родоначальницей всех цивилизаций. . [17]
В популярном в советское время романе Первозданная Русь» Валентина Иванова « (1961), экранизированном в 1985 году, упоминаются «таблички и записи о рождении», то есть указание на дохристианскую письменность славян. [21]
В конце 1970-х годов учитель-эзотерик А. Ф. Шубин-Абрамов, «академик» самопровозглашенной «Российской академии наук, искусств и культуры» в 1992 году, написал о древнеславянском алфавите и, по его словам, [17] «носитель родовой памяти» и «Хранитель тайных знаний посвященных», [15] представитель своего рода блюстителей «истинно русской буквы». Это «древнее русское общеязычное письмо» состоит из 147 знаков, ему 7500 лет. [17] По мнению автора, буквы в произведениях классиков и древних текстах не «плоские», а пространственно определенные. В прошлом человечество якобы умело читать пространственную письменность, но затем люди деградировали. [15]
«Всеязыковое Письмо» содержало колоссальные «Ведические знания» и было дано людям Творцом, или «Учителями». Шубин-Абрамов и его последователи рассматривают каждый символ этого письма как имеющий обширное «идеологическое значение» («многомерный материализующийся предмет»), любое русское слово — как аббревиатуру, носитель сложной зашифрованной информации, «раскрытие» которой дает фразы, наделенные «глубочайшим смыслом». Шубин-Абрамов придал слову «Русь» всеобъемлющее значение: «объединяющее и осмысляющее начало всех видов Материи, восходящей в Космосы, которые становятся Вселенными».
В такой перспективе Земля рассматривается как «частинка Общеязычной Руси», ее творение, «Киевская Русь» — «название Планеты по ее первоначальной столице». Шубин-Абрамов назвал «человеческую систему жизни» «арийской». Он утверждал, что люди обладали немыслимыми знаниями и способностями, когда появились на Земле, но со временем утратили их, в том числе и большую часть своих букв.
Эта деградация – «обрезание» – произошла по велению «злых сил» – «оккупантов-евреев». Он считал, что для «возрождения Отечества» необходимо вернуться к первоначальному алфавиту и восстать против «евреев». [17] Неоязыческая концепция «общеязычной грамотности» популяризируется в трудах ряда авторов. [15] Некоторые российские неоязычники пользуются календарем, составленным Шубиным-Абрамовым, в котором на основе принципов общеязыковой грамотности объясняются многие термины и дается представление о самом учении. [17]
В начале 1980-х годов московский геолог Геннадий Гриневич утверждал, что читал различные надписи, найденные на территории Руси. [17] которые не имеют общепринятого прочтения или не всегда считаются собственно надписями. Гриневич принял в качестве рабочей гипотезы предположение о слоговой природе гипотетической дохристианской славянской письменности («письменность штрихов и надрезов»). Затем он попробовал теми же методами расшифровать надписи других систем письменности. Это привело его к мысли о письменности «славян, которой они пользовались задолго до создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки». [15]
Гриневич отнес древнейшую критскую письменность ( Линейное письмо А ) к протославянам. Тогда он якобы смог прочитать надпись на Фестском диске XVIII века до нашей эры, найденном на Крите. Там, по его мнению, были зафиксированы жалобы беженцев из «племени русичей», которые были вынуждены покинуть родную «Русюнию» и переселиться на Крит. При поддержке индолога Натальи Гусевой Гриневич опубликовал свои «открытия» в газете «Советская Россия» .
Славяне, по мнению Гриневича, имели письменность с V тыс. до н. э. (он имеет в виду найденные в Румынии Тартарийские таблички IV тыс. до н. э. с пиктографическими знаками). Славянская культура якобы стала основой многих других древних культур, а славянская письменность стала основой всех других систем письменности. У Гриневича есть несколько последователей, которые «читают» различные тексты как старославянские. Идеи Гриневича подхватил краснодарский писатель Алексей Трехлебов (Ведагор), близкий к инглизму . Трехлебов называл Гриневича «лингвистом» и «расшифровщиком» и утверждал, что «открытие» «древнейшей славянской письменности» якобы получило поддержку в науке, а ученые назвали эту письменность «славянской руной». [17]
В конце 1980-х годов бывший геолог и моряк А. С. Иванченко писал, что славяне, или «русские», изобрели фонетическое письмо. «Русская» культура якобы превзошла древнюю Месопотамию. От них алфавит получили все остальные народы, начиная с этрусков и троянцев. По мнению Иванченко, слова русского языка являются аббревиатурами и имеют глубочайший смысл. [22]
В 1990-е годы омский эзотерик Александр Хиневич создал инглизм — неоязыческое учение, сочетающее в себе эзотерику, неонацизм и радикальное родноверие . [23] [17] Инглисты утверждают, что разные человеческие расы, включая «белую расу», происходят из разных созвездий. [17] Инглисты создали несколько алфавитов, которыми, по их словам, «славяне и арийцы» пользовались на протяжении тысячелетий. Каждый знак имеет не только фонетическое, но и смысловое значение (образ).
Многие слова русского языка инглисты интерпретируют как аббревиатуры: например, под полное полное чистогоъ , очищение телесъ сотворяша очищение постом понимается «полное очищение собственного тела творца» (рус. собственных телес сотворяша ). . [15] Учение инглистов изложено в Славяно-Арийских Ведах — фальсификации, представленной как перевод древнего «Славяно-Арийского» писания, древнейшая часть которого якобы была создана 40 000 лет назад. [23] Славяно -Арийские Веды были написаны самим Хиневичем. [24] [25]
В. Пайк, украинец-канадец , доказывал безусловную автохтонность украинцев, их широкое расселение в Малой Азии и Европе в древности, а также приоритет украинского языка, письменности и религии над другими индоевропейскими и многими не- Индоевропейские традиции. [26]
Идею древних языческих писаний, якобы сохранившихся у «раскольников-старообрядцев», в художественную литературу привнесли Сергей Алексеев и Юрий Сергеев. Славяне, по мнению Алексеева, являются наследниками «ариев», вышедших из Гипербореи . По словам Алексеева, славянские рукописи были уничтожены христианскими священниками.
Писатель Юрий Никитин в своих произведениях представлял русских как основу, на которой формировались все остальные народы. Он считал финикийцев «чистейшими русами», создавшими древнейшую письменность в мире. выпустил книгу для старшеклассников Писатель Владимир Щербаков через издательство «Просвещение» , в которой развивал идеи о взаимоотношениях русских с этрусками и фракийцами и славянами-венетами, жившими когда-то от Индии до Западной Европы и давшими местным жителям Народная письменность и государственность. [17]
Украинский литературный критик Борис Яценко разделял идею существования и автохтонности древнего «украинского алфавита», первичного по сравнению с западносемитским (ханаанским) алфавитом из левантийской и греческой и латинской письменностей. По его мнению, в раннем железном веке , если не раньше, в Центральной Европе жил «один славянский народ — украинцы». [17]
В 1997—2001 годах фольклорный писатель Валерий Демин, автор в жанре фольклорной истории, организовал любительскую экспедицию «Гиперборея» на Кольский полуостров . Члены экспедиции сообщили об обнаружении следов древней «арийской» цивилизации, в том числе «древних знаков, похожих на письмо друидов», или «рун», о древнейшем «огамическом письме». Однако Демин и его последователи не опубликовали никаких документальных подтверждений этих открытий. Одиночные фотографии участников экспедиции демонстрируют различные природные геологические образования. «Насечки» на скалах, интерпретируемые как «алфавитные знаки» древнейшей палеолитической письменности, оказались выемками, оставленными геологами. [17]
Неоязыческий писатель Александр Асов , популяризатор «Книги Велеса», считает ее кладовой памяти, охватывающей события последних 20 тысяч лет. Он создал свою версию происхождения и дохристианской истории славян, которых отождествляет с « белой расой » и с «арийцами», выходцами из Гипербореи. [17] Во многих своих изданиях «Книги Велеса» Асов дополнял ее текст рядом других произведений, таких как « Славяно-русские Веды» — «реконструированные» Асовым «Песни о птице Гамаюн» и «Книга Коляды» и псевдоязыческие тексты, изданные фальсификатор Александр Сулакадзев начала XIX века, такие как «Книга Ярилина» и «Тризна Боянова». [27]
Вопреки мнению ученых, сложившемуся еще со времен Сулакадзева, Асов считает их не поддельными, а подлинными сочинениями, предлагая свое прочтение и перевод. «Песни птицы Гамаюн» представляют собой «своего рода авторскую стилизацию, в основе которой лежит псевдореконструкция гипотетической «узловой письменности» древних славян, отождествляемой составителями сборника [Русских Вед] с легендарными «штрихи и порезы». [28]
С 1990-х по начало 2020-х годов философ Валерий Чуднев развивал идею о сверхъестественной природе «древнеславянской буквицы», якобы открытой им. Чудинов был последователем Геннадия Гриневича. [15] который в 2005 году возглавил Институт старославянской письменности и древнеевразийской цивилизации Российской академии естественных наук (РАЕН). [29]
Чудинов «открыл» систему слогового письма, которую назвал «руницей» или « Макоши рунами ». Помимо «древнерусских надписей», которых Чудинов нашел в большом количестве, он нашел «надписи» на многих других предметах, в том числе на палеолитических памятниках, связывающих появление «руницы» с началом среднего палеолита . Другой тип письма, выделенный Чудиновым, он называет « Рода рунами ». Эта алфавитная письменность якобы произошла от «руницы» в середине среднего палеолита и очень близка к современному русскому алфавиту.
Чудинов нашел «руны Рода» и «руны Макоши» на массе изображений, по фотографиям палеолитических пещер и современным рисункам. [15] фотографиям поверхности Солнца и других космических объектов. [30] Почти все эти «надписи» являются, по терминологии Чудинова, «неявными». «Методы» выявления и чтения «неявных надписей», используемые Чудиновым, включают в себя рассмотрение не самих предметов, а их фотографий или зарисовок из книг с одновременным увеличением размера изображения, усилением его контрастности, инвертированием цветов для поиска в мелких штрихах и тенях. сходство с «буквицей». [15] [31] По мнению Чудинова, только он умел пользоваться этим методом.
Свою находку надписей на фотографиях поверхности Земли и других небесных тел Чудинов объяснил наличием крупных искусственных образований — так называемых геоглифов (а также «селеноглифов», «ареоглифов» и «гелиоглифов»). Надписи на фоне фотографий автор объяснил проявлением « тонкого мира ». [15] Чудинов утверждал, что первой цивилизацией в истории была «Славянская ведическая цивилизация», и многие народы, в том числе и этруски, [32] по сути были русскими. [33]
Идею о происхождении славян от «ариев» («древних арийцев») популяризировал писатель-сатирик Михаил Задорнов . Он поделился идеями о славянском языке, этрусской письменности и « критском диске ». Не делая различия между этрусскими надписями и «Книгой Велеса», Задорнов утверждал, что этруски писали «на табличках». Посетив раскопки трипольских поселений на Украине, он связал трипольскую культуру со славянством. По его словам, он нашел там «штрихи и порезы», свидетельствующие о том, что шесть тысяч лет назад «у нас была письменность». Он также утверждал о существовании славянских «рунических знаков» эпохи мезолита под Мурманском . [17]
Распространенным сконструированным «славянским» алфавитом является «буквица», предположительно лежащая в основе русского языка и представляющая собой алфавит из 49 букв в виде таблицы 7х7 (7 — сакральное число). Утверждается, что каждая буква этого алфавита и слоги двух букв содержат в себе определенный образ, скрытый смысл. Из этих образов-букв в русском языке созданы все слова; зная образы, можно раскрыть истинное значение любого слова. Смыслы этих изображений максимально размыты, а значит, под ними можно подвести любое слово.
Буквица — это модифицированная кириллица с добавлением нескольких символов из других алфавитов и произвольных названий и интерпретаций букв. Его сторонники не приводят никаких доказательств подлинности этого алфавита. Идея буквицы, как и других подобных алфавитов, предполагает, что людям пришлось изобрести «язык букв», прежде чем составлять из них слова, то есть создать письменность, построенную на образах, о которых они еще не умеют говорить. Буквица изображена на памятнике Кириллу и Мефодию перед Сургутским университетом: на памятнике изображены святые, указывающие на свиток с буквицей. [20]
Полагая, что нашла дохристианскую славянскую надпись, автор Галина Котова попыталась расшифровать перевернутую эпитафию с еврейского надгробия, написанную на иврите в 1920 году. Котова написала подробную статью о «расшифровке» этой «славянской» надписи. [34]
В нескольких «документальных» программах Игоря Прокопенко и Олега Шишкина на российском федеральном телеканале РЕН ТВ (2013, 2014, 2016, 2017 и др.) популяризируются псевдоисторические неоязыческие идеи, в том числе о происхождении славян из Арии», древние дохристианские славянские «рунические книги» (Книга Велеса, Боянов гимн, Книга Коляды), и сокрытие всего этого «официальной наукой». [35]
Сноски
[ редактировать ]- ^ В этом месте приведены одиннадцать примеров славянских слов, таких как живѣтъ /živět/ "жизнь", которые вряд ли можно записать неадаптированными римскими или греческими буквами (т.е. без диакритических знаков ). меняющих свое звуковое значение
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Черноризец Храбар (IX-X век)» (на болгарском языке).
- ^ «Староцерковнославянский текст « Сведения о письмах »» (на русском языке). 13 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 г.
- ^ «Титмарус Мерзебургенсис» (на немецком языке).
- ^ https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81% D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0 %BB%D0%B0)_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B0
- ^ Городцов В. А. «Заметка о глиняном сосуде с загадочными знаками» // Археологические известия и заметки, т. V, № 12, М., 1897.
- ^ Городцов В. А. «Заметка о загадочных знаках на обломках глиняной посуды» // Археологические известия и заметки. 11-12. М., 1898. стр. 370. б).
- ^ Тихомиров М.Н.; Авдусин, Д.А. (1950). «Старейшая русская надпись» . Вестник Академии наук . 4 : 71–79.
- ^ Jump up to: а б Шенкер, Александр М. (1989). «Гнездовская надпись в ее историко-лингвистическом контексте» . Русское языкознание . 13 (3): 207–220. дои : 10.1007/BF02527971 . ISSN 0304-3487 . JSTOR 40160257 . S2CID 170189577 .
- ^ The Great Soviet Encyclopaedia , 2nd ed. Article "Гнездовская надпись".
- ^ Роман Якобсон , Линда Р. Во, Стивен Руди. Вклад в сравнительную мифологию . Вальтер де Грютер, 1985. Страница 333.
- ^ Последние монеты, найденные в том же захоронении, относятся к 295 году хиджры , то есть к 906–907 годам нашей эры.
- ^ «На северной ветви Великого шелкового пути: блюдо из селадона из раскопок Великого Новгорода | Шелковый путь» . edspace.american.edu . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Махачек, Иржи; Недома, Роберт; Дреслер, Питер; Шульц, Электра; Лагоник, Элиас; Джонсон, Стивен М.; Канякова, Людмила; Сламова, Алена; Ламас, Бастьен; Вегманн, Дэниел; Хофманова, Зузана (01 марта 2021 г.). «Руны из Лани (Чехия) — древнейшая надпись среди славян. Новый стандарт междисциплинарного анализа рунических костей» . Журнал археологической науки . 127 : 105333. Бибкод : 2021JArSc.127j5333M . дои : 10.1016/j.jas.2021.105333 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Алексей Карпов (2009). Сказки русской летописи . Москва: Молодая Гвардия. ISBN 978-5-235-03224-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Полиниченко 2012 .
- ^ Бесков 2019 , с. 225-253.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Шнирельманн 2015 .
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 103, том. 1.
- ^ Гудрик-Кларк 2004 .
- ^ Jump up to: а б Гурьянова 2020 .
- ^ Бесков 2016 .
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 372, том. 1.
- ^ Jump up to: а б Айтамурто 2007 .
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 301-302.
- ^ Gaidukov & Skachkova 2019 .
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 128, том. 1.
- ^ Куда уходят мастера народной истории? Часть 5 (на русском языке) // Среда обитания.
- ^ Sobolev 2002 , p. 88.
- ^ О проекте (на русском языке). Институт старославянской письменности и древнеевразийской цивилизации.
- ^ Yakovlev 2011 .
- ^ Эрлихман 2008 .
- ^ Валерий Чудинов Вернем этрусков на Русь (на русском языке). Москва: Поколение , 2006.
- ^ Moroz 2005 , p. 215.
- ^ Гурьянова 2023 .
- ^ Бесков 2017 .
Источники
[ редактировать ]- Айтамурто, Каарина (2007). «Русское родноверие: переговоры об индивидуальном традиционализме» . Международная конференция 2007 года. Глобализация, иммиграция и изменения в религиозных движениях. 7—9 июня 2007 г. Бордо, Франция. ЦСНУР .
- Бесков, Андрей (2016). «Воспоминания о восточнославянском язычестве в современной русской культуре (статья вторая)» . Коллоквиум Гептапломеры (на русском языке) (3): 6–24. ISSN 2312-1696 .
- Бесков, Андрей (2017). «Воспоминания о восточнославянском язычестве в современной русской культуре (статья третья)» . Коллоквиум Гептапломеры (на русском языке) (4): 7–19. ISSN 2312-1696 .
- ——— (2019). « Славянские руны» на российских экранах: репрезентация неоязыческого мифа» . ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики (на русском языке) (3): 225–253. дои : 10.23951/2312-7899-2019-3-225-253 . S2CID 212991985 .
- Эрлихман, Вадим (2008). «Микроскоп по истории» . Родина (на русском языке) (5).
- Гайдуков, Алексей ; Скачкова, Е. Ю. (2019). «Одежда и сакральные знаки в представлениях современных родноверов (на основе социологических исследований)» . Знаки и знаковые системы народной культуры - 2019. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 29—30 ноября 2019 г. СПб: Смольный институт Российской академии образования. стр. 282–293. ISBN 978-5-9676-1155-1 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2004). Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию: Ариософы Австрии и Германии, 1890-1935 (на русском языке). Москва: Эксмо . п. 576. ИСБН 5-87849-161-3 .
- Гурьянова Светлана (25.03.2020). "Бог Ра, этруски и буквица. Разоблачение основных мифов о русском языке" (на русском языке). Правмир.
- ——— (2023). «Лекция «Мифы о славянской письменности» » (на русском языке). Библиотека «Научка», Москва: Культурно-просветительский центр «Архе».
- Мороз, Евгений (2005). «Неоязычество в России». Верховский, Александр (ред.). Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям: (сборник статей) (PDF) (на русском языке). Москва: Центр «Сова» . стр. 196–225. ISBN 5-98418-005-7 .
- Полиниченко, Дмитрий (2012). «Неоязычество и любительская лингвистика в современной России» (PDF) . ( Язык и культура на русском языке) (12).
- Шнирельманн, Виктор (2015). Арийский миф в современном мире . Новое литературное обозрение. ISBN 9785444804223 .
- Соболев, Николай (2002). «Разрушительность фальсификаций древнерусской литературы» (PDF) . Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2 (8): 88. ISSN 2071-9590 .
- Яковлев, СВ (2011). « Чудеса науки или чудачество во имя науки?» . Бюллетень «В защиту науки» (на русском языке) (8).