Valery Yemelyanov
Valery Nikolayevich Yemelyanov | |
---|---|
Валерий Николаевич Емельянов | |
Рожденный | |
Умер | 9 мая 1999 г. | ( 69 лет
Другие имена | Велемир ( русский : Велемир ) |
Гражданство | советский , русский |
Образование | Кандидат экономических наук (защитил диссертацию в Высшей партийной школе) |
Альма-матер | восточных языков Институт МГУ |
Род занятий | преподаватель Института иностранных языков Мориса Тореза , Высшей партийной школы и других университетов; один из основоположников русского неоязычества |
Политическая партия | КПСС , Память (член), Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ), «Память» (основатель) |
Движение | Славянское неоязычество , антисемитизм |
Валерий Николаевич Емельянов мая 24 и ( 1929 — 9 мая 1999) — советско-российский арабист и общественный деятель, преподаватель арабского языка иврита , кандидат экономических наук . Один из основоположников русского неоязычества , [1] представитель «первой волны» российского неоязыческого движения , [2] создатель псевдоисторической концепции древней цивилизации « ариев - венетов », автор антисемитских идей. Он был основателем и председателем Всемирного антисионистского и антимасонского фронта (ВАСАМФ) «Память» (неоязыческое крыло крайне правого «Память» ). общества [3] и автор книг «Деционизация». [4] и еврейский нацизм и азиатский способ производства .
Жизнь
[ редактировать ]Емельянов окончил МГУ Институт восточных языков . Он работал помощником Никиты Хрущева по делам Ближнего Востока. [5]
В 1963 году ему предъявили иск за плагиат в докторской диссертации. диссертация. [6] После отставки Хрущева в 1967 году защитил диссертацию в Высшей партийной школе при ЦК КПСС , после чего преподавал политэкономию , арабский язык и иврит в Институте иностранных языков Мориса Тореза , Высшей партийной школе и других университетах и работал переводчиком. [5] [7]
Хорошее знание арабского языка и особенностей службы позволило Емельянову получить обширные контакты в арабском мире, в том числе с самыми высокопоставленными чиновниками. Из этих источников он почерпнул свое понимание « сионизма ». [5] Будучи лектором Московского горкома партии в начале 1970-х годов, Емельянов призывал к «разоблачению» «иудео -масонского заговора ». [8]
Емельянов был автором одного из первых манифестов русского неоязычества — анонимного письма под названием «Критические заметки русского человека о патриотическом журнале «Вече», опубликованного в 1973 году. После появления заметок журнал был ликвидирован в 1974 г., а ее редактор В. Осипов был арестован. [9]
В 1970-е годы Емельянов написал книгу «Десионизация» , впервые опубликованную в 1979 году на арабском языке в Сирии в газете «Аль-Баас» по поручению президента Сирии Хафеза Асада . фотокопия этой книги, якобы выпущенная Организацией освобождения Палестины В то же время в Москве распространялась в Париже. Среди иллюстраций к этой книге были репродукции картин Константина Васильева на тему борьбы русских богатырей со злыми силами и прежде всего картина «Илья Муромец побеждает христианскую чуму», ставшая с тех пор популярной среди неоязычников. . [10]
Основная идея этого объемного и эклектичного труда состоит в том, что «истинная» история человечества — это скрытая от глаз обывателя борьба между язычниками и выродившимися «сионистскими» евреями. Также вкратце пересказывалось содержание Велесовой книги и основы неоязычества. В книге изложена версия теории иудео-масонского заговора. По мнению Емельянова, заговор «сионистов» и «масонов» был создан Соломоном с целью захватить власть над всем миром к 2000 году; в Храме Соломона якобы поклонялись дьяволу и приносили человеческие жертвы . [11] Книга была переведена и издана в Израиле и ряде европейских стран как пример современного советского антисемитизма . [12]
Распространение идей, изложенных Емельяновым в «Десионизации» и на лекциях в «Обществе «Знание» в начале 1970-х годов, вызвало международный протест, заявленный американским сенатором Джейкобом Джавитсом послу СССР в США Анатолию Добрынину в 1973 году. [11] после чего его лекции были прекращены. [10]
Экспертом книги выступил Евгений Евсеев. Несмотря на то, что он был одним из интеллектуальных лидеров русских националистов , он считал книгу антисоветской и антисемитской. [13]
В 1977 году Емельянов направил в ЦК КПСС меморандум, в котором утверждал, что все советские евреи были «сионистскими агентами». В связи с этим он потребовал введения обязательного курса «научного антисионизма и антимасонства» в школах, университетах и армии, создания научного института по изучению «сионизма» и «масонства» под руководством ЦК КПСС и т.д. [7]
В 1977–1978 годах Емельянов участвовал в деятельности «антисионистского кружка», на базе которого участники планировали создать Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) «Память». Кружком руководил Евгений Евсеев, племянник секретаря ЦК КПСС Бориса Пономарева . Позже, в 1979–1980 годах, по примеру кружка было создано Общество любителей книг при Министерстве авиационной промышленности, которое в 1982 году стало Обществом «Память». [14]
Семен Резник считает, что Емельянов был автором антисемитской статьи в журнале «Москва» , опубликованной в 1979 году под псевдонимом И. Бестужев. В этой статье, в частности, утверждалось, что иудаизм проповедует ненависть к неевреям и выступает за убийство лучших из них. [15]
Емельянов начал обвинять в «сионизме» широкий круг людей, включая правящую элиту во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым . В 1980 году он пытался распространить экземпляры «Дезионизации» среди членов Политбюро ЦК КПСС и его секретариата. [14] По итогам разбирательств в Комиссии партийного контроля Емельянов был исключен из КПСС и отстранен от работы. Формальным основанием послужило нарушение партийной дисциплины – публикация книги за границей. [11] « Краткая еврейская энциклопедия» связывает высылку с тем, что Емельянов назвал Леонида Брежнева «сионистом». [7]
10 апреля 1980 года Емельянов был арестован по обвинению в убийстве и расчленении жены топором, предан суду, признан невменяемым с диагнозом шизофрения и помещен в Ленинградскую психиатрическую больницу на шесть лет. [11] [13] [14] Александр Дугин проходил по этому делу свидетелем. Емельянов вышел на свободу в 1986 году.
Выйдя из психиатрической больницы в 1986 году, Емельянов вступил в общество «Память Дмитрия Васильева» . [16] Емельянова «Десионизация» А.М. Иванова (Скуратова) и «Христианская чума» были «классическими произведениями» в обществе. [5] Емельянов расстался с Васильевым по идеологическим соображениям: Васильев считал, что «сионисты» уничтожают христианство в России, а Емельянов считал, что христианство было навязано России «сионистами». [16]
В конце 1987 года Емельянов основал Всемирный антисионистский и антимасонский фронт (ВАСАМФ) «Память». [17] [18]
С конца 1989 года Емельянов стал открытым приверженцем неоязычества. Вместе с клубом славяно-горицкой борьбы Александра Белова он создал Московскую языческую общину, первую неоязыческую общину в Москве, и принял неоязыческое имя Велемир. В 1990 году Белов исключил Емельянова и его сторонников, в том числе Алексея Добровольского (Доброслава) , из сообщества за политический радикализм. [19]
В 1991 году Емельянов стал одним из основателей Славянского собора. [20] В 1992 году он объявил себя «председателем Всемирного русского правительства», однако в начале 1990-х годов членами его организации были всего несколько десятков человек, имевших в Москве свой боевой спортивный клуб. [21] Предполагается, что их деятельность финансировали арабские страны. [22]
Во второй половине 1990-х годов Емельянов выступал за восстановление монархии в России, возглавляемой « династией Сталина внука Сталина, полковника в отставке Евгения Джугашвили », и предлагал правителем . В 1990-е годы Емельянов преподавал в Академии бронетанковых войск .
К концу жизни Емельянов ушел со сцены как политический деятель. В 1997 году вместе с небольшим числом последователей он присоединился к небольшому Российскому национально-освободительному движению (РНОД) А.М. Аратова и стал главным редактором газеты «Русская правда». [21]
Взгляды и мысли
[ редактировать ]В письме "Критические заметки россиянина о патриотическом журнале "Вече"" (1973) Емельянов обвинил журнал в уступках "международному сионизму", который "страшнее фашистской чумы". Он назвал христианство и ислам «дочерними предприятиями иудаизма», созданными для подчинения человечества евреям. Он утверждал, что «христианство вообще и православие в частности... созданы именно для того, чтобы стереть все оригинальное и национальное, превратить всех, кто их исповедует, в безродных космополитов ». Автор призвал россиян вернуться к древней вере в славянских языческих богов и «покончить с православием как предбанником еврейского рабства». [9] Автор объявил большевиков единственной силой, способной спасти мир от «сионистского заговора». [23]
В «Десионизации» (1970-е) Емельянов писал о великой русской дохристианской цивилизации, создавшей богатую письменность и культуру. Подобно другим неоязыческим авторам Валерию Скурлатову и Владимиру Щербакову, он широко ссылался на Велесову книгу, якобы сохранившую остатки истинно русского мировоззрения, составлявшего «душу народа ». Древних арийцев , пришедших в Индию, он называл «арийцами-венетами», принесшими в Индостан «нашу идеологию, сохранившуюся в основе индуизма и йоги». «Арии-венети» некоторое время господствовали и в Восточном Средиземноморье, дав ему название , мнению Емельянова, означает «Выжженный стан Палестина что, по » . Чтобы изобразить создателями алфавита «венетов», а не семитов, автор отнес к ним финикийцев.
«Славяно-русы», или «венеты», заселили всю континентальную Европу и Скандинавию вплоть до земель германцев. «Единственные автохтоны Европы — это венеты и балтийские арии», тогда как кельты и германцы якобы пришли из глубин Азии. «Венеты» составляли «костяк арийского языкового субстрата» и были главными хранителями «общеарийской» идеологии. Чистота языка и идеологии сохранилась лишь «на просторах от Новгорода до Черного моря», где дольше всего сохранялась идея «троицы трёх триединых троиц»: Прав-Явь-Навь , Сварог-Перун- Световид, Душа-Плоть-Сила. На этой земле царил золотой век – «не существовало понятия зла», русские жили в гармонии с природой, не знали слепого послушания Богу, не имели ни святилищ, ни священников. Женщины-йоги несли в себе «оккультную силу», якобы вообще свойственную «арийцам». [24]
Емельянов изобразил евреев дикарями, переселившимися в «арийскую» Палестину и присвоившими себе «арийское» культурное наследие. Сам язык евреев якобы развивался под сильным «арийским» влиянием. «Диким евреям» удалось завоевать земли «славных арийцев» не военной силой и доблестью, а благодаря преступным действиям египетских и месопотамских жрецов, боявшихся «великого народа Роса или Руси», который жил в Малой Азии и Палестине:
Чтобы уничтожить эту угрозу, жрецы древности уже давно вынашивают и воспитывают устойчивый криминальный генотип гибридного характера, созданный в течение многих столетий путем скрещивания древних профессиональных династий криминального мира черной, желтой и белой рас.
Позже (1994 г.) эта идея Емельянова вылилась в формулировку: «Евреи — это профессиональные древние преступники, превратившиеся в определённую расу». По мнению Емельянова, мир обречен на вечную борьбу двух почти космических сил - национал-патриотов и "талмудических сионистов".
С момента появления евреев стержнем мировой истории, по мнению Емельянова, стала смертельная борьба «сионистов» (евреев) и «масонов» против остального человечества, возглавляемая «арийцами», в борьбе за мировое господство. План этой борьбы якобы разработал еврейский царь Соломон. Идея о зловещей роли библейского царя Соломона восходит к брошюре русского мистика Сергея Нилуса , одного из первых издателей «Протоколов сионских мудрецов» . Емельянов утверждал, что иудаизм требует человеческих жертвоприношений. Целью Емельянова было разоблачение планов «сионистско-масонского концерна», который якобы планировал к 2000 году создать мировое государство. Мощным инструментом в руках «сионизма» является христианство, которое, по мнению Емельянова, было создано евреями специально для порабощения других народов. Емельянова Иисус был одновременно «обычным еврейским расистом» и «масоном», а князь Владимир Святославич был наделен еврейской кровью. Только «арийский» мир во главе с Россией мог дать отпор «сионизму». [25]
ВАСАМФ «Память», возглавляемый Емельяновым, заявил, что действует от имени «большинства коренного населения каждой из стран мира» и поставил главной целью борьбу с угрозой засилья «еврейского нацизма». (сионизм)». Конечной целью Фронта было установление во всех странах «антисионистской и антимасонской диктатуры», которая не посягала бы на особенности существующего государственного строя. Фронт объявил о начале «расовой борьбы», представляя ее как борьбу за демократию, призванную спасти мир от ужасов, «уже пережитых народами России и Палестины». Особую симпатию Фронт проявил к палестинцам, назвав их братьями, пострадавшими от «геноцида со стороны еврейских нацистов», и заявив о своей поддержке Организации освобождения Палестины. [26] [27] Емельянов объявил ислам своим верным союзником в этой борьбе. [21]
Наследие
[ редактировать ]Емельянов пользуется большим уважением у некоторых российских неоязычников, которые считают его «отцом-основателем». Многие идеи Емельянова получили распространение в славянском неоязычестве и ультраправой среде: воровство евреями великой «арийской» мудрости, народная этимология слова «Палестина», евреи как гибриды преступников разных рас и т.д. Последнее воспринималось такими авторами, как Александр Баркашов , Юрий Петухов , Ю. М. Иванов и Владимир Истархов. Некоторые идеи Емельянова из «Дезионизации» были напрямую заимствованы писателем Юрием Сергеевым. В письме 1973 года содержались основные составляющие идеологии политизированного крыла российского неоязычества: [28]
- антисемитизм
- идея «сионистского заговора»
- отказ от христианства как «еврейской религии»
- призыв к возрождению мировоззрения славяно-русского язычества [28]
Под влиянием Емельянова в фантастическую и паранаучную литературу о древних славянах вошли несколько маркерных терминов, упоминание которых указывает знающим людям на то, что речь идет о конкретной идеологии, но позволяет избежать обвинений в антисемитизме или расизме: " Выжженный лагерь» (Палестина); «Гора Сиян» ( Сион ); «Руса Салем» (Иерусалим); степные предки, путешествовавшие по Евразии в древности; Хазария как паразитическое государство (Хазарский миф) и др. [28]
Емельянов является автором одного из главных идеологически значимых русских неоязыческих мифов о еврейско-хазарском происхождении князя Владимира Святославича, из-за которого он ввёл христианство, орудие порабощения «ариев» евреями, о котором рассказывается в Деционизации . Историк и религиовед Роман Шиженский характеризует эту идею как один из самых «одиозных» неоязыческих исторических мифов . Шиженский писал, что миф Емельянова о князе Владимире с точки зрения происхождения князя основан исключительно на попытке соотнести и отождествить имена «Малк», «Малка», «Добрыня» с понятиями (даже не антропонимами), которые автор происходит от еврейского языка: «дабран» — хороший оратор, болтун, «малик» — царь, правитель. Шиженский отмечает, что неоязыческий миф о Владимире противоречит научным работам по этому вопросу и совокупности исторических источников , в частности, свидетельствующих о широком распространении на Руси и славянском происхождении антропонима Малк. [2]
Решением Мещанского районного суда Москвы от 3 декабря 2008 года «Дезионизация» РФ была включена в Федеральный список экстремистских материалов под номером 970. [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клейн 2004 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Шиженский 2009 , с. 250-256.
- ^ Резник 1991 .
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 224, 250, 277.
- ^ Jump up to: а б с д Шнирельманн 2015 , с. 277.
- ^ Резник 1991 , с. 69-70.
- ^ Jump up to: а б с Антисемитизм в 1970–80-е гг. - Электронная еврейская энциклопедия ОРТ
- ^ Нудельман 1976 , с. 36-37.
- ^ Jump up to: а б Шнирельманн 2015 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б Шнирельманн 2015 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б с д Vishnevskaya 1988 , p. 85.
- ^ Резник 1991 , с. 560.
- ^ Jump up to: а б Митрохин 2003 , с. 426.
- ^ Jump up to: а б с Шнирельманн 2015 , с. 279.
- ^ Резник 1991 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Резник 1991 , с. 81, 212.
- ^ Соловей В. Д. "Память": история, идеология, политическая практика // А. В. Лебедев (ред.) Русское дело сегодня. Кн. 1. "Память". Moscow: ЦИМО Institute of Anthropology and Ethnography , 1991. P. 12—95.
- ^ Лакер 1994 , с. 173.
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 289.
- ^ "Славянский собор России" (in Russian). Archived from the original on 2011-05-19 . Retrieved 2011-08-17 .
- ^ Jump up to: а б с Шнирельманн 2015 , с. 280.
- ^ Лакер 1994 , с. 212.
- ^ Данлоп, Джон Б. Лица современного русского национализма. Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Пресс, 1983. С. 267.
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 225.
- ^ Шнирельманн 2015 , с. 278-279.
- ^ Русское дело сегодня. Кн. 1. "Память" / Ред. А. В. Лебедев. Мoscow: ЦИМО ИЭА РАН, 1991. P. 113—126.
- ^ Соловей В. Д. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. 1992. No 2. P. 129.
- ^ Jump up to: а б с Шнирельманн 2015 , с. 227.
- ^ "Федеральный список экстремистских материалов" (in Russian). Archived from the original on 2018-07-19 . Retrieved 2012-12-06 .
Источники
[ редактировать ]- Klejn, Leo (2004). Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества [ The Resurrection of Perun: Toward the Reconstruction of East Slavic Paganism ] (in Russian). Saint Petersburg : Evraziya. ISBN 9785444804223 .
- Laqueur, Walter (1994). Чёрная сотня. Происхождение русского фашизма [ Black Hundreds: The Rise of the Extreme Right in Russia ] (in Russian). Мoscow: Tekst. ISBN 5751600010 .
- Mitrokhin, Nikolai [in Russian] (2003). Русская партия: Движение русских националистов в СССР, 1953—1985 годы [ Russian Party: the movement of Russian nationalists in the USSR. 1953-1985 ] (in Russian). Moscow: Novoye literaturnoye obozreniye . ISBN 9785867932190 .
- Nudelman, Rafail [in Russian] (1979). "Современный советский антисемитизм. Формы и содержание" [Modern Soviet anti-Semitism. Forms and content]. Antisemitism in the Soviet Union. Its roots and consequences (in Russian). Jerusalem: Library "Aliya".
- Reznik, Semyon (1991). Красное и коричневое, Книга о советском нацизме [ Red and Brown, Book about Soviet Nazism ] (in Russian). Washington: Vyzov.
- Шиженский, Роман (2009). «Неоязыческий миф о князе Владимире». Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология (на русском языке) (6): 250–256.
- Шнирельманн, Виктор (2015). мире современном Арийский миф в . Новые литературные объекты. ISBN 9785444804223 .
- Vishnevskaya, Yuliya [in Russian] (1988). Rozanova, Maria (ed.). "Православные, гевалт!" [Orthodox, gewalt!]. Sintaksis (in Russian).
- 1929 рождений
- 1999 смертей
- русские националисты
- Советские убийцы
- Люди оправданы по причине невменяемости
- Советские экономисты
- Исключенные члены Коммунистической партии Советского Союза
- Уксорициды
- Российские теоретики заговора
- Крайне правая политика в России
- русские современные язычники
- Современные языческие писатели