Prav-Yav-Nav
Часть серии о |
Славянская Родная Вера |
---|
Правь (Правь), Явь (Явь) и Навь (Навь) — три измерения или качества космоса , описанные в первой главе «Книги Света» и в «Книге Велеса» (вероятно, выдумка 19-20 веков). [ 1 ] ) Славянской Родной Веры (Родновери). В более старых источниках упоминаются только концепции Навь и Явь древней славянской космологии, аналогичные Инь и Ян в даосизме, и Правь не была частью этой концепции. [ 2 ] [ 3 ] Буквальные значения слов «Правь», «Явь» и «Навь» — соответственно «Правильно» , «Действительность» и «Вероятность» . Их единство также символизирует бог Триглав («Трехглавый»). Уже Эббо (ок. 775 — 20 марта 851, который был архиепископом Реймса ) задокументировал, что Триглав рассматривался как олицетворение связи и посредничества между Небом , Землей и подземным миром / человечеством ; эти три измерения также были соответственно связаны с белым, зеленым и черным цветами, как задокументировано Карелом Яромиром Эрбеном . [ 4 ]
История концепции
[ редактировать ]Книга Велеса, Табличка №1:
правое ведь неведомо уложена дажьбом, а по няко пря же ся теце яве и сотвори живо то наше а то когда одеде смерть есь явь есь текоуща а творено о праве наве небо тоия в естенава те по есте правые же есте явъ [ 5 ]
В интерпретации неоязыческого идеолога и популяризатора Велесовой книги Александра Асова (1992) это означает:
Ибо что изложено Даждьбогом в Прави, мы не знаем. А так как эта битва происходит в Яве, который создаёт нашу жизнь, и если мы уйдём, то будет смерть. Явь – это течение, то, что создано Правью. После него находится Нав, а перед ним — Нав. А в Прави есть Явь.
Издатель и вероятный фальсификатор «Книги Велеса» Юрий Миролюбов трактует эти термины следующим образом:
Лишь после долгих усилий нам удалось установить, что «Явь» — это реальность, «Правь» — правда, законы, управляющие реальностью, и, наконец, «Навь» — это потусторонний мир, где существовала «Явь», не связанная с ней. с «Правьем», а потому бестелесным... Покойный пришел «из Нави, куда ни одна жила не приходит венити». Такое общение с умершими происходит в Яви через Навь. Рай, или божественная обитель, где... Предки и Шуры..., общаются с Явью через "Навь". Это как бы промежуточный шаг, ибо если мы живем в Яви, если сама Жизнь, то истечение Живого через время и пространство может продолжаться только благодаря Прави - основе, существующей под ней и установленной богами ( воплощения Сварога ), то в будущем человек «войдёт в Навь», т. е. в загробный мир. Таким образом, не было никакой смерти, а только созерцание «Навигационного прицела» ушедших. [ 6 ]
Согласно славянскому неоязычеству, смерти как таковой не существует. Существует состояние загробной жизни, в котором человек не теряет сознания и ждет своего перевоплощения в Нави — проводятся параллели с древним Аидом . После телесной смерти человек может остаться в Яви в качестве опекуна рода — чура или домового . Они могут отправиться на Велесовы луга в Нави, ожидая своей участи, или приписаться к богам и героям в Ирии (Прави) и творить судьбы других миров. Мир Яви принадлежит людям, и они определяют его судьбу. [ 7 ]
У Миролюбова идею «Явь, Правь и Навь» позаимствовал один из основоположников русского неоязычества Валерий Емельянов . В своей книге «Десионизация» (1979) он писал, что « венеты » составляют «костяк» «арийского» сообщества и являются главными хранителями «общеарийской» идеологии. Чистота языка и идеологии, по мнению Емельянова, сохранилась лишь «на просторах от Новгорода до Черного моря», где идея «троицы трех триединых троиц» («Прав-Явь-Навь», «Сварог-Навь») Перун-Световид») сохранился и царил золотой век.
Писатель-неоязычник Владимир Щербаков считал, что формула «Явь, Навь, Правь» означает триединство мира людей, духов и богов и была основой славянской языческой веры, которая была залогом непобедимости древних предков.
О триаде «Правь, Явь, Навь», заимствованной из «Книги Велеса», писал и другой писатель, близкий к неоязычеству, Юрий Петухов.
«Явь-Прав-Навь» фигурирует в неоязыческой Концепции общественной безопасности России «Мёртвая вода» (КОБ) генерал-майора Константина Петрова (Волхв Мерагор).
В «Славяно-Арийских Ведах», священном писании инглизма — направления славянского неоязычества, созданного омским эзотериком Александром Хиневичем, к триаде родной веры «Явь, Правь, Правь» добавляется четвёртый компонент — «Славянин» (Слава). Нав». Подобно Емельянову и Асову построено несколько различных «троиц» («Великих Триглав Миров»), число которых достигает семи. [ 8 ] [ 9 ]
Идеолог неоязычества Дмитрий Гаврилов (Йггельд, община Круга Бера) трактует триаду Гаврилова «Явь, Правь и Навь» без ссылки на первоисточник (Книгу Велеса) в рамках философии Гегеля как тезис, синтез, и антитеза. После публикации «Изведника » Гаврилов признал, что существительное «Правь» не встречается в достоверных источниках и является лексической новацией . Однако он выразил уверенность, что существует "третий компонент триады", но он имеет другое название. [ 10 ]
Общее значение
[ редактировать ]Следуя описанию в «Книге Велеса», многие современные последователи славянской родной веры описывают Правь («Право»; ср. греческий Ортотес , санскрит Ṛta ) как универсальный порядок, иначе называемый «Законом Небес», который установлен Верховный Бог (Род Род , само «Порождение» в славянском богословии) и пронизывает и регулирует две другие ипостаси. [ 12 ] Он одновременно рассматривается как план богов, порождающих существ в соответствии с высшим порядком; боги и сущности, которые они порождают, «составляют» великого Бога. Считается, что Яв («действительность») — это план материи и видимости, здесь и сейчас, в котором вещи появляются в свете, сливаются, но также растворяются в случайном порядке; Навь («вероятность») считается миром предков человека, миром духа, состоящим в памяти прошлого и проекции будущего, то есть непрерывности времени. [ 13 ]
Описания
[ редактировать ]Триглав: душа, плоть и сила
[ редактировать ]Представленные как Триглав , три мира традиционно ассоциируются соответственно с тремя богами Сварогом («Небеса»), Перуном («Гром») и Дажбогом («Солнце») или Сварогом , Перуном и Световидом («Священный Господь») или Велес («Подземный мир»). Эти три бога также рассматриваются соответственно как олицетворяющие качества души, плоти и силы. [ 14 ] Перун и Световид рассматриваются как проявления одного и того же Сварога, а другие имена для них — Дажбог («Бог Дарующий», «Бог Дня») и Сварожич (бог огня, буквально означающий «Сын Неба»). [ 15 ] Преисподняя (Навь), особенно в ее темном аспекте, также традиционно олицетворяется Велесом , который в этой функции является богом вод, но также и тем, кто направляет их навстречу (ср. санскрит Варуна ). [ 16 ]
В своем исследовании славянской космологии Иржи Дында (2014) определяет Триглав как концепцию оси мира и сравнивает ее с аналогичными концепциями из других индоевропейских культур. Он придает вес Триглаву как изображению того, что Жорж Дюмезиль изучал как «индоевропейскую трифункциональную гипотезу » (священные, военные и экономические функции, отражаемые тремя человеческими типами и социальными классами). [ 17 ]
Триглав также может представлять собой переплетение трех измерений времени, метафорически представленное в виде трехниточной веревки. [ 18 ] По словам Эббо , Триглав можно определить как summus deus , бога, представляющего «сумму» трех измерений реальности в виде горы или дерева (которые сами по себе являются символами оси мира ). [ 19 ] Согласно Дынде, это тройственное видение, берущее начало в протоиндоевропейской религии, было также развито в раннем и средневековом христианстве, дав начало теологии Бога, который одновременно является творцом (отцом), творением (сыном) и творящей деятельностью (духом). ). [ 20 ]
Небо, Земля и человечество в «генотеизме»
[ редактировать ]В своих богословских комментариях к Книге Велеса лидер украинских родноверов Галина Лозко подчеркивает космологическое единство трех планов Неба, Земли и человечества между ними. Она дает определение теологии и космологии Родновера как «генотеизма». Бог, иерархически проявляющийся в различных ипостасях, множестве богов, возникающих из всепроникающей силы Сварога, генетически ( родовид ) связан с человечеством. На человеческом плане Бог воплощается через прародителей/предков и родовую линию на Земле. Этика и мораль в конечном итоге вытекают из этой космологии, поскольку гармония с природой возможна только в отношениях между этносом и своей землей. [ 21 ] Такое же видение генетической сущности божества родноверская деноминация инглистов называет «родотеизмом » . [ 22 ]
Поклонение прародителям человека, таким как предполагаемый праотец славян и ариев «Ор» или «Орь» , [ 23 ] или местные предки, такие как «Динглинг», которому поклоняются владивостокские родноверы, являются обычным явлением. [ 24 ] Считается, что божественные предки — это духи, которые являются одновременно родственниками, генераторами и носителями родства. Русский волхв и неонацистов лидер [ 25 ] Алексей Добровольский (также известный как Доброслав) подчеркивал важность кровного наследия, утверждая, что нарушение родственной чистоты влечет за собой утрату родственных связей с божественным предком рода. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Творогов О. В. Что же такое Влесова книга? // Русская литература. — М., 1988. — № 2. — С. 77–102.
- ^ Творогов О. В. . Влесова книга. // Труды отдела древнерусской литературы. — Т. 43. — 1990. — C. 245.
- ^ Шнирельманн 2017 , с. 101.
- ^ Динда 2014 , стр. 60, 63.
- ↑ Цитата по изданию Олега Творогова, Творогов 2004 г., разбитая на слова и предложения.
- ^ Ригведа и язычество // Юрий Миролюбов . Святая Русь. АДЭ «Золотой век», 1996 год.
- ^ Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , p. 186.
- ^ Шнирельманн 2012 .
- ^ Шнирельманн 2015 .
- ^ Гаврилов Дмитрий; Ермаков С.Е., ред. (2008). Русское языческое мировоззрение: пространство смыслов. Словарный опыт с пояснениями . Москва: Ладога-100.
- ^ "Явь, Навь, Славь, Правь" [Yav, Nav, Slav, Prav]. Derzhava Rus . Archived from the original on 26 June 2017.
- ^ Ивахов 2005б , с. 202; Ивахов 2005в , с. 230; Ларуэль 2008 , с. 290; Айтамурто 2016 , стр. 66–67.
- ^ Работкина 2013 , с. 240.
- ^ Шнирельманн 1998 , с. 8, примечание 35.
- ^ Матье-Кола 2017 .
- ^ Динда 2014 , стр. 72.
- ^ Динда 2014 , стр. 63.
- ^ Динда 2014 , стр. 74.
- ^ Динда 2014 , стр. 64.
- ^ Динда 2014 , стр. 76.
- ^ Ивахов 2005а , с. 23.
- ^ "Rodotheism – the veneration of the Kin (Родотеизм – это почитание Рода)" . Derzhava Rus . Archived from the original on 3 July 2017.
- ^ Ивахов 2005а , с. 14 ; Шнирельманн 2007 , с. 54.
- ^ Шнирельманн 2007 , с. 54.
- ^ Каарина Айтамурто; Скотт Симпсон (2014). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Тейлор и Фрэнсис. п. 66. ИСБН 978-1-3175-4462-3 .
- ^ Шнирельманн 2007 , с. 54–55.
Источники
[ редактировать ]- Айтамурто, Каарина (2016). Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781472460271 .
- Дында, Иржи (2014). «Трехглавый на распутье: сравнительное исследование славянского бога Триглава» (PDF) . Славянская мифологическая студия . 17 . Институт словенской этнологии: 57–82. дои : 10.3986/sms.v17i0.1495 . ISSN 1408-6271 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2017 года.
- Ивахив, Адриан (2005). «В поисках более глубокой идентичности: неоязычество и «родная вера» в современной Украине» (PDF) . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 8 (3): 7–38. дои : 10.1525/номер.2005.8.3.7 . JSTOR 10.1525/№2005.8.3.7 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2020 года.
- ——— (2005б). «Природа и этническая принадлежность в восточноевропейском язычестве: экологическая этика религиозных правых?». Гранат: Международный журнал языческих исследований . 7 (2): 194–225. дои : 10.1558/pome.2005.7.2.194 .
- ——— (2005в). «Возрождение украинской родной веры». В Майкле Ф. Стрмиске (ред.). Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы . Санта-Барбара: ABC-Clio. стр. 209–239. ISBN 9781851096084 .
- Ларюэль, М. (2008). «Альтернативная идентичность, альтернативная религия? Неоязычество и арийский миф в современной России» . Нации и национализм . 14 (2): 283–301. дои : 10.1111/j.1469-8129.2008.00329.x .
- Матье-Кола, Мишель (2017). «Славянские и балтийские боги» (PDF) . Словарь имен божеств . Франция: Открытый архив гуманитарных наук и общества, Национальный центр научных исследований . Проверено 24 мая 2017 г.
- Прокофьев А.В.; Филатов, Сергей; Коскелло, Анастасия (2006). «Славянское и скандинавское язычество. Викка». В Бурдо, Майкл; Филатов, Сергей (ред.). Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания (на русском языке). Том. 4. Москва: Логос. п. 155—207. ISBN 5-98704-057-4 .
- Rabotkina, S. (2013). "Мировоззренческие и обрядовые особенности современного украинского неоязычества" [Worldview and ritual features of modern Russian Neopaganism]. Herald of Dnipropetrovsk University . Philosophy, Sociology, Politology (в Russian). 4 (23): 237–244.
- Шнирельманн, Виктор А. (1998). Русские неоязыческие мифы и антисемитизм . Анализ современных тенденций антисемитизма, Acta no. 13. Еврейский университет в Иерусалиме, Международный центр по изучению антисемитизма Видаля Сассуна.
- ——— (2007). «Народная мудрость и этнический национализм: взгляд из Восточной Европы» . Гранат: Международный журнал языческих исследований . 9 (1): 41–61. дои : 10.1558/pome.v9i1.41 .
- ——— (2012). Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России (на русском языке). Библейско-теологический институт святого апостола Андрея Первозванного. п. xiv + 302. ISBN 978-5-89647-291-9 .
- ——— (2015). Арийский миф в современном мире . Новое литературное обозрение. ISBN 9785444804223 .
- ——— (2017). «Одержимые культурой: культурный импульс русских неоязычников». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 87–108. ISBN 9781137570406 .
- Творогов, Олег (2004). «Язык Велесовой книги (конец)» : 227—232.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )