Jump to content

Тартария таблетки

Неолитический глиняный амулет (ретушированный), часть набора табличек Тартарии, предположительно датируемый ок. 5500–2750 гг. До н.э. и связан с культурой Турдаш-Винча .

Тартарии Таблички ( Румынское произношение: [tərtəˈri.a] ) — три таблички , как сообщается, обнаруженные в 1961 году на стоянке эпохи неолита в деревне Тэртария в коммуне Салиштя (около 30 км (19 миль) от Алба-Юлии ), из Трансильвании . [ 1 ]

На табличках высечены символы, связанные с корпусом символов Винча , и они стали предметом серьезных споров среди археологов , некоторые из которых утверждали, что эти символы представляют собой самую раннюю известную форму письма в мире. Точно датировать таблички сложно, поскольку стратиграфия, относящаяся к их открытию, оспаривается, а термическая обработка, проведенная после их открытия, предотвратила возможность прямого радиоуглеродного датирования табличек. [ 2 ]

Основываясь на отчете об открытии, связывающем таблички с культурой Винча , и на косвенных радиоуглеродных данных, некоторые ученые предполагают, что таблички датируются примерно ок. 5300 г. до н. э. , до месопотамской пиктографической протописьменности . [ 3 ] Некоторые ученые оспаривают подлинность сообщения об их открытии, предполагая, что таблички являются вторжением из верхних слоев этого места. [ 4 ] Другие ученые, оспаривая радиоуглеродные даты неолита Юго-Восточной Европы, предположили, что знаки Тартарии каким-то образом связаны с месопотамской протописьмью, особенно с шумерской протоклинописью , которая, по их мнению, была современной. [ 5 ]

Открытие

[ редактировать ]
Одна из табличек Тартарии.

В 1961 году члены группы под руководством Николае Влассы (археолог из Национального музея истории Трансильвании , Клуж-Напока ), как сообщается, обнаружили три с надписями, но не обожженные глиняные таблички , двадцать шесть глиняных и каменных фигурок , браслет из ракушек и обожженные , [ сомнительно обсудить ] сломанные и разъединенные кости взрослой женщины, которую иногда называют «Миледи Тартария». [ 6 ]

Единого мнения относительно интерпретации захоронения нет, но было высказано предположение, что тело, вероятно, принадлежало уважаемому местному мудрецу, шаману или духу-медиуму. [ 7 ]

Спорная подлинность

[ редактировать ]

Спорным остается вопрос о том, действительно ли таблички были найдены на указанном месте, и Власса никогда не обсуждал обстоятельства находки стратиграфии. [ 8 ]

Подлинность гравюр также оспаривается. Недавнее заявление о подделке основано на сходстве между некоторыми символами и репродукциями шумерских символов в популярной румынской литературе, доступной на момент открытия. [ 9 ]

Описание

[ редактировать ]
Иллюстрации каждой из трех таблеток

Две таблетки прямоугольные, третья круглая. [ 10 ] Они все маленькие, только круглая. 6 см ( 2 + 1/2 дюйма ) в поперечнике, а в двух — круглой и одной прямоугольной — просверлены отверстия. У всех троих символы начертаны только на одной стороне. [ 10 ] На прямоугольной табличке без перфорации изображено рогатое животное, неясная фигура и растительный мотив, например, ветка или дерево. Остальные состоят из множества преимущественно абстрактных символов. [ 7 ]

Встречаться

[ редактировать ]

Работники отдела консервации музея Клужа обожгли изначально необожженные глиняные таблички, чтобы сохранить их, что сделало невозможным прямую датировку табличек методом углерода-14 . [ 11 ]

Обычно считается, что таблички принадлежали культуре Винча-Турдаш , которая, как первоначально считали сербские и румынские археологи, возникла около 2700 г. до н.э. Это открытие привлекло внимание археологического мира, поскольку оно появилось раньше первой минойской письменности, старейшей известной письменности в Европе.

Последующее радиоуглеродное датирование других находок в Тартарии, а также связь с табличками, отодвинуло дату этого места (и, следовательно, всей культуры Винча) примерно к 5500 г. до н.э., времени ранней Эриду фазы шумерской цивилизации в Месопотамии. . [ 12 ] Тем не менее, это оспаривается в свете явно противоречивых стратиграфических данных. [ 13 ]

Высказывалось спорное утверждение, что если символы действительно являются формой письма, то письменность в дунайской культуре намного предшествует самой ранней шумерской клинописи или египетским иероглифам . Таким образом, они будут самой ранней известной формой письма в мире.

Исторический контекст

[ редактировать ]

Гипотеза дунайской культуры

[ редактировать ]

Термин «дунайская культура» был предложен В. Гордоном Чайлдом для описания первого аграрного общества в Центральной и Восточной Европе. Эту гипотезу и появление письменности в этом пространстве поддерживает Марко Мерлини, [ 14 ] Харальд Хаарманн , Джоан Марлер [ 15 ] Георгий Лазарович, [ 16 ] и многие другие.

[ редактировать ]

Колин Ренфрю утверждает, что кажущееся сходство с шумерскими символами обманчиво:

«Для меня сравнение, сделанное между знаками на табличках Тартарии и знаками протописьменного Шумера, не имеет большого значения. Все они представляют собой простые пиктограммы, и знак козла в одной культуре обязательно будет выглядеть так же, как знак козел в другом. Назвать эти балканские знаки «письмением», возможно, значит подразумевать, что они имели независимое значение, передаваемое другому человеку без устного контакта. [ 17 ]

[ редактировать ]

Артефакты с символами Винчи.

[ редактировать ]

Символы Винчи известны со времен раскопок Жофии Тормы (1832–1899) в конце XIX века. [ 18 ] на неолитическом памятнике Турдаш (венгерский: Тордос ) в Трансильвании , в то время входившем в состав Австро-Венгрии , типовом месте культуры Тордос , поздней региональной вариации культуры Винча.

Другие артефакты

[ редактировать ]

Эта группа артефактов, включая таблички, имеет определенное отношение к культуре, развивавшейся в Черноморско - Эгейском регионе. Подобные артефакты были найдены в Болгарии (например, таблички Градешница ) и северной Греции ( табличка Диспилио ). Материал и стиль, использованные для артефактов Тартарии, имеют некоторое сходство с теми, которые использовались в районе Киклад , поскольку две статуэтки сделаны из алебастра. [ оригинальное исследование? ] [ нужна ссылка ]

Цель и смысл

[ редактировать ]

Значение (если таковое имеется) символов неизвестно, а их природа была предметом многочисленных споров.

Система письма

[ редактировать ]

Ученые, которые приходят к выводу, что начертанные символы являются письменными, основывают свою оценку на нескольких предположениях, которые не поддерживаются повсеместно:

  • Существование подобных знаков на других артефактах дунайской цивилизации позволяет предположить, что существовал перечень стандартных форм, использовавшихся писцами .
  • Символы высоко стандартизированы и имеют прямолинейную форму, сравнимую с формой архаичных систем письма .
  • Информация, сообщаемая каждым персонажем, была конкретной, имеющей недвусмысленный смысл.
  • Надписи располагаются рядами, горизонтальными, вертикальными или круговыми.

Если они и содержат письменность, неизвестно, какую систему письма они представляют. Власса истолковал одну из табличек Тартарии как сцену охоты, а две другие со знаками - как некое примитивное письмо, подобное ранним пиктограммам шумеров . [ нужна ссылка ] Некоторые археологи, поддерживающие идею о том, что они действительно представляют собой письменность, в частности Мария Гимбутас , предположили, что они являются фрагментами системы, получившей название « Старое европейское письмо» .

Неязыковые знаки

[ редактировать ]

Одной из проблем является отсутствие независимых показателей грамотности, существовавших на Балканах в тот период. Шарунас Милисаускас комментирует, что «чрезвычайно сложно археологически продемонстрировать, представляет ли набор символов систему письма», и отмечает, что все первые известные системы письма были разработаны ранними государствами для облегчения ведения записей в сложно организованных обществах на Ближнем Востоке и в других странах. Средиземноморье. В европейском неолите нет свидетельств существования организованных государств, поэтому маловероятно, что им потребовались бы административные системы, основанные на письменности. Дэвид Энтони отмечает, что китайские иероглифы впервые использовались в ритуальных и памятных целях, связанных со «священной властью» королей; возможно, что подобное использование объясняет и символы Тартарии. [ 19 ] Некоторые ученые предполагают, что символы могли использоваться в качестве знаков собственности или в качестве основы религиозных ритуалов. [ 12 ]

Альтернативное предположение состоит в том, что они могли быть просто непонимающими имитациями более развитых культур, хотя это объяснение становится маловероятным из-за великой древности табличек — в то время не было известных письменных культур, из которых могли быть заимствованы символы. [ 12 ]

Другие считают, что пиктограммы сопровождаются случайными каракулями. [ сомнительно обсудить ] [ 12 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , с. 111.
  2. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 115–124.
  3. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 111, 131.
  4. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 132–134.
  5. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 125–130.
  6. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 111–117, 166–180.
  7. ^ Перейти обратно: а б Аласдер В.Р. Уиттл , Европа в эпоху неолита: создание новых миров , с. 101. Издательство Кембриджского университета, 1996.
  8. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 111–117.
  9. ^ Касим, Эрика: Таблички Тартарии – переоценка . В: Античность , ISSN   0002-6646 , том. 58, 4 (2013), с. 307–318
  10. ^ Перейти обратно: а б Мерлини и Лазаровичи 2008 , с. 116.
  11. ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 118–119.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Карл Дж. Беккер, Современная теория эволюции языка , с. 346 (iUniverse, 2004).
  13. ^ HWF Саггс , Цивилизация до Греции и Рима , с. 75 (Издательство Йельского университета, 1998).
  14. ^ Марко Мерлини «Письмо зародилось в Европе», Наречия, Рим, 2004 г.
  15. ^ Харальд Хаарманн, Джоан Марлер, Введение в изучение дунайского письма, Журнал археомифологии, Том 4, 2008 г.
  16. ^ Георге Лазарович, Корнелия-Магда Лазарович, Марко Мерлини. ТАРТАРИЯ и священные скрижали, Издательство Мега, Клуж-Напока, 2011 г. ISBN   978-606-543-160-7
  17. ^ Колин Ренфрю , До цивилизации: радиоуглеродная революция и доисторическая Европа , с. 186 (Джонатан Кейп, 1973)
  18. ^ Гимбутас 2001 , с. 50.
  19. ^ Сарунас Милисаускас, Предыстория Европы: обзор , стр. 236–37 (Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2002).

Источники

[ редактировать ]
  • Эванс, А. (1895), критские пиктограммы и префиникийское письмо. Описывая могильное месторождение в Агиос Онуфриосе недалеко от Фестоса в его связи с примитивной критской и эгейской культурами , Г.П.Путнамс сыновья, с. 166
  • Фалькенштейн, А. (1965) На глиняных табличках из Тартарии, Германия 43: 269–273.
  • Гимбутас, Мария (2001) [1999]. Декстер, Мириам Роббинс (ред.). Живые богини . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520229150 .
  • Хаарманн, Х. (1990), «Письма из Старой Европы», Журнал индоевропейских исследований.
  • Йонгблуд, Доминик (2011), Допотопные цивилизации (на французском языке), Alphée ed
  • Кенанидис, И.; Папакитсос, Г. (2015) Сравнительное лингвистическое исследование шумерского влияния на создание эгейских письменностей.
  • Клара, Фридрих Тайна Татарлаки (Исторический журнал Добого, 2004/9.-2005/6.)
  • Клара, Фридрих (2005) - Габор Сакач: Высечено в камне, вырезано из дерева...
  • Маккей, Дж. (1969), «Группа знаков Тордос позднего неолита», Alba Regia , стр. 9–50 .
  • Маккай, Дж. (1984), Ранние печати в Юго-Восточной Европе , Будапешт {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  • Мандич Ги., Захони А.: Послание о Тартарии и Тордосе. Фригия (Пилисворёшвар, Венгрия), 2018 г.
  • Мерлини, Марко; Лазарович, Георге (2008). «Установление обстоятельств открытия, датировка и использование табличек Тэртарии» (PDF) . Acta Terrae Septemcastrensis . VII . Сибиу, Румыния: Университет Лучиана Блага в Сибиу . ISSN   1583-1817 .
  • Палига, Сорин (1993). «Скрижали Тартарии. Загадка? Переосмысление и дальнейшие перспективы» . Диалоги древней истории . 19 (1): 9–43. дои : 10.3406/dha.1993.2073 .
  • Шмандт-Бессера, Дениз (1992) Прежде чем писать, Техасский университет Press, Остин. Том I: От счета к клинописи.
  • Vaiman, A. A. (1994) On the Quasi-Sumerian tablets from Tartaria. Археологические вести. Спб, 1994. Вып. 3. Аннотации. — ИИМК РАН
  • Винн, Шам М.М. (1973), Признаки культуры барвинка .
  • Винн, Шам М.М. (1981), Предварительное письмо в Юго-Восточной Европе: Знаковая система культуры барвинка , BAR .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef0f352532d0741705764fc6a9d3772d__1723982640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/2d/ef0f352532d0741705764fc6a9d3772d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tărtăria tablets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)