Тартария таблетки
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2022 г. ) |
Тартарии Таблички ( Румынское произношение: [tərtəˈri.a] ) — три таблички , как сообщается, обнаруженные в 1961 году на стоянке эпохи неолита в деревне Тэртария в коммуне Салиштя (около 30 км (19 миль) от Алба-Юлии ), из Трансильвании . [ 1 ]
На табличках высечены символы, связанные с корпусом символов Винча , и они стали предметом серьезных споров среди археологов , некоторые из которых утверждали, что эти символы представляют собой самую раннюю известную форму письма в мире. Точно датировать таблички сложно, поскольку стратиграфия, относящаяся к их открытию, оспаривается, а термическая обработка, проведенная после их открытия, предотвратила возможность прямого радиоуглеродного датирования табличек. [ 2 ]
Основываясь на отчете об открытии, связывающем таблички с культурой Винча , и на косвенных радиоуглеродных данных, некоторые ученые предполагают, что таблички датируются примерно ок. 5300 г. до н. э. , до месопотамской пиктографической протописьменности . [ 3 ] Некоторые ученые оспаривают подлинность сообщения об их открытии, предполагая, что таблички являются вторжением из верхних слоев этого места. [ 4 ] Другие ученые, оспаривая радиоуглеродные даты неолита Юго-Восточной Европы, предположили, что знаки Тартарии каким-то образом связаны с месопотамской протописьмью, особенно с шумерской протоклинописью , которая, по их мнению, была современной. [ 5 ]
Открытие
[ редактировать ]
В 1961 году члены группы под руководством Николае Влассы (археолог из Национального музея истории Трансильвании , Клуж-Напока ), как сообщается, обнаружили три с надписями, но не обожженные глиняные таблички , двадцать шесть глиняных и каменных фигурок , браслет из ракушек и обожженные , [ сомнительно – обсудить ] сломанные и разъединенные кости взрослой женщины, которую иногда называют «Миледи Тартария». [ 6 ]
Единого мнения относительно интерпретации захоронения нет, но было высказано предположение, что тело, вероятно, принадлежало уважаемому местному мудрецу, шаману или духу-медиуму. [ 7 ]
Спорная подлинность
[ редактировать ]Спорным остается вопрос о том, действительно ли таблички были найдены на указанном месте, и Власса никогда не обсуждал обстоятельства находки стратиграфии. [ 8 ]
Подлинность гравюр также оспаривается. Недавнее заявление о подделке основано на сходстве между некоторыми символами и репродукциями шумерских символов в популярной румынской литературе, доступной на момент открытия. [ 9 ]
Описание
[ редактировать ]Две таблетки прямоугольные, третья круглая. [ 10 ] Они все маленькие, только круглая. 6 см ( 2 + 1/2 дюйма ) в поперечнике, а в двух — круглой и одной прямоугольной — просверлены отверстия. У всех троих символы начертаны только на одной стороне. [ 10 ] На прямоугольной табличке без перфорации изображено рогатое животное, неясная фигура и растительный мотив, например, ветка или дерево. Остальные состоят из множества преимущественно абстрактных символов. [ 7 ]
Встречаться
[ редактировать ]Работники отдела консервации музея Клужа обожгли изначально необожженные глиняные таблички, чтобы сохранить их, что сделало невозможным прямую датировку табличек методом углерода-14 . [ 11 ]
Обычно считается, что таблички принадлежали культуре Винча-Турдаш , которая, как первоначально считали сербские и румынские археологи, возникла около 2700 г. до н.э. Это открытие привлекло внимание археологического мира, поскольку оно появилось раньше первой минойской письменности, старейшей известной письменности в Европе.
Последующее радиоуглеродное датирование других находок в Тартарии, а также связь с табличками, отодвинуло дату этого места (и, следовательно, всей культуры Винча) примерно к 5500 г. до н.э., времени ранней Эриду фазы шумерской цивилизации в Месопотамии. . [ 12 ] Тем не менее, это оспаривается в свете явно противоречивых стратиграфических данных. [ 13 ]
Высказывалось спорное утверждение, что если символы действительно являются формой письма, то письменность в дунайской культуре намного предшествует самой ранней шумерской клинописи или египетским иероглифам . Таким образом, они будут самой ранней известной формой письма в мире.
Исторический контекст
[ редактировать ]Гипотеза дунайской культуры
[ редактировать ]Термин «дунайская культура» был предложен В. Гордоном Чайлдом для описания первого аграрного общества в Центральной и Восточной Европе. Эту гипотезу и появление письменности в этом пространстве поддерживает Марко Мерлини, [ 14 ] Харальд Хаарманн , Джоан Марлер [ 15 ] Георгий Лазарович, [ 16 ] и многие другие.
Предлагаемые связи с шумерской культурой
[ редактировать ]Колин Ренфрю утверждает, что кажущееся сходство с шумерскими символами обманчиво:
«Для меня сравнение, сделанное между знаками на табличках Тартарии и знаками протописьменного Шумера, не имеет большого значения. Все они представляют собой простые пиктограммы, и знак козла в одной культуре обязательно будет выглядеть так же, как знак козел в другом. Назвать эти балканские знаки «письмением», возможно, значит подразумевать, что они имели независимое значение, передаваемое другому человеку без устного контакта. [ 17 ]
Возможные связанные находки в этом регионе.
[ редактировать ]Артефакты с символами Винчи.
[ редактировать ]Символы Винчи известны со времен раскопок Жофии Тормы (1832–1899) в конце XIX века. [ 18 ] на неолитическом памятнике Турдаш (венгерский: Тордос ) в Трансильвании , в то время входившем в состав Австро-Венгрии , типовом месте культуры Тордос , поздней региональной вариации культуры Винча.
Другие артефакты
[ редактировать ]Эта группа артефактов, включая таблички, имеет определенное отношение к культуре, развивавшейся в Черноморско - Эгейском регионе. Подобные артефакты были найдены в Болгарии (например, таблички Градешница ) и северной Греции ( табличка Диспилио ). Материал и стиль, использованные для артефактов Тартарии, имеют некоторое сходство с теми, которые использовались в районе Киклад , поскольку две статуэтки сделаны из алебастра. [ оригинальное исследование? ] [ нужна ссылка ]
Цель и смысл
[ редактировать ]Значение (если таковое имеется) символов неизвестно, а их природа была предметом многочисленных споров.
Система письма
[ редактировать ]Ученые, которые приходят к выводу, что начертанные символы являются письменными, основывают свою оценку на нескольких предположениях, которые не поддерживаются повсеместно:
- Существование подобных знаков на других артефактах дунайской цивилизации позволяет предположить, что существовал перечень стандартных форм, использовавшихся писцами .
- Символы высоко стандартизированы и имеют прямолинейную форму, сравнимую с формой архаичных систем письма .
- Информация, сообщаемая каждым персонажем, была конкретной, имеющей недвусмысленный смысл.
- Надписи располагаются рядами, горизонтальными, вертикальными или круговыми.
Если они и содержат письменность, неизвестно, какую систему письма они представляют. Власса истолковал одну из табличек Тартарии как сцену охоты, а две другие со знаками - как некое примитивное письмо, подобное ранним пиктограммам шумеров . [ нужна ссылка ] Некоторые археологи, поддерживающие идею о том, что они действительно представляют собой письменность, в частности Мария Гимбутас , предположили, что они являются фрагментами системы, получившей название « Старое европейское письмо» .
Неязыковые знаки
[ редактировать ]Одной из проблем является отсутствие независимых показателей грамотности, существовавших на Балканах в тот период. Шарунас Милисаускас комментирует, что «чрезвычайно сложно археологически продемонстрировать, представляет ли набор символов систему письма», и отмечает, что все первые известные системы письма были разработаны ранними государствами для облегчения ведения записей в сложно организованных обществах на Ближнем Востоке и в других странах. Средиземноморье. В европейском неолите нет свидетельств существования организованных государств, поэтому маловероятно, что им потребовались бы административные системы, основанные на письменности. Дэвид Энтони отмечает, что китайские иероглифы впервые использовались в ритуальных и памятных целях, связанных со «священной властью» королей; возможно, что подобное использование объясняет и символы Тартарии. [ 19 ] Некоторые ученые предполагают, что символы могли использоваться в качестве знаков собственности или в качестве основы религиозных ритуалов. [ 12 ]
Альтернативное предположение состоит в том, что они могли быть просто непонимающими имитациями более развитых культур, хотя это объяснение становится маловероятным из-за великой древности табличек — в то время не было известных письменных культур, из которых могли быть заимствованы символы. [ 12 ]
Другие считают, что пиктограммы сопровождаются случайными каракулями. [ сомнительно – обсудить ] [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , с. 111.
- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 115–124.
- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 111, 131.
- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 132–134.
- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 125–130.
- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 111–117, 166–180.
- ^ Перейти обратно: а б Аласдер В.Р. Уиттл , Европа в эпоху неолита: создание новых миров , с. 101. Издательство Кембриджского университета, 1996.
- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 111–117.
- ^ Касим, Эрика: Таблички Тартарии – переоценка . В: Античность , ISSN 0002-6646 , том. 58, 4 (2013), с. 307–318
- ^ Перейти обратно: а б Мерлини и Лазаровичи 2008 , с. 116.
- ^ Мерлини и Лазаровичи 2008 , стр. 118–119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Карл Дж. Беккер, Современная теория эволюции языка , с. 346 (iUniverse, 2004).
- ^ HWF Саггс , Цивилизация до Греции и Рима , с. 75 (Издательство Йельского университета, 1998).
- ^ Марко Мерлини «Письмо зародилось в Европе», Наречия, Рим, 2004 г.
- ^ Харальд Хаарманн, Джоан Марлер, Введение в изучение дунайского письма, Журнал археомифологии, Том 4, 2008 г.
- ^ Георге Лазарович, Корнелия-Магда Лазарович, Марко Мерлини. ТАРТАРИЯ и священные скрижали, Издательство Мега, Клуж-Напока, 2011 г. ISBN 978-606-543-160-7
- ^ Колин Ренфрю , До цивилизации: радиоуглеродная революция и доисторическая Европа , с. 186 (Джонатан Кейп, 1973)
- ^ Гимбутас 2001 , с. 50.
- ^ Сарунас Милисаускас, Предыстория Европы: обзор , стр. 236–37 (Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2002).
Источники
[ редактировать ]- Эванс, А. (1895), критские пиктограммы и префиникийское письмо. Описывая могильное месторождение в Агиос Онуфриосе недалеко от Фестоса в его связи с примитивной критской и эгейской культурами , Г.П.Путнамс сыновья, с. 166
- Фалькенштейн, А. (1965) На глиняных табличках из Тартарии, Германия 43: 269–273.
- Гимбутас, Мария (2001) [1999]. Декстер, Мириам Роббинс (ред.). Живые богини . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520229150 .
- Хаарманн, Х. (1990), «Письма из Старой Европы», Журнал индоевропейских исследований.
- Йонгблуд, Доминик (2011), Допотопные цивилизации (на французском языке), Alphée ed
- Кенанидис, И.; Папакитсос, Г. (2015) Сравнительное лингвистическое исследование шумерского влияния на создание эгейских письменностей.
- Клара, Фридрих Тайна Татарлаки (Исторический журнал Добого, 2004/9.-2005/6.)
- Клара, Фридрих (2005) - Габор Сакач: Высечено в камне, вырезано из дерева...
- Маккей, Дж. (1969), «Группа знаков Тордос позднего неолита», Alba Regia , стр. 9–50 .
- Маккай, Дж. (1984), Ранние печати в Юго-Восточной Европе , Будапешт
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) . - Мандич Ги., Захони А.: Послание о Тартарии и Тордосе. Фригия (Пилисворёшвар, Венгрия), 2018 г.
- Мерлини, Марко; Лазарович, Георге (2008). «Установление обстоятельств открытия, датировка и использование табличек Тэртарии» (PDF) . Acta Terrae Septemcastrensis . VII . Сибиу, Румыния: Университет Лучиана Блага в Сибиу . ISSN 1583-1817 .
- Палига, Сорин (1993). «Скрижали Тартарии. Загадка? Переосмысление и дальнейшие перспективы» . Диалоги древней истории . 19 (1): 9–43. дои : 10.3406/dha.1993.2073 .
- Шмандт-Бессера, Дениз (1992) Прежде чем писать, Техасский университет Press, Остин. Том I: От счета к клинописи.
- Vaiman, A. A. (1994) On the Quasi-Sumerian tablets from Tartaria. Археологические вести. Спб, 1994. Вып. 3. Аннотации. — ИИМК РАН
- Винн, Шам М.М. (1973), Признаки культуры барвинка .
- Винн, Шам М.М. (1981), Предварительное письмо в Юго-Восточной Европе: Знаковая система культуры барвинка , BAR .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кришан, Иоана, Знаки на табличках Тартарии, найденные в румынском фольклорном искусстве , IT: Предыстория .
- Мерлини, Марко, Миледи Тартария и открытие Таблиц Тартарии , IT: Предыстория .