Мустай-бей Лики
Мустай-бей Лики ( боснийское : Mustaj-beg Lički ) — фигура эпической поэзии боснийцев , хотя рассказы о нём можно встретить у боснийцев во всех регионах, он преимущественно персонаж, встречающийся в эпической поэзии боснийцев. Боснийцы, живущие в Боснийской Краине (Пограничном регионе).
Как и другие пограничные песни (Krajišničke Pjesme), истории о Мустай-бее обычно имеют ту же тему, что и все другие истории, происходящие из Краины. В основном они посвящены набегам и боям между мусульманами и христианами. Несмотря на то, что большинство историй вымышлены, историческая подоплека заметна. Большинство историй о Мустай-бее были созданы, когда существовала боснийско-хорватская граница, отделявшая Османскую империю от Габсбургов и западного мира . Где происходили частые набеги и драки между мусульманами и христианами.
Историческая справка
[ редактировать ]Мустай-бей из Лики, как и большинство фигур эпической традиции Босанской Краины , имеет полуисторическое происхождение. Существует мнение, что он основан на реальном человеке, но этот человек неизвестен. Выдвигались различные теории, Эвлия Челеби называет его Мустай-Бег Хасумович. [ 1 ] Мустафа Имамович связывает фигуру Мустай-бея с Мустафой Хуракаловичем, жившим в 17 веке. Лука Марьянович с миссией по дальнейшему изучению этой фигуры отмечает, что по легенде Мустай-бей родом из племени Липовача из Мостара . [ 2 ]
Хорватские историки старшего возраста помогают подтвердить личность Мустай-бея. В исторических источниках упоминается Мустай-бек, который в 1556 году был захвачен франкопаном , который позже освободил Мустай-бея после уплаты выкупа в несколько тысяч дукатов. [ 3 ] Это может быть связано со многими песнями в краинском регионе, посвященными захвату и выпуску Мустай-бея, такими как «Ропство Мустай-Бега и Вришич байрактара» (Захват Мустай-Бея и Вришича Байрактара) и «Мустай-Бег Лички у ропству код задарскога бана» (Мустай-бей Лики во время пленения в Бане Задара).
Упоминание Эвлии Челеби о том, как боснийский правитель Мелек Ахмед-паша послал его выкупить некоего Мустая-бея Хасумовича, захваченного войсками Николы IV Зринского . Эвлия Челеби упоминает, что при нем уже пели песни о Мустай-бее. [ 4 ]
Мустай-бей, скорее всего, был крупнейшим авторитетом в Лике и Краине в то время как пограничник ( сербско-хорватский : Краишник ) и командир, штаб-квартира которого находилась в Удбине . Возможно, его важности также способствовал тот факт, что после учреждения капитанов в Краине капитан Бихача имел высшую власть над всеми другими капитанами Краины. [ 5 ] В сборниках Косты Хёрманна упоминается, что у него есть жена и дочь по имени Златия. [ 6 ]
Хотя легенда гласит, что Мустай был родом из Герцеговины, бесспорно, что его фигура была создана в краине, а затем передана в другие части Боснии, Герцеговины и Санджака .
Сказки
[ редактировать ]Заявления о том, что Мустай-бей является уважаемой фигурой среди населения Краины, подтверждаются цитатой Луки Марьяновича: [ 7 ]
В результате упомянутых условий, в которых люди жили, воевали и мирились в то время, выделяется один человек, Мустай-бек Лика, самый популярный герой и владыка Лики и Крбавы. То, что пережили и выстрадали отдельные люди, пережил и Мустай-бей. С самых юных лет он был возведен на видное положение, с которого смотрел на других свысока, а другие на него, от последнего «турка» Лики до императора в Стамболе.
— Лука Марьянович
Еще одна известная поговорка в Краине:
Так сказал Мустай-бей из Лики, Так сказали все турки в Лике.
Эта поговорка взята из песни «Будалина Сказка долази у лику» (Сказка о дураке, приехавшем в Лику). [ 8 ] Под поговоркой подразумевается, что слова Мустай-бея – закон, а упомянутые тюрки относятся к исламизированным славянским жителям региона.
Как и в большинстве краинских песен, главный герой очень редко действует один, то же самое касается и Мустай-бея. Его часто сопровождают Джержелез , братья Грница или Будалина Тале. Роль, которую Мустай-бей играет в сказках, обычно заключается в том, что он руководит своими товарищами. И для военных действий, и для свадебных шествий необходимо было испрашивать разрешение у Мустай-бея. А если бы Мустай решился на битву, то выстрелом из пушки оповестили бы всю Краину, что следует готовиться к бою.
Мустай всегда носил роль авторитета, он был хранителем Краины и олицетворением правовой системы. [ 9 ] Будучи великим и мудрым стариком, он никогда не бросался безрассудно в бой любой ценой, а скорее вел себя как лидер, проявляющий заботу о жизнях своих солдат. [ 10 ]
Мустай-бей никогда не отступает от рыцарских правил ведения войны, даже если это ему будет стоить. В одном рассказе он запрещает Мехо Диздаревичу прийти на помощь Джуличу, поскольку это была и единственная его дуэль. [ 11 ] Он запрещает своим рыцарям грабить Мостар, из-за чего Краишники в гневе возвращаются в Краину. [ 12 ] Он запрещает мусульманам мстить христианам, потому что «неверные могут позже наказать мусульман». [ 13 ]
Смерть Мустай-бея
[ редактировать ]Во многих песнях упоминается смерть Мустай-бея, при этом защитник Краины от христиан Мустай получает роль мученика. В одной песне, которая содержится в сборнике Косты Хорманна, говорится:
Вы понимаете, наглецы,
смотри, прошло целых семь лет с тех пор как наш Бег был убит. Ах, ты не спешил спуститься в долину Бека увидеть упавшие башни и бедняки Бека
и Бечир, сын Мустай-бека.
- Хёрманн I, 30.16-22.
Во всех песнях, собранных Милманом Парри и Альбертом Лордом в Санджаке, упоминается проклятие, наложенное на бея после того, как он не смог сопротивляться христианке по имени Джанья. [ 14 ]
«Почему, Бег, ты ведешь себя так безобразно?
Ибо Джанья родилась у христианки, и питался вином и бренди, но я родился у турецкой (мусульманской) матери, и кормился медом и сахаром. Послушай меня, Мустай-бек из Лики! Если ты поднимешь армию в Узорье, и схватить Джанжу, сестру Йована, тогда пусть Йован поймает тебя на горе,
и пусть он отрубит тебе голову, мой Бег!»
— Скрипач Хайро Феризович
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крайский героический эпос (на боснийском языке). Бихач: УНБИ. 2013 год 246.
- ^ МУСТАЙ БЕЙ ЛИКИ – КОРОЛЬ АРТУР ПОГРАНИЧНОЙ ЭПОСЫ (на боснийском языке). Босния и Герцеговина. 2010. с. 255.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лопашич, Радослав (1890). Бихач и Бихачка Краина (на хорватском языке). Загреб: Матица Хрватска. п. 122.
Но Черная Пятница дошла до Мустай-Бека. 5 сентября 1556 года князь Франкопан, младший брат Гашпара, разбил его армию у башни Крижанч и захватил живым Мустай-Бека вместе с несколькими другими беями и агами. Бег был передан тогдашнему хорватскому генералу графу Гербарду Ауэрспергу, у которого бек был куплен за несколько тысяч дукатов.
- ^ Бутурович, Дженана (1995). Устный эпос боснийцев (на боснийском языке). Сараево: Возрождение. п. в 1995 году
- ^ Крайский героический эпос (на боснийском языке). Бихач: УНБИ. 2013 год 256.
- ^ МУСТАЙ БЕЙ ЛИКИ – КОРОЛЬ АРТУР ПОГРАНИЧНОЙ ЭПОС (на боснийском языке). 2010. с. 257.
- ^ Старинные эпические песни боснийских мусульман . Сараево: Светлост. 1976. с. 80.
- ^ «Будалина Сказка приходит к Лике» .
- ^ Шмаус 1953:179
- ^ «Опытный герой — это великий старец героической песни: старый воин, украшенный гирляндой славы, мудрый и осторожный, предупреждающий и дающий советы, он обычно оставляет борьбу молодому поколению и сам вступает в бой только тогда, когда молодые воины терпят неудачу или попадают в безвыходную ситуацию». (Браун 2004:34).
- ^ Хёрманн II, 62)
- ^ (Хёрманн II, 74)
- ^ (Хёрманн II, 640)
- ^ Хайро Феризович (PN 12393, лл. 34-43): Авдо Меджедович (версия 1935 г., PN 6806, лл. 703-716): Авдо Меджедович (версия 1951 года, LN 203, лл. 98-113) Шечо Колич (PN 6832, лл. 167-183):