Jump to content

Мустай-бей Лики

Мустай-бей Лики ( боснийское : Mustaj-beg Lički ) — фигура эпической поэзии боснийцев , хотя рассказы о нём можно встретить у боснийцев во всех регионах, он преимущественно персонаж, встречающийся в эпической поэзии боснийцев. Боснийцы, живущие в Боснийской Краине (Пограничном регионе).

Как и другие пограничные песни (Krajišničke Pjesme), истории о Мустай-бее обычно имеют ту же тему, что и все другие истории, происходящие из Краины. В основном они посвящены набегам и боям между мусульманами и христианами. Несмотря на то, что большинство историй вымышлены, историческая подоплека заметна. Большинство историй о Мустай-бее были созданы, когда существовала боснийско-хорватская граница, отделявшая Османскую империю от Габсбургов и западного мира . Где происходили частые набеги и драки между мусульманами и христианами.

Историческая справка

[ редактировать ]
Боснийский регион страны

Мустай-бей из Лики, как и большинство фигур эпической традиции Босанской Краины , имеет полуисторическое происхождение. Существует мнение, что он основан на реальном человеке, но этот человек неизвестен. Выдвигались различные теории, Эвлия Челеби называет его Мустай-Бег Хасумович. [ 1 ] Мустафа Имамович связывает фигуру Мустай-бея с Мустафой Хуракаловичем, жившим в 17 веке. Лука Марьянович с миссией по дальнейшему изучению этой фигуры отмечает, что по легенде Мустай-бей родом из племени Липовача из Мостара . [ 2 ]

Хорватские историки старшего возраста помогают подтвердить личность Мустай-бея. В исторических источниках упоминается Мустай-бек, который в 1556 году был захвачен франкопаном , который позже освободил Мустай-бея после уплаты выкупа в несколько тысяч дукатов. [ 3 ] Это может быть связано со многими песнями в краинском регионе, посвященными захвату и выпуску Мустай-бея, такими как «Ропство Мустай-Бега и Вришич байрактара» (Захват Мустай-Бея и Вришича Байрактара) и «Мустай-Бег Лички у ропству код задарскога бана» (Мустай-бей Лики во время пленения в Бане Задара).

Упоминание Эвлии Челеби о том, как боснийский правитель Мелек Ахмед-паша послал его выкупить некоего Мустая-бея Хасумовича, захваченного войсками Николы IV Зринского . Эвлия Челеби упоминает, что при нем уже пели песни о Мустай-бее. [ 4 ]

Мустай-бей, скорее всего, был крупнейшим авторитетом в Лике и Краине в то время как пограничник ( сербско-хорватский : Краишник ) и командир, штаб-квартира которого находилась в Удбине . Возможно, его важности также способствовал тот факт, что после учреждения капитанов в Краине капитан Бихача имел высшую власть над всеми другими капитанами Краины. [ 5 ] В сборниках Косты Хёрманна упоминается, что у него есть жена и дочь по имени Златия. [ 6 ]

Хотя легенда гласит, что Мустай был родом из Герцеговины, бесспорно, что его фигура была создана в краине, а затем передана в другие части Боснии, Герцеговины и Санджака .

Заявления о том, что Мустай-бей является уважаемой фигурой среди населения Краины, подтверждаются цитатой Луки Марьяновича: [ 7 ]

В результате упомянутых условий, в которых люди жили, воевали и мирились в то время, выделяется один человек, Мустай-бек Лика, самый популярный герой и владыка Лики и Крбавы. То, что пережили и выстрадали отдельные люди, пережил и Мустай-бей. С самых юных лет он был возведен на видное положение, с которого смотрел на других свысока, а другие на него, от последнего «турка» Лики до императора в Стамболе.

Лука Марьянович
Гусле . , которое часто сопровождало эпические песни

Еще одна известная поговорка в Краине:

Так сказал Мустай-бей из Лики, Так сказали все турки в Лике.

Эта поговорка взята из песни «Будалина Сказка долази у лику» (Сказка о дураке, приехавшем в Лику). [ 8 ] Под поговоркой подразумевается, что слова Мустай-бея – закон, а упомянутые тюрки относятся к исламизированным славянским жителям региона.

Как и в большинстве краинских песен, главный герой очень редко действует один, то же самое касается и Мустай-бея. Его часто сопровождают Джержелез , братья Грница или Будалина Тале. Роль, которую Мустай-бей играет в сказках, обычно заключается в том, что он руководит своими товарищами. И для военных действий, и для свадебных шествий необходимо было испрашивать разрешение у Мустай-бея. А если бы Мустай решился на битву, то выстрелом из пушки оповестили бы всю Краину, что следует готовиться к бою.

Мустай всегда носил роль авторитета, он был хранителем Краины и олицетворением правовой системы. [ 9 ] Будучи великим и мудрым стариком, он никогда не бросался безрассудно в бой любой ценой, а скорее вел себя как лидер, проявляющий заботу о жизнях своих солдат. [ 10 ]

Мустай-бей никогда не отступает от рыцарских правил ведения войны, даже если это ему будет стоить. В одном рассказе он запрещает Мехо Диздаревичу прийти на помощь Джуличу, поскольку это была и единственная его дуэль. [ 11 ] Он запрещает своим рыцарям грабить Мостар, из-за чего Краишники в гневе возвращаются в Краину. [ 12 ] Он запрещает мусульманам мстить христианам, потому что «неверные могут позже наказать мусульман». [ 13 ]

Смерть Мустай-бея

[ редактировать ]
Шаргия . часто сопровождала эпическую поэзию в Краине

Во многих песнях упоминается смерть Мустай-бея, при этом защитник Краины от христиан Мустай получает роль мученика. В одной песне, которая содержится в сборнике Косты Хорманна, говорится:

Вы понимаете, наглецы,

смотри, прошло целых семь лет с тех пор как наш Бег был убит. Ах, ты не спешил спуститься в долину Бека увидеть упавшие башни и бедняки Бека

и Бечир, сын Мустай-бека.

- Хёрманн I, 30.16-22.

Во всех песнях, собранных Милманом Парри и Альбертом Лордом в Санджаке, упоминается проклятие, наложенное на бея после того, как он не смог сопротивляться христианке по имени Джанья. [ 14 ]

«Почему, Бег, ты ведешь себя так безобразно?

Ибо Джанья родилась у христианки, и питался вином и бренди, но я родился у турецкой (мусульманской) матери, и кормился медом и сахаром. Послушай меня, Мустай-бек из Лики! Если ты поднимешь армию в Узорье, и схватить Джанжу, сестру Йована, тогда пусть Йован поймает тебя на горе,

и пусть он отрубит тебе голову, мой Бег!»

Скрипач Хайро Феризович

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Крайский героический эпос (на боснийском языке). Бихач: УНБИ. 2013 год 246.
  2. ^ МУСТАЙ БЕЙ ЛИКИ – КОРОЛЬ АРТУР ПОГРАНИЧНОЙ ЭПОСЫ (на боснийском языке). Босния и Герцеговина. 2010. с. 255. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Лопашич, Радослав (1890). Бихач и Бихачка Краина (на хорватском языке). Загреб: Матица Хрватска. п. 122. Но Черная Пятница дошла до Мустай-Бека. 5 сентября 1556 года князь Франкопан, младший брат Гашпара, разбил его армию у башни Крижанч и захватил живым Мустай-Бека вместе с несколькими другими беями и агами. Бег был передан тогдашнему хорватскому генералу графу Гербарду Ауэрспергу, у которого бек был куплен за несколько тысяч дукатов.
  4. ^ Бутурович, Дженана (1995). Устный эпос боснийцев (на боснийском языке). Сараево: Возрождение. п. в 1995 году
  5. ^ Крайский героический эпос (на боснийском языке). Бихач: УНБИ. 2013 год 256.
  6. ^ МУСТАЙ БЕЙ ЛИКИ – КОРОЛЬ АРТУР ПОГРАНИЧНОЙ ЭПОС (на боснийском языке). 2010. с. 257.
  7. ^ Старинные эпические песни боснийских мусульман . Сараево: Светлост. 1976. с. 80.
  8. ^ «Будалина Сказка приходит к Лике» .
  9. ^ Шмаус 1953:179
  10. ^ «Опытный герой — это великий старец героической песни: старый воин, украшенный гирляндой славы, мудрый и осторожный, предупреждающий и дающий советы, он обычно оставляет борьбу молодому поколению и сам вступает в бой только тогда, когда молодые воины терпят неудачу или попадают в безвыходную ситуацию». (Браун 2004:34).
  11. ^ Хёрманн II, 62)
  12. ^ (Хёрманн II, 74)
  13. ^ (Хёрманн II, 640)
  14. ^ Хайро Феризович (PN 12393, лл. 34-43): Авдо Меджедович (версия 1935 г., PN 6806, лл. 703-716): Авдо Меджедович (версия 1951 года, LN 203, лл. 98-113) Шечо Колич (PN 6832, лл. 167-183):
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56264ab47e80a88e2e329aa15743bce9__1692657420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/e9/56264ab47e80a88e2e329aa15743bce9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mustay-Bey of Lika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)