Хорс
Член Владимирского пантеона | |
Тексты |
|
---|
Хорс [ а ] — славянский бог с неопределенными функциями, упоминаемый с XII века. Обычно интерпретируется как бог солнца, иногда как бог луны. Значение теонима также неизвестно: чаще всего его имя сочеталось с иранским словом, обозначающим солнце, таким как персидское xoršid или осетинское xor , но современные лингвисты резко критикуют такую этимологию, и вместо нее предлагаются другие исконные этимологии. .
Источники
[ редактировать ]Хорс — наиболее часто упоминаемый славянский бог после Перуна. [ 1 ] Впервые он появляется в «Первой летописи» Летописи вместе с другими богами, которым Владимир Великий воздвиг статуи:
И Владимир стал единолично княжить в Киеве. И поставил он на холме вне дворца идолов: Перуна в лесу с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Даждьбога и Стрибога , и Симаргла и Мокоши . И они приносили жертвы и называли их богами, и они брали к себе своих сыновей и дочерей и приносили их в жертву дьяволам. И они осквернили землю жертвами своими, и Русь и холм тот осквернились кровью. Но Бог милостивый, не желающий смерти грешников, на той горе стоит сегодня церковь святого Василия, о чем мы расскажем дальше. [ 2 ]
Древневосточнославянский оригинальный текст- Первичная хроника
Второй источник, упоминающий бога, — « Слово о полку Игореве »: « Князь Всеслав был судьей своим подданным, города распределял между князьями, но ночью бежал, как волк, из Киева бежал в Тмутаракань , прежде чем пропел петух, волком бежал он по дороге великого Хорса». [ 3 ]
Бог упоминается также в апокрифическом произведении «Проповедь и Апокалипсис святых апостолов» , где Перун и Хорс упоминаются как старцы, а Хорсу приписывают реальную жизнь на Кипре . [ 4 ] Хорс фигурирует также в апокрифическом тексте « Беседа трех святителей» , в котором беседуют святитель Василий , святитель Григорий Богослов и святитель Иоанн Златоуст . Св. Иоанн спрашивает: «Из чего был сделан гром?», св. Василий отвечает: «Есть два ангела грома. Для этого древнегреческий Перун , Хорс — иудей . И есть два ангела молнии». [ 5 ] В этом тексте сочетаются славянские, христианские и богомильские традиции. [ 6 ] [ 4 ] Встречается он и в других летописных источниках. [ 4 ]
В именах собственных
[ редактировать ]Михаил Васильев привел ряд гидронимов Новгород топонимы - Северского региона (например, Хорсовское болото, Хорсовское водохранилище) XVI-XVIII веков, на Волыни X -XII веков или Хурсово в Булгарии Дуная . [ 7 ] Андрей Бесков отмечает, что в Боровском районе ( Украина ), недалеко от села Гороховатка , находилось село Горсовка, которое сейчас находится под Оскольским водохранилищем . Примечательно, что среди жителей этого села были носители фамилии Хорс . [ 8 ]
Бог также должен был быть сохранен в старосербском имени Хьрсь, старобулгарском Хръсъ, [ 9 ] Serbian Хрс, Hrs , Хрсовик, Hrsovik , [ 10 ] Old East Slavic Хорсъ [ 9 ] по аналогии с польским именем Дадзбог , от бога Дажьбога . [ 11 ] Возможно также, что он сохранился в старочешском имени Хоруш . [ 10 ] Было предложено рассматривать сербские имена как изменения греческого имени Χρυσης, Хрисис или Χρυσος, Хрисос , но, по мнению Александра Брюкнера, это неоправданно: эти имена не являются христианскими именами, поэтому у сербов не было никаких оснований принять их, а Χρυσ- пишется просто как хрис- . [ 12 ]
Этимология
[ редактировать ]
В древнерусских источниках этот теоним отмечается как Хърсъ, Xŭrsŭ , Хорсъ, Xorsŭ , Хъросъ, Xŭrosŭ , а в современной русской литературе он пишется как Хорс ( рус . Хорс ), аналогично пишется Мацеем Стрийковским - Хорсумом ( польск . Chorsum , современный Чорс ). На английском языке, в зависимости от системы транслитерации, имя пишется как Хорс , Хорс или Хорс . [ 1 ] [ 4 ]
Иранская этимология
[ редактировать ]В настоящее время наиболее популярная точка зрения относительно этимологии теонима Хорс — иранская , причем эта этимология предлагается с XIX века. Русский историк Петр Бутков, назвавший Хорса «славянским Аполлоном », был одним из первых, кто связал его имя с персидским خورشید , хуршит и осетинским хур , хор «солнце», а также с осетинскими хорошу , хорсу , хорсу, означающими "хороший". [ 13 ] Иранский хвар «ореол», индийский хара , харас «огонь». [ 14 ] или персидский xoršid «солнце», Xuršid «бог солнца». [ 13 ] [ 15 ] Иранское слово также должно было быть корневым для Кронеса , бога неба у вогулов и остяков , и для слова квар «небо», «воздух» в вотяцком языке . [ 14 ]
Владимир Топоров считал, что имя Хорс было привезено в Киев вместе с солярным культом воинами из Хорезма , которые предположительно размещались там во времена правления Владимира Великого , но эта теория подверглась резкой критике. Михаил Васильев заявил, что название могло быть заимствовано не у среднеперсидских , а у сармато - аланских народов в первом тысячелетии до нашей эры. [ 16 ] (так называемая иранская инверсия).
Помимо иранской этимологии, существовали и другие теории. Например, было предложено раннее заимствование от осетинского хорза «добро», что также объясняло бы русское слово хороший, хороший «хороший», которое изначально должно было означать «хорский, принадлежащий Хорсу», но эта возможность была отвергнута Фасмер. Топоров, также отвергавший заимствования из осетинского языка, писал:
Единственное русское слово, которое действительно было связано исследователями с именем Хорса , это – хороший . Эта связь теперь кажется несомненной [...]. Несомненным является и направление словообразования: Хорс → хороший . лишь конкретный иранский источник названия Хорс . Вызывает сомнения [ 17 ]
Критика
[ редактировать ]Заимствования из иранских языков были приняты религиоведами без особых жалоб, но лингвисты, такие как Макс Фасмер , указывают на фонетические проблемы. Иранское хва- не объясняет славянскую краткую гласную ъ ( ŭ ), а š не могло в славянских языках оставаться как s , но согласно правилу руки должно оставаться либо как х ( h ), либо как š ( sh ) в случае, если слово был заимствован после завершения правила. [ 18 ]
Иранская этимология также имеет исторические проблемы. Хорс не мог быть заимствован во времена правления Владимира Великого, поскольку к тому времени Персия уже приняла ислам , а слово Хоршид на персидском языке означало только «солнце» и не имело никакого религиозного подтекста. Название не может быть получено от авестийского Hvar (из-за конечной -s ), или hvarə хšaētəm : выражение было сокращено до xwaršēδ / xoršid на среднеперсидском языке во времена династии Сасанидов , в это время поклонение солнцу было перенесено на бога Митру . Кроме того, на раннем этапе в Персии преобладало иконоборчество , и идолы иранских богов были заменены священными огнями. Таким образом, неясно, как восточные славяне за такое короткое время заимствовали слово xwaršēδ / xoršid из Персии, произвели радикальное фонетическое изменение и поместили Хорса так высоко в пантеоне. [ 18 ] Васильев попытался решить эту проблему, предположив существование гипотетического сарматско-аланского слова *xors / *xūrs «Царь-Солнце», полученного посредством сложной цепочки предположений, но и здесь возникают упомянутые ранее фонетические проблемы. [ 18 ]
Всестороннюю критику иранской теории сделал также Андрей Бесков. [ 19 ]
Славянские этимологии
[ редактировать ]От протоиндоевропейского *kr̥ḱós
[ редактировать ]Александр Брюкнер (1918) также предположил славянское происхождение теонима. По его словам, Chъrsъ по-польски звучало бы как chars , и он находит это слово в польском датированном словосочетании przecharsła. коза или пшеница mężczyzna означает «истощенное, изможденное, изможденное, изможденное» существо, или по-чешски krsati , krsnouti «истощать, изможденный», krsek «карлик», zakrsly , krs « карликовый кустарник » с типичным чередованием ch и k - польское слово. с сохранившимся оригинальным k is karślak «сучковатое дерево», или топонимами Карсы . [ 12 ] Праславянская форма этих слов реконструируется как прилагательное *kъrsъ "склонявшийся, тощий, карлик", глагол *kъrsati "уменьшаться, снижаться", *krsnąti "худеть" от ПИЕ. *kr̥ḱós «тощий» (PIE ḱ → PS s ). [ 20 ] [ 9 ] Эту интерпретацию поддержал Михал Лучинский (2020). По его мнению, праславянская форма теонима *Xъrsъ , от более раннего *Kъrsъ , формально идентична фамилиям: старосербская Хьрсь и староболгарская Xrъсъ, а также топонимам: старопольский *Карс и *Чарс , сербский Hrs и древнерусский Хорсъ и др., происходит от прилагательного *kъrsъ «тощий». Эта реконструкция этимологически правильна и семантически согласуется с лунной интерпретацией – луна как «тощая», что могло быть связано с лунными циклами. [ 9 ]
От протоиндоевропейского *kʷr̥s-
[ редактировать ]По мнению словацкого лингвиста Мартина Пуканца (2013), теоним Хорс не имеет праславянского происхождения. Здесь он указывает на славянский переход TarT/TorT (T = любая согласная), произошедший около 800 г. Праславянское T или T в восточнославянских языках перешло в Торо T, поэтому праславянское *X или sъ должно перейти в восточнославянский язык. *X oro sъ , и такое обозначение источниками не подтверждено. По его словам, достоверных подтверждений этого теонима в западно- и южнославянских языках также нет. В этом случае, по мнению Пуканца, теоним был заимствован из персидского xuršēt «сияющее солнце», но он не отвечает на критику такой этимологии со стороны других лингвистов, представленную ранее. [ 21 ]
Он также указывает на другую возможность. Праславянский TorT перешел в церковнославянский язык как TъrT и TrъT, что объясняет оба обозначения *Xorsъ и *Xъrsъ и признает обозначение *Xъrsъ основным. Поскольку PS *x может происходить от PIE *k или *g , при поиске этимологии слова PIE необходимо обращать внимание в первую очередь на закругленные телефоны *kʷ , *gʷ и *gʷʰ ; Таким образом, протоиндоевропейская основа может быть реконструирована как *kʷr̥s- или *gʷr̥s- или *gʷʰr̥s- . Из вышеупомянутых основ только один, *kʷr̥s- , встречается в Юлиуса Покорного , Indogermanisches etymologisches Wörterbuch который реконструировал эту основу, используя греческое πρῖνος, prînos «дуб ( падуб )», галльское prenne «большое дерево», древневерхненемецкое horst. , hurst «куст, чаща» или словенский hrást «дуб», которые, как и рассматриваемый теоним, содержат гласную между -r- и -s- . Такая реконструкция указала бы на функции, аналогичные функциям Перуна , бога бурь и дубов. [ 21 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Хорс-Дажьбог – бог Солнца.
[ редактировать ]Ученые, предполагающие иранскую этимологию, чаще всего приписывают Хорсу солнечные черты. Основным аргументом является корень теонима, означающего в первую очередь «солнце», независимо от того, в каком именно слове был этот корень. Более того, согласно «Слову о полку Игореве» , князь Всеслав , который «пришёл в Тмутаракани раньше петухов» и «бежал по дороге великого Хорса», путешествовал с запада на восток и таким образом достиг замка раньше, чем пропели петухи, и таким образом «догнали» Солнце. [ 22 ]
На это указано и в тексте « Первой летописи» , где при перечислении статуй богов только между Хорсом и Дажбогом , богом Солнца, не употребляется союз «и» (в отличие от остальных богов), и это, по мнению многих ученых, позволяет предположить, что Хорс — другое имя Дадзбога, его ипостась, или что они связаны каким-то другим образом. [ 14 ] [ 23 ] Такую точку зрения поддержал, например, Генрик Ловмяньский , согласно которому Дажьбог был объяснением Хорса . Однако он отметил, что не уверен, что соединения нет. [ 24 ] Брюкнер выступал против этой точки зрения, утверждая, что отсутствие союзов не имеет значения, и считал необоснованной ассоциацию Дажьбога с Хорсом. [ 25 ] An analysis of the spelling of Old East Slavic sources confirms Brückner's view: the lack of a conjunction often occurs in the enumeration of choronyms , ethnonyms , hydronyms , anthroponyms , and theonyms, e.g.: copy of Novgorod First Chronicle : "... и стриба сенмарекла мокошь ", Sermon and Revelation by the Holy Apostles : " пероуна и хорса дыя и трояна ", Sermon by Saint Gregory, found in the comments : "молятся (...) нероуноу. хорсу мокоши ". [ 26 ]
Лунный бог
[ редактировать ]Некоторые ученые, также предполагающие иранскую этимологию, полагают, что Чорс был лунным богом и что значение его имени относится не к лучам солнца, а к лучам луны. [ 22 ]
Здесь указывается, что Всеслава называли «волком» и оборотничество связано с луной, а само путешествие князя происходит ночью, когда солнце отсутствует на небе, поэтому он не мог перерезать путь солнцу, но луна. [ 27 ] [ 28 ] Дополнительно указывается также, что Тмутаракань расположена не от Киева на восток, а на юго-восток. [ 22 ] Указывается также на вероятное непонимание словосочетания «курам». На древневосточном славянском языке это словосочетание означало «до позднего вечера; ночью», «до рассвета, до рассвета», а также на русском циферблате. словосочетание «до вторых кочетов» означало «до позднего вечера; после полуночи» (буквально: «другим петухам»). Поскольку словосочетания, начинающиеся с «до», обозначали ночные и утренние фразы, начинающиеся с «со» (ср. со вторыми кочетами), можно сделать вывод, что Всеслав прибыл в город ночью, а не утром. [ 29 ] Лучинский указывает также, что эпитет «великий» (др.-е. великому, великому ), употребляемый по отношению к Хорсу в «Сказании» , который обычно [ 29 ] взятый в качестве аргумента в пользу солнечной интерпретации, может быть понят по-разному: в славянском фольклоре эпитет «великий» часто используется по отношению к луне, например, польский wielki księżyc , сербско-хорватский и словенский velik mesec , и далее он сравнивает Древнерусская фраза из древнескандинавского кеннинга mána vegr «небо», буквально «путь луны». [ 29 ]
Интерпретацию имени Хорс как «истощенного» поддержала лингвист Ванда Будзишевская. Она сообщает, что убывающую луну называли у славян «хилой, хилой»: польский циферблат. ( Подгалье и район Кракова ) wietek , wiotek , старочешский ветеч , белорусский v́òtak и русский веточ . На старопольском языке слово wiotchy означало «хрупкий из-за износа, использования, старости». [ 30 ] (PS *vet'x ).
Предполагаемый кумир
[ редактировать ]Немецкий путешественник Иоганн Давид Вундерер, путешествовавший по России с 1589 по 1590 год и описавший Псков в своих мемуарах, упоминал о статуях Хорса и Услада , которые должны были находиться недалеко от Пскова:
Перед городом мы увидели двух идолов, поставленных в старину поклонявшимися им жрецами, а именно Усада, чья каменная статуя держит в руке крест, (и) Хорса, стоящего на змее, с мечом. в одной руке и молния (буквально луч огня – АК) в другой.
В своем дневнике Вундерер описал Псков по-новому, хотя при редактировании рукописи он добавил элементы, заимствованные из других источников, причем они добавляют более подробные сведения, которые, однако, легко идентифицируются. Вундерер не мог знать имена богов, изображенных на камне прежде всего потому, что упоминаемый им Услад на самом деле является псевдобожеством , его имя возникло в результате искажения отрывка « Первой летописи» золотая статуя Перуна , в котором изображена . Описанный, Сигизмунд фон Герберштейн признавал слово золотой ( нас злат ) как самостоятельное имя Услад , и он никогда не существовал в русском пантеоне. Многие историки считали упомянутый отрывок недостоверным. [ 31 ]
Вундерер понял, что рядом со статуями когда-то располагался полевой лагерь Стефана Батория , осаждавшего Псков в 1581-1582 годах, и эта информация привела к местонахождению описанных им статуй. Лагерь располагался южнее Пскова и лежал по обе стороны ручья Промежица, отделявшего равнинную местность вокруг города от лесистых холмов и гор, тянувшихся вплоть до реки Черемчи, и статуи, должно быть, располагались недалеко от него. . Существование идола неожиданно подтвердилось, когда при раскопках в 1897 году так называемая каменная баба между Промежицей и заводом была найдена (условное название каменных статуй, изображающих людей в Восточной Европе). Статуя, вероятно, не была найдена на своем первоначальном месте, но это место все равно должно было быть поблизости. Во время Великой Отечественной войны статуя, находившаяся в Псковском музее, была утеряна, но сохранились фотографии 1928-1929 годов. Кумир был ростом около 100 см. длинный, и имел на груди крест, изготовленный в то же время, что и остальная скульптура, но идол был намеренно поврежден, и в хорошем состоянии сохранилась только голова. [ 31 ]
По мнению российского археолога Анатолия Кирпичникова фигура связана со славянским язычеством. Местоположение статуи и крестный знак в точности совпадают с описанием Вундерера. Крест, являющийся древним символом солнца, должен свидетельствовать о связи бога в статуе с солнцем, а сама статуя должна изображать Хорса или Дажьбога . [ 31 ] Некоторые исследователи предположили, что статуя принадлежит христианской культуре. Статуя датируется VIII-X веками. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Russian : Хорс [xˈors] , Old East Slavic : Хърсъ, Хорсъ , romanized: Xǔrsǔ, Xorsǔ
- Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Борисов 2014 , с. 9.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 277–278.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гейстор 2006 , с. 180-181.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 358.
- ^ Сантос Маринас 2013 .
- ^ Vasil'yev 1999 , p. 17.
- ^ Бесков 2010 , стр. 82-83.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лучинский 2020 , стр. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Ваня 1990 , стр. 79.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б Брюкнер 1985 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Борисов 2014 , с. 9-10.
- ^ Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 181.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 108.
- ^ Борисов 2014 .
- ^ Борисов 2014 , с. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Борисов 2014 , с. 11-12.
- ^ Борисов 2014 , с. 15.
- ^ Trubachyov 1987 , p. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Попкорн 2013 , с. 49-52.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 108-109.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 108–109.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 125-126.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 140, 157.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 38-39.
- ^ Гейстор 2006 , с. 181-182..
- ^ Брюкнер 1985 , с. 18, 156..
- ^ Перейти обратно: а б с Лучинский 2020 , стр. 40-41.
- ^ Будзишевская 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б с Kirpichnikov 1988 , p. 34-37.
- ^ "Культурные ценности – Жертвы войны - Идол" . www.lostart.ru . Retrieved 13 February 2021 .
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Beskov, Andrey Anatolyevich (2010). Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ (in Russian). Saarbrücken: LAMBERT Academic Publishing. ISBN 978-3843300230 .
- Борисов, Константин Лео (2014). «Неиранское происхождение восточнославянского бога Хурсу/Хорса» . Студия Мифологика Славика . 17 :9–36. дои : 10.3986/sms.v17i0.1491 . ISSN 1581-128Х .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская и польская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-06245-2 .
- Будзишевская, Ванда (1999). «Два культовых имени Луны у славян». В Бартминьском, Ежи (ред.). Лингвистическая картина мира (на польском языке). Том 12. Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской.
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Kirpichnikov, Anatol Nikolayevich (1988). "Древнерусское святилище у Пскова". Древности славян и Руси (in Russian). Moscow: Nauka. ISBN 5-02-009419-6 .
- Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-00033-3 .
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование (на польском языке). Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
- Пуканец, Мартин (2013). Мартин Пуканец: Этимологический очерк славянского мира богов и демонов (религия и мораль славян) (на словацком языке). Нитра: Университет Константина Философа . ISBN 978-80-558-0280-0 .
- Сантос Маринас, Энрике (2013). «Переоценка, унификация и расширение источников славянской дохристианской религии». Русская история . 40 (1): 27–40. дои : 10.1163/18763316-04001003 . ISSN 0094-288X .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Trubachyov, Oleg (1987). "*kъrsъ" . Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 13. Moscow: Nauka.
- Ваня, Зденек (1990). Мир славянских богов и демонов (на чешском языке). Прага: Панорама. ISBN 80-7038-187-6 .
- Vasil'yev, Mikhail Alexandrovich (1999). Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира (in Russian). Moscow: Индрик. ISBN 978-5-85759-087-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Beskov, Andrey Anatolyevich (2008). Анализ мифологической составляющей восточнославянского язычества (in Russian). Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University.
- Kozlov, M. N. (2018). "К вопросу о происхождении, области распространения и основных функциях бога Хорса у восточных славян дохристианской эпохи" . Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология (in Russian). 4 (40) (3): 167–178. ISSN 2413-1695 .
- Beskov, Andrey Anatolyevich (2020). "От мифов древности к мифам историографии: проблема древнерусского бога Хорса как симптом болезни науки о мифах" . Вестник Томского Государственного Университета. История (in Russian) (66). doi : 10.17223/19988613/66/15 . S2CID 230674737 .