Всеслав Полоцкий
Всеслав Провидец | |||||
---|---|---|---|---|---|
Великий князь Киевский | |||||
Царствование | Сентябрь 1068 г. - апрель 1069 г. | ||||
Предшественник | Изяслав I | ||||
Преемник | Изяслав I | ||||
Князь Полоцкий | |||||
Царствование | 1044–1101 | ||||
Рожденный | в. 1029 Полоцк | ||||
Умер | 24 апреля 1101 г. [около 72 лет] Полоцк | ||||
Похороны | |||||
Проблема более... | Gleb Vseslavich | ||||
| |||||
Династия | Рюрик | ||||
Отец | Брячислав Полоцкий. |
Всеслав Брячиславич [а] ( ок. 1029 — 24 апреля 1101; также известный как Всеслав Колдун или Всеслав Провидец ) — полоцкий князь (1044–1101) и великий князь киевский (1068–1069). [1] [2] Вместе с Ростиславом Владимировичем и воеводой Вышатой они создали коалицию против триумвирата Ярославичей. Полоцкий собор Святой Мудрости , построенный в середине XI века, является одним из наиболее сохранившихся памятников его правления и старейшим каменным зданием в Беларуси . [3]
Биография
[ редактировать ]Всеслав был сыном Брячислава Изяславича , князя Полоцкого и Витебского, и, таким образом, был правнуком Владимира I Киевского и Рогнеды Полоцкой . Он родился в ок. 1029–1030 гг. в Полоцке (имя при крещении Василий) и женился около 1060 г.
Он занял полоцкий престол в 1044 году после смерти отца, и хотя с 1093 года он был старшим представителем династии Рюриковичей для своего поколения, так как его отец не был князем в Киеве, Всеслав был исключен ( изгоем ) из великокняжеского состава. преемственность. Фактически, поскольку он был единственным крупным князем на Руси, не происходящим от Ярослава , он был, по мнению Саймона Франклина и Джонатана Шепарда, «чужаком изнутри». [4]
Не сумев захватить столицу , которой владели три сына Ярослава, Всеслав начал грабить северные районы Киевской Руси . В 1065 году он осадил Псков , но был отброшен. Зимой 1066–1067 годов он разграбил и сжёг Новгород Великий, убрав колокол и другие религиозные предметы из собора Святой Мудрости и привезя их для украшения собственного одноименного собора в Полоцке. [5] Его нападение угрожало отрезать сыновей Ярослава в Среднем Поднепровье от Скандинавии, Балтийского региона и крайнего севера, важных источников людей, торговли и доходов (например, от мехов) для русских князей в Среднем Днепре. . Нападение также вынудило молодого Мстислава, тогда восседавшего на троне в Новгороде, бежать обратно к своему отцу Изяславу в Киев, что было таким образом оскорблением киевского великого князя. Ярославичи объединили свои силы и двинулись на север, разграбив Минск (тогда находившийся под контролем Полоцка) и разгромив Всеслава в битве на реке Немиге 3 марта 1067 г. [6] Всеслав бежал, но был предательски схвачен во время мирных переговоров в июне, когда Изяслав нарушил свою присягу. [7] Затем его посадили в Киев.
Великий князь Киевский
[ редактировать ]Во время Киевского восстания 1068 года , вызванного поражением от рук кипчаков на реке Альте и нежеланием Изяслава вооружить вече , чтобы его члены могли выйти и встретиться с кочевниками во второй раз, толпа освободила Всеслава из тюрьмы, и провозгласил его великим князем киевским, вынудив Изяслава бежать в Польшу. Вернувшись с войском через семь месяцев, Изяслав вновь занял свой престол, а Всеслав бежал обратно в Полоцк. [8] После нескольких лет сложной борьбы с Изяславом Киевским он наконец захватил Полоцк в 1071 году. В течение последних 30 лет его правления его главными врагами были Всеволод Ярославич и сын Всеволода Владимир Мономах .
Всеслав умер 24 апреля 1101 года, в среду перед Страстной пятницей, согласно « Первой русской летописи» , — действительно, летописи странным образом связывают эти два события, как будто волхв умер в результате распятия и воскресения. Похоронен в соборе Святой Премудрости в Полоцке. [9]
Семья
[ редактировать ]У Всеслава было шестеро сыновей:
- Роман (?-1114/1116), князь? (вероятно, из Друцка ). Роман погиб то ли в Рязани, то ли в Муроме. Его вдова стала монахиней и жила в Полоцке , в Софийском соборе , где открыла свою благотворительную деятельность. У них не было детей.
- Gleb Vseslavich , Prince of Minsk;
- Рогволод-Борис , князь Друцкий; Были некоторые споры, было ли у Всеслава шесть или, скорее, семь сыновей. Некоторые историки (Л.Алексеев и Василий Татищев ) полагают, что Борис — имя при крещении Рогволода, и, таким образом, они были одним и тем же человеком.
- Давыд, князь Полоцкий,
- Sviatoslav, Prince of Vitebsk;
- Ростислав, возможно, князь Лукомльский . В 1129 году он был отправлен в Византию Владимиром II Мономахом вместе с остальными Всеславичами. Неизвестно, кем были его жена или его потомки.
Святую Евфросинию Полоцкую иногда называют дочерью Всеслава, хотя датой ее рождения считается 1120 год, через два десятилетия после смерти Всеслава, и, следовательно, она не могла быть его ребенком; однако в других источниках говорится, что она была дочерью Святослава Всеславича и, следовательно, внучкой Всеслава. Она основала ряд монастырей в Полоцке и окрестностях и считается одной из святых покровительниц Беларуси.
Всеслав в литературе и легендах
[ редактировать ]Всеслав в летописях
[ редактировать ]Всеслав имел большую репутацию колдуна . В Русской «Первой летописи» говорится, что он был зачат волшебством и родился с сапоном (покрывалом родовой оболочки) на голове, и что волхвы сказали его матери, что его следует привязать к голове на всю оставшуюся жизнь, так как это был знак удачи. [10] На современном белорусском языке он известен как Усяслав Колдун; по-русски это Всеслав Харадей или Всеслав Вещий , Всеслав Колдун или Всеслав Провидец.
Всеслав в «Слове о полку Игореве»
[ редактировать ]Всеслав также появляется в эпосе XII века «Слово о полку Игореве» , где, как и в некоторых былинах или народных сказках, он изображен оборотнем. В «Слове о Игореве» его поражение на реке Немиге показано как иллюстрация того, что межкняжеские распри ослабляют Русскую землю. Говорят также, что Всеслав мог слышать церковные колокола (украденные из Новгорода) своего Полоцкого собора на всем пути из Киева:
«В седьмом веке Трояна Всеслав бросил жребий за дорогую ему Деву».
«Он кознями вырвался наконец на свободу: и поскакал к городу Киеву; оружием своим ухватился за золотой киевский престол; поскакал от них, как дикий зверь в полночь от Белгорода, синим туманом окутался, расторг его узы на три части, распахнул ворота Новгорода, разбил Славу Ярослава [Первого] поскакал волком от Дудуток к Немиге».
«На Немиге снопы головами раскладывают, в живых изгородях молотят цепами, на амбаре жизнь расстилают, душу от тела отсеивают».
«На окровавленной Немиге берега были засеяны биной, — засеяны костями сынов России».
«Князь Всеслав был судьей своим подданным, города назначал князьям: а сам ночью мчался, как волк, из Киева к Идолу [или, (принимая прочтение текста без изменений) — к Владыке] Тмутараканского. , помчался, как волк, поперек пути великого Хорса».
«Ему в Полоцке рано звонили к заутрене в Софии святой, и он в Киеве услышал звук». [11]
Volkh Vseslavich/Volga Sviatoslavich and Vseslav of Polotsk
[ редактировать ]Всеслав также может быть основой богатыря Волха Всеславича или Волги Святославича, встречающегося в цикле былин . Волхвы были жрецами дохристианской славянской религии и считались обладателями магических сил. Этот факт может быть связан с предполагаемыми магическими, а также с его волчьими аспектами Всеслава. В русинском христианстве говорится, что Волхв был сыном змея и царевны Марфы Всеславевны и мог превращаться в волка и других животных. [12] Это, конечно, звучит как сказка, однако христианство как религия, несмотря на вызов со стороны людей, следовавших старым традициям, использовало это неверное толкование, чтобы изгнать последователей славянского язычества. Новгородские волхвы были хорошо известны тем, что бросили вызов устоявшемуся христианству в Киеве в XI веке, что привело к победе Всеслава, когда Мстислав Изяславович бежал в Киев. Вскоре после этого те же волхвы призвали к восстанию против Глеба Святославовича . Волх появляется в ряде рисунков русского художника конца 19 — начала 20 веков Ивана Билибина , находившегося под сильным влиянием русского фольклора.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский : Всеслав Брячиславич ; Белорусский : Всяслав Брачиславич.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франклин, Саймон; Шепард, Джонатан (6 июня 2014 г.). Возникновение Руси 750-1200 гг . Рутледж. п. 255. ИСБН 978-1-317-87224-5 .
- ^ Морби, Джон Э. (2002). Династии мира: хронологический и генеалогический справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 167. ИСБН 9780198604730 .
- ^ "Музей истории архитектуры Софийского собора" . Музей истории архитектуры Софийского собора (in Russian). 20 January 2010.
- ^ Саймон Франклин и Джонатан Шепард, Возникновение Руси 750–1200 (Лондон и Нью-Йорк: Лонгман, 1996), 251.
- ^ Lavrentevskaia Letopis (PSRL I), 166; Ipatevskaia Letopis (PSRL 2), 155; A. N. Nasonov, Novgorodskaia Pervaia Letopis: Starshego i mladshego izvodov (Moscow and Leningrad: ANSSR, 1950), 17, 186; Novgorodskaia Tretaia Letopis (PSRL 3), 212; Novgorodskaia chetvertaia letopis (PSRL 4), 123
- ^ Франклин и Шепард, Возникновение Руси , 252.
- ^ Лаврентьевская Летопись (ПСРЛ 1), 166–7; Франклин и Шепард, «Появление Руси» , 252.
- ^ Lavrentevskaia letopis (PSRL 1), 171–2.
- ↑ В Новгородской Первой летописи, а также в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается его смерть, но не место захоронения. НПЛ, 17, 202; Лаврентьевская Летопись (ПСРЛ 1), 275; Ипатьевская летопись (ПСРЛ 2), 250.
- ^ Lavrentevskaia Letopis (PSRL 1), 155.
- ^ Леонард Магус, «Слово о вооружении Игореве», Часть II , Sacred Texts.com
- ^ Роман Якобсон и Марк Сефтель, «Эпос Всеслава», в книге Романа Якобсона и Эрнеста Дж. Симмонса, ред., «Русские эпические исследования». Мемуары Американского фольклорного общества 42 (Филадельфия: Американское фольклорное общество, 1949, стр. 83; доступно в Интернете по адресу Волх Всеславьевич Былина: Поэма Всеслава Волшебника. Архивировано 22 ноября 2005 г. в Wayback Machine . Джек В. Хейни). , Полное собрание русских народных сказок (Армонк, Нью-Йорк: М. Э. Шарп, 1999), 7; Дайан Э. Фаррелл, «Шаманские элементы в некоторых русских гравюрах на дереве начала восемнадцатого века», Славянское обозрение 52, № 4 (зима 1993 г.): 725–744; Феликс Дж. Ойнас, «Проблема аристократического происхождения русских былин», Славянское обозрение , том 30, № 3 (сентябрь 1971 г.): 513–522.