Jump to content

Симаргл

Армии с изображением Симаргла. Украинской 71-й егерской бригады Нарукавная нашивка [ 1 ]

Симаргл (также Семаргл , Семаргл ) или Сем и Ргель восточнославянский бог или боги, часто изображаемый в виде крылатой собаки, [ 1 ] упоминается в двух источниках. Происхождение и этимология этой/этих фигур является предметом серьезных споров. Преобладающая точка зрения состоит в интерпретации Симаргла как единого божества, заимствованного у иранского Симурга . Однако эта точка зрения подвергается критике, и некоторые исследователи предлагают признать существование двух божеств, Сема и Ргеля.

Источники

[ редактировать ]

Первым источником, в котором упоминается Симаргл, является «Повесть временных лет» , в которой описывается, как Владимир Великий в 980 году воздвиг статуи славянским богам:

И Владимир стал единолично княжить в Киеве . И поставил он на холме вне дворца идолов: Перуна в лесу с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса , и Дажьбога , и Стрибога , и Симаргла, и Мокоши . И они приносили жертвы и называли их богами, и они брали к себе своих сыновей и дочерей и приносили их в жертву дьяволам. И они осквернили землю жертвами своими, и Русь и холм тот осквернились кровью. Но Бог милостивый, не желающий смерти грешников, на той горе стоит ныне церковь святого Василия , о чем мы расскажем дальше. [ 2 ]

- Первичная хроника

В более позднем тексте второй половины XII века « Проповедь любящего Христа » Симаргл упоминается как два отдельных божества, Сем и Ргель:

[...] не вынося христиан, живущих двойной верой и верующих в Перуна и Хорса, Макошь, Сима и Ргла и в Вилия [...] [ 3 ]

Проповедь того, кто любит Христа

Далее в Проповеди говорится: «Поэтому христиане не должны устраивать бесовских празднеств, подразумевающих танцы, музыку и светские песни, и приношения идолам, которые с огнем под полями снопов молятся Вилию, Макоши, Симу и Рглу, Перуну, Роду , Рожаницам и всем подобным». [ 4 ]

Этимология и интерпретации

[ редактировать ]

В списках «Первой летописи» теоним пишется (в родительном падеже ) как Симаригла ( Лаврентьевская рукопись ), Семаригла ( Ипатьевская рукопись ) и Семаригла ( Радзивилловская летопись ). [ 5 ] В Проповеди как два отдельных теонима: Гладкий , Ригла (родительный падеж) и Да(о)ты , Правило ( дательный падеж ). [ 6 ]

В 1841 году Потр Прейс [ ru ] предложил считать Сима и Ргеля персонажами, соответствующими соответственно ветхозаветным Асиме и Нергалу . [ 7 ] Эту точку зрения поддержал Вильо Мансикка . [ 8 ] Александр Фамицин же пришел к выводу, что Симаргл — это испорченная нотация, которая изначально предназначалась для чтения Сима Ярыла . [ 9 ] Вячеслав Иванов и Владимир Топоров первоначально пришли к выводу, что первоначально теоним звучал *Седмор(о)-гольвъ и означало «семиглавый». [ 10 ]

Изображение Симурга на блюде, 9-10 века.

С 1933 года Симаргл считается иранским заимствованным словом. Впервые было предложено [ 11 ] Камиллы Тревер , русского историка и востоковеда , по мнению которой исходным словом для Симаргла должно было быть Симург – крылатое существо с собачьей головой, являвшееся защитником растений. [ 12 ] Происхождение Симаргла от Симурга в настоящее время является доминирующей точкой зрения в науке. [ 13 ] [ 6 ] Источником заимствования должен был быть перс. Симург , среднеперсидский Сенмурв , авестийская сана-марга или скифо-сарматская Сенмары . [ 6 ]

Предполагаемые изображения Семаргла по версии Рыбакова на браслете из Твери [ 14 ]

Борис Рыбаков был ярым сторонником теории Тревера; он отверг разделение Симаргла на два божества или возможность опечаток. [ 15 ] На основании взаимоотношений Симаргла и Симгура он пришел к выводу, что Симаргл был богом семян, ростков и корней растений, защитником побегов и зелени, посредником между высшими богами неба и земли. [ 16 ] Симаргл должен был быть божеством низшего порядка. Его изображали в виде крылатой собаки с клыками и когтями. [ 15 ] и его изображения можно было найти на различных предметах, например, на браслетах. [ 17 ] According to Rybakov, Simargl was identical to Pereplut (often referring to them as Simargl-Pereplut [ 18 ] ) и позже был заменен им. [ 19 ] Эту точку зрения поддерживают ряд ученых, в том числе Александр Гейстор. [ 20 ] в конечном итоге также Иванов и Топоров и многие другие. [ 13 ]

Михаил Васильев признает, что существуют некоторые лингвистические трудности при выведении Симаргла от Симурга , но заявляет, что это правдоподобно, и принимает эту теорию, по крайней мере, до тех пор, пока не будет найдена лучшая. Однако он поставил под сомнение интерпретацию Рыбакова, рассматривающего Симаргла как бога растений: нет иранских или индийских источников, подтверждающих, что Симург был защитником растений, поэтому Симаргл не мог унаследовать эту компетенцию. Однако он указывает, что общей индоиранской характеристикой Симурга было посредничество между мирами, и что на более позднем этапе, в восточноиранской мифологии, он был защитником людей, особенно человеческих групп, и что это, возможно, определило его введение в пантеон Владимира. Он также указывает, что Симург в образе собаки-птицы зародился в (пост)сасанидском Иране и оттуда распространился на пространство между Атлантикой и Сибирью . Однако после исламизации Ирана Симург утратил свое религиозное значение и стал орнаментальным мотивом. По его словам, нет никаких свидетельств того, что у восточных иранцев, от которых его предположительно переняли славяне, Симург изображался с собачьей головой, а это значит, что он должен был иметь оригинальный внешний вид, т.е. изображаться как птица крупная, хищная, и, следовательно, Симаргл не мог быть собакой-птицей. В результате он также обвиняет Рыбакова в самовольном заключении, что крылатые собаки в восточнославянском искусстве являются изображениями Симаргла, а анализ древнейших изображений этого типа (начиная с X в.) позволяет предположить, что они могут быть древнерусскими отражениями западных Европейские драконы романский тип . [ 13 ]

Отношения между Симарглом и Симургом также подвергались критике по лингвистическим причинам: гласные [ 6 ] и последняя согласная ([л]) не подходит. [ 6 ] [ 21 ] Это привело как минимум к дюжине других предложений. [ 6 ] Мартин Пуканец предложил читать вторую часть теонима как праславянское *orьlъ «орел». Здесь он упоминает латвийскому слову родственное ērglis , содержащее -g- . По его мнению, это доказывает, что -g- изначально в балто-славянских словах означало орел, но выпало из-за табу . Таким образом, предполагалось, что славяне заимствовали Симург как *Sim-orьglъ «орел Сим» и превратились в *Simo-orьglъ > *Simōrьglъ > *Simarьglъ . [ 22 ] Однако эту этимологию нельзя принять, поскольку латышский ērglis представляет собой позднюю форму, происходит от более раннего *ereľis < *erlis и не соответствует исходным формам. [ 6 ]

Из-за вышеупомянутых проблем некоторые ученые пришли к выводу, что Симаргл - это два отдельных божества: Сим/Сем/Сэм и Ргель/Ргел, и именно для них искали этимологию. Александр Брюкнер констатировал, что в «Первой летописи» союз Хорсом также не встречается между и Дажбогом , и это все же отдельные теонимы, поэтому Симаргл тоже следует разделить на два слова. [ 23 ] По мнению Мартина Питро и Петра Вокача, если принять во внимание существование двух божеств вместо одного, возможно, что Сем и Ргель были божественными близнецами , славянскими аналогами Диоскуров . [ 24 ]

По мнению Брюкнера, этимология Сима не была проблематичной. есть такие слова, как šeima , šaima , keimas , kaimas Он заявил, что, поскольку в литовском языке могло быть женское слово sima или мужское слово sim , в славянском языке рядом с sěmia «семья» . При этом он неуверенно указал на такие топонимы, как Симорадз и Семирадз . [ 25 ]

Кшиштоф Т. Витчак и Идалиана Качор предположили, что основной древнерусской формой теонима была Семъ и что этимологически он был связан с литовскими Семе-патами , римскими Семунами «богами посева», сабинским Симо Санкусом Диусом Фидиусом «некоторым божеством по сравнению с Геркулесом». ", древнеирландский Semon "герой или полубог" и галльский Σημόνη. ήρωίς «героиня». Предполагается, что все эти имена в конечном итоге произошли от протоиндоевропейского *Sēmos / *Sēmōn «бог сеяния» или *Sēmonā «богиня сеяния». [ 26 ] Витчак и Качор относятся к корню ПИРОГА *seh₁- «сеять» > праславянское *sěti . Михал Лучинский, однако, указывает на ошибки этой этимологии: латинское обозначение Semepates следует читать как литовское *Žemepatys (от žemė «земля»), тогда как для остальных названий можно реконструировать протоформу, но это не так. было бы *seVmōn- из PIE набрать номер. ( итало-кельтский ) *seĝʰ-mōn- , от PIE *seĝʰ- «поддерживать, заботиться», и они не связаны с Sěm. [ 27 ]

Лучинский, однако, согласен с Витчаком и Качором в том, что теоним Сем этимологически связан со славянским словом, обозначающим посев . Он реконструирует праславянское существительное *sêmъ , состоящее из глагола *sěti «сеять» и суффикса *-mъ , что буквально означало «посев», во вторую очередь «то, что сеют», «то, что сеют», и т. д., от чего и произошел теоним. [ 27 ]

Брюкер предложил две этимологии Ргеля. Первый связывает Ргеля с предполагаемым литовским богом Руглисом или Ругулисом ; он соединил их соответственно с старопольским reż и литовским ругис "рожь" (старопольское от PS* rъžь [ 28 ] ), таким образом, Ргель был бы богом ржи, поля, хозяйства. Другой связывает Ргеля с литовским богом Ругуцисом, «богом кислого». Предполагается, что литовский теоним произошел от ругти «кислеть», этот корень в форме руг- встречается и в славянских языках. Таким образом, Ргель был бы богом, связанным с кислотой. Предполагается , что название польской деревни Ргельско произошло от имени бога. [ 29 ]

Витчак и Качор реконструировали теоним ПИРОГА *Rudlós «Бог дикой природы», что подтверждается ведическим Рудрой и древнерусским Rgel (от более раннего *Rъdlъ ). [ 30 ]

Лучинский отмечает, однако, что ни одна из этих этимологий не может быть принята, поскольку их авторы при создании этимологии используют ошибочные обозначения божества: Брюкер приводит обозначения R ъ glъ и R ъ gъlъ , [ 29 ] а Витчак и Качор Ръ глъ дают [ 30 ] (все с ъ твёрдый знак ), тогда как в источниках пишется как R ь glъ ь мягкий знак ). [ 31 ] Следовательно, он также отвергает происхождение Rgielsko от имени бога, поскольку тогда ожидаемая форма будет *Rzgielsko (по-польски теоним будет *Rzgieł (славянское > польское rz )). [ 32 ]

По мнению Лучинского, ь в имени может быть результатом апофонии e словенское : ь, и единственное слово, которое соответствует теониму, - это праславянский глагол *regti «резать» (ср. régati « раскалывать», польское набрать номер. rzega "полоса, рубец, рубец"), [ 31 ] которое он выводит из корня PIE *h₁regʷ- «быть темным» ( ср. Греческий érevos «тьма»). [ 33 ] Характерен семантический сдвиг от «темный, черный» > «пустой» ( ср. санскрит rájas «темный; пустой» от той же основы), тогда значение, возможно, сместилось на «сделать что-то пустым», «сделать пустые места» > «делать отверстия, надрезы; разрезать». [ 33 ] Таким образом, теоним будет состоять из *rьgϫ / *regϫ «Я режу» (1-е лицо единственного числа настоящего времени *regti ) и суффикса *-lъ . [ 34 ] Образовавшееся причастное существительное *rьglъ , ставшее впоследствии теонимом, возможно, означало «то, что вырезано» > «вырезано» > возможно, «щель, трещина» или «дыра», «полость». [ 32 ] Если эта этимология верна, название чешского муниципалитета Ржехловице может происходить от слова «бог» (от личного имени *Řehl- ). [ 32 ] По мнению Лучинского, Сем и Ргель были богами земледелия (от названия сельскохозяйственных работ). [ 35 ]

  1. ^ Jump up to: а б «Две украинские десантно-штурмовые бригады получили новые знаки различия» . Украинская правда . 24 сентября 2023 г. Проверено 24 сентября 2023 г.
  2. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 278.
  3. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 382.
  4. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 384.
  5. ^ Vasilyev 2017 , p. 189.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лучинский 2020 , стр. 118.
  7. ^ Прейс 1841 , с. 37–39, 41–43.
  8. ^ Клубника 1922 , стр. 396.
  9. ^ Фамицин 1995 , с. 229–230.
  10. ^ Ivanov & Toporov 1990 , p. 672.
  11. ^ Тревер 1933 , стр. 293–329.
  12. ^ Гейстор 2006 , с. 187.
  13. ^ Jump up to: а б с Васильев 2000 .
  14. ^ Rybakov 1981 , p. 437.
  15. ^ Jump up to: а б Rybakov 1981 , p. 435.
  16. ^ Rybakov 1987 , p. 444.
  17. ^ Rybakov 1981 , p. 436.
  18. ^ Rybakov 1981 , p. 435, 436.
  19. ^ Rybakov 1987 , p. 343.
  20. ^ Гейстор 2006 , с. 187–188.
  21. ^ Vasilyev 2017 , p. 188.
  22. ^ Пуканец 2012 , с. 105–106, 107.
  23. ^ Брюкнер 1985 , с. 157.
  24. ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 68.
  25. ^ Брюкнер 1985 , с. 158.
  26. ^ Витчак и Качор 1995 , стр. 275.
  27. ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 120.
  28. ^ Лучинский 2020 , стр. 121.
  29. ^ Jump up to: а б Брюкнер 1985 , с. 157-158.
  30. ^ Jump up to: а б Витчак и Качор 1995 , стр. 274–275.
  31. ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 123.
  32. ^ Jump up to: а б с Лучинский 2020 , стр. 126.
  33. ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 125.
  34. ^ Лучинский 2020 , стр. 123, 126.
  35. ^ Лучинский 2020 , стр. 284.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Моглих, Марцин (2006). «Дохристианские культовые сооружения в Ргельско?». В Вырве, Анджей Марек (ред.). Terra palucensis et monasterium в Локне: XXV лет археологических и архитектурных исследований в Лекненском городском комплексе . Исследования и материалы по истории Палуков. Том 6. Варшава: Издательство ДиГ. ISBN  9788371814259 .
  • Rybakov, Boris (1967). "Русалии и бог Симаргл-Переплут" . Советская археология (2). Moscow: Институт археологии РАН: 91–116.
  • Витчак, Кшиштоф Томаш (1993). «Из исследований по религии протославян, часть 1: Новгородское ведическое правило Рудры». Ономастика . 38 : 95–105. ISSN   0078-4648 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 658ff95a22f236e0338882943ba735a7__1717432740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/a7/658ff95a22f236e0338882943ba735a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Simargl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)