Симаргл

Симаргл (также Семаргл , Семаргл ) или Сем и Ргель — восточнославянский бог или боги, часто изображаемый в виде крылатой собаки, [ 1 ] упоминается в двух источниках. Происхождение и этимология этой/этих фигур является предметом серьезных споров. Преобладающая точка зрения состоит в интерпретации Симаргла как единого божества, заимствованного у иранского Симурга . Однако эта точка зрения подвергается критике, и некоторые исследователи предлагают признать существование двух божеств, Сема и Ргеля.
Источники
[ редактировать ]Первым источником, в котором упоминается Симаргл, является «Повесть временных лет» , в которой описывается, как Владимир Великий в 980 году воздвиг статуи славянским богам:
И Владимир стал единолично княжить в Киеве . И поставил он на холме вне дворца идолов: Перуна в лесу с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса , и Дажьбога , и Стрибога , и Симаргла, и Мокоши . И они приносили жертвы и называли их богами, и они брали к себе своих сыновей и дочерей и приносили их в жертву дьяволам. И они осквернили землю жертвами своими, и Русь и холм тот осквернились кровью. Но Бог милостивый, не желающий смерти грешников, на той горе стоит ныне церковь святого Василия , о чем мы расскажем дальше. [ 2 ]
- Первичная хроника
В более позднем тексте второй половины XII века « Проповедь любящего Христа » Симаргл упоминается как два отдельных божества, Сем и Ргель:
Далее в Проповеди говорится: «Поэтому христиане не должны устраивать бесовских празднеств, подразумевающих танцы, музыку и светские песни, и приношения идолам, которые с огнем под полями снопов молятся Вилию, Макоши, Симу и Рглу, Перуну, Роду , Рожаницам и всем подобным». [ 4 ]
Этимология и интерпретации
[ редактировать ]В списках «Первой летописи» теоним пишется (в родительном падеже ) как Симаригла ( Лаврентьевская рукопись ), Семаригла ( Ипатьевская рукопись ) и Семаригла ( Радзивилловская летопись ). [ 5 ] В Проповеди как два отдельных теонима: Гладкий , Ригла (родительный падеж) и Да(о)ты , Правило ( дательный падеж ). [ 6 ]
В 1841 году Потр Прейс предложил считать Сима и Ргеля персонажами, соответствующими соответственно ветхозаветным Асиме и Нергалу . [ 7 ] Эту точку зрения поддержал Вильо Мансикка . [ 8 ] Александр Фамицин же пришел к выводу, что Симаргл — это испорченная нотация, которая изначально предназначалась для чтения Сима Ярыла . [ 9 ] Вячеслав Иванов и Владимир Топоров первоначально пришли к выводу, что первоначально теоним звучал *Седмор(о)-гольвъ и означало «семиглавый». [ 10 ]

С 1933 года Симаргл считается иранским заимствованным словом. Впервые было предложено [ 11 ] Камиллы Тревер , русского историка и востоковеда , по мнению которой исходным словом для Симаргла должно было быть Симург – крылатое существо с собачьей головой, являвшееся защитником растений. [ 12 ] Происхождение Симаргла от Симурга в настоящее время является доминирующей точкой зрения в науке. [ 13 ] [ 6 ] Источником заимствования должен был быть перс. Симург , среднеперсидский Сенмурв , авестийская сана-марга или скифо-сарматская Сенмары . [ 6 ]
Борис Рыбаков был ярым сторонником теории Тревера; он отверг разделение Симаргла на два божества или возможность опечаток. [ 15 ] На основании взаимоотношений Симаргла и Симгура он пришел к выводу, что Симаргл был богом семян, ростков и корней растений, защитником побегов и зелени, посредником между высшими богами неба и земли. [ 16 ] Симаргл должен был быть божеством низшего порядка. Его изображали в виде крылатой собаки с клыками и когтями. [ 15 ] и его изображения можно было найти на различных предметах, например, на браслетах. [ 17 ] According to Rybakov, Simargl was identical to Pereplut (often referring to them as Simargl-Pereplut [ 18 ] ) и позже был заменен им. [ 19 ] Эту точку зрения поддерживают ряд ученых, в том числе Александр Гейстор. [ 20 ] в конечном итоге также Иванов и Топоров и многие другие. [ 13 ]
Михаил Васильев признает, что существуют некоторые лингвистические трудности при выведении Симаргла от Симурга , но заявляет, что это правдоподобно, и принимает эту теорию, по крайней мере, до тех пор, пока не будет найдена лучшая. Однако он поставил под сомнение интерпретацию Рыбакова, рассматривающего Симаргла как бога растений: нет иранских или индийских источников, подтверждающих, что Симург был защитником растений, поэтому Симаргл не мог унаследовать эту компетенцию. Однако он указывает, что общей индоиранской характеристикой Симурга было посредничество между мирами, и что на более позднем этапе, в восточноиранской мифологии, он был защитником людей, особенно человеческих групп, и что это, возможно, определило его введение в пантеон Владимира. Он также указывает, что Симург в образе собаки-птицы зародился в (пост)сасанидском Иране и оттуда распространился на пространство между Атлантикой и Сибирью . Однако после исламизации Ирана Симург утратил свое религиозное значение и стал орнаментальным мотивом. По его словам, нет никаких свидетельств того, что у восточных иранцев, от которых его предположительно переняли славяне, Симург изображался с собачьей головой, а это значит, что он должен был иметь оригинальный внешний вид, т.е. изображаться как птица крупная, хищная, и, следовательно, Симаргл не мог быть собакой-птицей. В результате он также обвиняет Рыбакова в самовольном заключении, что крылатые собаки в восточнославянском искусстве являются изображениями Симаргла, а анализ древнейших изображений этого типа (начиная с X в.) позволяет предположить, что они могут быть древнерусскими отражениями западных Европейские драконы романский тип . [ 13 ]
Отношения между Симарглом и Симургом также подвергались критике по лингвистическим причинам: гласные [ 6 ] и последняя согласная ([л]) не подходит. [ 6 ] [ 21 ] Это привело как минимум к дюжине других предложений. [ 6 ] Мартин Пуканец предложил читать вторую часть теонима как праславянское *orьlъ «орел». Здесь он упоминает латвийскому слову родственное ērglis , содержащее -g- . По его мнению, это доказывает, что -g- изначально в балто-славянских словах означало орел, но выпало из-за табу . Таким образом, предполагалось, что славяне заимствовали Симург как *Sim-orьglъ «орел Сим» и превратились в *Simo-orьglъ > *Simōrьglъ > *Simarьglъ . [ 22 ] Однако эту этимологию нельзя принять, поскольку латышский ērglis представляет собой позднюю форму, происходит от более раннего *ereľis < *erlis и не соответствует исходным формам. [ 6 ]
Из-за вышеупомянутых проблем некоторые ученые пришли к выводу, что Симаргл - это два отдельных божества: Сим/Сем/Сэм и Ргель/Ргел, и именно для них искали этимологию. Александр Брюкнер констатировал, что в «Первой летописи» союз Хорсом также не встречается между и Дажбогом , и это все же отдельные теонимы, поэтому Симаргл тоже следует разделить на два слова. [ 23 ] По мнению Мартина Питро и Петра Вокача, если принять во внимание существование двух божеств вместо одного, возможно, что Сем и Ргель были божественными близнецами , славянскими аналогами Диоскуров . [ 24 ]
ТЯНУТЬ
[ редактировать ]По мнению Брюкнера, этимология Сима не была проблематичной. есть такие слова, как šeima , šaima , keimas , kaimas Он заявил, что, поскольку в литовском языке могло быть женское слово sima или мужское слово sim , в славянском языке рядом с sěmia «семья» . При этом он неуверенно указал на такие топонимы, как Симорадз и Семирадз . [ 25 ]
Кшиштоф Т. Витчак и Идалиана Качор предположили, что основной древнерусской формой теонима была Семъ и что этимологически он был связан с литовскими Семе-патами , римскими Семунами «богами посева», сабинским Симо Санкусом Диусом Фидиусом «некоторым божеством по сравнению с Геркулесом». ", древнеирландский Semon "герой или полубог" и галльский Σημόνη. ήρωίς «героиня». Предполагается, что все эти имена в конечном итоге произошли от протоиндоевропейского *Sēmos / *Sēmōn «бог сеяния» или *Sēmonā «богиня сеяния». [ 26 ] Витчак и Качор относятся к корню ПИРОГА *seh₁- «сеять» > праславянское *sěti . Михал Лучинский, однако, указывает на ошибки этой этимологии: латинское обозначение Semepates следует читать как литовское *Žemepatys (от žemė «земля»), тогда как для остальных названий можно реконструировать протоформу, но это не так. было бы *seVmōn- из PIE набрать номер. ( итало-кельтский ) *seĝʰ-mōn- , от PIE *seĝʰ- «поддерживать, заботиться», и они не связаны с Sěm. [ 27 ]
Лучинский, однако, согласен с Витчаком и Качором в том, что теоним Сем этимологически связан со славянским словом, обозначающим посев . Он реконструирует праславянское существительное *sêmъ , состоящее из глагола *sěti «сеять» и суффикса *-mъ , что буквально означало «посев», во вторую очередь «то, что сеют», «то, что сеют», и т. д., от чего и произошел теоним. [ 27 ]
Ргель
[ редактировать ]Брюкер предложил две этимологии Ргеля. Первый связывает Ргеля с предполагаемым литовским богом Руглисом или Ругулисом ; он соединил их соответственно с старопольским reż и литовским ругис "рожь" (старопольское от PS* rъžь [ 28 ] ), таким образом, Ргель был бы богом ржи, поля, хозяйства. Другой связывает Ргеля с литовским богом Ругуцисом, «богом кислого». Предполагается, что литовский теоним произошел от ругти «кислеть», этот корень в форме руг- встречается и в славянских языках. Таким образом, Ргель был бы богом, связанным с кислотой. Предполагается , что название польской деревни Ргельско произошло от имени бога. [ 29 ]
Витчак и Качор реконструировали теоним ПИРОГА *Rudlós «Бог дикой природы», что подтверждается ведическим Рудрой и древнерусским Rgel (от более раннего *Rъdlъ ). [ 30 ]
Лучинский отмечает, однако, что ни одна из этих этимологий не может быть принята, поскольку их авторы при создании этимологии используют ошибочные обозначения божества: Брюкер приводит обозначения R ъ glъ и R ъ gъlъ , [ 29 ] а Витчак и Качор Ръ глъ дают [ 30 ] (все с ъ — твёрдый знак ), тогда как в источниках пишется как R ь glъ (с ь — мягкий знак ). [ 31 ] Следовательно, он также отвергает происхождение Rgielsko от имени бога, поскольку тогда ожидаемая форма будет *Rzgielsko (по-польски теоним будет *Rzgieł (славянское rъ > польское rz )). [ 32 ]
По мнению Лучинского, ь в имени может быть результатом апофонии e словенское : ь, и единственное слово, которое соответствует теониму, - это праславянский глагол *regti «резать» (ср. régati « раскалывать», польское набрать номер. rzega "полоса, рубец, рубец"), [ 31 ] которое он выводит из корня PIE *h₁regʷ- «быть темным» ( ср. Греческий érevos «тьма»). [ 33 ] Характерен семантический сдвиг от «темный, черный» > «пустой» ( ср. санскрит rájas «темный; пустой» от той же основы), тогда значение, возможно, сместилось на «сделать что-то пустым», «сделать пустые места» > «делать отверстия, надрезы; разрезать». [ 33 ] Таким образом, теоним будет состоять из *rьgϫ / *regϫ «Я режу» (1-е лицо единственного числа настоящего времени *regti ) и суффикса *-lъ . [ 34 ] Образовавшееся причастное существительное *rьglъ , ставшее впоследствии теонимом, возможно, означало «то, что вырезано» > «вырезано» > возможно, «щель, трещина» или «дыра», «полость». [ 32 ] Если эта этимология верна, название чешского муниципалитета Ржехловице может происходить от слова «бог» (от личного имени *Řehl- ). [ 32 ] По мнению Лучинского, Сем и Ргель были богами земледелия (от названия сельскохозяйственных работ). [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Две украинские десантно-штурмовые бригады получили новые знаки различия» . Украинская правда . 24 сентября 2023 г. Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 278.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 382.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 384.
- ^ Vasilyev 2017 , p. 189.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лучинский 2020 , стр. 118.
- ^ Прейс 1841 , с. 37–39, 41–43.
- ^ Клубника 1922 , стр. 396.
- ^ Фамицин 1995 , с. 229–230.
- ^ Ivanov & Toporov 1990 , p. 672.
- ^ Тревер 1933 , стр. 293–329.
- ^ Гейстор 2006 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б с Васильев 2000 .
- ^ Rybakov 1981 , p. 437.
- ^ Jump up to: а б Rybakov 1981 , p. 435.
- ^ Rybakov 1987 , p. 444.
- ^ Rybakov 1981 , p. 436.
- ^ Rybakov 1981 , p. 435, 436.
- ^ Rybakov 1987 , p. 343.
- ^ Гейстор 2006 , с. 187–188.
- ^ Vasilyev 2017 , p. 188.
- ^ Пуканец 2012 , с. 105–106, 107.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 157.
- ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 68.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 158.
- ^ Витчак и Качор 1995 , стр. 275.
- ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 120.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 121.
- ^ Jump up to: а б Брюкнер 1985 , с. 157-158.
- ^ Jump up to: а б Витчак и Качор 1995 , стр. 274–275.
- ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 123.
- ^ Jump up to: а б с Лучинский 2020 , стр. 126.
- ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 125.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 123, 126.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 284.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Famitsin, Alexander (1995). Божества древних славян (in Russian) (2 ed.). Petersburg: Алетейя.
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1990). "Семаргл, Симаргл" . In Meletinsky, Yeleazar (ed.). Мифологический словарь . Moscow: Большая российская энциклопедия. p. 672.
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование . Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
- Мансикка, Вильо (1922). Die Religion der Ostslaven (на немецком языке). Хельсинки: Финская академия наук.
- Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN 80-85866-91-9 .
- Preys, Potr (1841). "Донесение. Г. министру народного просвещения из Праги от 26 декабря 1840 года" (PDF) . Журналъ Министерства народнаго просвѣщения . XXIX . Petersburg: Imperatorskaja Akademia Nauk: 31–52.
- Пуканец, Мартин (2012). «Этимология имени Симаръглъ и некоторые иранские параллели». Славица Словака (на словацком языке). 47 (2): 104–107.
- Rybakov, Boris (1981). Язычество древних славян . Moscow: Наука.
- Rybakov, Boris (1987). Язычество древней Руси . Moscow: Наука.
- Trever, Kamilla (1933). "Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж" . Из истории докапиталистических формаций. Сборник статей к сорокапятилетию научнои деятельности Н. Я. Марра (in Russian). S.N. Bykovsky, F.V. Kiparisov, A.G. Prigogine, M.A. Raphael. (editors). Moscow. pp. 293–329.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Vasilyev, Mikhail Alexandrovich (2000). Особенности формирования и развития восточнославянского язычества . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Vasilyev, Mikhail Alexandrovich (2017). "Древнерусский теоним Семарьглъ: историко-лингвистические этюды, І–ІІ" . Славянский альманах . 1–2 . Moscow: Индрик: 187–206. ISSN 2073-5731 .
- Витчак, Кшиштоф Т.; Качор, Идалиана (1995). «Лингвистические свидетельства индоевропейского пантеона». Коллектория Филологика . 2 . Лодзь: 265–278. ISSN 1733-0319 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моглих, Марцин (2006). «Дохристианские культовые сооружения в Ргельско?». В Вырве, Анджей Марек (ред.). Terra palucensis et monasterium в Локне: XXV лет археологических и архитектурных исследований в Лекненском городском комплексе . Исследования и материалы по истории Палуков. Том 6. Варшава: Издательство ДиГ. ISBN 9788371814259 .
- Rybakov, Boris (1967). "Русалии и бог Симаргл-Переплут" . Советская археология (2). Moscow: Институт археологии РАН: 91–116.
- Витчак, Кшиштоф Томаш (1993). «Из исследований по религии протославян, часть 1: Новгородское ведическое правило Рудры». Ономастика . 38 : 95–105. ISSN 0078-4648 .