Jump to content

Верный Бог

В древнеримской религии Диус Фидиус (реже как Диус Фидус ) был богом клятв , связанным с Юпитером . Считалось, что его имя связано с Фидес . [ 1 ]

Фидиус может быть более ранней формой слова «филиус », «сын». [ 2 ] с именем Диус Фидиус, первоначально относящимся к Геркулесу как сыну Юпитера. [ 3 ] По мнению некоторых авторов, [ 4 ] [ 5 ] фраза medium fidius была эквивалентна mehercule распространённому междометию «Мой Геркулес!» .

Теология

[ редактировать ]

Варрон утверждает, что его учитель Элий Стило называл этого бога Диовисом Филиумом , т.е. Диусом Филиусом, как греческий Διόσκορον Касторем, на основании изменения букв d и l в сабинском языке. Он отождествил его с Сабиной, Санкусом и с греческим Геркулесом. [ 6 ] [ 7 ] Это предположение лингвистически неверно, поскольку в Таблицах Игувина бога зовут Фис(i)us или Фисовиус Санций . Однако его интерпретация, основанная на неизвестных богословских документах, совпадает с интерпретацией некоторых современных ученых. [ 8 ] [ 9 ] В некоторые моменты бог, конечно, был не просто аспектом Юпитера, а отдельной сущностью, известной в Риме какое-то время как Semo Sancus Dius Fidius. Виссова утверждает, что Юпитер и бог Фидиус разделяют ответственность за обеспечение добросовестности. Самые важные клятвы приносятся Юпитером, богом верности Publica Populi Romani в образе Юпитера Ляписа. Бог Фидий охраняет добросовестность в частных делах: ему соответствует Ζευς Πίστιος. [ 10 ] Эта точка зрения вполне может отражать более позднее развитие, но не является оригинальной интерпретацией. [ нужна ссылка ] Дий Фидий не ограничивался частными fide В ранние времена . Вопросы общественного значения (такие как первый международный договор Рима, договор с Габием ) хранились в его святилище (переданном под его юрисдикцию).

У святилища Санкуса не было крыши, поскольку приносить клятвы считалось неуместным и неэффективным, кроме как под небом. Капитолийский храм также имел отверстие в крыше. [ нужна ссылка ]

Ассоциация Диуса Фидия с Юпитером является божественным происхождением. [ 11 ] Дюмезиль подчеркивает своеобразное переплетение и смешение Юпитера и Диуса Фидия как хранителей клятв и обладателей молний. Оба требуют открытия крыши своих храмов, оставляя без ответа для Дюмезиля вопрос об истинной личности последнего. [ 12 ]

Это функциональное совпадение вызвало путаницу относительно личности Санкуса Дия Фидия среди древних и современных ученых, поскольку Дия Фидия иногда считали еще одним теонимом Юпитера. [ 13 ] Однако автономия Семо Санкуса от Юпитера и тот факт, что Диус Фидий является альтернативным теонимом, обозначающим Семо Санкуса (а не Юпитера), подтверждается именем соответствующего умбрийского бога Фиса Санция, которое объединяет две составные части Санкуса и Диуса Фидия. : на умбрийском и сабинском языках Фис является точным корреспондентом Фидия , как, например, Сабина Клаузус. латинского Клавдия [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Тот факт, что Санкус как Юпитер отвечает за соблюдение клятв, законов гостеприимства и верности ( Fides ), связывает его со сферой и ценностями суверенитета, т. е., в терминологии Дюмезиля, с первой функцией.

Виссова выдвинул гипотезу, что Семо Санкус — гений Юпитера. [ 17 ] [ 18 ] У. В. Фаулер предупредил, что эта интерпретация выглядит анахронизмом, а Санкус — гений Иовий , как следует из Таблиц Игувина. [ 19 ] Концепция гения божества засвидетельствована только в имперский период. [ нужна ссылка ]

Теодор Моммзен , Уильям Вард Фаулер и Жорж Дюмезиль, среди других, отвергли традицию, приписывающую сабинское происхождение римскому культу Semo Sancus Dius Fidius, отчасти по лингвистическим причинам, поскольку теоним латинский, и никаких упоминаний или свидетельств о сабинском Semo поблизости не обнаружено. Рим, а Семоны засвидетельствованы на латыни в « Carmen Arvale» . По их мнению, Санкус должен был быть божеством, которое разделяли все древние италийские народы, будь то оско-умбрийцы или латино-фалисканцы. [ 20 ]

Подробности культа Фиса Санция в Игувии и культа Фидеса в Риме. [ 21 ] [ 22 ] например, использование мандракулума , куска льняной ткани, покрывающего правую руку священнослужителя, и урфеты ( орбиты ) или orbes ahenei , своего рода небольшого бронзового диска, принесенного в правую руку священнослужителем в Игувиуме и также низложен в храме Семо Санкуса в 329 г. до н.э. после предательства. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] подтвердите параллелизм.

Некоторые аспекты ритуала клятвы Диуса Фидия, такие как требование открытого неба, комплювиум частных резиденций и тот факт, что у храма Санкуса не было крыши, натолкнули романиста О. Сакки на мысль, что клятва Диуса Фидия предшествовала клятве Юпитера Ляписа. или Юпитер Феретриус , и возник в доисторических ритуалах, когда храм находился на открытом воздухе и определялся природными ориентирами, такими как самое высокое близлежащее дерево. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В пользу этой интерпретации свидетельствует объяснение теонима Sancus, означающего небо на Сабинском языке, данное Иоганнесом Лидусом: [ 30 ] этимология, которую, однако, отвергают Дюмезиль, Брикель и другие. [ 31 ]

Все известные подробности о Санкусе связывают его со сферой клятв, уважения договоров и божественной гарантии от их нарушения. Все эти ценности присущи суверенным богам и являются общими с Юпитером (и с Митрой в ведической религии ). [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Секст Помпей Фест св медиаус
  2. Уильям Смит, Словарь греческой и римской биографии и мифологии, т. 2, стр. 150, под Fidius. Архивировано 14 мая 2011 г., в Wayback Machine.
  3. Овидий , Фасти , 6. 213.
  4. ^ Цицерон , Письма к друзьям, 5. 21.
  5. ^ Плиний , Письма, 4. 3.
  6. ^ Варрон LL V 66.
  7. ^ Ив Леманн «Долг Варрона своему хозяину Элию Стило» в MEFRA 97 1985 1 стр. 519-520.
  8. ^ Вудард (2005) .
  9. ^ Диссертация Г. Фрейбургера Fides Страсбург, 1983 с. 476 ф.
  10. ^ Виссова (1912) , стр. 103.
  11. ^ Вудард (2005) , с. 189. Вудард считает Диуса Фидия римским эквивалентом Триты Апья, товарища Индры в убийстве Вритры.
  12. ^ Дюмезиль (1977) , с. 169.
  13. ^ Дюмезиль (1977) , с. 189.
  14. ^ Розенцвейг (1937) .
  15. ^ Д. Брикель «Les aspects militaires du dieu ombrien Fisus Sancius» в MEFRA 1979, стр. 13
  16. ^ Э. Норден Из Alrōmischer Priestbüchen Lund 1939 с. .
  17. ^ Г. Виссова в Roschers Lexicon 1909 sv Semo Sancus col. 3654
  18. ^ Виссова (1912) , стр. 131 f.
  19. ^ Фаулер (1899) , с. 139.
  20. ^ Дюмезиль (1977) , с. 80 н. 25, цитируя также Г. Виссову в Roschers Lexicon sv Sancus, IV, 1909, col. 3168; Дюмезиль полностью отвергает традицию синецизма Рима.
  21. ^ ср. Ливий I 21, 4.
  22. ^ Сервиус Эн. Я 292 по этому рецепту Нумы.
  23. ^ Ливий VIII 20, 8.
  24. ^ Фаулер (1899) , с. 138.
  25. ^ Розенцвейг (1937) , с. 210.
  26. ^ Д. Брикель «Sur les aspects militaires du dieu ombrien Fisus Sancius» в MEFRA 1979, стр. 136.
  27. ^ О. Сакки "Il trivaso del Quirinale" в Revue Internationale de droit de l'Antiquité 2001, стр. 309-311, цитируя Нония Марцелла св ритуиса (L стр. 494): Поэтому в доме наших обрядов тот, кто желает на день поклясться в вере, обыкновенно выходит под дождь. , «таким образом, согласно нашим обрядам, тот, кто желает принести клятву Диосом Фидиусом, он, как правило, идет к дождевой воде (некрытое пространство внутри дома)».
  28. ^ Macrobius Saturnalia III 11, 5 об использовании частной менсы в качестве алтаря, упомянутого в ius Papirianum .
  29. ^ Granius Flaccus indigitamenta 8 (H. 109) об обете царя Нумы, согласно которому он просил всех богов о божественном наказании за лжесвидетельство.
  30. ^ Лидус в IV 90 месяце
  31. ^ Г. Капдевиль (1996). «Боги Марсиана Капеллы». Обзор истории религий . 213 (3): 290. doi : 10.3406/rhr.1996.1203 .
  • Дюмезиль, Жорж (1977) [1974]. Архаичная римская религия . Итальянский перевод. Милан. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Фаулер, WW (1899). Римские праздники периода республики . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Розенцвейг, Ирен (1937). Ритуал и культ в доримском Игувии . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Виссова, Георг (1912). Религия и культ римлян . Мюнхен. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Вудард, Роджер Д. (2005). Ведическое и индоевропейское сакральное пространство . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 033c72948e0079d4e914228fa54546bc__1695257700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/bc/033c72948e0079d4e914228fa54546bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dius Fidius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)