Верный Бог
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
В древнеримской религии Диус Фидиус (реже как Диус Фидус ) был богом клятв , связанным с Юпитером . Считалось, что его имя связано с Фидес . [ 1 ]
Фидиус может быть более ранней формой слова «филиус », «сын». [ 2 ] с именем Диус Фидиус, первоначально относящимся к Геркулесу как сыну Юпитера. [ 3 ] По мнению некоторых авторов, [ 4 ] [ 5 ] фраза medium fidius была эквивалентна mehercule распространённому междометию «Мой Геркулес!» .
Теология
[ редактировать ]Варрон утверждает, что его учитель Элий Стило называл этого бога Диовисом Филиумом , т.е. Диусом Филиусом, как греческий Διόσκορον Касторем, на основании изменения букв d и l в сабинском языке. Он отождествил его с Сабиной, Санкусом и с греческим Геркулесом. [ 6 ] [ 7 ] Это предположение лингвистически неверно, поскольку в Таблицах Игувина бога зовут Фис(i)us или Фисовиус Санций . Однако его интерпретация, основанная на неизвестных богословских документах, совпадает с интерпретацией некоторых современных ученых. [ 8 ] [ 9 ] В некоторые моменты бог, конечно, был не просто аспектом Юпитера, а отдельной сущностью, известной в Риме какое-то время как Semo Sancus Dius Fidius. Виссова утверждает, что Юпитер и бог Фидиус разделяют ответственность за обеспечение добросовестности. Самые важные клятвы приносятся Юпитером, богом верности Publica Populi Romani в образе Юпитера Ляписа. Бог Фидий охраняет добросовестность в частных делах: ему соответствует Ζευς Πίστιος. [ 10 ] Эта точка зрения вполне может отражать более позднее развитие, но не является оригинальной интерпретацией. [ нужна ссылка ] Дий Фидий не ограничивался частными fide В ранние времена . Вопросы общественного значения (такие как первый международный договор Рима, договор с Габием ) хранились в его святилище (переданном под его юрисдикцию).
У святилища Санкуса не было крыши, поскольку приносить клятвы считалось неуместным и неэффективным, кроме как под небом. Капитолийский храм также имел отверстие в крыше. [ нужна ссылка ]
Ассоциация Диуса Фидия с Юпитером является божественным происхождением. [ 11 ] Дюмезиль подчеркивает своеобразное переплетение и смешение Юпитера и Диуса Фидия как хранителей клятв и обладателей молний. Оба требуют открытия крыши своих храмов, оставляя без ответа для Дюмезиля вопрос об истинной личности последнего. [ 12 ]
Это функциональное совпадение вызвало путаницу относительно личности Санкуса Дия Фидия среди древних и современных ученых, поскольку Дия Фидия иногда считали еще одним теонимом Юпитера. [ 13 ] Однако автономия Семо Санкуса от Юпитера и тот факт, что Диус Фидий является альтернативным теонимом, обозначающим Семо Санкуса (а не Юпитера), подтверждается именем соответствующего умбрийского бога Фиса Санция, которое объединяет две составные части Санкуса и Диуса Фидия. : на умбрийском и сабинском языках Фис является точным корреспондентом Фидия , как, например, Сабина Клаузус. латинского Клавдия [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Тот факт, что Санкус как Юпитер отвечает за соблюдение клятв, законов гостеприимства и верности ( Fides ), связывает его со сферой и ценностями суверенитета, т. е., в терминологии Дюмезиля, с первой функцией.
Виссова выдвинул гипотезу, что Семо Санкус — гений Юпитера. [ 17 ] [ 18 ] У. В. Фаулер предупредил, что эта интерпретация выглядит анахронизмом, а Санкус — гений Иовий , как следует из Таблиц Игувина. [ 19 ] Концепция гения божества засвидетельствована только в имперский период. [ нужна ссылка ]
Теодор Моммзен , Уильям Вард Фаулер и Жорж Дюмезиль, среди других, отвергли традицию, приписывающую сабинское происхождение римскому культу Semo Sancus Dius Fidius, отчасти по лингвистическим причинам, поскольку теоним латинский, и никаких упоминаний или свидетельств о сабинском Semo поблизости не обнаружено. Рим, а Семоны засвидетельствованы на латыни в « Carmen Arvale» . По их мнению, Санкус должен был быть божеством, которое разделяли все древние италийские народы, будь то оско-умбрийцы или латино-фалисканцы. [ 20 ]
Подробности культа Фиса Санция в Игувии и культа Фидеса в Риме. [ 21 ] [ 22 ] например, использование мандракулума , куска льняной ткани, покрывающего правую руку священнослужителя, и урфеты ( орбиты ) или orbes ahenei , своего рода небольшого бронзового диска, принесенного в правую руку священнослужителем в Игувиуме и также низложен в храме Семо Санкуса в 329 г. до н.э. после предательства. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] подтвердите параллелизм.
Некоторые аспекты ритуала клятвы Диуса Фидия, такие как требование открытого неба, комплювиум частных резиденций и тот факт, что у храма Санкуса не было крыши, натолкнули романиста О. Сакки на мысль, что клятва Диуса Фидия предшествовала клятве Юпитера Ляписа. или Юпитер Феретриус , и возник в доисторических ритуалах, когда храм находился на открытом воздухе и определялся природными ориентирами, такими как самое высокое близлежащее дерево. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В пользу этой интерпретации свидетельствует объяснение теонима Sancus, означающего небо на Сабинском языке, данное Иоганнесом Лидусом: [ 30 ] этимология, которую, однако, отвергают Дюмезиль, Брикель и другие. [ 31 ]
Все известные подробности о Санкусе связывают его со сферой клятв, уважения договоров и божественной гарантии от их нарушения. Все эти ценности присущи суверенным богам и являются общими с Юпитером (и с Митрой в ведической религии ). [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Секст Помпей Фест св медиаус
- ↑ Уильям Смит, Словарь греческой и римской биографии и мифологии, т. 2, стр. 150, под Fidius. Архивировано 14 мая 2011 г., в Wayback Machine.
- ↑ Овидий , Фасти , 6. 213.
- ^ Цицерон , Письма к друзьям, 5. 21.
- ^ Плиний , Письма, 4. 3.
- ^ Варрон LL V 66.
- ^ Ив Леманн «Долг Варрона своему хозяину Элию Стило» в MEFRA 97 1985 1 стр. 519-520.
- ^ Вудард (2005) .
- ^ Диссертация Г. Фрейбургера Fides Страсбург, 1983 с. 476 ф.
- ^ Виссова (1912) , стр. 103.
- ^ Вудард (2005) , с. 189. Вудард считает Диуса Фидия римским эквивалентом Триты Апья, товарища Индры в убийстве Вритры.
- ^ Дюмезиль (1977) , с. 169.
- ^ Дюмезиль (1977) , с. 189.
- ^ Розенцвейг (1937) .
- ^ Д. Брикель «Les aspects militaires du dieu ombrien Fisus Sancius» в MEFRA 1979, стр. 13
- ^ Э. Норден Из Alrōmischer Priestbüchen Lund 1939 с. .
- ^ Г. Виссова в Roschers Lexicon 1909 sv Semo Sancus col. 3654
- ^ Виссова (1912) , стр. 131 f.
- ^ Фаулер (1899) , с. 139.
- ^ Дюмезиль (1977) , с. 80 н. 25, цитируя также Г. Виссову в Roschers Lexicon sv Sancus, IV, 1909, col. 3168; Дюмезиль полностью отвергает традицию синецизма Рима.
- ^ ср. Ливий I 21, 4.
- ^ Сервиус Эн. Я 292 по этому рецепту Нумы.
- ^ Ливий VIII 20, 8.
- ^ Фаулер (1899) , с. 138.
- ^ Розенцвейг (1937) , с. 210.
- ^ Д. Брикель «Sur les aspects militaires du dieu ombrien Fisus Sancius» в MEFRA 1979, стр. 136.
- ^ О. Сакки "Il trivaso del Quirinale" в Revue Internationale de droit de l'Antiquité 2001, стр. 309-311, цитируя Нония Марцелла св ритуиса (L стр. 494): Поэтому в доме наших обрядов тот, кто желает на день поклясться в вере, обыкновенно выходит под дождь. , «таким образом, согласно нашим обрядам, тот, кто желает принести клятву Диосом Фидиусом, он, как правило, идет к дождевой воде (некрытое пространство внутри дома)».
- ^ Macrobius Saturnalia III 11, 5 об использовании частной менсы в качестве алтаря, упомянутого в ius Papirianum .
- ^ Granius Flaccus indigitamenta 8 (H. 109) об обете царя Нумы, согласно которому он просил всех богов о божественном наказании за лжесвидетельство.
- ^ Лидус в IV 90 месяце
- ^ Г. Капдевиль (1996). «Боги Марсиана Капеллы». Обзор истории религий . 213 (3): 290. doi : 10.3406/rhr.1996.1203 .
Ссылки
[ редактировать ]- Дюмезиль, Жорж (1977) [1974]. Архаичная римская религия . Итальянский перевод. Милан.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фаулер, WW (1899). Римские праздники периода республики . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Розенцвейг, Ирен (1937). Ритуал и культ в доримском Игувии . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Виссова, Георг (1912). Религия и культ римлян . Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вудард, Роджер Д. (2005). Ведическое и индоевропейское сакральное пространство . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.