Алатырь (мифология)

Алатырь легендах в восточнославянских и фольклоре — священный камень, «отец всех камней», пуп земли, содержащий священные буквы и наделенный целебными свойствами. Хотя название Алатырь встречается только в восточнославянских источниках, осведомленность о существовании такого камня существует в различных частях славянства . Его часто упоминают в рассказах и называют в приворотах « могучей силой, которой нет конца».
В Голубиной книге Алатырь связан с жертвенником, расположенным в « пупе мира », посреди мирового океана , на острове Буян . На нем стоит Мировое дерево . Камень наделен целебными и магическими свойствами. Духовные стихи описывают, как «из-под белого-алатыря-камня» струится чудесный источник, дающий всему миру «пищу и исцеление». Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]
Камень обычно называют Алатырь ( русский : Алатырь ), Алабор ( русский : ала́бор ), Алабир ( русский : ала́бы́рь ) или Латырь ( русский : ла́тырь ), а иногда белый камень или синий камень . Алатырь имеет неопределенную этимологию. Имя сравнивают со словом « алтарь ». [ 2 ] [ 3 ] и в город Алатырь . По словам Олега Трубачёва , слово алатырь имеет славянское происхождение и родственно русскому слову янтарь : янтарь янтарь . По мнению Виктора Мартынова , слово алатырь происходит от иранского *al-atar , что буквально означает «бело-пылающий», а эпитет «белый камень» является калькой первоначального названия камня.
По словам Романа Якобсона в рецензии на Макса Фасмера » «Этимологический словарь русского языка :
Самый драгоценный и чудодейственный камень (камень для всех камней) русского фольклора «алатырь» или «латир», несомненно, представляет собой чередование слова «латыгор» (происходящее от латгалии ) и означает латышский камень, то есть янтарь. . [ 4 ]
В литературе
[ редактировать ]В русском фольклоре это священный камень, «отец всех камней». [ 1 ] пуп земли, содержащий священные буквы и наделенный целебными свойствами. [ 5 ] Хотя название Алатырь встречается только в восточнославянских источниках, осведомленность о существовании такого камня существует в различных частях славянства . Его часто упоминают в рассказах, а в приворотах называют «могучей силой, которой нет конца». [ 2 ]
Русский оригинальный текст |
|
|
Где забронировать
|
|
В польской народной культуре и языке камень находится на границе миров, за пределами мест проживания человека. На камне происходят дела, связанные с переменами или состоянием ожидания их. Он символизирует центр мира и переход из одного мира в другой, имеет отношение к мертвым и злым духам. В фольклоре этот камень называют белым камнем , лазурным камнем , серым камнем , золотым камнем , морским камнем , небесным/райским камнем и реже черным камнем . [ 8 ] Белый камень вместе с водой и деревом находится в священном месте. Оно связано с плодородием (девушка ждет на камне мальчика или ждет вместе с ним, ждет, когда изменится ее состояние, расстаются любовники и т. д.), смертью (Иисус умирает на камне) и лежит где-то далеко ( за городом, за деревней, в раю). [ 9 ] Золотой камень встречается главным образом в свадебных и любовных песнях, реже в других и обычно встречается с лилией (свадебным цветком). [ 10 ] Стопы Бога — это камни, на которых Иисус , Мария, Богородица или святые оставили свои следы, отпечатки рук или следы предметов (например, Мария споткнулась и оставила след на камне; святой Адальберт учил на камне и оставил следы ног) . ). Камни эти прямо называются жертвенниками, на них приносят жертвы, встраивают церкви или церковные алтари; они считаются священными и обладают целительной силой. [ 11 ] В польском фольклоре также есть дьявольский камень, и как таковой он не встречается ни в каких культурах, кроме славянских. Этот камень лежит за границей, в далеких краях, но вместо благополучия приносит несчастье. В фольклоре говорится не о происхождении камня, а о том, что его принес дьявол, чтобы снести церковь, замок или другое здание. [ 12 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Сказание о молодом боярине князе Степановиче (В той богатой Индии...) ( Князь Степанович )
На камне сидит орел, То ли на камне, то ли на тарелке
- Стихотворение К.Д. Бальмонта , Алатырь-Камень (1906)
- Short story by Yevgeny Zamyatin , Alatyr (1914) [ 13 ]
Древние славянские сказания повествуют о «белом горящем камне на Буяне», возможно, имея в виду Алатырь. [ 14 ]
В латвийских, белорусских и русских целебных заговорах ворона призывают как животное-помощник: его призывают забрать болезнь от больного, улететь к океану и поместить болезнь на белый или серый камень. В русском обереге этот камень прямо называется «Латырь-камень». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мелетинский 1990 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Wikisource . . Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (на русском языке). п. 31. 1907–1909 — через
- ^ «Веселовский» . Правенц.ру . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Фасмер 1986 , стр. 69.
- ^ Петрухин 1995 , с. 31.
- ^ Nadezhdin, Nikolai . О русских народных мифах и сагах в применении их к географии и особенно этнографии русской [ About Russian folk myths and sagas as applied to geography and especially Russian ethnography ]. Vol. 8. p. 35.
- ^ Jump up to: а б Korinfsky, Apollon . Народная Русь (Коринфский)/Сине море (in Russian).
- ^ Бартминьский 1996 , стр. 349.
- ^ Бартминьский 1996 , стр. 381–384.
- ^ Бартминьский 1996 , стр. 384–386.
- ^ Бартминьский 1996 , стр. 390–394.
- ^ Бартминьский 1996 , стр. 386–390.
- ^ Zamyatin, Yevgeny (January 17, 2017). Short Stories : Alatyr', Sever, Bich Bozhiy, Lovec Chelovekov . Amazon Digital Services LLC - KDP Print US. ISBN 978-1-78435-209-7 .
- ^ Брлиц-Мазуранич, Ивана (1922). Хорватские рассказы давних времен . Перевод Фанни С. Коупленд. Нью-Йорк: Frederick A. Stokes Co., стр. 256–257. ОЛ 13446306М .
- ^ Вайткевичене, Дайва (2013). Райан Уильям; Ева Поч (ред.). Балтийские и восточнославянские обереги . Издательство Центральноевропейского университета. стр. 222–223. ISBN 9786155225109 . JSTOR 10.7829/j.ctt2tt29w.12 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Библиография
[ редактировать ]- Бартминьский, Ежи (1996). Словарь стереотипов и народных символов. Космос. 1, Небо, голубые огни, огонь, камни [ Словарь стереотипов и народных символов. Космос. 1, Небо, небесные светила, огонь, камни ] (на польском языке). Том 1. Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. ISBN 83-227-0901-3 .
- " Голубиная книга ". Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary : In 86 Volumes (82 Volumes and 4 Additional Volumes) . St. Petersburg. 1890–1907.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Голубиная книга [ Small Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary ]. St. Petersburg.
1907-1909
- Korinfsky, Apollon (1901). Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа [ Folk Russia: All year round tales, beliefs, customs and proverbs of the Russian people ] (in Russian). Izdaniye knigoprodavtsa M. V. Klyukina.
- Мелетинский Э.М., изд. (1990). Алатырь [ Алатырь ] (на русском языке). Советская энциклопедия. п. 333. ИСБН 5-85270-032-0 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Петрухин, Владимир (1995). Алатырь [ Алатырь ]. Москва: Эллис Лак. стр. 31–416. ISBN 5-7195-0057-Х . ОЛ 586238М .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Vasmer, Max, ed. (1986). Этимологический словарь русского языка М. Фасмера [ Etymological Dictionary of the Russian Language ] (in Russian).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шедден-Ральстон, Уильям Ралстон (1872). Песни русского народа: на примере славянской мифологии и русской общественной жизни (2-е изд.). Эллис и Грин.
- Grushko E.A.; Medvedev Yu.M. (2008). Русские легенды и предания [ Russian legends and traditions ]. Издат. Эксмо. pp. 7–208. ISBN 978-5-699-06209-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Алатырь» . Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch .
Произведения, связанные с Алатырем (в русской мифологии) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в Wikisource
Работы, связанные с Толковым словарем живого великорусского языка в Wikisource