Jump to content

Цовинар (богиня)

Цовинар или Нар была армянской богиней воды, моря и дождя. [ 1 ] Она была свирепой богиней, которая своей яростью заставляла дождь падать с небес.

она считается матерью Санасара и Багдасара . Ее имя Цовинар означает «дочь морей», и в армянской эпической традиции [ 2 ]

Имя и этимология

[ редактировать ]

Ее имя можно разложить на две части: армянское / древнеармянское цов 'море, большой водоем' и нар или Нар . [ 3 ] [ 4 ] Некоторые ученые считают, что слово cov заимствовано из урартского ṣûǝ , что означает «(внутреннее) море». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Предполагается, что вторая часть связана с Нара, хеттским или хурритским божеством . [ 8 ]

Ученый Джеймс Р. Рассел переводит ее имя как «Леди Озера». [ 9 ] от cov («море») и иранского nār («женщина»). [ 10 ] Лариса Еганян переводит это имя как «Морской» или «Нимфа моря». [ 11 ] Цовинар Арутюнян интерпретирует ее имя как «море», «дух моря» и «свет моря». [ 12 ]

По словам Армена Петросяна, Цовинар , персонаж армянского эпоса, также называется Ковеаном или Ковеалом («Морской»), оба происходят от слова cov «море». [ 13 ] [ 14 ] Однако Грач Мартиросян интерпретирует *Кован как «богиню молний/грома небесного Пурпурного моря». [ 15 ]

По словам Артина К. Шалиана, Дзовинар означает либо «безоблачный луч молнии», либо «рожденный в море». [ 16 ]

Как богиня

[ редактировать ]

Еганян ассоциирует Цовинар с небесными водами или первозданным океаном, где собираются дождевые воды. [ 17 ]

С другой стороны, армянский фольклорист Манук Абегян интерпретировал ее как «разгневанную богиню бури». [ 18 ] Согласно исследованиям Абегян, в роли богини бури она описывается как имеющая «огненные глаза». Она также танцует в облаках верхом на лошади, создавая грозы. [ 19 ]

В армянском эпосе «Сасна Цер » (« Сорвиголовы Сасуна ») женский персонаж по имени Дзовинар или Цовинар (диалект «молния», по словам Армена Петросяна) выступает в качестве прародительницы линии героев, которые появляются в более поздних частях эпоса: [ 20 ] [ 21 ] выпив из источника Катнов хакспур («Млечный фонтан»), она беременеет героями Санасаром и Багдасаром. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] В другом рассказе Цовинар пьет «молочную жидкость», которая вырастает из камня посреди озера Ван . [ 25 ]

Параллели

[ редактировать ]

Рассел видит параллель между эпизодом оплодотворения Цовинара с аналогичным событием с участием осетинского персонажа Сатаная в нартских сагах . [ 26 ] Также высказано предположение, что оба персонажа являются остатками скифской богини Апи . [ 27 ] описывается как богиня-мать, привязанная к воде.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шальян, Артин К. Давид Сасунский: армянский народный эпос в четырех циклах . Афины: Издательство Университета Огайо, 1964. с. XXVI.
  2. ^ Грачья Сарухан; Виолетта Григорян; Хачик Манукян; Азнив Саакян; Анатолий Оганесян; Асмик Симонян (2013). Шесть армянских поэтов . Соединенное Королевство: Публикации Arc. п. 1. ISBN  978-1-908376-51-0 .
  3. ^ Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. п. 9. ISBN  978-0-941694-81-0 .
  4. ^ ЕГАНЯН, Лариса. «От домашнего очага к зарождению мира: близ Ани обнаружен соляной горшок XIII века». В: Обзор арменоведения 32 (2010): 222-223. DOI: 10.2143/REA.32.0.2050521
  5. ^ Дьяконов, И.М. (1985). «Хурро-урартские заимствования в древнеармянском языке». Журнал Американского восточного общества . 105 (4): 600. дои : 10.2307/602722 . JSTOR   602722 . S2CID   163807245 . . По состоянию на 19 февраля 2023 г.
  6. ^ Греппин, Джон AC; Дьяконов, И.М. (1991). «Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян». Журнал Американского восточного общества . 111 (4): 726. дои : 10.2307/603403 . JSTOR   603403 . По состоянию на 19 февраля 2023 г.
  7. ^ Рассел, Джеймс Р. Армянские и иранские исследования . Бельмонт, Массачусетс: Армянское наследие Press, 2004. с. 1122.
  8. ^ ЕГАНЯН, Лариса. «От домашнего очага к зарождению мира: близ Ани обнаружен соляной горшок XIII века». В: Обзор арменоведения 32 (2010): 223. DOI: 10.2143/REA.32.0.2050521.
  9. ^ РАССЕЛ, МЛАДШИЙ «Скифы и Авеста в армянском народном патерностере и зокском патерностере». В: Le Muséon Vol. 110, 1-2 (1997): 102. DOI: 10.2143/MUS.110.1.525802.
  10. ^ Рассел, Джеймс Р. Армянские и иранские исследования . Бельмонт, Массачусетс: Армянское наследие Press, 2004. стр. 768 (сноска № 36), 1122.
  11. ^ ЕГАНЯН, Лариса. «От домашнего очага к зарождению мира: близ Ани обнаружен соляной горшок XIII века». В: Обзор арменоведения 32 (2010): 223. DOI: 10.2143/REA.32.0.2050521.
  12. ^ Арутюнян, Цовинар. « Образ космогонического жертвоприношения в армянском героическом эпосе «Сасна црер» » в: Народное поверье сегодня . Под редакцией Маре Кыйва и Кай Васильевой. Тарту: Эстонская академия наук; Институт эстонского языка; Эстонский литературный музей, 1995. с. 119. ISBN   9985-851-11-0 .
  13. ^ Петросян, Армен. « Коллегиальность и взаимообмен в арменоведении ». В: Журнал Общества арменоведения 2011, Том 20: 151.
  14. ^ Петросян, Армен Егишевич. " СОССЮРОВСКИЕ АНАГРАММЫ "ПЕСНИ ВАХАГНА" ". In: Индоевропейское языкознание и классическая филология, no. 24-1, 2020, p. 184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sossyurovskie-anagrammy-pesni-vahagna (дата обращения: 17.02.2023).
  15. ^ Мартиросян, Грач (2019). « Следы индоевропейского «Отца Неба, Бога» в армянском языке ». В: У. Блезинг, Дж. Дум-Трагут, Т. М. ван Линт (редакторы). Армянские, хеттские и индоевропейские исследования: том, посвященный Йосу Дж. С. Вайтенбергу . Арменоведение Еврейского университета 15. Левен: Петерс. п. 202.
  16. ^ Шальян, Артин К. Давид Сасунский: армянский народный эпос в четырех циклах . Афины: Издательство Университета Огайо, 1964. с. 5 (сноска № 3).
  17. ^ ЕГАНЯН, Лариса. «От домашнего очага к зарождению мира: близ Ани обнаружен соляной горшок XIII века». В: Обзор арменоведения 32 (2010): 222-223. DOI: 10.2143/REA.32.0.2050521
  18. ^ Журнал Общества арменоведения 1-2 (1984): 108.
  19. ^ Петросян, Армен. « Армяно-индийские эпические параллели ». В: Журнал индоевропейских исследований (JIES). Том 45, номера 1 и 2, весна/лето 2017 г. с. 172.
  20. ^ Арутюнян, Цовинар. « Образ космогонического жертвоприношения в армянском героическом эпосе «Сасна црер» » в: Народное поверье сегодня . Под редакцией Маре Кыйва и Кай Васильевой. Тарту: Эстонская академия наук; Институт эстонского языка; Эстонский литературный музей, 1995. с. 119. ISBN   9985-851-11-0 .
  21. ^ Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN  978-0-941694-81-0 .
  22. ^ Арутюнян, Цовинар. « Образ космогонического жертвоприношения в армянском героическом эпосе «Сасна црер» » в: Народное поверье сегодня . Под редакцией Маре Кыйва и Кай Васильевой. Тарту: Эстонская академия наук; Институт эстонского языка; Эстонский литературный музей, 1995. С. 121-122. ISBN   9985-851-11-0 .
  23. ^ Ситал, Карапет. Кашти Кайер . Книги Каравана, 2000. с. 5. ISBN   9780882060996 .
  24. ^ Саргис Арутюнян. «Армянская эпическая традиция и курдский фольклор». В: Иран и Кавказ 1 (1997): 87. http://www.jstor.org/stable/4030741 .
  25. ^ РАССЕЛ, МЛАДШИЙ «Скифы и Авеста в армянском народном патерностере и зокском патерностере». В: Le Muséon Vol. 110, 1-2 (1997): 102. DOI: 10.2143/MUS.110.1.525802.
  26. ^ РАССЕЛ, ДЖЕЙМС Р. «Волшебные горы, Млечные моря, убийцы драконов и другие зороастрийские архетипы». В: Бюллетень Азиатского института 22 (2008): 59. http://www.jstor.org/stable/24049235 .
  27. ^ Ованнисян, Ричард Г. Армянский Ван/Васпуракан . Издательство Mazda, 2000. с. 55. ISBN   9781568591308 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da2d02b0e3a81a7bc92888b8c28c88ce__1698228960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/ce/da2d02b0e3a81a7bc92888b8c28c88ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tsovinar (goddess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)