лоси (боги)
Альки Нахарвали или Алчи ( прагерманское * alhiz ~ * algiz ) были парой божественных молодых братьев, которым поклонялись , древнее германское племя из Центральной Европы. Альки засвидетельствованы только римским историком и сенатором Тацитом в его этнографии «Германия» , написанной около 98 года нашей эры. [1]
Имя
[ редактировать ]
По мнению некоторых ученых, [3] [4] имя Alcis следует интерпретировать как латинизированную форму протогерманского * alhiz ~ * algiz (варианты * elhaz ~ * elhōn ), что означает « лось ( Alces alces )». [а] Таким образом, оно может быть родственным древнескандинавскому elgr из типа * algiz , а также древнеанглийскому eolh и древневерхненемецкому elaho из типов *elho- , *elhōn- . [5] [6] [2] Это сделало бы братьев Алцисов богами-лосями или оленями. [3] Согласно Оксфордскому словарю английского языка , латинское alces и греческое álkē (ἄλκη ) «вероятно, были заимствованы из германского или какого-либо другого северного языка». [2]
Другие учёные предлагают связать * alhiz с германским корнем * alh — (ср. гот. alhs «храм», древнеанглийское ealgian «защищать»; далее лит. alkas «святая роща») и, таким образом, интерпретировать Alcis как «святая роща». божества-защитники. [7] [8] [б]
Аттестация
[ редактировать ]Согласно Тациту , Алки были божественной парой, которой поклонялись Нахарвали . Последних он идентифицирует как подгруппу Лугиев , которых он, по-видимому, находит в Силезии . [3] [10] Римский историк утверждает, что их культ происходил в священной роще под председательством священника, одетого в женскую одежду. Божествам давали имя Алкис , и их почитали как юношей и братьев, но их изображения не использовались . Сходство с Кастором и Поллуксом отмечает Тацит, хотя и утверждает, что культ был местным, а не возник в результате внешнего влияния. [11] [12]
Среди последних изображена роща древней святости. Заведует священником в женском одеянии. Но божества описываются на римском языке как Кастор и Поллукс. Таковы, действительно, атрибуты божества, имя которого Алкис. У них нет изображений или, по сути, каких-либо следов иностранных суеверий, но божествам поклоняются как братьям и юношам.
- Тацит гл. 43 [13]
Источник информации Тацита об Алкисе остается неясным. Поскольку нахарвали жили далеко от Рейнской области , он, должно быть, узнал о божествах из вторичного источника, либо от других германских племен, живших ближе к империи, либо от кого-то, кто путешествовал из империи в землю нахарвали. По мнению ученого Джеймса Б. Ривза, вторая гипотеза представляется более вероятной: торговый путь янтаря проходил через территорию нынешней Силезии, и известно, что древние купцы составляли описания своего путешествия. Более того, интерпретация Алкиса как эквивалента Кастора и Полукса, вероятно, была сделана кем-то из греко-римского мира. [10]
Научный прием
[ редактировать ]В науке Альки обычно рассматриваются как отражение Божественных Близнецов , пары индоевропейских юных всадников. [14] [15] [16] Тацит отождествляет Алкиса с греко-римскими Кастором и Поллуксом . [11] [12] еще один вероятный рефлекс Божественных Близнецов (наряду с Ашвинами , Ашвеняй и Диевой Дели ). [16] Несмотря на отсутствие графических изображений, римский историк (или его источник), вероятно, сделал этот «перевод» на основе сообщаемых атрибутов Алкисов, которые описаны как божественные юноши и братья. [11] [12]
Это происхождение может поддержать интерпретацию Алкисов как богов в форме лося или лосей. [15] хотя широко распространенное описание Божественных Близнецов как спасателей, целителей и защитников в других индоевропейских мифологиях не исключает и второго предположения. [7] Предполагаемая связь культа с германской руной Альгиз ( ᛉ ), которое в более позднем древнеисландском Sigrdrífumál интерпретируется как laeknishendr («целящие руки»), может иметь важное значение для нашего понимания этимологической проблемы. [14]
См. также
[ редактировать ]- Фигурки Гревенсванге
- Хенгист и Хорса
- Хаддингжар
- Божественные близнецы
- Братья Ашвины из индуистской мифологии
Сноски
[ редактировать ]- ^ Согласно закону Гримма , протоиндоевропейский звук */k/ превратился в протогерманский /h/ ([x]). Это звуковое соответствие побудило латинских авторов передать неизвестный в их родном языке германский придыхательный звук /h/ как велярный взрывной звук /k/.
- ↑ Попутно алкас обозначает «священные места балтов», где совершались «священные подношения». Эти места включают болота («алка (ос)/аукос»), реки («алкупиай») и островки («алкос салос»). [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лунд 2007 , стр. 289.
- ^ Перейти обратно: а б с Оксфордский онлайн-словарь английского языка , sv elk, № 1 ; альце, н.
- ^ Перейти обратно: а б с Люркер 2004 , с. 8.
- ^ Рюбекейль 2017 , с. 990.
- ^ Orel 2003 , p. 14.
- ^ Кроонен 2013 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Стрём и Биезайс 1975 , стр. 87–89.
- ^ Симек 1984 , с. 11.
- ^ Блюене, Аудроне. «Болотные приношения балтов: «Даю, чтобы получить обратно». В: Archaeologia Baltica , Vol. 14: Подводная археология в Балтийском регионе. Посвящается 65-летию со дня рождения профессора Хабиля. Доктор Владас Жулкус. Клайпеда: Издательство Клайпедского университета, 2010. с. 141. ISSN 1392-5520 .
- ^ Перейти обратно: а б Ривс 2011 , стр. 165–167.
- ^ Перейти обратно: а б с Лунд 2007 , стр. 297–298.
- ^ Перейти обратно: а б с Ривс 2011 , с. 169.
- ^ Тацит 1916 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Розенфельд и Хаук, 1984 .
- ^ Перейти обратно: а б Симек 1984 , стр. 11, 67.
- ^ Перейти обратно: а б Запад 2007 , с. 190.
Библиография
[ редактировать ]- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 9789004183407 .
- Лунд, Аллан А. (2007). «О интерпретации Romana в «Германии» Тацита». Журнал религиозной и интеллектуальной истории . 59 (4): 289–310. дои : 10.1163/157007307781787570 . ISSN 0044-3441 .
- Люркер, Манфред (2004). Словарь Рутледжа богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. ISBN 978-0-415-34018-2 .
- Орел, Владимир Евгеньевич (2003). Справочник по германской этимологии . Брилл. ISBN 978-90-04-12875-0 .
- Ривс, Джеймс Б. (2011). «Римский перевод: Тацит и этнографическая интерпретация». В Харланде, Филип А. (ред.). Путешествия и религия в древности . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. ISBN 978-1-55458-240-2 .
- Розенфельд, Хельмут; Хаук, Карл (1984). «Диоскуры». Настоящий лексикон германской древности . Том 5 (2-е изд.). Де Грютер. ISBN 978-3110096354 .
- Рюбекайль, Людвиг (2017). «Диалектология германского языка». В Кляйне, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Матиас (ред.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания . Том. 2. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-054243-1 .
- Симек, Рудольф (1984). Лексикон германской мифологии . А. Кренер. ISBN 3-520-36801-3 .
- Стрём, Оке В .; Биезайс, Харальдс (1975). Германская и балтийская религия . Кольхаммер. ISBN 978-3-17-001157-1 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928075-9 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Тацит, Корнелиус (1916), Рид Сторт, Дуэйн (редактор), Тацит - Германия, с введением и примечаниями (на латыни и английском языке), Макмиллан .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уорд, Дональд Дж. (1968). «Алкис из Германии Тацита ». Божественные близнецы: индоевропейский миф в германской традиции . Фольклористика. Издательство Калифорнийского университета . стр. 42–45. ISSN 0068-6360 .