Атепомарус
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Атепомар в кельтской Галлии был богом-целителем. Мовьера (Энда), Аполлон ассоциировался с этим богом в образе Аполлона Атепомара.
В некоторых целебных святилищах Аполлона (например, в Сент-Сабине , Бургундия) с ним ассоциировались небольшие фигурки лошадей.
Имена и этимология
[ редактировать ]Название также появляется как Atepomerus . [ 1 ]
Ученые предполагают, что это имя представляет собой смесь at- (усилитель), -epo- (кельтское слово, обозначающее «лошадь») и -marus («большой, великий»). [ 2 ] [ 3 ] Таким образом, эпитет иногда переводится как «Великий всадник» или «обладающий великой лошадью». [ 4 ] [ 5 ]
Пьер-Ив Ламбер отвергает свою связь с лошадьми и предлагает этимологию, основанную на *ad-tepo , имеющую отношение к «защите, убежищу». [ 6 ]
Роль
[ редактировать ]Как основатель
[ редактировать ]Персонаж по имени Атепомарус появляется вместе с Моморо ( фр .) как пара кельтских королей и основателей Лугдунума . Они убегают от Сереронеуса и достигают холма. Момор, обладавший навыками предсказания , видит убийство ворон и называет холм Лугодунум в честь ворон. Об этом мифе сообщается в трудах Клитофонта Родосского и в « » Псевдо- Плутарха De fluviis . [ 7 ] [ 2 ] [ 8 ] [ 4 ]
Как теоним
[ редактировать ]Имя появляется как теоним, связанный с греко-римскими божествами Аполлоном и Меркурием . [ 4 ] [ 9 ] надпись Аполлона Атепомара была найдена В Мовьере битуригов . , связанного с галльским племенем [ 10 ] [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Персигу, Жан-Поль (1996). Словарь кельтской мифологии (на французском языке). Издания дю Роше. п. 103. ИСБН 2-268-00968-8 .
- ^ Jump up to: а б Буске, Жан (1971). «Реннские надписи». Галлия (на французском языке). 29 (1): 109–122 [116: сноска 15]. дои : 10.3406/галия.1971.2572 .
- ^ Матасович, Ранко (2008). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. п. 258. ИСБН 978-90-04-17336-1 .
- ^ Jump up to: а б с Грикур, Дэниел; Холлард, Доминик (2002). «Лугус и лошадь». Диалоги древней истории (на французском языке). 28 (2): 121–166 [124, 126]. дои : 10.3406/dha.2002.2475 .
- ^ Поломе, Эдгар К. «Этимологические заметки о кельтских именах богов». В: Журнал кельтской филологии (ZcP) 49–50, № 1 (1997): 741. https://doi.org/10.1515/zcph.1997.49-50.1.737 .
- ^ Ламбер, Пьер-Ив (2012). «Патрис Лажуа, Галльские боги. Маленькие очерки по мифологии . Будапешт, Archaeolingua alapítvány, Series Minor № 26, 2008» . [Обзор]. Кельтские исследования (на французском языке). 38 : 320–321 [321].
- ^ Джонстон, Эндрю К. (2017). Сыновья Рема: идентичность в Римской Галлии и Испании . Издательство Гарвардского университета. стр. 142, 144. ISBN. 9780674660106 .
- ^ Клавель-Левек, Моник (1985). «Но где же друиды прошлых лет…? Религиозные традиции и культурная самобытность Галлии». Диалоги древней истории (на французском языке). 11 :556–604 [598]. дои : 10.3406/dha.1985.1675 .
- ^ Карру, Доминик; Кристол, Мишель; Жанон, Мишель (2004). «Меркурий и Атеи Карпентората (Карпентра, Воклюз): Примечание к недавно обнаруженной надписи». Археологический обзор Нарбоннеза (на французском языке). 37 (1): 277–289 [285]. дои : 10.3406/ran.2004.1143 .
- ^ Хатт, Жан-Жак (1983). «Аполлон-целитель в Галлии: его происхождение, его характер, божества, связанные с ним - Глава II». Археологический обзор Центральной Франции (на французском языке). 22 (3): 185–218 [189]. дои : 10.3406/racf.1983.2383 .
- ^ Финкер, Мириам; Тассасо, Фрэнсис (1992). «Великие «сельские» святилища Аквитании и имперский культ». Смеси французской римской школы: античность (на французском языке). 104 (1): 41–76 [71]. дои : 10.3406/mefr.1992.1746 .
Библиография
[ редактировать ]- Словарь кельтских мифов и легенд. Миранда Грин. Thames and Hudson Ltd. Лондон. 1997 год
- Животные в кельтской жизни и мифах , Миранда Грин, Рутледж.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пикард, Гилберт Чарльз (1977). «Небесный император» . Франция (на французском языке). 35 (1): 89–113. дои : 10.3406/галия.1977.1557 .