Раздел перьев
В древней кельтской религии Сулевия была богиней, которой поклонялись в Галлии , Британии и Галлеции . [ 1 ] очень часто во множественном числе формы Suleviae или (дательный падеж) Sule(v)is . Посвящения Сулевии(е) засвидетельствованы примерно в сорока надписях, довольно широко распространенных в кельтском мире, но с особой концентрацией в Норикуме , среди гельветов , вдоль Рейна , а также в Риме . Юфер и Лугинбюль отличают Сулевий от другой группы множественных кельтских богинь , Матрес , и интерпретируют имя Сулевии как означающее «те, кто хорошо управляет». [ 2 ] В том же духе Патриция де Бернардо Стемпель связывает Suleviae с валлийским hylyw , «ведущим (ну)», и бретонским helevez, «хорошим поведением». [ 3 ]
Эпиграфия
[ редактировать ]Сулевии были отождествлены в одной надписи с Юнонами , но в основном с Матрами, например, в надписи из римского Колчестера , а также в большинстве надписей из Рима. Надпись в Колчестере гласит:
- MATRIBVS SVLEVIS SIMILI ATTI F CI CANT VSLM
- (В переводе: Сулевским матерям Симилис, сын Аттия, из Civitas Cantiacorum , охотно и заслуженно исполняет свой обет. ) [ 4 ]
В другой надписи дательный падеж единственного числа Suleviae Idennicae засвидетельствован в сочетании с римской богиней Минервой. [ 5 ] [ 6 ]
Отношение к другим божествам
[ редактировать ]Ван Андринга интерпретирует сулевий как «местных домашних божеств, почитаемых на всех социальных уровнях». [ 7 ] О теории о том, что Сулевии были триединой версией Сулис Минервы, см. Сулис . Эта теория оспаривается некоторыми исследователями, которые не находят прямых связей с Сулисом и вместо этого предполагают, что сходство имен случайно. [ 2 ] Другая теория связывает Suleviae с Xulsigiae , известными из Трира ; [ 8 ] но это предложение также было оспорено.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вотивная надпись СУЛЕИСУ НАНТУГАИСИСУ, найденная в Падерне-де-Алларис . См. Лухан Мартинес, Эухенио Р. (3 мая 2006 г.). «Язык (языки) каллечи» (PDF) . Э-Келтой . 6 :722 . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Николь Жюфер и Тьерри Лугинбюль (2001). Галльские боги: справочник имен кельтских божеств, известных из эпиграфики, древних текстов и топонимики. Издания Errance, Париж. стр.15,64. В оригинале: «Те, кто хорошо управляет» .
- ^ Бернардо Стемпель, Патриция де; Хайнцманн, Манфред и Матье, Николя. «Кельтские и другие божественные имена коренных народов, найденные на итальянском полуострове». В: Theonymie Celtique, Cultes, Interpretatio - Keltische Theonymie, Kulte, Interpretatio . Под редакцией Патриции де Бернардо Стемпель и Андреаса Хофенедера, 1-е изд. Издательство Австрийской академии наук, 2013. с. 88. http://www.jstor.org/stable/j.ctv8mdn28.8 .
- ^ «Римская Британия» . www.roman-britain.org . Проверено 21 июля 2014 г.
- ^ Аллмер, Огюст. «Боги Галлии. I. - Боги Кельтской Галлии (продолжение: Надписи 1254–1263 гг.)». В: Эпиграфический обзор юга Франции , том 3, № 90, 1898 г., стр. 548-549. DOI: https://doi.org/10.3406/repig.1898.1357 ; www.persee.fr/doc/repig_1259-6736_1898_num_3_90_1357
- ^ Ламбер, Пьер-Ив. Хайнцманн, Манфред и Матье, Николя. «Статус галльского теонима». В: Кельтская теонимия, культы, интерпретация - Кельтская теонимия, культы, интерпретация . Под редакцией Андреаса Хофенедера и Патриции де Бернардо Стемпель, 1-е изд. Издательство Австрийской академии наук, 2013. с. 118. http://www.jstor.org/stable/j.ctv8mdn28.11 .
- ^ Уильям ван Андринга (2002). Религия в Римской Галлии: благочестие и политика (I является -III и век нашей эры Ж.- К.Эрранс, Париж ISBN 2877722287 с. 275. В оригинале: "родные домашние божества, почитаемые во всех общественных кругах" .
- ^ Эдит Мэри Вайтман (1970). Роман Трир и Тревери. Руперт Харт-Дэвис, Лондон.