Jump to content

Эпона

Эпона, второй или третий век нашей эры, из Контерна , Люксембург (Национальный музей искусства и истории, город Люксембург)

В галло-римской религии Эпона была защитницей лошадей , пони , ослов и мулов . Она была особенно богиней плодородия , о чем свидетельствуют ее атрибуты патеры , рога изобилия , колосьев и присутствия жеребят в некоторых скульптурах. [1] Она и ее лошади также могли быть лидерами души в загробной поездке, что подтверждается более поздними литературными параллелями в Рианнон из « Мабиногиона» . [2] Поклонение Эпоне, «единственному кельтскому божеству, которому в конечном итоге поклонялись в самом Риме». [3] как покровительница кавалерии, [4] был широко распространен в Римской империи между первым и третьим веками нашей эры; это необычно для кельтских божеств, большинство из которых были связаны с определенными местами.

Этимология

[ редактировать ]

Хотя имя Эпона («Великая кобыла») известно только из римского контекста, оно происходит из галльского языка ; оно происходит от предполагаемого протокельтского * ekʷos «лошадь», [5] что дает начало современному валлийскому ebol «жеребенок» вместе с увеличивающим суффиксом -on , часто, хотя и не исключительно, встречающимся в теонимах (например, Сирона , Матрона ) и обычном галльском женском роде единственного числа -a . [6] В эпизоде, сохранившемся в примечании Павсания , [7] архаичная Деметра Эринис (Мстительная Деметра) тоже была Великой Кобылой, на которую Посейдон сел в образе жеребца и родила Ариона и Дочь , имя которых не было названо за пределами Аркадских мистерий. [8] Деметру почитали как кобылу в Ликосуре в Аркадии В исторические времена .

Доказательство

[ редактировать ]
Эпона и ее лошади из Кенгена, Германия, около 200 г. н.э.

Фернан Бенуа нашел самые ранние свидетельства культа Эпоны в дунайских провинциях и утверждал, что она была завезена в Галлию всадниками с востока. [9] Это предложение в целом не было поддержано.

Хотя название галльское, посвятительные надписи Эпоне выполнены на латыни или, реже, на греческом языке . Их изготавливали не только кельты , но и германцы , римляне и другие жители Римской империи . Надпись на Эпоне из Майнца, Германия, указывает, что посвятитель был сирийцем. [10]

Длинная латинская надпись первого века до нашей эры, выгравированная на свинцовом листе и сопровождающая жертвоприношение кобылы и вотивный дар котла, была найдена в 1887 году в Риме, Де-Севр , римском Раурануме. Олмстед считает, что надпись обращается к богине с архаичным обилием эпитетов: Эпонина «дорогая маленькая Эпона», Атанта «лошадь-богиня», Потия «могущественная госпожа» (сравните греческую Потнию ), Дибония (лат. «добрая богиня»). ", Катона "битва", благородная и добрая Вовесия . [ нужна ссылка ] Однако интерпретация Олмстеда не была общепринята другими учеными; Мейд интерпретирует ту же надпись как обращение к Дибоне на вульгарном греческом языке за помощью в романтическом споре. [11]

Праздник Эпоны в римском календаре отмечался как 18 декабря по деревенскому календарю Гвидиццоло , Италия. [12] хотя, возможно, это был всего лишь местный праздник. Она была включена в имперский культ , будучи призвана от имени Императора как Эпона Августа или Эпона Регина .

Предполагаемая автономия кельтской цивилизации в Галлии [ нужны разъяснения ] потерпел еще одну неудачу с исследованием Фернана Бенуа. [13] о погребальном символизме всадника со змеехвостым демоном ( «anguiforme» ), который он установил как тему победы над смертью, и Эпоны; оба он нашел поздними проявлениями символизма под влиянием Средиземноморья, который достиг Галлии через контакты с Этрурией и Великой Грецией . Бенуа сравнил всадника с большинством всадников, изображенных на берегах Средиземного моря.

Восприятие местных кельтских богинь изменилось под римской гегемонией : только имена остались прежними. Поскольку Галлия была романизирована в период ранней Империи, суверенная роль Эпоны превратилась в защитника кавалерии. [14] Культ Эпоны был распространен на большей части территории Римской империи благодаря вспомогательной кавалерии, alae , особенно Имперской конной гвардии или equites uniquees augustii, набранной из Галлии , Нижней Германии и Паннонии . Серия их посвящений Эпоне и другим кельтским, римским и немецким божествам была найдена в Риме, в Латеране. [15] Говорят, что ее культ был «широко распространен также в Каринтии и Штирии ». [16]

Как Эпане она засвидетельствована в Кантабрии , северная Испания, на горе Бернорио, Паленсия; [17] как Иккона Лойминна [ сомнительно обсудить ] в Португалии на лузитанской надписи Кабесу-дас-Фрагуас .

Эвгемеристическое : описание происхождения Эпоны встречается в « Миной параллели », которая традиционно приписывалась Плутарху (но теперь классифицируется как «Псевдо-Плутарх»)

Фульвий Стелл ненавидел женщин и имел обыкновение общаться с кобылой, и в свое время кобыла родила прекрасную девочку, и ее назвали Эпоной. Она богиня, которая заботится о защите лошадей. Так Агесилай в третьей книге своей «Итальянской истории». [18]

Эта история была передана в контексте непристойного соединения человека и животного в Джамбаттисты Делла Порта издании «Магия естественной» (1589 г.), попурри разумного и сомнительного, ошибочно цитирующего « Жизнь Солона» Плутарха . [19] Это может представлять собой некоторые воспоминания об индоевропейских жертвоприношениях лошадей , таких как ведическая ашвамедха и ирландский ритуал, описанный Гиральдом Камбренсисом , оба из которых имеют отношение к королевской власти. В кельтском ритуале король спаривается с белой кобылой, которая, как считается, олицетворяет богиню суверенитета. [20] [21]

Иконография

[ редактировать ]
Рельеф Эпоны в окружении двух пар лошадей из Римской Македонии.

Скульптуры Эпоны делятся на пять типов, выделенных Бенуа: едущие, стоящие или сидящие перед лошадью, стоящие или сидящие между двумя лошадьми, укротитель лошадей в манере Потнии Терон и символические кобыла и жеребенок. В конном типе, распространенном в Галлии , она изображается сидящей в боковом седле на коне или (реже) лежащей на одном; в императорском типе (более распространенном за пределами Галлии) она сидит на троне, окруженном двумя или более лошадьми или жеребятами. [22] В далекой Дакии она изображена на стеле (сейчас находится в музее Шепмувезети, Будапешт) в формате Кибелы , сидящей фронтально на троне, положив руки на шеи своих парных животных: ее лошади — замена львам Кибелы.

В литературе и искусстве

[ редактировать ]

Эпона упоминается в «Золотом осле» , Апулея где эдикулярная ниша с ее изображением на столбе в конюшне увенчана гирляндой из свежесорванных роз. [23]

В своих сатирах римский поэт Ювенал также связывает поклонение и иконографию Эпоны с местом конюшни. [24] Небольшие изображения Эпоны были найдены в римских стоянках конюшен и амбаров на обширной территории.

Эпона косвенно упоминается в «Отверженных» Виктора Гюго через имя персонажа Эпонина. [ нужна ссылка ]

Во франшизе The Legend of Zelda лошадь главного героя Линка зовут Эпона . Лошадь всегда изображается коричневой или каштановой с белой гривой.

артистки Enya 1987 года Одноименный альбом содержит трек под названием Epona , который является частью саундтрека к документальному фильму BBC « Кельты» . [25]

В 2017 году швейцарская фолк-метал-группа Eluveitie выпустила песню на галльском языке под названием «Epona» в рамках своего альбома Evocation II: Pantheon, восхваляющую богиню.

В Британии

[ редактировать ]

Вероятная дата ок. 1380–550 гг. до н.э., приписываемые гигантской меловой лошади, вырезанной на склоне холма в Уффингтоне , на юге Англии, возможно, слишком рано, чтобы напрямую ассоциироваться с Эпоной, и на самом деле могут вообще не представлять лошадь. страны на Традиционные Западной парады наездников Первомай в Падстоу , Корнуолле и Майнхеде , Сомерсете, которые сохранились до середины 20-го века, несмотря на то, что танцы Морриса были забыты, фольклористы на протяжении 20-го века считали, что они имеют глубокие корни в почитание Эпоны, а также отвращение британцев к конине. [26] В Падстоу в конце праздника лошадку ритуально погружали в море. [27] Однако убедительных доказательств того, что фестиваль проводился до 18 века, нет.

В Англии была найдена провинциальная небольшая (высотой 7,5 см) римская бронзовая фигурка сидящей Эпоны, окруженной «чрезвычайно маленькой» кобылой и жеребцом. [28] На коленях у нее и на патере, поднятой в правой руке, лежат непропорционально большие колосья; колосья также торчат изо рта пони, головы которых обращены к богине. На левой руке она держит ярмо, изгибающееся над плечом, что является уникальным атрибутом этой бронзовой статуэтки. [29]

В средневековом валлийском сборнике рассказов, известном как « Мабиногион» , царственная фигура Рианнон ездит на белой лошади, чья медленная, легкая походка сверхъестественным образом опережает любую погоню. Оправданно обвиненная в убийстве своего потомства, Рианнон в качестве наказания в течение семи лет вынуждена играть роль лошади, предлагая доставить путешественников в суд и рассказывая им свою историю; еще она носит рабочий ошейник в виде осла. Ее и ее сына, отцом которого является морской бог (ср. романо-греческий Посейдон , бог лошадей и моря), иногда описывают как кобылу и жеребенка. [30] Рональд Хаттон скептически относится к предполагаемым связям между Эпоной и Рианнон; последний является гораздо более поздним литературным произведением, хотя он также опирается на устные традиции, ныне утраченные. [31] В декабре все еще проводится южно-валлийский народный ритуал под названием Мари Лвид (Серая кобыла), который некоторые фольклористы также считают очевидным пережитком почитания Эпоны, но опять же нет убедительных доказательств, подтверждающих возраст, происхождение или цель. практики.

На острове Макинак , штат Мичиган, каждый июнь Эпона отмечается турами по конюшням, благословением животных и парадом Эпоны и Баркуса. На острове Макинак запрещено использование личных автомобилей; Основным средством передвижения остается лошадь, поэтому празднование Эпоны имеет особое значение на этом острове в верхней части Среднего Запада. [32] «Праздник Эпоны» предполагает благословение лошадей и других животных местным священнослужителем. [33]

Эпоне сегодня также поклоняются неодруиды. [34] и другие язычники и многобожники. [35]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Саломон Рейнах, «Эпона», Archaeological Review (1895:163–95)
  2. ^ Анри Юбер, Лингвистические смеси, предложенные MJVendryes (1925:187–198).
  3. ^ Филлис Фрэй Бобер, обзор Рене Магнен, Эпоны, галльской богини лошадей, защитницы всадников в Американском журнале археологии 62.3 (июль 1958, стр. 349–350), стр. 349–350. 349. Эмиль Тевено предоставил корпус из 268 посвятительных надписей и изображений.
  4. ^ Берресфорд Эллис, Питер (1998). Древний мир кельтов . Великобритания: Констебль и Робинсон . п. 175. ИСБН  0-7607-1716-8 .
  5. ^ Сравните латинский equus и греческих бегемотов .
  6. ^ Деламарр, 2003: 163–164.
  7. ^ Павсаний, viii.25.5, 37.1 и 42.1. Миф был отмечен в Библиотеке 3.77 и отражен также в утраченной поэме Каллимаха » Птолемея Гефестиона и в «Новой истории .
  8. ^ Карл Кереньи , Боги греков (1951), стр. 184ff «Брак Деметры и Посейдона на жеребце».
  9. ^ Бенедикт, Ф. (1950). Мифы из могилы. Всадник с ангиножкой и всадница Эпона . Брюссель, Журнал латинских исследований Latomus.
  10. ^ CIL 13, 11801
  11. ^ Вольфганг Мейд (2007). «Псевдогаллише иншрифтен». В Ламбере, Пьер-Ив; Пино, Жорж-Жан (ред.). Континентальный галльский и кельтский . Книжный магазин Дроз. стр. 277–290. ISBN  9782600013376 .
  12. ^ Вайлант, 1951.
  13. ^ Бенедикт 1950.
  14. ^ Оукс 1986: 79–81.
  15. ^ Шпидель, 1994.
  16. ^ Кропей, Моника. «Лошадь как космологическое существо в словенском мифопоэтическом наследии». Studia Mythologica Славика 1 (май/1998). Любляна, Словения. 156. https://doi.org/10.3986/sms.v1i0.1871 .
  17. ^ Саймон.
  18. ^ Псевдо-Плутарх, Parallela Minora 29 , также упоминается как 312e (= Agesilaus FGrHist F 1).
  19. ^ Джамбаттиста Делла Порта (1569 г.). «Природная магия, или О чудесах природных вещей » . Лион [ нужна страница ]
  20. ^ ML West , Индоевропейская поэзия и миф (Oxford University Press, 2007), стр. 418.
  21. ^ Мириам Роббинс Декстер, «Богиня лошадей», в Энциклопедии индоевропейской культуры (Тейлор и Фрэнсис, 1997), стр. 280.
  22. ^ Нантонос, 2004.
  23. ^ «Что касается среднего шара, поддерживавшего балки конюшни, то почти в самом центре эдикулы находилось изображение богини Эпоны, аккуратно украшенное свежими лепестками роз». (iii.27). В Роберта Грейвса переводе « Золотого осла » он вставил пояснительную фразу «Мать с головой кобылы», которой нет в латинском тексте; это связало бы Эпону с примитивной мифологией Деметры покрыл, как море , которую Посейдон в форме жеребца (см. выше); Однако нет никаких оснований отождествлять Эпону с Деметрой.
  24. Сатира VIII, строки 155–57, где рассказчик высмеивает консула за его неуместный интерес к лошадям:
  25. ^ Эния на Discogs .
  26. ^ Тео Браун, «Тертуллиан и культы лошадей в Британии» Фольклор 61.1 (март 1950, стр. 31–34), стр. 31–34. 33.
  27. ^ Герберт Килле, «Лошади Западного региона и родственные обычаи» Труды Сомерсетского общества археологии и естествознания 77 (1931) [1]
  28. ^ Уилтшир является предполагаемым источником находки и был добавлен к провенансу « trouvée en Angleterre » после того, как произведение было описано в каталоге продажи коллекции Ференца Пульски, Париж, 1868 год. Оно хранится в Британском музее , и описан как «провинциальный, но не варварский» в Кэтрин Джонс, «Римская бронзовая статуэтка Эпоны», The British Museum Quarterly 36 .1/2 (осень 1971: 37–41).
  29. ^ Идентифицировано Кэтрин Джонс как ярмо в 1971 году; его ошибочная идентификация как змея привела к ошибочной идентификации « хтонической » Эпоны.
  30. ^ Форд, Патрик К., Мабиноги и другие средневековые валлийские сказки , 2008, University of California Press, стр. 12, 26, 36, 75, isbn 9780520253964. См. также Сионед Дэвис (переводчик), The Mabinogion , Oxford 2007, стр. . 231.
  31. ^ Хаттон, Рональд (2014). Языческая Британия . Издательство Йельского университета. п. 366. ИСБН  978-0300197716 .
  32. ^ «Фестиваль сирени на острове Макино» . mackinacislandlilacfestival.org . Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 года.
  33. ^ Кейтлин Киниц (21 июня 2008 г.). «Благословение животных во время праздника Эпоны» . Городской глашатай (www.mackinacislandnews.com) . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 29 июня 2015 г.
  34. ^ См. Потиа (nd). «Эпона» . Орден Бардов Оватов и Друидов . Проверено 29 июня 2015 г.
  35. ^ См. Джейн Реберн (2001). Кельтская Викка: древняя мудрость XXI века . Цитадель Пресс. п. 54.
  • Бенуа, Ф. (1950). Мифы из могилы. Всадник с ангиножкой и всадница Эпона . Брюссель, Журнал латинских исследований Latomus.
  • Деламарр, X. (2003). Словарь галльского языка . 2-е издание. Париж, Editions Errance.
  • Ойскирхен, Марион (1993). «Эпона». Отчет Римско-германской комиссии 74 стр. 607–838.–
  • Эванс, Дайфед Ллуид (2005–2007), Эпона: галльская и британская богиня (Божественная лошадь)
  • Грин MJ (1986), Боги кельтов , Страуд, Глостершир.
  • Магнен, Р. Эпона (Дельмас, 1953).
  • Нантонос и Сеффил (2004), Epona.net, научный ресурс.
  • Оукс, Л.С. (1986), «Богиня Эпона», в М. Хениг и А. Кинг, Языческие боги и святыни Римской империи (Оксфорд), стр. 77–84.
  • Рейнах, Саломон (1895). «Эпона». Археологическое обозрение 1895 г., 163–95,
  • Симон, Франсиско Марко, «Религия и религиозные практики древних кельтов Пиренейского полуострова» в e-Keltoi: The Celts in the Пиренейский полуостров , 6 287–345, раздел 2.2.4.1 ( онлайн )
  • Шпайдель, член парламента (1994). Езда за Цезарем: Конная гвардия римских императоров . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета.
  • Тевено, Эмиль 1949. «Памятники и культ Эпоны среди эдуев», L'Antiquity Classique 18, стр. 385–400. Эпона и эдуи .
  • Вайлант, Роджер (1951), Эпона-Ригатона, Огам , Ренн, стр. 190–205.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: afd96c7205ce4b3b5cec0ed3a16724fa__1716862800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/fa/afd96c7205ce4b3b5cec0ed3a16724fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Epona - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)