Насмехаться

Моккус — кельтский бог , отождествляемый с Меркурием . [ 2 ] Он — бог-кабан или свинья континентального кельтского племени лингонов . Моккус считался защитником охотников и воинов на кабанов. [ нужна ссылка ] Мясо кабана было священным у древних кельтов. [ 2 ] и особенности в описаниях праздников в ирландской мифологии . [ 3 ] Лингоны, чей племенной центр находился в современном Лангре , были галльским племенем, обитавшим в районе рек Сены и Марны на территории нынешней северо-восточной Франции. Они были соседями кельто-германского племени Тревери . Другое племя, известное как лингоны, проживало недалеко от устья реки По на северо-востоке Италии и было известно сельским хозяйством, ткачеством и обработкой металлов. [ 4 ]
Был посвященный праздник Моккусу. [ когда? ] У него были последователи в романо-кельтский период. [ 5 ]
Историческое свидетельство
[ редактировать ]Теоним Моккус известен по единственной вотивной надписи из Лангра, которая гласит:
В h(onorem) d(omus) d(ivinae)
део Меркурий(I) Мокко
L(jucius) Mascl(правда?) Masculus et
Мягкая седация
вопрос ex-голосование [ 6 ]
В честь божественного дома Меркурию Мокку Луций Маскл(ий?) Маскул и его мать Седатия Бландула [посвящают это] ex voto .
Название происходит от галльского moccos «свинья» или «дикий кабан», родственного древнеирландскому mucc , валлийскому moch и бретонскому moc'h , имеющим схожие значения. [ 7 ] Этот же корень встречается и в личных именах ряда лиц в Галлии в таких формах, как Мокций , Мочция , Мокконий , Катомок и др. [ 7 ]

Такие ученые, как Эмиль Тевено и Филипп Жуэ, связали Моккуса с богом Эуффинье , кельтской скульптурой, изображающей бога в гривне с диким кабаном, вертикально над его туловищем. [ 8 ] Тевено указывает, что Эуффинье должен был находиться на той же территории племени лингонов , что и Лангр, где была найдена надпись Моккуса. [ 9 ]
В книге «Религия древних кельтов» (1911) Дж. А. Маккаллох отмечал, что «свинья была частым представителем духа ячменного зерна или растительных божеств в Европе» и что «мясо животного часто смешивалось с семенами кукурузы или растительными божествами». закапывают в полях, чтобы способствовать плодородию». МакКаллок предполагает, что именно роль Мокуса как бога плодородия привела к тому, что его отождествили с Меркурием , чей греческий эквивалент Гермес ассоциировался с «плодородием стад и стад». [ 2 ]
Жуэ связывает Моккуса с ирландским мифом в Oidheadh Chlainne Tuireann , в котором Луг получает свиную шкуру Туиса, способную исцелить любую травму. [ 10 ] Луг широко считается ирландской формой кельтского бога Лугуса , аналога галльского Меркурия. [ 11 ]
Свинья в древней кельтской религии
[ редактировать ]МакКаллох подчеркивает высокий статус и престиж, которыми пользовались свиньи и кабаны в кельтских культурах, в том числе в религиозном и мифологическом контексте:
Упоминался культ свиного бога Мокка. Вепрь был божественным символом на штандартах, монетах и алтарях, и было найдено множество бронзовых изображений животного. Это были храмовые сокровища, и в одном случае вепрь трехрогий. Но он становился символом богини, о чем свидетельствуют алтари, на которых он сопровождает богиню, возможно, плодородия, и бронзовое изображение богини, сидящей на вепре. Алтари встречаются в Британии, эмблемой которых может быть животное — «Каледонское чудовище» из поэмы Клавдиана. Свиньи почитаются в Ирландии, и в текстах чудовищные свиньи являются основным предметом знаменитых праздников. Возможно, это были легендарные формы старых богов-свиней, пиры напоминали жертвенные пиршества на их плоти. Волшебные свиньи также были бессмертной пищей богов. Но кабан был табу для некоторых людей, например для Диармайда, хотя неясно, является ли это ослабленной памятью об ограничении тотема клана. Кости свиньи, иногда кремированные, были найдены в кельтских могилах в Британии и в Гальштате, а в одном случае животное хоронили в одиночестве в кургане в Гальштате, точно так же, как священных животных хоронили в Египте, Греции и других местах. Когда животное хоронили вместе с мертвецами, это могло быть жертвой призраку или богу подземного мира. [ 3 ]

Миранда Грин считает, что кабан в кельтском религиозном контексте олицетворяет как «войну из-за его свирепости и неукротимости», так и «процветание, потому что свинина была любимой кельтской едой и играла важную роль в пиршестве». [ 12 ] Кельтские воины носили изображения кабана на своих шлемах, штандартах и карниксах . [ 12 ]
Современное поклонение
[ редактировать ]В наше время Моккусу поклоняются группы друидов и виккан. [ 13 ] и кельтские многобожники. Он является одним из главных храмовых богов, которым поклоняются члены Храма Ирландского Дуба, которые назначили свой праздник на день зимнего солнцестояния из-за его аспектов защитника, бога Солнца и дарителя изобилия. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грин (1989) , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. А. Маккалок (1911). «Глава III. Боги Галлии и континентальные кельты» . Религия древних кельтов . Проверено 16 апреля 2016 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Дж. А. Маккалок (1911). «Глава XIV. Поклонение животным» . Религия древних кельтов . Проверено 16 апреля 2016 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Кельтские боги и богини» . Joellessacredgrove.com . Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ Грин (2011) .
- ^ CIL XIII, 05676
- ^ Перейти обратно: а б Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка . Издания Errance. п. 227. ИСБН 2-87772-237-6 .
- ^ Жуэ (2012) , с. 885.
- ^ Тевено, Эмиль (1968). Божества и святилища Галлии . Фаярд. п. 157.
- ^ Жуэ (2012) , с. 825.
- ^ Лугус: Галльский Меркурий. Архивировано 6 марта 2005 г. в Wayback Machine на Mabinogion.info .
- ^ Перейти обратно: а б Грин (1989) , с. 139.
- ^ «Храм Бриганции» . Janeraeburn.com . 6 марта 2004 г. Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ «Святыня компании Irish Oak Inc» . Facebook.com . 23 сентября 2015 г. Проверено 16 апреля 2016 г.
См. также
[ редактировать ]- Грин, Миранда (1989). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-08076-2 .
- Грин, Миранда (1997). Словарь кельтских мифов и легенд . Thames and Hudson Ltd. Лондон: ISBN 978-0500279755 .
- Грин, Миранда (2011). Боги кельтов . Издательство Саттон. ISBN 978-0750934794 .
- Грин, Миранда (2005). Исследование мира друидов . Thames and Hudson Ltd. Лондон: ISBN 978-0500285718 .
- Жуэ, Филипп (2012). Словарь кельтской мифологии и религии . Йоран Эмманнер. ISBN 978-2-914855-92-1 .