Эндовеликус
Эндовеликус ( португальский : Endouellicus , Endovélico ; испанский : Endovélico , Enobólico ) — один из доримских лузитанских и кельтиберийских богов железного века . Изначально он был хтоническим богом. Он был Богом/Повелителем подземного мира, здоровья, пророчеств и земли, связанного с растительностью и загробной жизнью. Позже был принят самими римлянами , которые уподобили его Плутону или Серапису и сделали его относительно популярным богом. [ 1 ] [ 2 ]
У Эндовеликуса был храм в Сан-Мигел-да-Мота в Алентежу есть многочисленные надписи и бывшие голоса, ему , Португалия, и в Этнологическом музее Лиссабона посвященные ; возможные топонимы включают Андевало в Испании . [ 3 ] [ 4 ] Культ Эндовелика преобладал до V века, как раз тогда, когда в регионе распространилось христианство.
Этимология
[ редактировать ]За последние два столетия научных исследований было предложено несколько этимологий имени Эндовеликуса. [ 5 ] [ 6 ]
В 19 веке Антонио да Визитасан Фрейре классифицировал его как смешанное кельтско - финикийское имя, адаптированное к римскому языку . Конечный радикал должен быть из кельтских языков ; Бел (или Вел- ) будет финикийским словом «Господь», а -Кус — обычное окончание слова в латыни. Хосе Лейте де Васконселос полагал, что слово Endovellicus было первоначально кельтским названием Andevellicos , что означает «очень хороший». [ 7 ]
В альтернативном прочтении слово velicus происходит от кельтского vailos (« волк »). Волки были символическими животными для бога. [ 8 ]
Другая, недавно предложенная возможность предполагает заимствование слова из протобаскского языка , от корня *bels . В этом случае первоначальное имя было бы *Endo-belles , «самый черный», что соответствовало его хтоническим характеристикам. [ 9 ]
Храмы и культ
[ редактировать ]Было несколько мест, где, по мнению исследователей, можно было наблюдать его культ:
В муниципалитете Аландроал находится Сантуарио да Роша да Мина (Скалистый заповедник Мины); некоторые авторы относят его к храму Эндовелика. Это единственное известное место такого рода в Южной Португалии. Рядом с храмом Лусефецит находится ручей ассоциировался с Люцифером , который со времен Средневековья . Люцифер — это имя, которое римляне использовали для Утренней звезды и богини Венеры . Некоторые авторы [ ВОЗ? ] свяжите название речки со значением этого места как «Проблеска Света». В километре отсюда находится священный фонтан, который, как говорят, более древний, чем храм; его воды до сих пор считаются лечебными .
Храм скалистый и окружен скалистым образованием, которое защищает это место, а точеный пол часто ассоциируется с римскими жертвенными алтарями. Подобные памятники нередки на севере Португалии и в испанской Месете.
Лейте де Васконселос упоминает, что это место использовалось жителями Римской империи из всех слоев общества. Несколько надписей позволяют предположить, что храм Эндовелика использовался как оракул . Одна из надписей гласит: EX IMPERATO AVERNO . Лейте де Васконселос перевела это как « segundo a determinação que emanou de baixo » (по решимости, исходящей снизу), предполагая, что существует сходство с храмом Аполлона в Дельфах . Пар должен был исходить снизу, глубоко под землей, и Даровать ясновидение Васконселос также предполагает, что верующие практиковали инкубацию , спали на месте, надеясь на сны, которые они могли интерпретировать позже.
В Кастро Улацы в провинции Авила , городе Веттонес , святилище, посвященное Валику было обнаружено . Название могло быть связано с Endovelicus.
Самым известным святилищем, гипотетически посвященным Эндовеликусу, является римское святилище Панойас в Вила-Реал , Трас-ос-Монтес , со сложной системой «раковин» с римскими надписями. Неподалеку, в Кабесу-де-Сан-Мигель-да-Мота, был построен еще один храм, посвященный Эндовеликусу, и на его руинах аланы построили или реконструировали предыдущий храм, святилище, посвященное Святому Михаилу ( Сан-Мигель по-португальски). Мусульмане Реконкисты превратили храм в мечеть , а во время храм снова стал христианским храмом . В 1559 году храм все еще хорошо сохранился, когда кардинал Энрике приказал убрать с этого места 96 мраморных колонн для строительства Коллегии Эспириту-Санту в Эворе . От здания осталась только постановка. Но археологические набеги обнаружили керамику и амфоры, а также вотивные алтари, посвященные Эндовеликусу, и привели к открытию нескольких архитектурных элементов, в том числе «раковин», высеченных в скалах. Раковины предполагают существование ритуалы , жертвоприношения животных и, может быть, пиршества ритуального характера.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монтейру Тейшейра, Сильвия. 2014. Культы и верующие на юге нынешней территории Португалии во времена Римской империи (1 век до н.э. – 3 век нашей эры). Магистерская диссертация по археологии. Лиссабон: Факультет литературы Лиссабонского университета. [ нужна страница ]
- ^ Энкарнасао, Хосе д'. 2015. Коренные божества под римским правлением в Португалии. Второе издание. Коимбра: Университет Коимбры. [ нужна страница ]
- ^ Монтейру Тейшейра, Сильвия. 2014. Культы и верующие на юге нынешней территории Португалии во времена Римской империи (1 век до н.э. – 3 век нашей эры). Магистерская диссертация по археологии. Лиссабон: Факультет литературы Лиссабонского университета. [ нужна страница ]
- ^ Энкарнасао, Хосе д'. 2015. Коренные божества под римским правлением в Португалии. Второе издание. Коимбра: Университет Коимбры. [ нужна страница ]
- ^ Монтейру Тейшейра, Сильвия. 2014. Культы и верующие на юге нынешней территории Португалии во времена Римской империи (1 век до н.э. – 3 век нашей эры). Кандидатская диссертация по археологии. Лиссабон: Факультет искусств Лиссабонского университета. [ нужна страница ]
- ^ Энкарнасао, Хосе д'. 2015. Коренные божества под римским правлением в Португалии. Второе издание. Коимбра: Университет Коимбры. [ нужна страница ]
- ^ Васконселлос, Хосе Лейте де. Религии Лузитании в той части, которая в основном относится к Португалии . Лиссабон: Национальная пресса, 1897. стр. 124-125.
- ^ Альварес Санчес, Хесус (2003). Веттоны Королевская академия истории . п. 320. ИСБН 9788495983169 .
- ^ Энкарнасао, Хосе д'. 2015. Коренные божества под римским правлением в Португалии. Второе издание. Коимбра: Университет Коимбры. [ нужна страница ]
- Лусан, Паулу Александр: Португалия, Земля тайн , Эсхил, 2000 (третье издание; ISBN 972-8605-04-8 ).
- Васконселлос, Хосе Лейте де. Религии Лузитании в той части, которая в основном относится к Португалии . Лиссабон: Национальная пресса, 1897. стр. 111-145.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гренье, Альберт. «Бог Лузитано Эндовеллики». В: Кельтские исследования , том. 6, выпуск 1, 1952. С. 195-197. DOI: https://doi.org/10.3406/ecelt.1952.1252 ; www.persee.fr/doc/ecelt_0373-1928_1952_num_6_1_1252
- Ледо Найт, AC (2017). «Нигерский флювиус: темные воды и адские боги. Случай Эндовеликуса». В: Священная Испания , 69 (139), 7–17. https://doi.org/10.3989/hs.2017.001
- Паррилья, Хосе Мария Гонсалес. «Эндовеликус, бог горнодобывающей промышленности региона». В: Эль Андевало, пейзажи и человечество: Протоколы V Дней наследия Андевало. Вальверде дель Камино, 21, 22 и 23 ноября 2014 г. 2015, стр. 51-63. ISBN 978-84-8163-541-6 .
- Рибейру, Хосе Кардим. « Deus Sanctus Endovellicus» в романском стиле является местной интерпретацией «Faunus Silvanus» ? В: Palaeohispánica: Журнал о языках и культурах древней Испании (Копия посвящена: Материалы IX коллоквиума по палеогиспанисским языкам и культурам (Барселона, 20-24 октября 2004 г.)), No. 5, 2005. С. 721-766. ISSN 1578-5386 .
- Шаттнер, Томас; Герра, Амилкар; Фабиан, Карлос. « Die Idealköpfe des Endovellicus - ein Zwischenbilanz ». В: Гаггадис-Робин, В.; Хермари, А.; Редде, М.; Синтес, К., Actes du X Colloque International sur l'Art provincial Roman . Экс-ан-Прованс: 2009. стр. 483-494. [ ISBN отсутствует ] .
- Об эпиграфике
- Гаспар, Катарина (2020). «Святилище Эндовелликус в Португалии: пример языковых изменений в вотивных надписях на латыни». В: Классический журнал Дебреценского университета 55 (август): 59–73. https://doi.org/10.22315/ACD/2019/4 .
- Ордозгоити, Дэвид Серрано. « Мраморное ара в честь Эндовелико из Сан-Мигеля-де-Мота (Эвора) ». В: Вестник эпиграфического архива , No. 3, 2019, с. 52-57. ISSN 2603-9117 .
- Шаттнер, Томас Г. «Мужчины, женщины, дети, животные: вотивная скульптура из святилища Эндовелликус в Сан-Мигел-да-Мота/Аландроал (Португалия)». В: Археология римской Португалии в контексте Западного Средиземноморья . Под редакцией Тессе Д. Стек и Андре Карнейро, Oxbow Books, 2022. стр. 257–73. JSTOR, https://doi.org/10.2307/j.ctv2v6pcq1.18 . Доступ 21 октября. 2022.