Хорваты-мусульмане
Эта статья требует внимания эксперта по этническим группам . смотрите на странице обсуждения Подробности ( февраль 2014 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 12 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Хорватия 10841 (2021) [ 1 ] Босния и Герцеговина 1313 (2013) [ 2 ] | |
Языки | |
хорватский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Другие хорваты , боснийцы , другие славянские мусульмане |
Хорватские мусульмане ( хорватский : Hrvatski muslimani ) — мусульмане хорватского этнического происхождения. Они состоят в основном из потомков хорватов османской эпохи .
Обзор
[ редактировать ]Хорваты – южнославянский народ . Согласно опубликованным данным хорватской переписи населения 2021 года, 10 841 мусульманин в Хорватии заявили себя этническими хорватами. [ 1 ] Исламское сообщество Хорватии официально признано государством. [ 3 ] После Второй мировой войны тысячи хорватов (в том числе исповедующих ислам), которые поддерживали усташей, бежали в качестве политических беженцев в такие страны, как Канада, Австралия, Германия, Южная Америка и исламские страны. [ нужна ссылка ] Потомки этих хорватов-мусульман основали свой Хорватский исламский центр в Австралии по адресу Стадли-Сент-Мейдстон, 36, Виктория. [ 4 ] и Хорватская мечеть в Торонто , которая сейчас называется Боснийским исламским центром. [ 5 ] возглавляемый г-ном Керимом Рейсом. [ 6 ] [ 7 ]
Хорватские мусульмане, которые были связаны с усташами, также бежали в арабский мир, в частности в Сирию . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Часть серии о |
хорваты |
---|
Османский период
[ редактировать ]Турецкая Османская империя завоевала часть Хорватии с 15 по 19 века и оставила глубокий цивилизационный отпечаток. Многие хорваты обратились в ислам, некоторые после того, как были взяты в плен , некоторые через систему девширме . Самая западная граница Османской империи в Европе закрепилась на хорватской земле. назвал Хорватию Antemurale Christianitatis («оплот христианского мира») В 1519 году Папа Лев X .
Падение Боснии османам в 1463 году привело к усилению давления на хорватские границы и постоянным потерям территории, постепенно перемещая линию границы на запад. Постоянные войны во время Столетней хорватско-османской войны (1493–1593) резко сократили хорватское население в пострадавших юго-восточных регионах. До конца 16 века вся территория Турецкой Хорватии была оккупирована султанатом. Остальные хорваты были обращены в ислам и завербованы в качестве девширме ( налога крови ). Однако части хорватского населения удалось бежать, обосновавшись в северо-западных районах страны или за рубежом, в соседней Венгрии или Австрии .
С 16 по 19 век турецкая Хорватия граничила с хорватской военной границей ( хорватский : Hrvatska vojna Krajina , немецкий : Kroatische Militärgrenze ), частью Хорватии, контролируемой империей Габсбургов , которой управляли непосредственно из . военного штаба Вены В 19 веке, после Габсбургско-Османской войны в 1878 году и падения Боснийского вилайета , турецкая Хорватия осталась в границах Боснии и Герцеговины, которая в 1908 году стала новой коронной землей Габсбургской монархии . Хотя старая хорватская территория (недавно переименованная) была освобождена, на ней осталось очень мало хорватского населения, то есть населения, которое фактически проживало на ней, зарегистрированного как католики и хорваты.
Исторические имена многих чиновников Османской империи раскрывают их происхождение (Хирват = Хрват или Хорват, хорватское название хорвата): Вели Махмуд-паша (Махмут-паша Хирват), Рустем-паша (Рустем-паша Хрват-Опукович), Пияле-паша. (Пияли Паша Хрват), Меми Паша Хрват, Тахвил Паша Куленович Хрват и др. В то время существовала значительная путаница с терминами «хорват» и «серб», и «хорват» в некоторых из этих случаев мог означать любого из более широкого южнославянского региона. [ 11 ]
В 1553 году римский кардинал Антун Вранчич и дипломат Франьо Зай посетили Стамбул в качестве посланников хорватско -венгерского короля для обсуждения мирного договора с Османской империей . Во время первоначального торжественного приветствия с Рустем-пашой Хрватом (хорватом) разговор на турецком языке с официальным переводчиком внезапно прервался. Рустем-паша Хрват спросил по-хорватски, говорят ли Зай и Вранчич по-хорватски . Затем переводчик был уволен, и на протяжении всего процесса переговоров они продолжали говорить на хорватском языке. [ нужна ссылка ]
В 1585 году путешественник и писатель Марко А. Пигаффетта в своем «Итинерарио» , изданном в Лондоне, утверждает: « В Константинополе принято говорить на хорватском языке, языке, который понимают почти все официальные турки, особенно военные. Однако важно отметить, что в то время лингва-франка среди славянской элиты Османской империи все еще оставался старославянским . Для итальянцев, путешествовавших в Стамбул, язык славянских хорватов часто был единственным контактом с любым из славянских языков; действительно, болгарский и македонский диалекты были гораздо более распространены в Стамбуле, чем хорватский. [ нужна ссылка ]
Мусульмане и хорватский национализм
[ редактировать ]Одним из главных идеологических влияний хорватского национализма хорватского фашистского движения усташей был хорватский активист 19 века Анте Старчевич . [ 12 ] Старчевич был сторонником единства и независимости Хорватии и был одновременно антигабсбургским и антисербским. Усташи использовали теории Старчевича для содействия присоединению Боснии и Герцеговины к Хорватии и признали, что в Хорватии есть два основных этнокультурных компонента: хорваты-католики и хорваты-мусульмане. [ 13 ]
Усташи признали католицизм и ислам национальными религиями хорватского народа, отвергая при этом православие как несовместимое с их целями. [ 14 ] (за исключением Хорватской православной церкви, призванной в основном ассимилировать сербское меньшинство). Хотя усташи подчеркивали религиозные темы, они подчеркивали, что долг перед нацией имеет приоритет над религиозными обычаями. [ 15 ] Они налагали определенные условия на получение гражданства людей исламской веры, например, утверждая, что мусульманин, поддерживающий Югославию, не будет считаться хорватом или гражданином, а будет « сербом-мусульманином », которому могут отказать в собственности и посадить в тюрьму. [ 15 ] Усташи утверждали, что такие «сербы-мусульмане» должны заслужить статус хорватов. [ 15 ] Усташи также считали боснийских мусульман «цветком хорватской нации». [ 16 ]
Джафер-бег Куленович был мусульманином, который позже стал вице-президентом Независимого государства Хорватия (NDH) 8 ноября 1941 года и занимал эту должность до конца войны. Фактически он сменил на этом посту своего старшего брата Османа Куленовича . Позже Куленович иммигрировал в Сирию . Там он жил до своей смерти 3 октября 1956 года в Дамаске . Находясь в Сирии, хорваты в Аргентине опубликовали сборник его публицистических произведений. В 1950 году хорватская мусульманская община в Чикаго опубликовала речь, которую он написал для Мусульманского конгресса после Второй мировой войны в Лахоре, Пакистан. В этой двадцатидвухстраничной брошюре, озаглавленной «Послание хорватских мусульман к своим религиозным братьям в мире», подробно описывается агрессия сербов против хорватов исламской веры и пропагандируется идея хорватского единства. Однако брошюра не привлекла большого внимания в исламском мире.
Всего за несколько месяцев до его смерти было сформировано Хорватское освободительное движение , одним из основателей и подписантов которого стал доктор Куленович.
Статистика
[ редактировать ]Опубликованные данные хорватской переписи 2011 года включали перекрестную таблицу этнической принадлежности и религии, которая показала, что из 62 977 мусульман (1,47% от общей численности населения) 9 647 заявили себя как этнические хорваты. [ 17 ]
Год | Хорватия | Босния и Герцеговина | Другие республики |
---|---|---|---|
1948 [ 18 ] | 3,212 | 25,295 | 564 |
1953 | 4,057 | 15,477 | Н/Д |
1991 | 4,254 | Н/Д | Н/Д |
2001 | 6,848 | – | – |
2011 | 9,647 | – | – |
2013 [ 19 ] | – | 1,375 | – |
Религия
[ редактировать ]Большинство хорватских мусульман, как и другие мусульманские общины ( албанцы , этнические мусульмане , цыгане-мусульмане и т. д.), являются мусульманами-суннитами ; исторически суфизм также играл значительную роль среди всех южнославянских мусульман. Муфтием , Загреба Азиз является имам Хасанович лидер мусульманской общины Хорватии. Новая мечеть в Риеке была открыта в мае 2013 года. [ 20 ] Мусульманская община также планирует построить мечети в Осиеке и Сисаке . строительства мечети в Карловаце Также рассматривается возможность .
Галерея
[ редактировать ]-
Тюрбе Мурата - хорватского османского генерала бека Тардича рядом с мавзолеем Гази Хусрев-бека в Сараево .
-
Мечеть, построенная как музей в 1938 году и приспособленная в 1941 году для загребских мусульман хорватским фашистским лидером и политиком, возглавлявшим движение усташей Анте Павеличем , сегодня Павильон Мештровича , Площадь Жертв фашизма .
-
Мемориал в Блайбурге , Австрия , убитым хорватским католикам и хорватским мусульманам во время репатриации Блайбурга и большому количеству мирных жителей.
-
Мечеть Рустем-паши (в центре), над которой возвышается мечеть Сулеймание (вверху справа), посвященная Сулейману Великолепному .
-
Мечеть в столице Хорватии Загребе .
-
Мемориал партизанским членам Хандшар Ваффен-СС в Вильфранш-де-Руэрг. Местные жители решили назвать одну из улиц Авеню Хорватов и отметить «восстание хорватов».
-
Места поклонения мусульман, расположенные в Хорватии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Население по этнической принадлежности/гражданству/родному языку/религии» (xlsx) . Перепись населения, домохозяйств и жилищ в 2021 году . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . 2022 . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык 2019 , стр. 918–919.
- ^ «Соглашение между правительством Республики Хорватия и исламским сообществом Хорватии по вопросам, представляющим общий интерес». Narodne novine - Официальный вестник Республики Хорватия NN196/03 (на хорватском языке). Народне новине. 15 декабря 2003 г. Проверено 16 февраля 2010 г.
- ^ Google Книги Южнославянский журнал: Опсег 6, Круг Доситея Обрадовича - 1983.
- ^ «О нас – Боснийский исламский центр | Босански исламский центр» .
- ^ Google Книги Джеймс Джапп: Австралийский народ: энциклопедия нации, ее народа и их происхождения, 2001, Cambridge University Press, стр. 250
- ^ Хорватский исламский центр - Хорватский исламский центр. Архивировано 26 мая 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Свидетельства хорватских и боснийских беженцев в Сирии после Второй мировой войны.
- ^ Радушев, Евг (2003). Опись османско-турецких документов о вакфе, хранящихся в Восточном отделе Национальной библиотеки Святых Кирилла и Мефодия . Св. св. Кирилл и Методий. п. 236.
- ^ Исмаил Хами Данишменд, Государственные чиновники Османской империи , Издательство Türkiye, Стамбул, 1971, стр. 29. (на турецком языке)
- ^ Ставридес, Теохарис (2001). Султан визирей: жизнь и времена великого визиря Османской империи Махмуда-паши Ангеловича (1453–1474) . Брилл. стр. 73–74. ISBN 978-90-04-12106-5 .
- ^ Фишер 2007 , с. 207.
- ^ Фишер 2007 , с. 208.
- ^ Рамет 2006 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б с Эмили Гребл. Сараево, 1941–1945: мусульмане, христиане и евреи в гитлеровской Европе . Итака, Нью-Йорк, США: Издательство Корнельского университета, 2011. стр. 125.
- ^ Бутич-Елич, Фикрета. Усташи и Независимое государство Хорватия 1941–1945. Либер, 1977 г.
- ^ «4. Население по национальностям и вероисповеданию» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . Декабрь 2012 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Окончательные итоги переписи населения 15 марта 1948 года . Том. 9. Федеральное бюро статистики. 1954 г. до н. э. XVII.
- ^ «Население по этнической/национальной принадлежности, религии и полу» . Агентство статистики Боснии и Герцеговины.
- ^ «Открытие Исламского центра в Риеке» . tportal.hr . 4 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2013 года . Проверено 11 мая 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- Фишер, Бернд Дж. , изд. (2007). Балканские диктаторы: диктаторы и авторитарные правители Юго-Восточной Европы . Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-455-2 .
- Диздар, Здравко; Грчич, Марко; Равлич, Славен ; Ступарич, Дарко (1997). Кто есть кто в NDH: Хорватия 1941–1945 (на хорватском языке). Загреб: Минерва. ISBN 978-953-6377-03-9 .
- Этническая/национальная принадлежность, религия и родной язык (PDF) . Сараево: Агентство статистики Боснии и Герцеговины. 2019.