Анте Старчевич
Анте Старчевич | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 28 февраля 1896 г. | (72 года)
Место отдыха | Шестине, Загреб |
Альма-матер | Университет Печа |
Род занятий | Политик, писатель |
Политическая партия | Партия правых (до 1895 г.) Чистая партия прав (1895–1896) |
Анте Старчевич (англ. Хорватское произношение: [ώːnte stώːrt͡ʃeʋit͡ɕ] [ 1 ] ; 23 мая 1823 — 28 февраля 1896) — хорватский политик и писатель. Его политика была сосредоточена вокруг хорватского государственного права, целостности хорватских земель и права его народа на самоопределение . Будучи важным членом хорватского парламента и основателем Партии прав, он заложил основы хорватского национализма . Его называли отцом нации из-за его кампании за права хорватов в Австро-Венгрии и его пропаганды хорватского государства в то время, когда многие политики стремились к объединению с другими южными славянами .
Биография
Жизнь
Старчевич родился в деревне Велики Житник недалеко от Госпича , небольшого городка на военной границе Австрийской империи , в семье хорватского католика Якова и сербской православной матери Милицы ( урожденной Чорак ). [ 2 ] [ 3 ] На годы становления Старчевича повлиял его дядя Шиме Старчевич , католический священник с сильными иллирийскими симпатиями, который поддержал краткую наполеоновскую оккупацию Далмации и составил иллирийско-французский словарь. [ 2 ] С тринадцати до шестнадцати лет его образовательную основу составляло учение Симе, включая латынь и штокавско- хорватский диалект. [ 4 ]
В 1845 году окончил Классическую гимназию в Загребе . [ 5 ] Затем он ненадолго продолжил обучение в семинарии в Сене , но вскоре переехал в Пешт в 1845 году, чтобы посещать римско-католическую духовную семинарию, которую окончил в 1846 году. [ 5 ] После окончания учебы Старчевич вернулся в Хорватию и продолжил изучение богословия в Сене. Вместо того чтобы стать священником, он решил заняться светской деятельностью и начал работать в юридической фирме Ладислава Шрама в Загребе. [ 6 ] Затем он попытался получить академическую должность в Загребском университете, но безуспешно, поэтому оставался в офисе Шрама до 1861 года, когда он был назначен главным нотариусом округа Фиуме. [ 5 ] В том же году он был избран в хорватский парламент как представитель Фиуме и основал первоначальную Хорватскую партию прав вместе с Евгением Кватерником . [ 5 ] Он также был членом комитета Matica ilirska , хорватского культурного общества, связанного с иллирийским движением , в Историческом обществе и в редакционной коллегии Невен литературного журнала « ». Старчевич будет переизбран в парламент в 1865, 1871 и с 1878 года до своей смерти. [ 5 ]
В 1862 году, когда Фиуме был замешан в участии в протестах против Австрийской империи , он был отстранен от должности и приговорен к одному месяцу тюремного заключения как враг режима. [ 5 ] В 1871 году он был снова арестован после восстания Раковицы , начатого Кватерником, который стремился к независимости от правления Габсбургов. Восстание привлекло как сербских, так и хорватских крестьян, но через три дня было подавлено имперскими войсками. [ 7 ] Несмотря на то, что он не имел никакого отношения к восстанию, власти заключили Старчевича в тюрьму и упразднили Партию правых. [ 8 ] Он провел в тюрьме 75 дней; после освобождения он работал клерком в адвокатской конторе своего племянника Давида Старчевича . [ 5 ]
В преклонном возрасте он переехал в Дом Старчевичей ( Starčevićev dom ), построенный для него хорватским народом в 1895 году. Он умер в своем доме менее чем через год в возрасте 73 лет. [ 9 ] По его желанию он был похоронен в церкви Святого Мирко в пригороде Загреба Шестине . Его бюст выполнил Иван Рендич . На смертном одре он потребовал, чтобы в его честь не ставили памятников, но в 1998 году его статуя была установлена перед домом Старчевича.

Политическая деятельность

К 1850-м годам хорватские идеологии национальной идентичности были расколоты между югославизмом, который вырос на иллирийском движении и выступал за единство южных славян как способ поддержать хорватскую нацию, и исключительный хорватский национализм. Старчевич и Кватерник отвергли югославскую модель и считали, что революция, подобная Французской революции, необходима для освобождения Хорватии от австрийского контроля. [ 10 ]
В качестве главного нотариуса Фиуме в 1861 году Старчевич написал «четыре петиции округа Риека». [ 5 ] Он отметил, что Хорватии необходимо определить свои отношения с Австрией и Венгрией посредством международных соглашений. Он требовал реинтеграции хорватских земель, большого древнего королевства Хорватия ( средневекового Королевства Хорватия ), родины одного народа, с одной кровью, языком, прошлым и (даст Бог) будущим . [ нужна ссылка ]
Его стремление к независимости от Австрии стало основой для основания им Партии прав с Кватерником. Первоначальный лозунг партии был: «Ни под Бечем, ни под Пешту, негого за слободну, самосталну Хрватску» («Ни под Веной, ни под Пештом» , но за свободное и независимое хорватское государство»). [ 11 ] Наряду с Кватерником он рассматривал Австрию как «заклятого исторического врага» хорватов. [ 10 ] и не признал управляющую власть Венгрии над Хорватией. [ 12 ] Для достижения политических целей партия отвергла любое сотрудничество с Веной, Будапештом или сербами. [ 13 ] [ 12 ] Таким образом, партия мало работала в парламенте и приобрела репутацию сложной и неразумной партии. [ 12 ]
Старчевич выступал за решение боснийских проблем путем реформ и сотрудничества между народом и дворянством. Старчевич считал боснийцев «лучшими хорватами». [ 14 ] и заявил, что «боснийские мусульмане являются частью хорватского народа и самой чистой хорватской крови». [ 15 ]
Своей речью в парламенте 26 июня 1861 года Старчевич инициировал кампанию, направленную на реабилитацию Петра Зрински и Франа Крсто Франкопана . [ 16 ]
С первых своих сочинений 1861 года и до последней речи Старчевич пытался доказать, что главным и прочным является избавление от австрийского запугивания и что для хорватского народа не существует ни жизни, ни более счастливого будущего, «пока он не перестанет находиться под властью Австрии». Венгрия." Он занял враждебную позицию по отношению к «мышлению под названием Австрия, в котором правительства и правители (...) сговаривались против народов». [ нужна ссылка ]
Старчевич видел главного хорватского врага в монархии Габсбургов . Он верил в способность хорватского народа управлять собой и в то, что суверенитет исходит от нации, народа, а не от правителя, который правил « по милости Божией ». «Бог и хорваты» были сутью политических идей Старчевича. [ 17 ] Под влиянием идей Французской революции он боролся против феодализма , выступал за демократизацию политической жизни. [ 18 ] В политике он опирался на горожан, зажиточное крестьянство и интеллигенцию. [ нужна ссылка ]
Идеология
Старчевич сначала был сторонником иллирийского движения , позже он перенял идеологические взгляды французского периода, такие как национализм и либерализм . Он развил свою личную, а также партийную борьбу вокруг хорватского национализма , либерализма в отношении свободы и свобод народов и наций, религиозного плюрализма и парламентского монархизма . [ 19 ] [ 20 ] Он поддерживал идею Великой Хорватии , которая породит современную Хорватию, Боснию и Герцеговину и Словению, и считал всех южных славян, населявших эти регионы, хорватами, независимо от их религии. [ 21 ] Для Старчевича Хорватия включала всю территорию от Альп на севере до Македонии и границы с Болгарией на юге. Болгары и хорваты были единственными южнославянскими народами. [ 22 ]
Литературно-лингвистическая работа
Помимо политической деятельности, Старчевич был богословом, философом и писателем. [ 22 ] Он писал литературно-критические статьи, рассказы, газетные статьи, политическую сатиру, философские эссе и стихи. [ 5 ] Он также был переводчиком.
Его рассказ о путешествии « Из Лики» был опубликован в журнале Кушлана «Славенский кувшин» 22 октября 1848 года. В период 1851–1852 годов он написал четыре пьесы, но только « Деревенский пророк» . сохранился [ 23 ] Его перевод Анакреона с древнегреческого был опубликован в Danica ilirska в 1853 году. Он представил критические обзоры различных стихотворений Джурдевича . [ 5 ]
В 1850 году, вдохновленный Людевитом Гаем , Старчевич начал работу над рукописью « Истарского развода» , хорватского документа 1325 года. Он переписал текст с глаголицы на латинский алфавит, проанализировал его и опубликовал в 1852 году. В предисловии Старчевич развил свои лингвистические идеи, в частности, о том, что смесь всех трех хорватских диалектов: штокавского и чакавского и кайкавский ) и краинский диалект со своей 600-летней историей был хорватским языком . Старчевич принял этимологическую орфографию и всю свою жизнь использовал экавианский акцент , считая его наследником старого кайкавианского языка. Он не использовал ассибиляцию , коартикуляцию и ассимиляцию , принятые в хорватской орфографии со времен Людевита Гая. Его орфография была принята режимом усташей в Независимом государстве Хорватия . [ нужна ссылка ] Его язык представляет собой «синтетическую» форму хорватского языка, никогда не использовавшуюся ни до, ни после него, и больше всего похож на Озаля идиому Петра Зрински , которого он, вероятно, никогда не читал. [ 24 ]
Старчевич заявил о своем несогласии с Венским языковым соглашением 1850 года, в котором сербские и хорватские лингвисты договорились о создании сербско-хорватского языка на основе штокавского диалекта. [ 25 ] Он также выступал против лингвистических концепций Вука Стефановича Караджича и публиковал статьи, критикующие его предложения. Старчевич отрицал существование сербской идентичности и поэтому выступал за хорватский язык. [ 26 ] Его позиция отражала позицию Караджича с противоположной стороны: Караджич считал всех говорящих на штокавском языке сербами, а Старчевич считал их всех хорватами. [ 26 ]
Когда «Србский дневник» из Нови-Сада опубликовал статью, в которой говорилось, что «хорваты пишут по-сербски», Старчевич написал в ответ: «Вместо того, чтобы утверждать, что хорваты используют что-то еще, кроме хорватского языка, те писатели, которые считают себя сербами (или кем им нравится) было бы хорошо писать на образованном и чистом хорватском языке, как некоторые из них уже делают, и они могут называть свой язык коптским, мне все равно». Он опубликовал ответ в виде неподписанной статьи в «Народне новине» , газете «Людевит Гай» , поэтому сербская сторона напала на Гая, ошибочно приписав ему статью. Впоследствии Старчевич заявил, что автором был он, а не Гай, который заботился о сохранении хороших отношений с Сербией и дистанцировался от своего друга. [ 24 ]
Старчевич был единственным хорватским политиком своей эпохи, которого уважал писатель Мирослав Крлежа . [ 27 ] Крлежа сравнивал борьбу Старчевича с борьбой Дон Кихота . [ 27 ] Для Мирослава Крлежа Старчевич был самым умным хорватским политиком. [ 28 ] [ нужна страница ] Крлежа, однако, не уделял особого внимания политическим аспектам своего творчества. [ 29 ]
В 1869 году он опубликовал утвердительную статью об Османской империи и исламе . [ 30 ] [ нужна страница ]
Оценка
Старчевич продвигал «принцип национальности», согласно которому каждая нация должна иметь государство. Старчевич выступал за независимость Хорватии от Австрийской империи и рассматривал Австрию как «заклятого исторического врага». [ 31 ] но не поддержал применение силы. Для него существовало только одно хорватское государственное право, принадлежавшее хорватскому народу. Это стало центральной составляющей его идеологии. [ 22 ] Основы нового государства он видел в идеях Французской революции . [ 10 ] и поддержал всеобщее избирательное право . [ 31 ]
Старчевич отверг термины «иллирийский» или «югославский» и настаивал на названии своего народа «хорватским». [ 22 ] Он рассматривал иллирийское движение как трагическую ошибку. [ 10 ] Он считал, что существует только две южнославянские нации: хорваты и болгары , и представлял себе Хорватию от Альп до Македонии . Словенцев он называл альпийскими хорватами, сербов просто хорватами, [ 22 ] и боснийские мусульмане как самая чистая часть хорватской нации. [ 32 ] Некоторые авторы, такие как сербский писатель Йован Скерлич , интерпретировали это как защиту югославизма. [ 22 ] Некоторые считают Старчевича антисербом. [ 33 ] [ 34 ]
Старчевич яростно осудил всех, кто думал иначе, чем он. [ 35 ] Он ввел термин «славяносерб», происходящий от латинских слов «sclavus» и «servus», для тех, кто действует как слуга иностранных держав и против своего собственного народа. Он применил этот термин к таким людям, как Людевит Гай , епископ Йосип Юрай Штроссмайер и хорватский Бан Иван Мажуранич . Оно применялось к лицам, которые были как хорватами, так и сербами. [ 36 ] Он также указал на Николу IV Зринского и Йосипа Елачича как на слуг иностранцев, а участников заговора Зринского-Франкопана назвал их противоположностью. Он положительно писал о сербской династии Неманичей . [ 31 ] Однако он соответственно утверждал, что это хорватская династия. [ 17 ]
Термин «славяносербизм» относился не к сербам как нации, а к лицам и группам, которые были «политически раболепными». Неправильная интерпретация взглядов Старчевича Чистой партией прав, которая откололась от Партии прав Старчевича и возглавлялась Иосипом Франком , а затем и движением усташей, ошибочно предполагала, что Старчевич был антисербским. [ 37 ] Старчевич использовал термины «порода» и «нечистая кровь» для обозначения «славяносербов», за что некоторые назвали его расистом. Однако он применил этот термин, основываясь на том, что он считал антихорватскими действиями, а не на чьем-то этническом происхождении. [ 38 ] Хорватско-еврейский историк Мирьяна Гросс пишет, что идеология Старчевича «не допускала биологического расизма». [ 39 ] Историк Невенко Бартулин пишет, что взгляды Старчевича на расу были «запутанными и противоречивыми, поскольку они находились в теоретической оппозиции его идее гражданского хорватского государства», хотя его «обращение к расовым идеям и языку имеет важное значение для [] дискуссии о развитии расовой теории в Хорватии конца девятнадцатого века». [ 40 ] Он представил идею неславянского и валахского происхождения большинства сербов в Хорватии и Боснии, а также хорватского происхождения боснийских мусульман, которая стала ключевым компонентом расовой идеологии усташей. [ 41 ] Однако он не утверждал, что хорваты превосходили другие группы в расовом отношении, а утверждал, что они были «исключительным и уникальным» народом. [ 42 ] Историк Иво Гольдштейн писал, что те, кто утверждает о расизме и антисербизме Старчевича, либо фальсифицируют, либо искажают его идеологические позиции. Гольдштейн также писал, что с современной политической точки зрения Старчевич, вероятно, был бы своего рода прогрессивным или либеральным человеком. [ 31 ]
По словам историка Сабрины П. Рамет , Старчевич «был заинтересован в построении государства равных граждан («гражданского государства»), а не в построении эксклюзивной идеологии на основе национальной или религиозной однородности». [ 43 ] По словам историка Йозо Томасевича : «Несмотря на многочисленные преувеличения, непоследовательности и грубые фактические ошибки, Старчевич был, безусловно, самым важным политическим мыслителем и идеологом в Хорватии во второй половине девятнадцатого века». [ 44 ] Он также написал, что «как в отношении независимости, так и в отношении антисербизма усташи нельзя считать наследниками идеологии Старчевича». [ 37 ] Гольдштейн пишет, что усташи пытались изобразить Старчевича своим предшественником и основателем, но они совершенно отличались от Старчевича, и пишет: «NDH не имела ничего общего с хорватскими политическими традициями или предыдущими политическими концепциями (даже с концепциями Анте Старчевича). Там – это огромная разница между Анте Старчевичем и Анте Павеличем, фактически пропасть во всех смыслах». [ 31 ] По словам писателя и журналиста Маркуса Таннера, Старчевич был «совершенно неверно истолкован» теми, кто позже утверждал, что был его последователями, и что «трудно представить, чтобы он одобрял нацистское марионеточное государство Павелича». [ 45 ] Историк Сабрина П. Рамет разделяет это мнение. [ 43 ]
Старчевич и католическая церковь

Старчевич придерживался секуляристских взглядов: он выступал за отделение церкви от государства и утверждал, что вера не должна определять политическую жизнь и что настаивание на религиозных различиях вредит национальным интересам. Он резко раскритиковал римско-католическое духовенство в Хорватии за то, что оно встало на сторону его политических оппонентов. Он рассматривал хорватское католическое духовенство как слуг иностранных хозяев, которые сыграли важную роль в порабощении и уничтожении хорватского народа во имя австрийских и венгерских интересов. В то же время Старчевич не был атеистом: он считал, что цивилизованное общество не может существовать без веры в Бога и бессмертную душу, поэтому считал атеистов ненадежными. [ 46 ]
Он и епископ Джаково Йосип Юрай Штроссмайер разошлись во мнениях по поводу хорватской политики. Штроссмайер симпатизировал панславянскому единству южных славян (будущая Югославия ). Старчевич, с другой стороны, требовал создания независимого хорватского государства и выступал против любого решения, которое включало бы хорватов в состав какой-либо другой многоэтнической страны.
Наследие
Хорватский писатель Антун Густав Матош написал о нем трактат. В нем он провозглашает Старчевича величайшим хорватом и величайшим патриотом XIX века. Он также описывает Старчевича как величайшего хорватского мыслителя. [ 47 ] За свою политическую и литературную деятельность Старчевича среди хорватов обычно называют Отцом нации ( Otac domovine ) - имя, впервые использованное Евгением Кватерником , когда Старчевич был еще жив. Его портрет был изображен на аверсе хорватской банкноты номиналом 1000 кун , выпущенной в 1993 году. [ 48 ]
Многие улицы и площади названы в честь Старчевича; в 2008 году в его честь было названо в общей сложности 203 улицы в Хорватии, что сделало его шестым по распространенности эпонимом улиц в стране. [ 49 ] Есть также школы, носящие его имя. Большинство правых партий в Хорватии называют его политику своим наследием.
См. также
Примечания
- ^ «Старчевич» . Портал хорватского языка (на хорватском языке). Загреб : Знания и Сердце. 2006 год . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Таннер 2001 , с. 102.
- ^ Баер, Жозетт (2007). Славянские мыслители или создание политик: интеллектуальная история и политическая мысль в Центральной Европе и на Балканах в XIX веке . Издательство «Новая академия». п. 183. ИСБН 978-0-97944-880-5 .
- ^ Спалатин, Марио С. (1975). «Хорватский национализм Анте Старчевича, 1845–1871». Журнал хорватских исследований . 16 . Хорватская академия Америки: 22–24. doi : 10.5840/jcroatstud1975162 .
Анте провел около трех лет, 1836–1839, у своего дяди в Карлобаге, небольшом прибрежном городке. Симе расширил кругозор своего племянника, вывезя его из родной Лики на хорватское побережье и обучив его образовательным основам, которые позволили бы ему поступить в формальную школьную систему...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бичанич, Никола (2018). «Анте Старчевич в хорватской литературе» . Memorabilika: Журнал истории, культуры и географии Лики (язык, обычаи, ландшафт и архивные материалы) (на хорватском языке). 1 (1): 180–190.
- ^ Старчевич, Анте (1999). Избранные политические сочинения . Загреб: Золотой маркетинг. п. 17. ISBN 953-6168-83-9 .
- ^ Гольдштейн 1999 , с. 83.
- ^ Гольдштейн 1999 , стр. 83–84.
- ^ Маткович, Степан (декабрь 2011 г.). «Дом Старчевича в вихре войны: воспоминания правых из эпохи Независимого государства Хорватия» . Журнал современной истории (на хорватском языке). 43 (3): 827–861 . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн 1999 , с. 75.
- ^ Сотирович, Владислав Б. (2007). Создание Королевства сербов, хорватов и словенцев, 1914-1918 гг . Издательство Вильнюсского университета. п. 19. ISBN 978-9-95533-068-4 .
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Николас Дж. (1998). Между нацией и государством: сербская политика в Хорватии перед Первой мировой войной . Издательство Питтсбургского университета. п. 43. ИСБН 978-0-82297-722-3 .
- ^ Крэмптон, Р.Дж. (2002). Восточная Европа в двадцатом веке – и после . Рутледж. п. 17. ISBN 978-1-13471-222-9 .
- ^ Фридман, Франсин (2018). Боснийские мусульмане: отрицание нации . Рутледж. п. 99. ИСБН 978-0-42996-533-3 .
- ^ Реджич, Энвер (2005). Босния и Герцеговина во Второй мировой войне . Психология Пресс. п. 92. ИСБН 978-0-714656-25-0 .
- ^ «Matica hrvatska - Hrvatska revija 3, 2007. - Общество Катарины Грофики Зрински» .
- ^ Jump up to: а б Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. п. 112. ИСБН 9781603447249 .
- ^ Баришич 2000, стр. 105-120.
- ^ ПРО, Монархизм как идеология и движение в XXI веке, журнал «Обнова», № 8, стр: 86
- ^ Автор: Лео Марич, Название: Сделано в Европе? Европейское влияние на хорватский национализм Анте Старчевич в своих политических трудах регулярно использует деление политических систем на монархии, республики и деспотии, а сам является сторонником конституционной монархии. , (3 марта 2019 г.), http://www.obnova.com.hr/radovi/autori/86-made-in-europe-europski-utjecaji-na-hrvatski-nacionalizam
- ^ Лампе, Джон; Мазовер, Марк (2020). Идеологии и национальные идентичности: пример Юго-Восточной Европы двадцатого века . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-9-63924-182-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томасевич 2001 , с. 3.
- ^ Дубравко Елчич, Политика и судьба: очерки, вариации и глоссы о хорватских политиках , Школьный учебник, Загреб, 1995. ISBN 953-0-60551-X , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Лика и ее люди в хорватской лингвистике , Материалы научного симпозиума « Дни Анте Старчевича». Архивировано 17 июля 2006 г., в Wayback Machine.
- ^ Янг, Митчелл; Зуэлоу, Эрик; Штурм, Андреас, ред. (2007). Национализм в глобальную эпоху: существование наций . Рутледж. п. 181. ИСБН 978-1-13412-310-0 .
- ^ Jump up to: а б Даскалов, Румен Дончев; Маринов, Чавдар (2013). Запутанная история Балкан - Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. п. 359. ИСБН 978-9-00425-076-5 .
- ^ Jump up to: а б Мирослав Крлежа о хорватской историографии и истории Хорватии
- ^ Крлежа, Мирослав (1975). Панорама взглядов, явлений и понятий . Освобождение.
- ^ Старчевич, Анте (1999). Избранные политические сочинения . Загреб: Золотой маркетинг. п. 15. ISBN 953-6168-83-9 .
- ^ Крлежа, Мирослав (1975). Панорама видов, явлений и понятий. Освобождение.
- ^ Jump up to: а б с д и МИФ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Как правые экстремисты придумали связь между Анте Старчевичем и Анте Павеличем» «ИВО ГОЛЬДШТЕЙН РАЗРУШАЕТ ]. Утренняя газета . 29 апреля 2018 г.
- ^ Томасевич 2001 , с. 335.
- ^ Джон Б. Олкок; Марко Миливоевич; Джон Джозеф Хортон (1998). Конфликт в бывшей Югославии: энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 105. ИСБН 978-0-87436-935-9 .
Старцевич был крайне антисербским, считая политическое сознание сербов угрозой для хорватов.
- ^ Мулай, Кледжа (2008). Политика этнической чистки: строительство национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 38. ISBN 978-0-73911-782-8 .
- ^ Гольдштейн 1999 .
- ^ Томасевич 2001 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Томасевич 2001 , с. 347.
- ^ Гросс 1973 , с. 204-205.
- ^ Гросс 1973 , с. 206.
- ^ Бартулин 2013 , с. 39.
- ^ Бартулин 2013 , с. 41.
- ^ Бартулин 2013 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Рамет 2006 , с. 83.
- ^ Томасевич 2001 , с. 4.
- ^ Таннер 2001 , стр. 106–107.
- ^ Марк 2009, стр. 842–843
- ^ Старчевич, Анте (1999). Избранные политические сочинения . Загреб: Золотой маркетинг. п. 13. ISBN 953-6168-83-9 .
- ^ 1000 кун. Архивировано 11 мая 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ Летица, Славен (29 ноября 2008 г.). Бах, Ненад (ред.). «Если бы улицы могли говорить. Если бы улицы имели дар речи» . Хорватская всемирная сеть. ISSN 1847-3911 . Проверено 31 декабря 2014 г.
Ссылки
- Бартулин, Невенко (2013). Расовая идея в независимом государстве Хорватия: истоки и теория . БРИЛЛ. ISBN 978-9-00426-282-9 .
- Гольдштейн, Иво (1999). Хорватия: История . Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-2017-1 .
- Гросс, Мирьяна (1973). История правой идеологии (на хорватском языке). Загреб: Институт истории Хорватии.
- Гросс, Мирьяна (2000). Оригинал закона (на хорватском языке). Загреб: Золотой маркетинг. ISBN 953-6168-82-0 .
- Елавич, Барбара (1983). История Балкан, Том. 1: Восемнадцатый и девятнадцатый века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27458-3 .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918-2005 гг . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34656-8 .
- Таннер, Маркус (2001). Хорватия: нация, закаленная в войне (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-09125-7 .
- Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Том. 2. Сан-Франциско: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3615-2 .
- Баришич, Паво , Анте Старчевич (1823–1896) // Liberalna misao u Hrvatska / Фельдман, Андреа; *Стипетич, Владимир; Зенко, Франьо (ред.): Загреб: Фонд Фридриха Науманна, 2000.
- Маркус, Томислав (декабрь 2009 г.). « Социальные взгляды Анте Старчевича» (PDF) . Журнал современной истории (на хорватском языке). 41 (3): 827–848 . Проверено 3 сентября 2012 г.
Внешние ссылки
