Jump to content

Анте Старчевич

Страница полузащищена

Анте Старчевич
Рожденный ( 1823-05-23 ) 23 мая 1823 г.
Умер 28 февраля 1896 г. ( 1896-02-28 ) (72 года)
Место отдыха Шестине, Загреб
Альма-матер Университет Печа
Род занятий Политик, писатель
Политическая партия Партия правых (до 1895 г.)
Чистая партия прав (1895–1896)

Анте Старчевич (англ. Хорватское произношение: [ώːnte stώːrt͡ʃeʋit͡ɕ] [ 1 ] слушать ; 23 мая 1823 — 28 февраля 1896) — хорватский политик и писатель. Его политика была сосредоточена вокруг хорватского государственного права, целостности хорватских земель и права его народа на самоопределение . Будучи важным членом хорватского парламента и основателем Партии прав, он заложил основы хорватского национализма . Его называли отцом нации из-за его кампании за права хорватов в Австро-Венгрии и его пропаганды хорватского государства в то время, когда многие политики стремились к объединению с другими южными славянами .

Биография

Жизнь

Старчевич родился в деревне Велики Житник [ час ] недалеко от Госпича , небольшого городка на военной границе Австрийской империи , в семье хорватского католика Якова и сербской православной матери Милицы ( урожденной Чорак ). [ 2 ] [ 3 ] На годы становления Старчевича повлиял его дядя Шиме Старчевич , католический священник с сильными иллирийскими симпатиями, который поддержал краткую наполеоновскую оккупацию Далмации и составил иллирийско-французский словарь. [ 2 ] С тринадцати до шестнадцати лет его образовательную основу составляло учение Симе, включая латынь и штокавско- хорватский диалект. [ 4 ]

В 1845 году окончил Классическую гимназию в Загребе . [ 5 ] Затем он ненадолго продолжил обучение в семинарии в Сене , но вскоре переехал в Пешт в 1845 году, чтобы посещать римско-католическую духовную семинарию, которую окончил в 1846 году. [ 5 ] После окончания учебы Старчевич вернулся в Хорватию и продолжил изучение богословия в Сене. Вместо того чтобы стать священником, он решил заняться светской деятельностью и начал работать в юридической фирме Ладислава Шрама в Загребе. [ 6 ] Затем он попытался получить академическую должность в Загребском университете, но безуспешно, поэтому оставался в офисе Шрама до 1861 года, когда он был назначен главным нотариусом округа Фиуме. [ 5 ] В том же году он был избран в хорватский парламент как представитель Фиуме и основал первоначальную Хорватскую партию прав вместе с Евгением Кватерником . [ 5 ] Он также был членом комитета Matica ilirska , хорватского культурного общества, связанного с иллирийским движением , в Историческом обществе и в редакционной коллегии Невен литературного журнала « ». Старчевич будет переизбран в парламент в 1865, 1871 и с 1878 года до своей смерти. [ 5 ]

В 1862 году, когда Фиуме был замешан в участии в протестах против Австрийской империи , он был отстранен от должности и приговорен к одному месяцу тюремного заключения как враг режима. [ 5 ] В 1871 году он был снова арестован после восстания Раковицы , начатого Кватерником, который стремился к независимости от правления Габсбургов. Восстание привлекло как сербских, так и хорватских крестьян, но через три дня было подавлено имперскими войсками. [ 7 ] Несмотря на то, что он не имел никакого отношения к восстанию, власти заключили Старчевича в тюрьму и упразднили Партию правых. [ 8 ] Он провел в тюрьме 75 дней; после освобождения он работал клерком в адвокатской конторе своего племянника Давида Старчевича . [ 5 ]

В преклонном возрасте он переехал в Дом Старчевичей ( Starčevićev dom ), построенный для него хорватским народом в 1895 году. Он умер в своем доме менее чем через год в возрасте 73 лет. [ 9 ] По его желанию он был похоронен в церкви Святого Мирко в пригороде Загреба Шестине . Его бюст выполнил Иван Рендич . На смертном одре он потребовал, чтобы в его честь не ставили памятников, но в 1998 году его статуя была установлена ​​перед домом Старчевича.

Похоронная процессия Анте Старчевича, 1896 г.

Политическая деятельность

Политическая работа Старчевича «Восточный вопрос» (англ. Eastern Вопрос ), опубликованная в 1899 году.

К 1850-м годам хорватские идеологии национальной идентичности были расколоты между югославизмом, который вырос на иллирийском движении и выступал за единство южных славян как способ поддержать хорватскую нацию, и исключительный хорватский национализм. Старчевич и Кватерник отвергли югославскую модель и считали, что революция, подобная Французской революции, необходима для освобождения Хорватии от австрийского контроля. [ 10 ]

В качестве главного нотариуса Фиуме в 1861 году Старчевич написал «четыре петиции округа Риека». [ 5 ] Он отметил, что Хорватии необходимо определить свои отношения с Австрией и Венгрией посредством международных соглашений. Он требовал реинтеграции хорватских земель, большого древнего королевства Хорватия ( средневекового Королевства Хорватия ), родины одного народа, с одной кровью, языком, прошлым и (даст Бог) будущим . [ нужна ссылка ]

Его стремление к независимости от Австрии стало основой для основания им Партии прав с Кватерником. Первоначальный лозунг партии был: «Ни под Бечем, ни под Пешту, негого за слободну, самосталну Хрватску» («Ни под Веной, ни под Пештом» , но за свободное и независимое хорватское государство»). [ 11 ] Наряду с Кватерником он рассматривал Австрию как «заклятого исторического врага» хорватов. [ 10 ] и не признал управляющую власть Венгрии над Хорватией. [ 12 ] Для достижения политических целей партия отвергла любое сотрудничество с Веной, Будапештом или сербами. [ 13 ] [ 12 ] Таким образом, партия мало работала в парламенте и приобрела репутацию сложной и неразумной партии. [ 12 ]

Старчевич выступал за решение боснийских проблем путем реформ и сотрудничества между народом и дворянством. Старчевич считал боснийцев «лучшими хорватами». [ 14 ] и заявил, что «боснийские мусульмане являются частью хорватского народа и самой чистой хорватской крови». [ 15 ]

Своей речью в парламенте 26 июня 1861 года Старчевич инициировал кампанию, направленную на реабилитацию Петра Зрински и Франа Крсто Франкопана . [ 16 ]

С первых своих сочинений 1861 года и до последней речи Старчевич пытался доказать, что главным и прочным является избавление от австрийского запугивания и что для хорватского народа не существует ни жизни, ни более счастливого будущего, «пока он не перестанет находиться под властью Австрии». Венгрия." Он занял враждебную позицию по отношению к «мышлению под названием Австрия, в котором правительства и правители (...) сговаривались против народов». [ нужна ссылка ]

Старчевич видел главного хорватского врага в монархии Габсбургов . Он верил в способность хорватского народа управлять собой и в то, что суверенитет исходит от нации, народа, а не от правителя, который правил « по милости Божией ». «Бог и хорваты» были сутью политических идей Старчевича. [ 17 ] Под влиянием идей Французской революции он боролся против феодализма , выступал за демократизацию политической жизни. [ 18 ] В политике он опирался на горожан, зажиточное крестьянство и интеллигенцию. [ нужна ссылка ]

Идеология

Старчевич сначала был сторонником иллирийского движения , позже он перенял идеологические взгляды французского периода, такие как национализм и либерализм . Он развил свою личную, а также партийную борьбу вокруг хорватского национализма , либерализма в отношении свободы и свобод народов и наций, религиозного плюрализма и парламентского монархизма . [ 19 ] [ 20 ] Он поддерживал идею Великой Хорватии , которая породит современную Хорватию, Боснию и Герцеговину и Словению, и считал всех южных славян, населявших эти регионы, хорватами, независимо от их религии. [ 21 ] Для Старчевича Хорватия включала всю территорию от Альп на севере до Македонии и границы с Болгарией на юге. Болгары и хорваты были единственными южнославянскими народами. [ 22 ]

Литературно-лингвистическая работа

Памятник Анте Старчевичу в Загребе

Помимо политической деятельности, Старчевич был богословом, философом и писателем. [ 22 ] Он писал литературно-критические статьи, рассказы, газетные статьи, политическую сатиру, философские эссе и стихи. [ 5 ] Он также был переводчиком.

Его рассказ о путешествии « Из Лики» был опубликован в журнале Кушлана «Славенский кувшин» 22 октября 1848 года. В период 1851–1852 годов он написал четыре пьесы, но только « Деревенский пророк» . сохранился [ 23 ] Его перевод Анакреона с древнегреческого был опубликован в Danica ilirska в 1853 году. Он представил критические обзоры различных стихотворений Джурдевича . [ 5 ]

В 1850 году, вдохновленный Людевитом Гаем , Старчевич начал работу над рукописью « Истарского развода» , хорватского документа 1325 года. Он переписал текст с глаголицы на латинский алфавит, проанализировал его и опубликовал в 1852 году. В предисловии Старчевич развил свои лингвистические идеи, в частности, о том, что смесь всех трех хорватских диалектов: штокавского и чакавского и кайкавский ) и краинский диалект со своей 600-летней историей был хорватским языком . Старчевич принял этимологическую орфографию и всю свою жизнь использовал экавианский акцент , считая его наследником старого кайкавианского языка. Он не использовал ассибиляцию , коартикуляцию и ассимиляцию , принятые в хорватской орфографии со времен Людевита Гая. Его орфография была принята режимом усташей в Независимом государстве Хорватия . [ нужна ссылка ] Его язык представляет собой «синтетическую» форму хорватского языка, никогда не использовавшуюся ни до, ни после него, и больше всего похож на Озаля идиому Петра Зрински , которого он, вероятно, никогда не читал. [ 24 ]

Старчевич заявил о своем несогласии с Венским языковым соглашением 1850 года, в котором сербские и хорватские лингвисты договорились о создании сербско-хорватского языка на основе штокавского диалекта. [ 25 ] Он также выступал против лингвистических концепций Вука Стефановича Караджича и публиковал статьи, критикующие его предложения. Старчевич отрицал существование сербской идентичности и поэтому выступал за хорватский язык. [ 26 ] Его позиция отражала позицию Караджича с противоположной стороны: Караджич считал всех говорящих на штокавском языке сербами, а Старчевич считал их всех хорватами. [ 26 ]

Когда «Србский дневник» из Нови-Сада опубликовал статью, в которой говорилось, что «хорваты пишут по-сербски», Старчевич написал в ответ: «Вместо того, чтобы утверждать, что хорваты используют что-то еще, кроме хорватского языка, те писатели, которые считают себя сербами (или кем им нравится) было бы хорошо писать на образованном и чистом хорватском языке, как некоторые из них уже делают, и они могут называть свой язык коптским, мне все равно». Он опубликовал ответ в виде неподписанной статьи в «Народне новине» , газете «Людевит Гай» , поэтому сербская сторона напала на Гая, ошибочно приписав ему статью. Впоследствии Старчевич заявил, что автором был он, а не Гай, который заботился о сохранении хороших отношений с Сербией и дистанцировался от своего друга. [ 24 ]

Старчевич был единственным хорватским политиком своей эпохи, которого уважал писатель Мирослав Крлежа . [ 27 ] Крлежа сравнивал борьбу Старчевича с борьбой Дон Кихота . [ 27 ] Для Мирослава Крлежа Старчевич был самым умным хорватским политиком. [ 28 ] [ нужна страница ] Крлежа, однако, не уделял особого внимания политическим аспектам своего творчества. [ 29 ]

В 1869 году он опубликовал утвердительную статью об Османской империи и исламе . [ 30 ] [ нужна страница ]

Оценка

Старчевич продвигал «принцип национальности», согласно которому каждая нация должна иметь государство. Старчевич выступал за независимость Хорватии от Австрийской империи и рассматривал Австрию как «заклятого исторического врага». [ 31 ] но не поддержал применение силы. Для него существовало только одно хорватское государственное право, принадлежавшее хорватскому народу. Это стало центральной составляющей его идеологии. [ 22 ] Основы нового государства он видел в идеях Французской революции . [ 10 ] и поддержал всеобщее избирательное право . [ 31 ]

Старчевич отверг термины «иллирийский» или «югославский» и настаивал на названии своего народа «хорватским». [ 22 ] Он рассматривал иллирийское движение как трагическую ошибку. [ 10 ] Он считал, что существует только две южнославянские нации: хорваты и болгары , и представлял себе Хорватию от Альп до Македонии . Словенцев он называл альпийскими хорватами, сербов просто хорватами, [ 22 ] и боснийские мусульмане как самая чистая часть хорватской нации. [ 32 ] Некоторые авторы, такие как сербский писатель Йован Скерлич , интерпретировали это как защиту югославизма. [ 22 ] Некоторые считают Старчевича антисербом. [ 33 ] [ 34 ]

Старчевич яростно осудил всех, кто думал иначе, чем он. [ 35 ] Он ввел термин «славяносерб», происходящий от латинских слов «sclavus» и «servus», для тех, кто действует как слуга иностранных держав и против своего собственного народа. Он применил этот термин к таким людям, как Людевит Гай , епископ Йосип Юрай Штроссмайер и хорватский Бан Иван Мажуранич . Оно применялось к лицам, которые были как хорватами, так и сербами. [ 36 ] Он также указал на Николу IV Зринского и Йосипа Елачича как на слуг иностранцев, а участников заговора Зринского-Франкопана назвал их противоположностью. Он положительно писал о сербской династии Неманичей . [ 31 ] Однако он соответственно утверждал, что это хорватская династия. [ 17 ]

Термин «славяносербизм» относился не к сербам как нации, а к лицам и группам, которые были «политически раболепными». Неправильная интерпретация взглядов Старчевича Чистой партией прав, которая откололась от Партии прав Старчевича и возглавлялась Иосипом Франком , а затем и движением усташей, ошибочно предполагала, что Старчевич был антисербским. [ 37 ] Старчевич использовал термины «порода» и «нечистая кровь» для обозначения «славяносербов», за что некоторые назвали его расистом. Однако он применил этот термин, основываясь на том, что он считал антихорватскими действиями, а не на чьем-то этническом происхождении. [ 38 ] Хорватско-еврейский историк Мирьяна Гросс пишет, что идеология Старчевича «не допускала биологического расизма». [ 39 ] Историк Невенко Бартулин пишет, что взгляды Старчевича на расу были «запутанными и противоречивыми, поскольку они находились в теоретической оппозиции его идее гражданского хорватского государства», хотя его «обращение к расовым идеям и языку имеет важное значение для [] дискуссии о развитии расовой теории в Хорватии конца девятнадцатого века». [ 40 ] Он представил идею неславянского и валахского происхождения большинства сербов в Хорватии и Боснии, а также хорватского происхождения боснийских мусульман, которая стала ключевым компонентом расовой идеологии усташей. [ 41 ] Однако он не утверждал, что хорваты превосходили другие группы в расовом отношении, а утверждал, что они были «исключительным и уникальным» народом. [ 42 ] Историк Иво Гольдштейн писал, что те, кто утверждает о расизме и антисербизме Старчевича, либо фальсифицируют, либо искажают его идеологические позиции. Гольдштейн также писал, что с современной политической точки зрения Старчевич, вероятно, был бы своего рода прогрессивным или либеральным человеком. [ 31 ]

По словам историка Сабрины П. Рамет , Старчевич «был заинтересован в построении государства равных граждан («гражданского государства»), а не в построении эксклюзивной идеологии на основе национальной или религиозной однородности». [ 43 ] По словам историка Йозо Томасевича : «Несмотря на многочисленные преувеличения, непоследовательности и грубые фактические ошибки, Старчевич был, безусловно, самым важным политическим мыслителем и идеологом в Хорватии во второй половине девятнадцатого века». [ 44 ] Он также написал, что «как в отношении независимости, так и в отношении антисербизма усташи нельзя считать наследниками идеологии Старчевича». [ 37 ] Гольдштейн пишет, что усташи пытались изобразить Старчевича своим предшественником и основателем, но они совершенно отличались от Старчевича, и пишет: «NDH не имела ничего общего с хорватскими политическими традициями или предыдущими политическими концепциями (даже с концепциями Анте Старчевича). Там – это огромная разница между Анте Старчевичем и Анте Павеличем, фактически пропасть во всех смыслах». [ 31 ] По словам писателя и журналиста Маркуса Таннера, Старчевич был «совершенно неверно истолкован» теми, кто позже утверждал, что был его последователями, и что «трудно представить, чтобы он одобрял нацистское марионеточное государство Павелича». [ 45 ] Историк Сабрина П. Рамет разделяет это мнение. [ 43 ]

Старчевич и католическая церковь

Орден Анте Старчевича , награда Хорватии за вклад и развитие в создании хорватского государства и идеи государственности Хорватии.

Старчевич придерживался секуляристских взглядов: он выступал за отделение церкви от государства и утверждал, что вера не должна определять политическую жизнь и что настаивание на религиозных различиях вредит национальным интересам. Он резко раскритиковал римско-католическое духовенство в Хорватии за то, что оно встало на сторону его политических оппонентов. Он рассматривал хорватское католическое духовенство как слуг иностранных хозяев, которые сыграли важную роль в порабощении и уничтожении хорватского народа во имя австрийских и венгерских интересов. В то же время Старчевич не был атеистом: он считал, что цивилизованное общество не может существовать без веры в Бога и бессмертную душу, поэтому считал атеистов ненадежными. [ 46 ]

Он и епископ Джаково Йосип Юрай Штроссмайер разошлись во мнениях по поводу хорватской политики. Штроссмайер симпатизировал панславянскому единству южных славян (будущая Югославия ). Старчевич, с другой стороны, требовал создания независимого хорватского государства и выступал против любого решения, которое включало бы хорватов в состав какой-либо другой многоэтнической страны.

Наследие

Хорватский писатель Антун Густав Матош написал о нем трактат. В нем он провозглашает Старчевича величайшим хорватом и величайшим патриотом XIX века. Он также описывает Старчевича как величайшего хорватского мыслителя. [ 47 ] За свою политическую и литературную деятельность Старчевича среди хорватов обычно называют Отцом нации ( Otac domovine ) - имя, впервые использованное Евгением Кватерником , когда Старчевич был еще жив. Его портрет был изображен на аверсе хорватской банкноты номиналом 1000 кун , выпущенной в 1993 году. [ 48 ]

Многие улицы и площади названы в честь Старчевича; в 2008 году в его честь было названо в общей сложности 203 улицы в Хорватии, что сделало его шестым по распространенности эпонимом улиц в стране. [ 49 ] Есть также школы, носящие его имя. Большинство правых партий в Хорватии называют его политику своим наследием.

См. также

Примечания

  1. ^ «Старчевич» . Портал хорватского языка (на хорватском языке). Загреб : Знания и Сердце. 2006 год . Проверено 13 ноября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Таннер 2001 , с. 102.
  3. ^ Баер, Жозетт (2007). Славянские мыслители или создание политик: интеллектуальная история и политическая мысль в Центральной Европе и на Балканах в XIX веке . Издательство «Новая академия». п. 183. ИСБН  978-0-97944-880-5 .
  4. ^ Спалатин, Марио С. (1975). «Хорватский национализм Анте Старчевича, 1845–1871». Журнал хорватских исследований . 16 . Хорватская академия Америки: 22–24. doi : 10.5840/jcroatstud1975162 . Анте провел около трех лет, 1836–1839, у своего дяди в Карлобаге, небольшом прибрежном городке. Симе расширил кругозор своего племянника, вывезя его из родной Лики на хорватское побережье и обучив его образовательным основам, которые позволили бы ему поступить в формальную школьную систему...
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бичанич, Никола (2018). «Анте Старчевич в хорватской литературе» . Memorabilika: Журнал истории, культуры и географии Лики (язык, обычаи, ландшафт и архивные материалы) (на хорватском языке). 1 (1): 180–190.
  6. ^ Старчевич, Анте (1999). Избранные политические сочинения . Загреб: Золотой маркетинг. п. 17. ISBN  953-6168-83-9 .
  7. ^ Гольдштейн 1999 , с. 83.
  8. ^ Гольдштейн 1999 , стр. 83–84.
  9. ^ Маткович, Степан (декабрь 2011 г.). «Дом Старчевича в вихре войны: воспоминания правых из эпохи Независимого государства Хорватия» . Журнал современной истории (на хорватском языке). 43 (3): 827–861 . Проверено 19 августа 2013 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Гольдштейн 1999 , с. 75.
  11. ^ Сотирович, Владислав Б. (2007). Создание Королевства сербов, хорватов и словенцев, 1914-1918 гг . Издательство Вильнюсского университета. п. 19. ISBN  978-9-95533-068-4 .
  12. ^ Jump up to: а б с Миллер, Николас Дж. (1998). Между нацией и государством: сербская политика в Хорватии перед Первой мировой войной . Издательство Питтсбургского университета. п. 43. ИСБН  978-0-82297-722-3 .
  13. ^ Крэмптон, Р.Дж. (2002). Восточная Европа в двадцатом веке – и после . Рутледж. п. 17. ISBN  978-1-13471-222-9 .
  14. ^ Фридман, Франсин (2018). Боснийские мусульмане: отрицание нации . Рутледж. п. 99. ИСБН  978-0-42996-533-3 .
  15. ^ Реджич, Энвер (2005). Босния и Герцеговина во Второй мировой войне . Психология Пресс. п. 92. ИСБН  978-0-714656-25-0 .
  16. ^ «Matica hrvatska - Hrvatska revija 3, 2007. - Общество Катарины Грофики Зрински» .
  17. ^ Jump up to: а б Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. п. 112. ИСБН  9781603447249 .
  18. ^ Баришич 2000, стр. 105-120.
  19. ^ ПРО, Монархизм как идеология и движение в XXI веке, журнал «Обнова», № 8, стр: 86
  20. ^ Автор: Лео Марич, Название: Сделано в Европе? Европейское влияние на хорватский национализм Анте Старчевич в своих политических трудах регулярно использует деление политических систем на монархии, республики и деспотии, а сам является сторонником конституционной монархии. , (3 марта 2019 г.), http://www.obnova.com.hr/radovi/autori/86-made-in-europe-europski-utjecaji-na-hrvatski-nacionalizam
  21. ^ Лампе, Джон; Мазовер, Марк (2020). Идеологии и национальные идентичности: пример Юго-Восточной Европы двадцатого века . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN  978-9-63924-182-4 .
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж Томасевич 2001 , с. 3.
  23. ^ Дубравко Елчич, Политика и судьба: очерки, вариации и глоссы о хорватских политиках , Школьный учебник, Загреб, 1995. ISBN   953-0-60551-X , стр. 20–21.
  24. ^ Jump up to: а б Лика и ее люди в хорватской лингвистике , Материалы научного симпозиума « Дни Анте Старчевича». Архивировано 17 июля 2006 г., в Wayback Machine.
  25. ^ Янг, Митчелл; Зуэлоу, Эрик; Штурм, Андреас, ред. (2007). Национализм в глобальную эпоху: существование наций . Рутледж. п. 181. ИСБН  978-1-13412-310-0 .
  26. ^ Jump up to: а б Даскалов, Румен Дончев; Маринов, Чавдар (2013). Запутанная история Балкан - Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. п. 359. ИСБН  978-9-00425-076-5 .
  27. ^ Jump up to: а б Мирослав Крлежа о хорватской историографии и истории Хорватии
  28. ^ Крлежа, Мирослав (1975). Панорама взглядов, явлений и понятий . Освобождение.
  29. ^ Старчевич, Анте (1999). Избранные политические сочинения . Загреб: Золотой маркетинг. п. 15. ISBN  953-6168-83-9 .
  30. ^ Крлежа, Мирослав (1975). Панорама видов, явлений и понятий. Освобождение.
  31. ^ Jump up to: а б с д и МИФ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Как правые экстремисты придумали связь между Анте Старчевичем и Анте Павеличем» «ИВО ГОЛЬДШТЕЙН РАЗРУШАЕТ ]. Утренняя газета . 29 апреля 2018 г.
  32. ^ Томасевич 2001 , с. 335.
  33. ^ Джон Б. Олкок; Марко Миливоевич; Джон Джозеф Хортон (1998). Конфликт в бывшей Югославии: энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 105. ИСБН  978-0-87436-935-9 . Старцевич был крайне антисербским, считая политическое сознание сербов угрозой для хорватов.
  34. ^ Мулай, Кледжа (2008). Политика этнической чистки: строительство национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 38. ISBN  978-0-73911-782-8 .
  35. ^ Гольдштейн 1999 .
  36. ^ Томасевич 2001 , стр. 3–4.
  37. ^ Jump up to: а б Томасевич 2001 , с. 347.
  38. ^ Гросс 1973 , с. 204-205.
  39. ^ Гросс 1973 , с. 206.
  40. ^ Бартулин 2013 , с. 39.
  41. ^ Бартулин 2013 , с. 41.
  42. ^ Бартулин 2013 , с. 43.
  43. ^ Jump up to: а б Рамет 2006 , с. 83.
  44. ^ Томасевич 2001 , с. 4.
  45. ^ Таннер 2001 , стр. 106–107.
  46. ^ Марк 2009, стр. 842–843
  47. ^ Старчевич, Анте (1999). Избранные политические сочинения . Загреб: Золотой маркетинг. п. 13. ISBN  953-6168-83-9 .
  48. ^ 1000 кун. Архивировано 11 мая 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 30 марта 2009 г.
  49. ^ Летица, Славен (29 ноября 2008 г.). Бах, Ненад (ред.). «Если бы улицы могли говорить. Если бы улицы имели дар речи» . Хорватская всемирная сеть. ISSN   1847-3911 . Проверено 31 декабря 2014 г.

Ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2da0a83a22c9186b6db42bc0ede7dedc__1722675060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/dc/2da0a83a22c9186b6db42bc0ede7dedc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ante Starčević - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)