Католическая церковь в Хорватии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
Католическая церковь в Хорватии | |
---|---|
Хорватский : Католическая церковь в Хорватии | |
Тип | Национальное устройство |
Ориентация | Латинский и греко-католический |
Управление | епископальный |
Папа Римский | Папа Франциск |
Апостольский нунций | Джорджио Лингва |
Президент | Дражен Кутлеша |
Область | Хорватия |
Язык | хорватский , латынь |
Штаб-квартира | Загреб |
Основатель | Папа Иоанн IV и аббат Мартин по традиции |
Источник | в. 65: в римском Иллирике в. 640: Хорватское христианство |
Члены | 3,057,586 (2021) |
Министры | в. 3800 [1] |
Официальный сайт | Конференция хорватских епископов |
Часть серии о |
Католическая церковь в Хорватии |
---|
Католическая церковь в Хорватии ( хорватский : Katolička crkva u Hrvatskoj ) является частью всемирной католической церкви , находящейся под духовным руководством Папы Римского . Латинская церковь в Хорватии управляется Конференцией хорватских епископов с центром в Загребе и состоит из пяти архиепархий, 13 епархий и одного военного ординариата . Дражен Кутлеша — архиепископ Загребский.
проживало 3,7 миллиона крещеных латино-католиков и около 20 000 крещеных восточных католиков Греко -католической церкви Хорватии и Сербии По данным переписи 2011 года, в Хорватии , что составляет 86,3% населения. По состоянию на 2017 год [update]Еженедельная посещаемость церкви была относительно высокой по сравнению с другими католическими странами Европы, около 27%. [2] Перепись населения Хорватии 2021 года показала, что 79% населения — католики, а 3,3% — сербские православные . [3]
Национальное святилище Хорватии находится в Марии-Бистрице , а покровителем страны является Святой Иосиф : хорватский парламент единогласно провозгласил его национальным покровителем в 1687 году. [4]
История
[ редактировать ]Римские иллирийцы и раннее христианство
[ редактировать ]Западная часть Балканского полуострова была завоевана Римской империей к 168 г. до н.э. после длительного процесса, известного как Иллирийские войны . [5]
После своих завоеваний римляне организовали эту территорию в провинцию Иллирик , которая в конечном итоге была разделена на Далмацию и Паннонию . Будучи частью Римской империи, в регион были принесены различные религиозные культы. Сюда входила и в Левантии зародившаяся религия христианства . Христианство стало официальной религией Римской империи в 391 году. [6]
В 395 году Римская империя была разделена на две части, и линия раздела прошла через Балканы . Иллирик попал под власть Рима, а остальные - под власть Византии . [6]
Действительно, Салона , основанный греками город недалеко от современного Сплита , был одним из первых мест в регионе, связанных с христианством. Сначала ему удалось получить влияние среди некоторых далматинских евреев, живших в городе. Св. Тит , ученик апостола Павла и герой Послания к Титу в Новом Завете , действовал в Далмации. Действительно, в Послании к Римлянам сам Павел говорит о посещении «Иллирика», но, возможно, он имел в виду Иллирию Греку .
Обращение хорватов
[ редактировать ]в Нине , построенный в 9 веке, известен под прозвищем «самый маленький собор в мире»]]
Хорваты прибыли на территорию современной Хорватии в начале VII века нашей эры. Они вошли в контакт с местными христианами и начали постепенно принимать христианство. Византийские и франкские миссионеры и бенедиктинцы, привнесшие западное культурное влияние, сыграли значительную роль в крещении хорватов.
Хорваты впервые встретились со Святым Престолом в 641 году, когда к ним прибыл папский посланник аббат Мартин, чтобы выкупить христианских пленников и кости мучеников, которые хранили хорваты. О «Крещении хорватов» сведений мало, но известно, что оно было принято мирно и свободно и произошло между VII и IX веками.
Византийский император Константин Багрянородный писал в своей книге «De Administando Imperio» , что византийский император Ираклий , во время правления которого хорваты пришли на землю между рекой Дравой и Адриатическим морем (современная Хорватия), «привез из Рима священников, которых он сделал архиепископами, епископ, священники и дьяконы, которые затем крестили хорватов».
Исторические источники упоминают о крещении хорватских правителей Порги , Войномира , Вишеславы , Борны , Людевита Посавского и других.
К IX веку хорваты уже полностью вошли в состав крупной европейской христианской общины. Хорватские правители Мислав (около 839 г.), Трпимир I (852 г.) и многие другие строили церкви и монастыри. В 879 году хорватский герцог Бранимир написал письмо папе Иоанну VIII , в котором обещал ему верность и послушание. Папа Иоанн VIII ответил письмом от 7 июня 879 года, в котором написал, что отслужил мессу у могилы Святого Петра, во время которой призвал Божье благословение на Бранимира и его народ.
В 925 году хорватский король Томислав переписывался с Папой Иоанном X по случаю первого церковного собора в Сплите . Письмо Папы королю Томиславу является первым международным документом, в котором хорватского правителя называли рексом (королем); именно поэтому Томислав считается первым хорватским королем.
Король Деметрий Звонимир был коронован 8 октября 1076 года. [7] в Солине в базилике Святых Петра и Моисея (известной сегодня как Полая церковь ) Гебизоном, представителем папы Григория VII . [8] [9]
Звонимир принес присягу Папе Римскому, пообещав свою поддержку в проведении церковных реформ в Хорватии. После того, как папский легат короновал его, Звонимир в 1076 году передал бенедиктинский монастырь Святого Григория во Вране в знак лояльности и в качестве жилья для папских легатов, приезжающих в Хорватию. Папе [10]
Средний возраст
[ редактировать ]Когда Хорватия потеряла свою династию и вступила в личную унию с Венгрией в 1102 году, бенедиктинцы медленно вымирали, в то время как нищенствующие ордена, особенно францисканцы и доминиканцы, становились все более важными. Религиозное и культурное формирование хорватов также находилось под сильным влиянием иезуитов . Церковные писатели северной Хорватии и Дубровника , который был свободным центром хорватской культуры, много сделали для стандартизации и расширения хорватского литературного языка.
С IX века в Хорватии существует уникальное явление во всем мире католицизма — литургия, которая проводилась на церковнославянском языке с особой глаголицей . Несмотря на различные споры, Папа Иннокентий IV одобрил использование церковнославянского языка и глаголицы Филиппу, епископу Сеньскому . [11] таким образом, хорваты стали единственными латино-католиками в мире, которым разрешено использовать в своей литургии не латынь, а до Второго Ватиканского Собора в 1962 году. [12]
Во время хорватско-османских войн , продолжавшихся с 15 по 19 века, хорваты активно воевали против турок, в результате чего самая западная граница Османской империи и Европы закрепилась на земле Хорватского королевства . назвал Хорватию Antemurale Christianitatis В 1519 году Папа Лев X .
Австрийская империя/Австро-Венгрия
[ редактировать ]Австрийская империя подписала конкордат со Святым Престолом в 1855 году, который регулировал католическую церковь внутри империи. [13]
Королевство Югославия
[ редактировать ]В Югославии хорватские епископы входили в состав Конференции епископов Югославии .
На положение католической церкви в новом королевстве повлияла проправославная политика югославского правительства и сильное влияние Сербской православной церкви в политике страны. После переворота 1929 года несколько католических организаций и институтов были закрыты или распущены, особенно в Хорватии, такие как Клуб пожилых людей, Движение Орла (Орловство) и Католическое действие. [14] Некоторые члены восточно-католических церквей , такие как хорватские греко-католики , подверглись преследованиям и были вынуждены принять православие . [15]
Церковь в Независимом государстве Хорватия
[ редактировать ]В 1941 году было создано нацистское марионеточное государство — Независимое государство Хорватия (NDH). фашистским диктатором Анте Павеличем и его усташей движением Режим усташей проводил политику геноцида против сербов (которые были православными христианами), евреев и цыган . [16]
Историк Майкл Файер писал, что создание NDH изначально приветствовалось иерархией католической церкви и многими католическими священниками. Анте Павелич был антисербским и прокатолическим взглядом, рассматривая католицизм как неотъемлемую часть хорватской культуры . [17] Большое количество католических священников и интеллектуалов взяли на себя важную роль среди усташей. [16]
Британский писатель Питер Хебблтуэйт писал, что Павелич очень хотел получить дипломатические отношения и благословение Ватикана для нового «католического государства», но «ни того, ни другого не последовало». [18] Архиепископ Загреба Алоизиус Степинац хотел независимости Хорватии от югославского государства , в котором доминировали сербы , которое он считал «тюрьмой хорватской нации» , поэтому он организовал аудиенцию Павелича у Пия XII. [17]
В протоколе Ватикана под руководством государственного секретаря Джованни Монтини (впоследствии Папы Павла VI ) перед встречей было отмечено, что никакое признание нового государства не может произойти раньше, чем мирный договор, и что «Святой Престол должен быть беспристрастным; он должен думать обо всем; со всех сторон являются католиками, к которым [Святой Престол] должен относиться с уважением». [18] Ватикан отказался официально признать NDH, но Пий XII послал -бенедиктинца в качестве своего апостольского гостя аббата Джузеппе Рамиро Марконе . Пия критиковали за прием Павелича, но он все еще надеялся, что Павелич победит коммунистических партизан и обратит многих из 200 000 человек, которые покинули католическую церковь и перешли в Сербскую православную церковь после Первой мировой войны . [17]
Многие хорватские националистические священнослужители поддержали стремление режима Павелича изгнать сербов, цыган и евреев или заставить их перейти в католицизм. [19] Файер писал, что хорошо известно, что многие католические священнослужители прямо или косвенно участвовали в кампаниях насилия усташей. [20] Несмотря на это, Павелич сказал нацистскому министру иностранных дел фон Риббентропу, что, хотя низшее духовенство поддерживало усташей, епископы, и особенно архиепископ Степинац , были против движения из-за «международной политики Ватикана». [18]
Файер писал, что Степинац стал известен как «judenfreundlich» («дружественный евреям») в связанном с нацистами режиме усташей, и отстранил от должности ряд священников, сотрудничавших с его епархией. [21]
Архиепископ Степинац сделал множество публичных заявлений с критикой событий в NDH. В воскресенье, 24 мая 1942 года, к раздражению усташских чиновников, он использовал кафедру и епархиальное письмо, чтобы конкретно осудить геноцид, хотя и не упомянул сербов:
Все люди и все расы — дети Божьи; все без различия. Цыгане, чернокожие, европейцы или арийцы имеют одинаковые права... по этой причине Католическая церковь всегда осуждала и продолжает осуждать всю несправедливость и любое насилие, совершаемые во имя классовых теорий, раса или национальность. Недопустимо преследовать цыган или евреев, потому что они считаются низшей расой. [22]
Он также написал письмо непосредственно Павеличу 24 февраля 1943 года, в котором заявил: «Сам лагерь Ясеновац является пятном на чести NDH. Поглавник! Тем, кто смотрит на меня как на священника и епископа, я говорю то же, что и Христос на крест: Отче, прости им, ибо не знают, что делают». [23]
Тридцать один священник был арестован после того, как Степинац в июле и октябре 1943 года открыто осудил расовые убийства, зачитанные с кафедр по всей Хорватии. [24] Мартин Гилберт писал, что Степинац, «который в 1941 году приветствовал независимость хорватов, впоследствии осудил зверства хорватов как против сербов, так и против евреев, и сам спас группу евреев» . [25]
Однако, по словам историка Йозо Томасевича , ни Степинац, ни хорватская католическая иерархия, ни Ватикан никогда не выражали публичного протеста по поводу преследований сербов и Сербской православной церкви со стороны усташей и добавили, что «похоже, что католическая церковь полностью поддерживала режим усташей и его политика». [16] Католическая пресса также хвалила Павелича и усташей. [16]
Югославские партизаны казнили двух священников, Петра Перицу и Мариана Блажича, как коллаборационистов на острове Дакса 25 октября 1944 года. В конце января 1945 года партизаны убили фра Максимилияна Юрчича возле Вргораца . [26]
Церковь в коммунистической Югославии
[ редактировать ]Национальный антифашистский совет Народного освобождения Хорватии (ЗАВНОХ) изначально предполагал большую степень религиозной свободы в стране. В 1944 году ЗАВНОХ еще оставлял открытой возможность религиозного образования в школах. [27]
Эта идея была отвергнута после того, как югославский лидер Йосип Броз сместил секретаря ЦК Коммунистической партии Хорватии Андрия Хебранга и заменил его сторонником жесткой линии Владимиром Бакаричем. [28]
В 1945 году отставной епископ Дубровника Йосип Мария Царевич был убит югославскими властями. [29] Епископа Йосипа Сребрнича отправили в тюрьму на два месяца. [30] После войны количество католических изданий в Югославии сократилось со ста до трех. [31]
В 1946 году коммунистический режим принял Закон о государственных регистрационных книгах , который разрешал конфискацию церковных реестров и других документов. [32] 31 января 1952 года коммунистический режим официально запретил любое религиозное образование в государственных школах. [22]
В том же году режим также исключил католический богословский факультет из Загребского университета , который не был восстановлен до демократических перемен в 1991 году. [33] [34]
В 1984 году Католическая церковь провела Национальный евхаристический конгресс в Марии-Бистрице. [35] На центральной мессе, состоявшейся 9 сентября, присутствовало 400 тысяч человек, в том числе 1100 священников, 35 епископов и архиепископов, а также пять кардиналов. Мессу возглавил кардинал Франц Кениг , друг Алоизиуса Степинаца с ранних лет его учебы. В 1987 году Конференция епископов Югославии опубликовала заявление, призывающее правительство уважать право родителей на получение религиозного образования для своих детей. [36]
Церковь в Республике Хорватия
[ редактировать ]После того как Хорватия провозгласила свою независимость от Югославии, католическая церковь восстановила полную свободу и влияние. Первым нунцием в Хорватии был монс. Джулио Эйнаулди , назначен 13 января 1992 года. [37] Конференция хорватских епископов была основана 15 мая 1993 года путем исключения из Конференции епископов Югославии .
Во время хорватской войны за независимость католицизм и православие часто упоминались как основное разделение между хорватами и сербами, что привело к массовому разрушению церквей (около 1426 было разрушено или повреждено).
Конференция хорватских епископов учредила Хорватское католическое радио в 1997 году. [38]
В Республике Хорватия Католическая церковь определила свою правовую позицию как автономную в некоторых областях, что дает ей возможность предоставлять религиозное образование в государственных начальных и средних школах тем учащимся, которые его выбирают, открывать католические школы и осуществлять пастырскую опеку среди Католики в вооруженных силах и полиции.
Благодаря ратификации договоров между Святым Престолом и Хорватией 9 апреля 1997 года вступили в силу договоры, регулирующие правовые вопросы, сотрудничество в области образования и культуры, осуществление пастырской опеки среди католиков в вооруженных силах и полиции и финансирование Церкви из государственного бюджета. . Церковь получила следующие суммы денег Что касается финансирования, то за 2000-е годы : 2001 г.; 461,3 млрд кун, 2004–2007 гг.; 532 млрд кун, 2008–2011 гг.; 475,5 млрд кун, 2012–2013 гг.; 523,5 млрд кун, плюс около 200 млн кун в год для учителей религиоведения в школах, около 60 млн кун на содержание церквей, считающихся культурным наследием, и т.д. [39]
Католическая церковь в Хорватии в современное время очень активна в общественной и политической жизни. Оно предприняло ряд действий в консервативном духе с целью продвижения своих ценностей, таких как: нерабочее воскресенье, наказание за преступления коммунистической эпохи, введение религиозного образования в школах, защита брака как союза мужчины и женщины. женщина ( референдум 2013 года ), противодействие абортам (кампания за «защиту жизни человека от зачатия до естественной смерти»), противодействие эвтаназии, противодействие естественным методам планирования семьи и лечения бесплодия, а также противодействие методам искусственного контроля над рождаемостью.
Демография
[ редактировать ]Опубликованные данные переписи населения Хорватии 2011 года включали перекрестную таблицу этнической принадлежности и религии, которая показала, что в общей сложности 3 697 143 верующих католика (86,28% от общей численности населения) были разделены между следующими этническими группами: [40]
- 3 599 038 хорватов-католиков
- 22 331 верующий католик региональной принадлежности.
- 15 083 итальянца-католика
- 9396 венгров-католиков
- 8521 чех-католик
- 8299 цыган-католиков
- 8081 словенец-католик
- 7109 албанцев-католиков
- 3159 словаков-католиков
- 2776 верующих католиков необъявленной национальности.
- 2391 серб-католик
- 1913 верующих католиков других национальностей.
- 1847 немцев-католиков
- 1692 русина-католика
- 1384 верующих католика неизвестной национальности.
- 1339 украинцев-католиков
- другие отдельные национальности (до 1000 человек каждая)
Организация
[ редактировать ]Иерархия
[ редактировать ]В Хорватии иерархия состоит из:
Епископы организованы в Хорватскую конференцию епископов, которую возглавляет архиепископ Задарский Монс. Желимир Пулич .
Есть также исторические епископства, в том числе:
насчитывалось 1570 католических приходов . По состоянию на 2009 год в Хорватии [41]
францисканцы
[ редактировать ]три францисканские В стране провинции:
- Францисканская провинция Святых Кирилла и Мефодия, расположенная в Загребе ,
- францисканская провинция Святого Иеронима, расположенная в Задаре и
- Францисканская провинция Святейшего Искупителя, расположенная в Сплите .
Другие заказы
[ редактировать ]- Хорватская Доминиканская провинция
- Хорватская провинция Общества Иисуса
- Хорватская салезианская провинция Сен-Дон-Боско
- Хорватская кармелитская провинция Святого Иосифа-отца
Отношения
[ редактировать ]Хотя подавляющее большинство хорватов объявляют себя католиками, определенная часть из них не следует учению Церкви по моральным и социальным вопросам. Согласно опросу Pew Research , проведенному в 2017 году, только 27% респондентов регулярно посещали мессу, 25% поддержали позицию Церкви в отношении контрацепции, 43% поддержали позицию Церкви в отношении рукоположения женщин и 38% считали, что аборт в большинстве случаев должен быть незаконным. С другой стороны, 66% поддержали позицию Церкви в отношении однополых браков. [42]
Споры
[ редактировать ]Некоторые критикуют Католическую церковь в Хорватии за пропаганду неофашизма и терпимость к нему. [43] в ее рядах:
Каждый год в декабре католическая церковь в Хорватии проводит ежегодную поминальную мессу. [44] посвященный усташскому фашистскому диктатору Анте Павеличу в Загребе и Сплите . Известно, что эти массы привлекают группы сторонников Павелича, одетых в одежду с символами усташей. [45] [46]
Во время похорон осужденного командира концлагеря времен Второй мировой войны Динко Шакича священник Вьекослав Ласич заявил, что «каждый честный хорват должен гордиться именем Шакича». [47] [48] и этот «суд, который признал Шакича виновным, также признал виновным Хорватию и ее народ». [49] Эти заявления были решительно осуждены Центром Симона Визенталя и Хорватским Хельсинкским комитетом . [47]
Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович подверглась критике в прямом эфире со стороны хорватского монаха Луки Прчелы за то, что он заявил, что Независимое государство Хорватия является преступным государством и не является независимым. Прчела заявил, что Независимое государство Хорватия « никогда никого не убивало за пределами своих границ » и что два бывших левых президента Хорватии были «антихорватскими». [50]
Епископ Сисакский Владо Кошич был одним из тех, кто подписал петицию о введении фашистского усташского движения Salute Za dom spremni в официальное использование в хорватских вооруженных силах . [51]
1 июля 2017 года дон Анжелко Качунко провел поминальную мессу Черного легиона усташского командира Юре Франтича , на которой он описал Франтича как «патриота, который был готов отдать свою жизнь за родину». [52]
2 июля 2017 года СМИ опубликовали фотографию хорватского католического священника, позирующего для фото с группой мальчиков на детском футбольном турнире в Широки Бриег , Босния и Герцеговина . Их команда называлась «Черный легион», и все мальчики были одеты в черные футболки, что намекало на пресловутое одноименное ополчение усташей. [53]
2 сентября 2017 года, проводя мессу недалеко от города Синь , монах Божо Норак Кляйо уравнял Za dom spremni и «Хвала Иисусу», заявив, что это «одновременно благие намерения, человеческие и древние христианские приветствия, в которых нет ни капли ненависти или мести». [54]
После смерти Славко Гольдштейна , известного хорватского писателя и издателя еврейского происхождения, Мили Пленкович, пастор Хвара , опубликовал сообщение в Facebook, в котором выразил радость, услышав новость о смерти Гольдштейна, потому что, по его словам: «еще один ненавистник Хорватии исчез из этого мира». [55] [56]
Места паломничества хорватов
[ редактировать ]Известные люди
[ редактировать ]- Йосип Бозанич
- Юрай Добрила , епископ Истрии XIX века.
- Иван Грубишич , священник из Далмации, депутат парламента 2011–2015 гг.
- Мария Круцификса Козулич основала единственную коренную общину монахинь, основанную в Риекской архиепархии.
- Франьо Кухарич
- Антун Махнич , инициатор хорватского католического движения
- Иван Мерц , блаженный мирянин и католический активист
- Алоизие Степинац , архиепископ Загреба во время Второй мировой войны
- Йосип Юрай Штроссмайер
- Франьо Шепер
- Михаль Шилобод Болшич (1724–1787), римско-католический священник, математик, писатель и теоретик музыки, прежде всего известный как автор первого хорватского учебника по арифметике «Арифматика Хорвацка» (опубликовано в Загребе, 1758 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сколько педофилов в церкви?» . 22 июля 2014 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» . Исследовательский центр Пью . 10 мая 2017 г.
- ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
- ^ "Св. Иосип - защитник хрватских домовин" . Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 г.
В свой сезон 9 и 10 июня 1687 года хорватский парламент, при поддержке епископа Загреба Мартина Борковича , единогласно провозгласил Святого Иосифа покровителем Хорватского королевства.
- ^ «Балканы | Определение, карта, страны и факты | Британника» . www.britanica.com . 26 июня 2023 г. Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Балканы — Римская империя, славяне, христианство и Византийская империя | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Мандич, Доминик (1963). Обсуждения и вклады из старой хорватской истории . Рим: Институт истории Хорватии. стр. 315, 438.
- ↑ Деметрий, герцог Хорватии и Далмации. Архивировано 12 февраля 2006 г. в Wayback Machine. Григорий даровал ему королевский титул после того, как он пообещал « Пенс Петра ». Папе
- ^ Раукар, Томислав (1997). Хорватское средневековье . Загреб: Учебник. стр. 49. ISBN 953-0-30703-9 .
- ^ Курта, Флорин; Курта, профессор средневековой истории Флорин; Стивенсон, Пол (31 августа 2006 г.). Юго-Восточная Европа в средние века, 500-1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- ^ Крафт Сойч, Ванда (2016). "НАДПИСЬ ИННОКЕНТА IV ЕПИСКОПУ СЕНЖСКОМУ (1248 г.) ПОД ПОКРОВИЕМ СВЯТОГО ИЕРОНА I. Привилегия Сенджа от 1248 года" . Хорватская христианская периодика . 40 (77): 1–23 . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ «Црква у Хорватской» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2020 года.
- ^ Лиляна Добровшак. Брачное право в 19 веке в Хорватии
- ^ Кристо, Юре (2011). «Католическая церковь в Югославии в период между двумя мировыми войнами» . CROSBI Hrvatska Znanstvena Bibliografija : 177–196.
- ^ Патафта, Д. (2015). «Преследования боснийских греко-католиков в Королевстве сербов, хорватов и словенцев / Югославии по данным современной католической прессы» . Исследовательские ворота .
- ^ Jump up to: а б с д Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941-1945: оккупация и сотрудничество . Издательство Стэнфордского университета. п. 555. ИСБН 978-0-80477-924-1 .
- ^ Jump up to: а б с Файер (2000) , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Хебблтуэйт, Питер (1993). Павел VI: первый современный Папа . Паулист Пресс. стр. 153–157, 210–211. ISBN 978-1-58768-759-4 .
- ^ Эванс, Ричард Дж. (2009). Третий Рейх в войне . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. стр. 158–159. ISBN 978-1-5942-0206-3 .
- ^ Файер (2000) , с. 34-35.
- ^ Файер (2000) , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Янсен, Ганс (2003). Пий XII (на голландском языке). Кампания: Почему. стр. 93, 151. ISBN 978-90-435-0736-3 .
- ^ Алоизие Виктор Степинац: 1896-1960. Архивировано 30 мая 2003 года в Wayback Machine.
- ^ Файер (2000) , стр. 46–47.
- ^ Гилберт, Мартин. Праведники – Невоспетые герои Холокоста , Doubleday (2002), стр. 203, 466; ISBN 0385 60100X .
- ^ «Партизан Юре Галич: Мои товарищи убили 30 человек из Вргора» . 28 апреля 2011 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ Таннер (1997) , с. 164
- ^ Таннер (1997) , стр. 165.
- ^ «Религиозные общины в Хорватии с 1945 по 1991 год» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ Акмаджа, Мирослав. Католическая церковь в Хорватии и коммунистический режим 1945-1966 гг .Риека: Отокар Кершовани, 2004 г. (стр. 69) <--добавлен ISSN/ISBN-->
- ^ Митя Великоня. Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине , Texas A&M University Press, 2003 (стр. 200) <-- ISSN/ISBN -->
- ^ Мирослав Акмаджа. Конфискация церковных реестров в Хорватии во время коммунизма
- ^ Гольдштейн, Иво. Хорватия: История . McGill Queen's University Press, 1999. (стр. 169).
- ^ «Страница не найдена. – Католический богословский факультет» . Архивировано из оригинала 22 июля 2008 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «Как Госпа развалил СФРЮ» . Глобус . Архивировано из оригинала 21 сентября 2008 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ Рамет, Сабрина П. (1990). Католицизм и политика в коммунистических обществах . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. п. 194. ИСБН 978-0-8223-1047-1 .
- ^ «Первоапостольский нунций в Хорватии» . Святая Цецилия . 62 (2). Загреб: Католический богословский факультет : 25. 1992. ISSN 1849-3106 .
- ^ «Хорватское католическое радио по случаю 10-летия вещания» . Голос Совета . Архивировано из оригинала 28 октября 2007 года . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «Данные о платежах доступны впервые с 2003 года. Kaptol получила от государства 6 миллиардов кун» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «4. Население по национальностям и вероисповеданию» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года . Хорватское статистическое бюро . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ «Кад тата служение мису – Nacional.hr» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» (PDF) . Исследовательский центр Пью . Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2023 г.
- ^ «Хорватскую церковь призывают бороться с «сочувствующими фашистам» :: Balkan Insight» . www.balkaninsight.com . 10 мая 2016 года . Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ «Похороны Анты Павелич прошли в центре Загреба. Собралась горстка поклонников усташского преступника, позирующих в футболках с большой буквой «У» » . jutarnji.hr . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Месса поминовения хорватских нацистов названа «позором» :: Balkan Insight» . www.balkaninsight.com . 30 декабря 2014 года . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Зурофф протестует против мессы во имя лидера усташей Павелича» . tportal.hr . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Патеру Вьекославу Ласичу грозит тюремное заключение» . Свободная Далмация (на хорватском языке) . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Почему правительство Хорватии хранило молчание о похоронах Шакича?» (на хорватском языке) . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Патер Ласич: Бог все простил Шакичу» . Свободная Далмация (на хорватском языке) . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Позор в прямом эфире на HTV: Священник у алтаря: «Я не могу простить президента, потому что она сказала, что NDH преступен» » . Net.hr (на хорватском языке). 08.05.2016 . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Странная петиция также подписана Шимуничем. Они просят президента ввести в вооруженных силах салют «К дому готов!» . jutarnji.hr . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «Не удалось установить мемориальную доску усташам Юрию Франчетичу. Спецназ забрал мемориальную доску, Качунко провел поминальную мессу: «Францетич был патриотом » . jutarnji.hr . Проверено 1 июля 2017 г.
- ^ «При полной поддержке священника / Продвижение усташтвы не прекращается: на турнире в Широки Бриеге победила второстепенная команда «Црна легия»!» . 100posto.hr (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ «Хвала Иисусу и Готовность домой — два древних христианских приветствия» . N1 HR (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 07 сентября 2017 г. Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ « Известие о смерти Гольдштейна обрадовало меня. Ненавистник джедеев в Хорватии исчез из этого мира». Заявление хварского священника шокировало и его верующих» . jutarnji.hr . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ Vijesti.hr (16 сентября 2017 г.). «Хварский священник шокирован своей реакцией на известие о смерти хорватского интеллектуала: «Я был рад услышать, что доктор Славко Гольдштейн умер» » . Vijesti.hr (на хорватском языке) . Проверено 16 сентября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Файер, Майкл (2000). Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 гг . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253337252 .
- Файер, Майкл (2008). Пий XII, Холокост и холодная война . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253349309 .
- Таннер, Маркус (1997). Хорватия: нация, закаленная войной . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07668-1 .