Антимуральное христианство
Antemurale Christianitatis ( английский : «Оплот христианского мира ») — это ярлык, который Папа Лев X дал Хорватии в 1519 году, которая была границей христианской Европы , защищая ее от Османской империи .
Албания
[ редактировать ]В 15 веке Папа Пий II , восхищаясь Османско-албанскими войнами, которые вел в основном Скандербег , определил Албанию как итальянский бастион христианства ( лат . Antemurale Christianitatis Italiaeque ). [ 1 ] Сам папа объявил войну Османской империи в 1463 году, но такая война так и не велась, так как в следующем году он умер в Анконе , все еще организуя морскую атаку на османов. [ 1 ]
Армения
[ редактировать ]Армению, особенно Армянское Киликийское королевство , называют последним христианским оплотом в Азии, подпавшим под власть мусульман. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Хорватия
[ редактировать ]Папа Лев X назвал Хорватию Antemurale Christianitatis ( хорватский : Predziđe krishnastva ) в 1519 году в письме хорватскому бану Петару Бериславичу , [ 5 ] учитывая, что хорватские солдаты внесли значительный вклад в войну против Османской империи . Продвижение Османской империи в Европу было остановлено в 1593 году на хорватской земле ( битва при Сисаке ), которую в этом смысле можно было рассматривать как исторические ворота европейской цивилизации. Тем не менее, мусульманская Османская империя оккупировала часть Хорватии с 15 по 19 века. Однако Папа Лев X был не первым, кто дал Хорватии такой титул. 10 апреля 1494 года знать южных хорватских регионов направила письмо папе Александру VI и римско-германскому императору Максимилиану I с просьбой о помощи в борьбе с османскими нападениями. В этом письме Хорватия впервые была названа бастионом и оплотом христианства:
Мы блокируем эту силу (турок) почти семнадцать лет, тратя впустую свои тела, жизни и все наше добро, и, как бастион и оплот христианства, мы ежедневно защищаем христианские страны, насколько это по-человечески возможно. Вот почему мы говорим вам следующее: если мы потерпим поражение от турок, то они, возможно, смогут избавить хорватов от христианства. [ 6 ]
Когда турки завоевали Константинополь в 1453 году, папа Каллист III призвал всех христиан к крестовым походам . Многие хорваты во главе со святым Иоанном Капистрано входили в состав армии, разгромившей 150 000 турок при осаде Белграда в 1456 году. [ 7 ] Когда Белград был завоеван турками в 1521 году, многие хорватские писатели и дипломаты отмечали драматическую ситуацию, заявляя, что Белград был бастионом христианства, ключом к Европе и крепостью всего Венгерского королевства . В следующем году немецкий парламент в Нюрнберге назвал Хорватию Цвингермаурером (Крепостью), а австрийский эрцгерцог Фердинанд Габсбургский заявил, что «рыцарская христианская нация хорватов стоит щитом перед Штирией , Каринтией и Карниолой , и всей Центральной Европой. и западный христианский мир ». На заседании князь Бернардин Франкопан обратился за помощью, напомнив, что "Хорватия - это щит и дверь христианства". [ 8 ] [ 7 ] Крсто Франкопан заявил 1 июля 1523 года в мемориале папе Адриану VI , что Хорватия является «оплотом или дверью христианства, и особенно сопредельными странами Каринтии , Карниолы , Истрии , Фриули и Италии ». [ 8 ] Хорватский поэт эпохи барокко Владислав Менчетич писал в 1665 году:
Италия бы погрузилась в глубокие волны рабства, если бы Османское море не врезалось в хорватское побережье.
Польша
[ редактировать ]Раннее использование метафоры «стены» для описания Польши происходит в письме ландграфа Генри Распе от 10 марта 1241 года герцогу Генриху II Брабантскому во время первого монгольского вторжения в Польшу , когда захватчики угрожали Священной Римской империи . Генрих писал: «Наша ближайшая стена горит, а соседние земли будут опустошены» ( paries nobis proximus succenditur, et terra vicina petet Vastationi ). [ 9 ]
За свою многовековую позицию против мусульманских наступлений Речь Посполитая также получила название Antemurale Christianitatis . [ 10 ] В 1683 году Венская битва стала поворотным моментом в 250-летней борьбе между силами христианской Европы и исламской Османской империей. Веспажан Коховский в своей «Psalmodia polska» ( «Польские псалмы» , 1695) рассказывает об особой роли Польши в мире ( antemurale christianitatis – оплот христианства) и превосходстве польской политической системы ( złota wolność – золотая свобода ).
Валахия и Молдова
[ редактировать ]Влад Цепеш защищал свою страну от Османской империи, и христианские дипломаты трепетали перед его достижениями и, более того, были благодарны, что кто-то взял на себя инициативу против вторгшейся мусульманской армии. Сам Папа Пий II восторженно отзывался о Цепеше после прочтения депеш от его представителей и посылал субсидии из Рима, чтобы помочь его кампании. Te deums прозвучали во славу побед Цепеша, а неспособность армии Мехмеда пересечь Валахию в Центральную Европу спасла от завоевания множество городов и стран. Папа наградил его титулами Athleta Christi и Antemurale Christianitatis. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Стефан Великий из Молдовы, двоюродный брат Влада, победил османов в битве при Васлуе , которая стала самым большим поражением Османской империи в средние века. [ 14 ] Позднее Стефан был удостоен титула «Athleta Christi» ( «Чемпион Христа ») папой Сикстом IV , который называл его «verus christianae fidei athleta» («истинный защитник христианской веры»). [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Священная лига (1538 г.)
- Священная лига (1571 г.)
- Священная лига (1684 г.)
- Священная лига (1717 г.)
- Христос Европы
- Столетняя хорватско-османская война
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Арриго Петакко (7 октября 2010 г.). Последний крестовый поход . Издания Мондадори. стр. 43–44. ISBN 978-88-520-1378-2 .
Европа, с восхищением следившая за подвигами албанского лидера и Пия II, определила Албанию как «вечную Christianitatis Italiaeque».
- ^ "Армения". Британская энциклопедия, том II (9-е изд.). Эдинбург: Адам и Чарльз Блэк . 1875. с. 548 .
Рупенийцы вступили в союз с крестоносцами и образовали вместе с королями Кипра последний оплот христианства на Востоке.
- ^ Чараз, Минас [на армянском языке] (1993). «Армянская церковь». В Сигере, Ричард Хьюз (ред.). Рассвет религиозного плюрализма: голоса Всемирного парламента религий, 1893 г. Издательство «Открытый суд» . п. 190 .
...в Армении и Киликии, где правила четвертая и последняя армянская династия. ... Киликия, ставшая жертвой христианской солидарности, была затоплена кровью своих детей. Так пал последний оплот христианства в Азии.
- ^ Фонтейн, Святой Франциск Мэри (2004). Дуализм христианского и мусульманского миров в средние века Центральный Боехуис . п. 323. ИСБН 9789051790832 .
Киликия все еще была территорией Византии, но была предоставлена практически независимой могущественной армянской династией. На Западе в нем видели христианский оплот против турок.
- ^ Великоня, Митя (2003). Религиозное разделение и политическая нетерпимость в Боснии и Герцеговине . Издательство Техасского университета A&M. п. 78. ИСБН 978-1-60344-724-9 .
- ^ Милан Кругек, Региональные укрепления и защита Хорватского королевства в 16 веке , Загреб, 1995, с. 49
- ^ Jump up to: а б «М. Прпа: Antemurale Christianitatis - Предшественники христианства - Портал Хорватского культурного совета» . Хкв.ч. 24 марта 2013 года . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2015 года . Проверено 9 июля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Гриша Веркамер (2021), «Монгольское вторжение в 1241 году - реакция европейских правителей и последствия для княжеств Центрально-Восточной Европы», Journal of East Central European Research 70 (2): 227–262, стр. 254. дои : 10.25627/202170210926
- ^ Ван Норман, Луи Э. (1907). Польша: Рыцарь среди народов . Компания Флеминга Х. Ревелла. п. 18.
- ^ «WissenschaftsCampus Mainz: Говоря о войне: молдавское и валашское восприятие османской угрозы в 14-16 веках» .
- ^ Рейли, Линн Нил (31 октября 2021 г.). Последний стратиот . ISBN 9781735131863 .
- ^ Дракула: Многоликий принц – Его жизнь и его времена с. 129
- ^ История Стефана Великого , стр. 133.
- ^ Святой Стефан Великий в его современной Европе (Respublica Christiana) , с. 141